В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Мельников: методы борьбы с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма в России все больше соответствуют мировым стандартам Назад
Виктор Мельников: методы борьбы с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма в России все больше соответствуют мировым стандартам
Начало нового года время для подведения итогов работы и определения новых целей. О том, что было сделано и что еще предстоит сделать в таком важном направлении национальной политики, как борьба с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма, в интервью корреспонденту агентства `Интерфакс-АФИ` Елене Новиковой рассказал заместитель председателя Банка России Виктор Мельников.

Законотворческая работа

Очевидно, что после принятия России в состав FATF началась активная работа по изменению законов, направленных на борьбу с отмыванием нелегальных доходов. Каковы результаты проведенной работы?

В июне 2003 года Россия стала полноправным членом международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF). Тогда же в Берлине была утверждена новая редакция 40 рекомендаций FATF, которые в течение двух лет должны найти отражение в национальном законодательстве каждой страны, входящей в состав этой международной организации.

С учетом рекомендаций FATF и накопленного опыта Банком России внесен ряд предложений в новую редакцию закона о противодействии отмыванию денег, полученных преступным путем.

Во-первых, это более глубокая идентификация клиентов банка и четкое определение конечного выгодоприобретателя для того, чтобы исключить возможность участия подставных лиц. Так, при оформлении сделки с участием нелегальных денежных средств часто используются утерянные паспорта, документы умерших людей. Всю эту информацию нужно отслеживать и проверять. Поэтому, по нашему мнению, кредитная организация должна иметь доступ к регистрационным базам данных МНС, паспортно-визовым данным МВД.

Как клиенты банков отнесутся к тому, что информация о них станет доступной для сотрудников кредитной организации? И все ли банки получат доступ к подобной информации?

Возможность получения информации о клиенте должна быть предоставлена всем кредитным учреждениям.

Для того чтобы информация о вкладчике и конечном выгодоприобретателе не вышла за пределы банка и не могла быть использована не по назначению, достаточно соблюдения закона о банковской тайне. Если степень доверия к кредитной организации высока, то никаких опасений быть не должно. Иначе, зачем идти в такой банк?

Какие еще нововведения ждут клиентов кредитных учреждений по линии борьбы с нелегальными доходами?

Предлагается законодательно расширить перечень операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, внесение в данный список сделок, проводимых физическими лицами-нерезидентами. Это предложение возникло не случайно. Только за 2003 год, по предварительной оценке, иностранные граждане сняли со счетов в российских банках порядка $11 млрд. Участниками подобных сделок являлись, прежде всего, граждане бывших союзных республик.

Возможны нововведения в 2004 году и для самих кредитных организаций. Было предложено расширить полномочия ЦБ РФ по установлению требований к кредитным учреждениям в отношении организации внутреннего контроля с целью выявления подозрительных операций. В частности, повышение квалификационных требований к банковскому персоналу, задействованному в работе по осуществлению внутреннего надзора.

Могу сказать, что в заключительной стадии находится подготовка поправок в банковское законодательство, которые разработаны с учетом рекомендаций FATF. Напомню, что в 2002 году законодательно были ограничены инспекционные возможности Центробанка. Банк России оказался не вправе производить более одной проверки кредитной организации или ее филиала по одним и тем же вопросам за один отчетный период даже по запросу правоохранительных органов при возбуждении уголовного дела. FATF указала на необходимость предоставления Центробанку возможности неоднократной проверки банков. Для этого потребуется внести ряд поправок в закон о ЦБ РФ, над чем мы сейчас и работаем.

Кроме того, в целях повышения прозрачности банков и недопущения контроля над ними со стороны преступных элементов необходимо определение реального владельца кредитной организации, что также потребует внесения дополнений в закон о банках и банковской деятельности.

Определенным подспорьем в этом плане станет то, что в 2004 году все российские коммерческие банки должны будут составлять финансовую отчетность по международным стандартам. Общее направление в банковской отчетности - это повышение прозрачности в деятельности кредитной организации и возможность сопоставления ее показателей с показателями иностранных организаций. Введение МСФО ускорит выход российских банков на международный уровень и оптимизирует сотрудничество России с международными организациями по борьбе с отмыванием нелегальных доходов, особенно после вступления в FATF.

Сегодня правила организации внутреннего контроля в банках, в том числе по выявлению подозрительных операций, носят рекомендательный характер. Как это сказывается на эффективности борьбы с отмыванием нелегальных доходов?

Конечно, это снижает эффективность работы. Именно поэтому правила должны носить обязательный характер, кроме того, это одна из рекомендаций FATF, которая была высказана в адрес России при ее вступлении в эту организацию.

Я думаю, что это даст государству дополнительные возможности при контроле исполнения банками закона `О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма`.



Практика борьбы с отмыванием `грязных` денег


Интересно, какие схемы по отмыванию `грязных денег` сегодня наиболее распространены?

Схемы известны, при чем большинство из них не выходит за рамки действующего законодательства. Практически нет ни одной схемы, где бы не была задействована фирма-однодневка. Можно сказать, что это обязательный элемент. Однако создание таких фирм законодательно никак не ограничено, поэтому они `плодятся` со скоростью, опережающей возможности надзорных органов.

Вторая обязательная составляющая - это вексель. Простота его выпуска, возможность свободного обращения делают этот финансовый инструмент весьма привлекательным для `серых` схем.
Мы, естественно, не бездействуем.

Так, в целях повышения качества капитала кредитных организаций в марте 2003 года была принята новая редакция положения `О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций`. Этот документ предусматривает исключение из расчета капитала той части источников собственных средств банков (уставного капитала, эмиссионного дохода, прибыли и других), для формирования которой инвесторами использованы ненадлежащие активы, в том числе так называемые `вексельные` схемы.

Кредитным организациям, осуществляющим операции с предоплаченными финансовыми продуктами или предоставляющим услуги по переводу денежных средств без открытия счета, было рекомендовано усилить за ними контроль. При этом обратить особое внимание на операции по регулярному переводу денежных средств физическими лицами без открытия банковского счета в случаях, когда объем таких операций по отдельности не превышает сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей.

Кроме того, в 2003 году Банк России выпустил указание оперативного характера об осуществлении контроля за исполнением банками закона о противодействии легализации преступных доходов.

Как видите, мы делаем все возможное в рамках действующего законодательства. Надеюсь, что после принятия готовящихся поправок в законы, наши возможности возрастут.

Насколько банки дисциплинированы в исполнении закона о противодействии отмыванию преступных доходов?

За 2003 год Банком России было проведено 1695 инспекционных проверок. При этом в 40% случаев было выявлено несоблюдение одного или нескольких нормативных актов в области противодействия отмыванию нелегальных доходов.

Наиболее частые нарушения - это не предоставление информации в Комитет финансового мониторинга. Иногда, из-за неправильного понимания закона или ошибочной классификации операций, а где-то, может быть, сознательно.

Вторыми идут нарушения в организации внутреннего контроля. На третьем месте, ошибки в формировании отчета в виде электронного документа, когда он бракуется электронной системой КФМ.

По всем фактам несоблюдения были приняты меры. К 594 кредитным организациям - предупредительного характера в виде рекомендательных писем руководству банка, а также предписаний об устранении выявленных нарушений, 76 банкам были назначены штрафы и в 5 кредитных организациях пришлось ввести ограничения на проведение ряда финансовых операций.

Вы сказали о штрафах, насколько они чувствительны для банков? Не получится ли так, что банку легче заплатить штраф и спокойно продолжить работу с клиентами с использованием `серых` схем?

Мы понимаем, что денежные санкции должны быть, с одной стороны, чувствительными для оштрафованной организации, а с другой - не должны подрывать ее финансовое состояние. Должна быть найдена `золотая середина`.

И все-таки я хотел бы подчеркнуть, что основной упор необходимо делать на разъяснительную работу. Сейчас, в соответствии с поручением президента, создана межведомственная группа для разработки национальной стратегии по борьбе с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма в России. Мне поручили возглавить подгруппу по финансовому сектору, иным зонам риска и надзору за ними. Наша задача, кроме прочего, состоит и в разработке концепции по формированию общей культуры в восприятии мер, направленных на противодействие отмывания незаконных доходов.

Это очень важное направление: руководство банка, а также его сотрудники, должны понять необходимость выполнения закона для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, для снижения репутационного риска и риска проведения операций.

Полагаю, средством, повышающим чувствительность к применяемым к нарушителям санкциям, могла бы стать и их большая публичность. Вот, например, во Франции во времена валютного контроля (60-70-е годы XX века) каждый месяц за счет `провинившейся` кредитной организации в одной из трех общенациональных газет, по ее выбору, публиковалась информация о нарушении и примененных санкциях. Как отмечают французские коллеги, это была весьма эффективная форма воздействия.

Решение о снятии ограничения с суммы `отмытых` денег для возбуждения уголовного дела не приведет к тому, что будут выявляться только мелкие преступления, в то время как на более крупные не будет времени?

Отмывание денег - это настолько опасное преступное деяние, которое нельзя ограничивать какой-то суммой. И разделение на крупные и мелкие объемы недопустимо.

Вы упомянули о том, что для выявления операций, осуществляемых через банковскую систему с целью отмывания `грязных` денег, необходимо обучение персонала.

Это очень важный вопрос. В обучении нуждаются представители всех организаций, задействованных в борьбе с отмыванием денег.

За два года мы обучили более 2000 человек: 1300 - это специалисты кредитных организаций и 800 - работники Банка России. Провели 41 семинар, при этом в 10 из них принимали участие иностранцы, которые, надо подчеркнуть, отмечают довольно высокий уровень подготовки наших специалистов.

Кроме того, сегодня мы обсуждаем возможность обмена специалистами между одной из правоохранительных структур и Банком России с целью взаимного обучения.

Я считаю, что в дальнейшем Центробанк должен больше усилий направлять на обучение своих специалистов-инспекторов, а подготовку сотрудников банков должны взять на себя общественные организации, например, Ассоциации российских банков и Ассоциации региональных банков России. При этом очень важно, чтобы процесс обучения был непрерывным, с мощной системой переподготовки, так как схемы по отмыванию денег постоянно трансформируются, для их выявления требуется своевременное обновление и пополнение знаний.

В то же время обязательно базовое обучение. В этой связи, на мой взгляд, очевидна необходимость введения в высших учебных заведениях отдельных курсов, как финансовых, так и юридических, для подготовки специалистов данного профиля.

Вы говорите о необходимости сотрудничества с правоохранительными органами для обучения специалистов, но, может быть, нужно ставить вопрос о создании отдельной правоохранительной структуры, которая занималась бы только экономическими преступлениями?

Наша страна пока только ищет оптимальный подход для решения этого вопроса. Что это будет, увидим. Но как показывает мировая практика, жесткого разделения только на криминальные и только экономические преступления быть не должно. Обычно все это переплетено.



Международное сотрудничество


Борьба с легализацией преступных доходов не должна замыкаться внутри страны, а требует международного сотрудничества. Что делается для повышения эффективности совместной деятельности?

Специфика схем по отмыванию денег такова, что в них практически всегда присутствуют иностранные контрагенты. Поэтому мировое сообщество стоит перед задачей создания единой системы борьбы с этим явлением. Международная составляющая должна стать к ней не каким-то довеском, а базовым элементом, от которого зависит эффективность всей работы.

Я бы выделил два основных направления развития этого сотрудничества. Во-первых, это объединение международных организаций в борьбе с отмыванием незаконных денег и финансированием терроризма. При этом необходима более глубокая структуризация их обязанностей и функций, чтобы избежать дублирования. Каждый орган должен иметь четко сформулированные задачи и располагать оперативной самостоятельностью.

Во-вторых, следует развивать международное взаимодействие на уровне специализированных организаций. Это создаст, как говорят дипломаты, `более плотную ткань международного сотрудничества`, которая обеспечит повышение эффективности работы.

Нужно учитывать, что операции, связанные с отмыванием денег, осуществляются почти мгновенно и по всему миру с помощью современных банковских и информационных технологий. Поэтому противодействие должно, во всяком случае, не отставать и быть адекватным тем методам, которые применяют `отмывальщики`.

Необходимо, чтобы, например, надзорный банковский орган одной страны мог очень быстро получать доступ к базам данных соответствующей структуры в другой.

Мировая система борьбы с отмыванием нелегальных денег и финансированием терроризма должна базироваться на совместимых информационных системах, на общих информационных технологиях. Нужны также сопоставимые юридические нормы. В этом состоит ключевой компонент глобального надзора.

Не без удовлетворения могу сказать, что благодаря настойчивости российской делегации в новые рекомендации FATF было включено положение о целесообразности международного взаимодействия на уровне специализированных национальных организаций.

До последнего времени весь финансовый сектор рассматривался как одно целое, в комплексе. В процессе разработки новых 40 рекомендаций FATF, стало достаточно очевидным, что контроль и за кредитным организациям, и за участникам рынка ценных бумаг, и за рынком недвижимости, и за рынком драгоценных металлов по единым методикам и стандартам уже вряд ли возможен.

Таким образом, следующий шаг - работа над специализацией и разделением по направлениям имеющихся мировых стандартов противодействия легализации преступных доходов, которую должны взять на себя специализированные международные организации.

Я считаю, что сейчас на уровне международного сообщества, эта задача очень перспективная, интересная и ее решение может дать большой положительный эффект.

Можно ли сказать, что Россия уже начала реализовывать эту концепцию?

В целом, да. Россия вступила в FATF, КФМ - в международную группу финансовых разведок, но эффективная работа по борьбе с отмыванием денег и с финансированием терроризма требует постоянного развития.

Поэтому мы приступили к реализации международного взаимодействия на уровне специализированных организаций. Банк России ведет переговоры с органами банковского надзора ряда стран об обмене информацией в области банковского надзора и противодействия легализации `грязных` денег. А с Народным Банком Китая было подписано соглашение об организации информационного обмена и подготовке кадров в сферах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и борьбы с финансированием терроризма.

Мы только что вернулись из Китая, где прошла встреча с нашими коллегами из НБК. Надо отметить, что с их стороны проявляется большой интерес. В соответствии с планом законотворческой работы, Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) к середине 2004 года должно подготовить и рассмотреть в первом чтении законопроект о противодействии отмыванию преступных доходов. Поэтому нашим коллегам из КНР весьма интересно ознакомиться с российским опытом по борьбе с отмыванием нелегальных доходов, как в законодательной сфере, так и на практике. Важно, что из крупных стран последний аналогичный закон был принят именно в России.

Но наше общение не было односторонним. Россия заинтересована в том, чтобы страна, с которой у нас очень тесные контакты во многих сферах, эффективно боролась с отмыванием нелегальных доходов. Для России важно принимать участие в процессе организации этой работы, чтобы методологии противодействия отмыванию `грязных` денег наших стран, начиная с законодательной основы, были сопоставимы.

Каковы перспективы формирования региональной организации, аналогичной FATF, на постсоветском пространстве?

На пленарном заседании FATF в октябре 2003 года Россия выступила с предложением о создании региональной организации, аналогичной FATF, в состав которой входили бы Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Россия. Эта инициатива международным сообществом в предварительном порядке была поддержана и теперь прорабатывается.

Россия придает этому вопросу большое значение, так как с бывшими советскими республиками у нас тесные экономические и политические связи.

В Москве 10-11 февраля текущего года пройдет семинар руководителей финансовых разведок стран-участниц СНГ, где будет обсуждаться вопрос о создании на постсоветском пространстве региональной ассоциации по борьбе с отмыванием денег.

Сейчас много говорят о возможности проведения в России так называемой амнистии капиталов, выведенных за границу. Как вы к этому относитесь?

Произошедшие в последние годы изменения в российском валютном законодательстве позволяют без труда, к тому же анонимно, возвратить в Россию денежные средства, ранее переведенные за границу.

Например, Банк России принял решение о введении с 10 октября 2002 года нормы, в соответствии с которой кредит на срок более 180 дней может быть получен из-за рубежа российским юридическим лицом без разрешения Центробанка (как это было раньше). Именно после введения этой нормы было отмечено существенное увеличение объема кредитов негосударственному сектору. В результате общая задолженность частного сектора по иностранным кредитам на конец 2003 год составила $42 млрд.

Мне кажется, что это в определенной части те деньги, которые ранее были выведены из страны. Стоит отметить, что при возврате денег никому ничего не надо показывать и доказывать: как они туда попали, откуда они.

Поэтому моя личная точка зрения: вопрос о принятии закона об амнистии капиталов сейчас уже неактуален, так как для его беспрепятственного возврата из-за границы есть все условия.

Легализация незаконных доходов осуществляется в основном через офшорные зоны. Какие предложения высказывает международное сообщество для того, чтобы контролировать такие операции?

В марте 2003 года группа 20-ти выступила с инициативой о повышении прозрачности офшорных юрисдикций и `налоговых гаваней`.

В деятельности офшорных зон есть две стороны: позитивная - это существенная помощь международному бизнесу и негативная - это использование таких зон мошенниками в целях отмывания нелегальных денег.

Россия поддерживает инициативу о повышении прозрачности офшорных финансовых центров и налоговых убежищ, считает возможным принять участие в разработке единых международных стандартов в отношении взаимодействия с офшорными центами, а также разработке критериев по отнесению государства к офшорной юрисдикции.

Центробанк выпустил несколько нормативных актов, которые регулируют взаимоотношения российских банков с банками, находящимися в зонах с облегченным налоговым режимом и непрозрачной финансовой отчетностью.

На начальном этапе мы считаем, целесообразным принять меры по совершенствованию существующих способов обмена информацией между странами и рассмотреть возможность заключения многосторонних соглашений по взаимному сотрудничеству, в том числе с целью предотвращения отмывания нелегальных доходов.

Интересно, как отнесутся к этому сами офшоры?

Международное сообщество идет двумя путями: через осуществление `точечного` воздействия с помощью давления и введения санкций, например, как это было в 2002 году против Республики Науру, и широким фронтом, разрабатывая единые стандарты финансовой отчетности, минимальные налоговые ставки и определяя критерии отнесения государства к офшорной юрисдикции.

Так что усилия, направленные на повышение финансовой прозрачности подобных территорий, уверен, будут иметь положительный результат. При этом еще раз подчеркну, что зоны с облегченным налоговым режимом в определенной сфере деятельности являются неотъемлемой частью международного экономического взаимодействия и необходимым элементом мировой экономики.http://nvolgatrade.ru/

Док. 198713
Перв. публик.: 10.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 157


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``