В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Атака депутатов на автогражданку захлебнулась Назад
Атака депутатов на автогражданку захлебнулась
Госдума проголосовала в среду за изъятие из повестки дня пленарного заседания вопроса об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). До этого предполагалось, что депутаты рассмотрят три варианта обращения к премьер-министру Михаилу Касьянову с просьбой приостановить действие закона об ОСАГО. Таким образом, большинство депутатов считают, что сегодня корректировать работу страховой системы с помощью `стоп-крана` неуместно. Как ни странно, но даже общественность `с другой стороны баррикад` - автолюбители - занимают ту же позицию. Об этом свидетельствуют свежие данные опроса ВЦИОМа.

Текст первого и основного обращения к премьер-министру Михаилу Касьянову был подготовлен главой думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владиславом Резником (`Единая Россия`). В самом депутатском запросе указывается, что каждое десятое обращение российских граждан и общественных организаций связано с законом об обязательном автостраховании: `закон ухудшает материальное положение граждан с низким уровнем дохода`. При этом отмечено, что большинство не против закона в целом, но граждане задают вопросы о льготах по уплате страховых премий для пенсионеров и инвалидов 1-й и 2-й групп, адекватности коэффициентов страховых тарифов, сезонном использовании транспортных средств. В связи с этим премьер-министру предлагается рассмотреть пожелания граждан и информировать Госдуму о принятых в связи с этим решениях.

Альтернативный вариант обращения был предложен депутатом Олегом Шеиным (блок `Родина`), который предлагает правительству рассмотреть возможность снижения базовых ставок страховых тарифов. Кроме того, Владимир Гришуков (из фракции КПРФ) подготовил проект постановления `О необходимости срочного разрешения проблемы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств`, приостанавливающего действие закона об ОСАГО. Правда, профильный банковский комитет Госдумы не поддержал проекты Гришукова и Шеина.

Перед началом пленарного заседания сам Владислав Резник внезапно изменил свою точку зрения на диаметрально противоположную и выступил с предложением исключить рассмотрение всех трех документов из повестки дня. `Такое неконституционное постановление рассматривать невозможно`, - аргументировал Резник свою позицию.

Тщетно депутат Гришуков призывал коллег проникнуться нуждами автолюбителей. `Сам закон об ОСАГО противоречит Конституции. Сегодня вся сила государства и его мощь направлены на то, чтобы отобрать деньги у населения и передать их страховым компаниям`, - говорил депутат. По его подсчетам, в результате действия закона частные страховые компании уже получили с автолюбителей более 40 млрд. рублей.

Казалось, полномочный представитель правительства в нижней палате парламента Андрей Логинов только и ждал демарша Резника. По словам Логинова, кабинет министров еще не закончил анализ практики правоприменения закона `Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств` за второе полугодие прошлого года. А потому, мол, этот вопрос нельзя решить обдуманно - нужно выждать время. Различные министерства сейчас собирают статистические данные по автогражданке за шесть месяцев 2003 года, пояснил Логинов. `На данный момент есть только предварительные выборочные данные, на их основании нельзя делать какие-либо выводы о снижении тарифов на автострахование`, - подчеркнул он. При необходимых 226 голосах, за снятие с рассмотрения этого постановления проголосовали 228 депутатов, 97 были против, восемь воздержались.

Часть депутатов такая проволочка не устроила, и они предложили вызвать в Думу на правительственный час министра финансов Алексея Кудрина, чтобы он проинформировал депутатов о том, как реально работает обязательная автогражданка. Причем, это выступление должно было состояться, по мнению выступаших народных избранников, до конца февраля этого года. Тем не менее, это предложение при необходимых 226 голосах поддержало всего 132 депутата, и оно не прошло. Резюмировала ситуацию первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, которая предложила дать правительству возможность разобраться со статистическими данными и только после этого проводить `правительственный час`. Предложение Гришукова подписать обращение в Конституционный суд в связи с действием закона об ОСАГО попросту `повисло в воздухе`.

Любопытно, что накануне рассмотрения вопроса об обязательной автогражданке в нижней палате парламента Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) завершил обработку специального опроса. В частности, выяснилось, что, несмотря на скептическое отношение к закону, большинство россиян-автолюбителей все же застраховали свои авто. В соответствии с действующим законодательством все владельцы машин должны были приобрести полисы до 1 января. Как свидетельствуют результаты опроса, владельцами личного автотранспорта на сегодняшний день являются 36% россиян, тогда как 64% заявили о том, что у них нет личного автомобиля.

Среди собственников автомобилей подавляющее большинство (68%) уже приобрели полисы автострахования. Треть наиболее дисциплинированных сделала это еще в течение прошлого года, а почти четверть автовладельцев постарались успеть до конца 2003 года. Еще 14% застраховались в новом 2004 году. Четверть опрошенных автовладельцев еще не приобрели полисы, причем 20% из них собираются их приобрести, и лишь 5% не планируют это делать.

Очевидно, что основным препятствием приобретения полиса выступает его стоимость. Часть автовладельцев намерена `тянуть до последнего`, то есть до применения к ним штрафных санкций за отсутствие полиса. Тем не менее, приобретение полиса связано не только с материальным положением, но и в значительной степени с отношением к этому закону. Он вызвал неоднозначную реакцию в обществе, что также подтвердили результаты опроса ВЦИОМ.

Полностью поддержали этот закон в том виде, в каком он бы принят лишь 13% опрошенных. Еще 23% россиян согласились с тем, что такой закон нужен, но не в том виде, в котором он был принят, тогда как 17% опрошенных негативно отнеслись к этому закону, считая, что всеобщее обязательное автострахование - это в принципе плохая идея. Относительное же большинство (40%), которое, по всей видимости, составляют `пешеходы`, проблема обязательного автострахования не волнует. Таким образом, властям фактически удалось навязать автолюбителям непопулярный закон, а теперь последним проще терпеть то, что сложилось по факту, чем идти на баррикады.

Общероссийский опрос проведен ВЦИМ 24-25 января 2004г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1595 чел., интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Если Вы являетесь владельцем машины, то приобрели ли Вы полис обязательного гражданского автострахования?, % от владеющих автомобилем
Да, еще в течение прошлого года 30
Да, в конце декабря 24
Да, в этом, 2004 году 14
Нет, еще не приобрел, но собираюсь 20
Нет, и не собираюсь 5
Затрудняюсь ответить 7


Сроки приобретения полиса обязательного автострахования в зависимости от оценки материального положения, в % от владельцев автомашин
Сроки приобретения полиса Самооценка материального положения
Скорее хорошееСреднееСкорее плохое
Да, еще в течение прошлого года 382923
Да, в конце декабря 292614
Да, в этом, 2004 году 91615
Нет, еще не приобрел, но собираюсь 141927
Нет, и не собираюсь 359
Затрудняюсь ответить 7512


Как Вы относитесь к закону об обязательном автостраховании?, в %
Это правильный, нужный закон 13
Закон об автостраховании нужен, но не в том виде, в котором он был принят 23
Обязательное автострахование - это в принципе плохая идея 17
Меня не волнует эта проблема 40
Затрудняюсь ответить 7


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 198570
Опублик.: 05.02.04
Число обращений: 67


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``