В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
` К бюсту Чкалова приходят американские молодожены, как у нас к вечному огню` Назад
` К бюсту Чкалова приходят американские молодожены, как у нас к вечному огню`

` К бюсту Чкалова приходят американские молодожены, как у нас к вечному огню`Легендарного летчика вспоминают его дети - Игорь и Валерия Чкаловы

До своего 100-летнего юбилея Чкалов, конечно, не дожил бы - уж слишком часто он ходил по грани жизни и смерти. Судьба отмерила ему всего 34 года.

Завещание Чкалова

Валерий Павлович мечтал иметь шестерых детей. Но родились трое. В январе 28-го - Игорь, Валерия - в мае 35-го, Ольга - через семь месяцев после гибели отца. Ольга Эразмовна, жена летчика, умерла в 1997 году на 96-м году жизни.

В честь Чкалова названы планета, остров, мыс, две горы в Антарктиде, город, улицы, рестораны, кинотеатры, летные школы, минерал чкаловит, установлены памятники выдающемуся летчику-испытателю, созданы мемориалы... Но главные хранители памяти о Чкалове - его потомки: дети, внуки, правнуки. А полгода назад родилась праправнучка летчика Ксюша.

`Известия` встретились с сыном Чкалова Игорем Валерьевичем и дочерью Валерией Валерьевной.

Рядом с нами за столом делает математику девятилетний внук Валерия Чкалова Саша. Сын Игоря Валерьевича. Мальчишка - вылитый дед.

Фото

- Когда вырастешь, в летчики пойдешь?

- Нет. Я еще не решил, кем стану.

А вот Игорь в этом же возрасте мечтал о небе...

И.В. - В 37-м году отец впервые взял меня, девятилетнего мальчишку, с собой в кабину самолета. Я хорошо запомнил тот день: мы летели на открытие канала Москва-Волга, взлетели из Химок, конечно, у меня горели глаза от восторга, от восхищения. Отец мне сказал: `Ты, конечно же, хочешь стать летчиком. Но я категорически против. Ты будешь стремиться быть таким, как я. У тебя это может не получиться. Но ты ведь не сломаешься, не свернешь с пути. Этот путь очень опасный. Ты можешь разбиться, а мне ты нужен живым . Лучше будь авиационным инженером`.

Завещание отца было исполнено. Игорь стал авиационным инженером.

- Фамилия отца, наверное, не раз помогала вам в жизни?

И.В. - Вы ошибаетесь - чаще мешала. Меня дважды исключали из партии, одиннадцать раз представляли к званию генерала, но я так и остался полковником. Хотя почти 15 лет проработал на генеральской должности. В 58 лет я ушел на пенсию. Дело все в том, что у меня характер чкаловский. И я всегда говорил правду людям в глаза невзирая на чины и звания.

В.В. - А мне было только три годика, когда не стало папы. Поэтому его живого я не запомнила. После папиной гибели мама повесила портреты папы на стены его кабинета. Поэтому дух отца постоянно присутствовал в нашей семье. А кроме того, все то, что они с отцом закладывали в воспитание своих детей, мама продолжила развивать в нас.

`Той, которая может заполнить мою жизнь`

И.В. - Отец окончил четыре летные школы: Егорьевскую теоретическую, Борисоглебскую и Серпуховскую. Затем еще и в Москве учился. В 1924 году отца - ему было всего двадцать лет - направили в 1-ю Краснознаменную эскадрилью, в Ленинград. Над летчиками шефствовали студентки пединститута. На новогоднем балу Чкалов и познакомился с моей будущей мамой - Ольгой Эразмовной Ореховой. Она в тот вечер пела на сцене, а отец, когда она закончила выступление, собрался с духом и подошел к ней. В тот вечер он предложил проводить ее до дома, и она согласилась. Они встречались почти два года, прежде чем поженились. А в 1927 году по просьбе своего отца Павла Григорьевича, церковного старосты в слободе Василёво, Валерий Павлович договорился с батюшкой одной ленинградской церкви и ночью привел Ольгу Эразмовну сюда венчаться. Для офицера Красной армии это был довольно смелый поступок.

В.В. - Когда они познакомились, отец подарил маме свою фотографию с надписью: `Той, которая может заполнить мою жизнь`. Маму и отца связывало очень крепкое, настоящее чувство любви. Ольга Эразмовна прожила 96 лет и после гибели Валерия Павловича, оставшись вдовой в 37 лет, так и не вышла больше замуж. Несколько лет назад я перебирала фотографии отца и нашла одну, где он в военной форме стоит. На обратной стороне была свежая надпись, сделанная маминой рукой: `Милый! Как мне тебя не хватает!` А ведь прошел уже не один десяток лет, как его похоронили. Отца заменить было невозможно, второго такого не было. Он относился к женщинам с повышенным уважением. Например, он говорил маме: `Никогда не ходи сзади меня, как будто мы наскучившие друг другу муж с женой`. В последние годы, когда Валерий Павлович уже имел машину с персональным водителем, он всегда останавливался у трамвайной остановки, если, конечно, никуда не спешил, и подвозил женщин с детьми туда, куда им нужно было.

`Он так низко летал, что коровы переставали доиться`

Три раза Чкалова сажали в тюрьму. `Воздушный хулиган`, как его называли, любил поэкспериментировать в полете. Самый известный его трюк - пролет под мостом Невы. Кстати, сохранилась статья Чкалова `Как я летал под мостами`. Значит, не один раз все-таки.

- Отец, конечно, был отважным и рискованным человеком, но это был расчетливый риск, - `защищает` отца Валерия Валерьевна. - Потом в годы войны то же самое повторил летчик Рожнов - уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом. И этим сохранил жизнь себе и экипажу.

`Хулиганом` Чкалов пробыл недолго - до встречи со Сталиным в 1935 году. Тогда о нем уже заговорили как о новаторе. За короткую жизнь он разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны. А о том самом `хулиганском` пролете под мостом авианачальники позже отзывались так: `Чкалов доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах`. Он так низко летал на бреющем полете, что коровы переставали доиться, оглушенные ревом моторов.

Второго мая 1935 года на Ходынском поле проходил показ авиационной техники и полетов. Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель КБ имени Поликарпова, отпилотировал на И-16, вылез из самолета и увидел, что к нему направляется Сталин со свитой. Ворошилов представил: `Это тот самый воздушный хулиган Валерий Чкалов`. Сталин сказал: `Мы разберемся, кто такой Чкалов!`

`Товарищ Чкалов, а почему вы при испытании новых самолетов не пользуетесь парашютом?` - спросил Сталин. Чкалов ответил: `Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача - их посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога`. Тогда-то и прозвучала фраза Сталина, перевернувшая жизнь Чкалова: `Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины!`

- Конечно, для отца это были очень значимые слова, - добавляет Игорь Валерьевич. - Он пришел домой, обнял нас с мамой и гордо так говорит: `Лелик (так он называл маму), слышала бы ты, что сейчас мне сказал Сталин!..`

- А Ольга Эразмовна как относилась к летным экспериментам мужа?

И.В. - Она была женой летчика-испытателя. Этим многое сказано. Мама никогда не пыталась его в чем-то переубедить или отговорить. Она была ему другом и помощником. И отец это очень ценил. Однажды на торжественном приеме в Кремле, где они были вместе, Сталин поднял тост за Ольгу Эразмовну. А Валерий Павлович добавил: `Всему, чего я достиг в жизни, я обязан моей очаровательной, милой жене, моему верному другу и самому близкому человеку`.

`Случись это позже, его, может, и спасли бы`

- Игорь Валерьевич, когда погиб отец, вы были уже достаточно взрослым мальчиком, каким вам запомнился день гибели Чкалова?

И.В. - 15 декабря 1938 года я ушел в школу рано, а отец еще спал - ему на аэродром надо было к 11 ехать. Ушел и с ним не попрощался. В школе я был какой-то рассеянный, что-то меня тревожило, а что - понять не мог. Вернулся домой и каждый раз, когда хлопала дверь лифта, выбегал на лестницу смотреть - не отец ли вернулся? Потом к нам пришел сын Василия Ивановича Чапаева Аркадий, тоже летчик. Он жил в нашем доме. Я его у лифта встретил. Спрашивает: `Мама дома?` - `Произошло несчастье, авария, - сказал Аркадий маме. - Но вы не переживайте - он живой, с ним все нормально`. Мама ответила: `Знаешь, дорогой Аркаша, я жена летчика-испытателя и всегда ко всему готова. Говори правду, разбился?`

Я не поехал смотреть его в гробу... Был только на Красной площади после кремации, когда его хоронили. Я стоял рядом со Сталиным. Он прижал меня к себе, я поднял голову и увидел на его лице слезы...

При заходе на посадку у самолета отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но, как потом выяснилось, они были законтрены. Он отвернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, и головой Чкалов ударился о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было... Ударом перебило мозжечок. Валерий Павлович был жив еще два часа.

И.В. - Мы с сестрами и мамой все эти десятилетия пытались узнать правду о гибели отца. И узнали, когда со многих документов сняли гриф `секретно`. Мы узнали, что `добро` на полет дал директор авиазавода Усачев, назначенный на эту должность за год до трагедии и не имевший к авиации никакого отношения. Как выяснилось, пришел он из НКВД и был тайным агентом Берии. Комиссия по расследованию катастрофы насчитала 48(!) недоработок и дефектов в испытываемом самолете И-180. Более того, многие части, в том числе крылья, были макетами, не приспособленными для испытания в воздухе. После гибели Чкалова многие писали и говорили, что все происшедшее - случайное совпадение обстоятельств. Но я не верю в случайности...

В.В. - Я очень много времени провела в архивах тех лет - все они уже рассекречены - изучала обстоятельства гибели отца. Прежде всего бросается в глаза факт очень активного участия НКВД в испытании этого самолета. Их представители присутствовали на всех этапах доработки и испытаний. При этом некоторые документы из архивов исчезли. В частности, в сопроводительном письме комиссии по расследованию катастрофы говорится, что они отправляют вместе с актом 33 фотографии с места катастрофы. Их нигде нет. Ни в одном из архивов. Как нет и показаний одного из свидетелей. А если документы изъяты, значит, кто-то очень не хотел, чтобы их увидели.

И.В. - Странно закончилась и жизнь тех, кто был признан виновным в гибели отца. На следующий день после катастрофы неизвестные сбросили с электрички ведущего инженера по проекту И-180 Лазарева. Начальник главка авиапромышленности Беляйкин отсидел пять лет, а когда вышел на свободу, был убит через сутки...

В 1962 году я был в Боткинской больнице, куда в свое время привезли отца, навещал там приятеля. И так получилось - познакомился с главврачом. Тогда, в 38-м, он, работая дежурным врачом, принимал отца. `Если бы техника и возможности, - сказал он мне, - были такие же, как сегодня, может быть, мы и спасли бы вашего отца`.

Подарки из Америки

- После легендарного перелета в июне 1937-го на американский континент Валерий Чкалов стал известен всему миру. Что рассказывал Валерий Павлович о том, как встречали советских летчиков в США?

И.В.- Они должны были приземлиться в Портленде, но, когда увидели тысячи людей, встречающих их, отец решил искать другое место посадки: `Иначе нас постигнет участь Линдберга`, - сказал он. (Американский летчик Чарлз Линдберг совершил первый перелет через Атлантику из США во Францию. Встречающая толпа растащила весь самолет по винтику, а самого летчика оставила в трусах - всю одежду разорвали на сувениры. - `Известия`). В итоге они приземлились на небольшом военном аэродроме Ванкувера. Начальником этого гарнизона был генерал Дж. Маршалл, ставший впоследствии госсекретарем Соединенных Штатов. Так вот, впервые его имя стало известно Америке и миру благодаря посадке нашего экипажа в его `владениях`. Сам генерал позже в этом признавался. Сейчас в Ванкувере стоит бюст Чкалова, и к нему, кстати, приезжают американские молодожены, как у нас к Вечному огню.

Отец рассказывал, что, когда наших летчиков пригласили в Белый дом, Рузвельт встречал их в своем кабинете, стоя рядом со своим инвалидным креслом. Такого внимания президент, говорят, не оказывал больше никому.

- А правда, что из Америки ваш отец привез полные сумки подарков?

И.В. - Да. Но привез не барахло, а набор пластинок: Шаляпина, Чайковского, Бородина, Штрауса...

- А вам лично что досталось?

И.В. - Машинку мне привез и часы. Мои первые в жизни настоящие часы на цепочке.

В.В. - А мне привез платьице. Просто роскошное по тем временам. В нем меня даже сфотографировали для семейного альбома. Еще привез кукол - с фарфоровыми лицами и закрывающимися глазами, елочные игрушки, радиолу. Маме - духи. Тогда эти подарки были сказочными.

Чкалов в домашнем халате

И.В. - Когда отца пригласили работать в Москву, мы поселились в коммуналке на Ленинградском проспекте. А после легендарного перелета на Дальний Восток, перед полетом в Америку, нам дали большую квартиру на Земляном Валу. После гибели отца эта улица носила его имя. А сейчас это снова Земляной Вал. Нашими соседями были Георгий Филиппович Байдуков, композитор Прокофьев, писатель Маршак, художники Кукрыниксы. Сейчас там живет моя сестра Валерия с мужем, и она постаралась сохранить в квартире все так, как было при отце.

- Каким он был в быту?

И.В. - Он был очень семейным человеком и, естественно, чем мог помогал матери. А в свободное время чаще всего читал.

В.В. - Чаще всего просто не было необходимости чем-то помогать по дому. В квартире жила мамина мачеха, мамина сестра из Ленинграда, была домработница - было кому с бытом управляться. А так, конечно, он все мог делать. Отец был очень хозяйственным и домашним. Даже в переписке с мамой он все время пишет, что надо позаботиться об этом или о том. И из командировок всегда привозил мешки с картошкой или еще с какими-то продуктами. Вещи привозил - маме и всей семье. И еще папа излучал колоссальную положительную энергию. Мама так говорила: `Когда он входил в дом, то все начинало оживать, крутиться и вертеться`. Если отдыхали на даче, то утром он зачастую будил всех, окатив холодной водой из ведра. Начиналась беготня, смех, движение. Многие люди очень любили его общество, заряжались от него, поэтому гости у нас в доме были постоянно...

- Валерий Павлович, говорят, не против был выпить, закусить...

И.В. - А почему нет?! Из спиртного предпочитал водку, а из закуски - пельмени, которые частенько помогал лепить, и уху.

В.В.- Мама рассказывала, что он даже летом, в жару, просил ее приготовить ему пельмени. Так их любил. Еще любил выпить чаю с маминым фирменным лимонным пирогом.

`Отец не сдался бы в плен`

И.В. - Отец очень хорошо разбирался в людях, мог безошибочно разглядеть плохие и хорошие стороны в человеке. Сталин, уговаривая его возглавить НКВД, сказал: `Ты, Валерий Павлович, справишься с этой должностью. У тебя есть дар - видеть насквозь человека. Ты вспомни, сколько людей ты спас от тюрьмы и расстрела и сколько мы на этой почве ругались`.

Отцу действительно приходилось, пользуясь своим авторитетом, ходить на прием к Иосифу Виссарионовичу и просить за кого-то. Рассказывают о случае, когда, выходя из кабинета Сталина, Чкалов так хлопнул дверью, что советник вождя в приемной подпрыгнул на кресле. И все же отец смог убедить Сталина дать ему отсрочку от предлагаемой должности и закончить испытания нового самолета.

- Правда, что последние месяцы жизни Валерий Павлович держал под подушкой револьвер? Чего он опасался?

И.В. - Он больше года не расставался с пистолетом. Видимо, были на то причины. Ведь на него покушались семь раз - нападали на улице с ножом, пытались подстроить катастрофу поезда, когда он был кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Разное было. Он не любил обсуждать в семье вопросы политики. Поэтому мы многое из того, что его беспокоило, чего он опасался, уже никогда не узнаем.

В.В. - Отец вообще боялся того времени. Многое из того, что происходило, ему казалось непонятным и необъяснимым. Это ведь был 37-й год. Техника конструктора Туполева ставит один рекорд за другим, и вроде бы конструктор в фаворе, но неожиданно для всех Туполева в 37-м арестовывают. Директора 21-го Горьковского завода, где отец испытывал самолеты, тоже сажают. Арестовывают журналиста - друга Чкалова. Вся эта цепь событий заставляет отца насторожиться.

- Но пистолет вряд ли спас бы от ареста...

В.В. - Я не думаю, что отец, как говорили во время войны, сдался бы в плен. Не думаю, что он остался бы жить, если бы его арестовали.

Справка `Известий`

Чкалов Валерий Павлович, летчик-испытатель. Родился 2 февраля 1904 в слободе Василёво (ныне город Чкаловск Нижегородской области). Учился на токаря в Череповецком ремесленном училище. В 1918-1919 годах работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе.

В армии с 1919-го. До 1921-го - слесарь по ремонту и сборке самолетов. В 1922-м окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923-м - Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, в 1924-м - Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С 1928-го - в запасе. В 1928-1930 годах - летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба ОДВФ.

С 1930-го - вновь в армии. В 1930-1933 годах - летчик-испытатель НИИ ВВС. С 1933-го - летчик-испытатель авиазавода Nо 39 и ОКБ Н.Н. Поликарпова (на Центральном аэродроме). Чкалов испытал свыше 70 типов самолетов (И-15, И-16, И-180, ВИТ-2, НВ-1), разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную `бочку`.

20-22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 (второй пилот - Г.Ф. Байдуков, штурман - А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет протяженностью 9374 км из Москвы через Северный Ледовитый океан в Петропавловск-на-Камчатске и далее на остров Удд (ныне остров Чкалов).

Звание Героя Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.

18-20 июня 1937 года на самолете АНТ-25 (второй пилот - Г.Ф. Байдуков, штурман - А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.

В 1937-м избран депутатом Верховного Совета СССР. Жил в Москве. Погиб 15 декабря 1938 года при испытании самолета И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н. Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16.


Антон КЛЮЕВ
httр://www.izvеstiа.ru/реrsоn/аrtiсlе43728http://nvolgatrade.ru/

Док. 198438
Опублик.: 02.02.04
Число обращений: 68


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``