В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правовое обеспечение безопасности детей Назад
Правовое обеспечение безопасности детей
Александр Сухарев,
Директор Научно-исследовательского института
проблем укрепления законности и правопорядка
при Генеральной прокуратуре РФ

Парадоксы `переходного` периода

Многие годы проблема правовой защиты детей и подростков на фоне социально-экономических неурядиц, криминализации общества, отодвигалась на периферийные задворки. Усыпляла официальная усредненная статистика ведомств. Но она все громче заявляла о себе и становилась обнаженным вызовом государству демократии, требуя, прежде всего внимания к таким позорным явлениям цивилизованного века, как беспризорность и детская проституция, с чем, казалось, Россия распрощалась навсегда.

Не идеализируя советский период, которому конечно немало забот доставляла преступность, в том числе несовершеннолетних, мы впервые столкнулись с неожиданной ситуацией - небывалым накатом подросткового криминала, дерзкого насилия и вандализма, наркотизации и алкоголизма, которые оборачиваются угрозой генофонда и будущего России.

Преступность и наркотизм как бы внезапно ворвались в обедневшее общество и семьи и усугубили ситуацию, причем, как раз в период провозглашения государства правовым и социальным, а охрану прав человека и детства высшей ценностью.

Да, мы переходили от застоя и тоталитаризма к демократии и свободам. Путь оказался не простым, и как выяснилось, не просчитанным.

Но парадокс `переходного` периода заключается в том, что если в первые послеоктябрьские годы в условиях разрухи, иностранной блокады и гражданской войны, новые власти нашли силы и средства, чтобы преодолеть беспризорность и вернуть миллионы голодных и обездоленных детей в здоровое русло человеческого общежития, то ныне нахлынувшие беды воспринимаются, как инициированные сверху, самим государством.

Характеристика, физиономия, причинный комплекс преступности в подростковой среде, сопровождающие их фоновые явления напоминают эпидемические ситуации бедственных времен России. В сравнении с 1990 г. убийства возросли в 3,5 раза, разбои и насильственные нападения с причинением тяжких увечий, почти втрое. Эта статистика стойко держится и все последующие годы.

В прошлом году подростками совершено около 140 тыс. преступлений, и хотя по учету их число сократилось на треть, однако снижение произошло за счет `регулируемых` латентных нарушений, например, краж на 42,5%, приобретения и хранения наркотиков на 39%; зато разбойные нападения за год выросли на 14,3%, убийства на 25,6%, причинение тяжкого вреда здоровью на 36,6%, завладение транспортными средствами на 48,7%. Ежегодно милицией задерживаются за опасные антиобщественные поступки до 300 тыс. несовершеннолетних.

Распространены насильственные преступления с применением оружия, взрывных устройств, экстремистские и вандалистские погромы. Грозным наваждением явилась наркомания молодежи. Только официально установленная наркозаболеваемость возросла за десятилетие в 17 раз и захватила миллионы подростков; в растущем влечении к пьянству снижается возрастная планка алкоголизма. Поч-ти легально процветает проституция, в которую втянуты не только девочки, но и мальчики. Никто, кому положено, не знает ее сети, но по выборочным данным, бордельным бизнесом услуг промышляют сотни постоянных и `летучих`. В наркологические и венерические диспансеры все чаще попадают подростки младших возрастов.

В условиях неуправляемого российского рынка и `однополюсной государственной ориентации, к прошлой тунеядствующей и алкогольной безотцовщины добавились десятки тысяч вынужденно безработных и бездомных семей, информационно-культурный эгоизм бизнеса, эксплуатирующего бесконтрольность и своеобразное пользования правами и свободами любым способом, включая наживы за счет здоровья и благополучия детей.

Особую тревогу вызывают проявления преступного насилия взрослых, криминальное разложение подростков. За шесть лет с 1997 г. погибло 21792 подростка и около 35 тыс. искалечено.

Всего в прошлом году около 100 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств, почти 4 тыс. погибли, более 4,5 тыс. получили тяжкие увечья, около 24 тыс. числятся без вести пропавшими, в их числе 8600 - малолетние дети.

Ежегодно, по скромным подсчетам, в России выявляется свыше 20 тыс. преступлений против половой неприкосновенности, от 5 до 6 тыс. детей и подростков пострадали от насильственных преступлений сексуального характера, в том числе на этой почве совершено 17 убийств.

И это лишь вершина айсберга. Поскольку при высокой латентности, уровень выявления и наказания за преступления против детей остаются низкими.

Идет нарастающий процесс вовлечения подростков в криминальный бизнес, в проституцию, при снижении активности противодействующих мер.

Если за прошлый год по статье о вовлечении подростков в преступную деятельность было выявлено 16,5 тыс. случаев, то за бродяжничество, попрошайничество, занятие проституцией, при их реальном массовом распространении - только 418 фактов; каждый десятый из привлеченных к уголовной ответственности против детства, а это более 4 тысяч, был освобожден от ответственности, в том числе по нереабилитирующим основаниям.

Всего по России в статистике значится 43 случая вовлечения детей в проституцию, хотя только в московском центре временной изоляции помещено около 400 девочек, немало из них уже познали массажные салоны, бани и сауны. По количеству только выявленных притонов разврата лидирует Новосибирская область - 33, Санкт-Петербург - 27, Москва, активизирующая борьбу с этим злом, - 22. Тревожные масштабы приобретает использование в порно- и сексиндустрии несовершеннолетних, где верховодят паразитирующие на их беспомощности сутенерские гнезда и помогают им спившиеся родители. Такая вот неприглядная картина.

По соображениям корректности, не хочу утруждать столь ком-петентную научную аудиторию перечислением значимых мер локализации и упреждения подростковой преступности. Но если ссылаться на опыт, то снова прибегну к достоверным отечественным фактам: по горло занятые переустройством и защитой нового государства, его лидеры выстраивают стратегию спасения детей, подключают к этому делу Наркомпрос и ВЧК, самого Дзержинского, комитеты бедноты и властные структуры на местах. Только в засушливом Поволжье 20-х годов было спасено от неминуемого вымирания свыше 5 миллионов детей. Создается система воспитательно-исправительных учреждений запущенных детей (школы и колонии Макаренко). В последствии эти учреждения дают свои всходы: из сиротских оборванцев вырастают специалисты производства, деятели культуры и ученые, летчики и танкисты - защитники страны. Мне лично не раз приходилось встречаться с бывшими детдомовцами, ставшими знаменитостью нашей страны.

Значит можно управлять, корректировать ситуацию, если есть целе-установка, прогнозирование будущего.

Как бы не тужились лжедемократы, их `ученые` помощники извратить криминальную картину двух `эпох`, сравнение с нынешними реалиями не выдерживает никакой критики.

Россия XXI в. с фонтанами нефти и газа, вынуждена сносить упреки в таком позорном явлении, как беспризорность, камуфлируя ее под безнадзорность, а чаще совестливой формулировкой `дети, оказавшиеся в трудной ситуации`.

Из 175 тыс. горе-родителей, стоящих на учете в милиции, почти 80 тыс. их детей, пошли той же учетной тропой.

Практически этим и ограничивается так называемая профилактика детской преступности. А ведь не в столь давние годы она вместе с правовым всеобучем служила на мировом уровне социально-криминологическим эталоном предупреждения преступности, взаимодействия государственных и общественных структур.

Наши же неоплюралисты наложили табу на профилактику, как на рудимент прошлой тоталитарной системы. Из отечественной полезной практики не воспринято практически ничего, зато на практичном Западе этот опыт быстро адаптировали к своим национальным нуждам, обновив его фасадную часть. Наши же реформаторы взяли из-за рубежа самые низменные пошлости свободной прессы и культуры замешанные на денежном чистогане. Массовыми тиражами издаются и распространяются эротические журналы для детей, а также фильмы, телепередачи, книги, видеоигры и даже мультсериалы, которые становятся каналами пропаганды вседозволенности, героизации суперменства и насилия, жестокости и разврата, алкоголизации и наркотизации.

Социальные институты и структуры, призванные воспитывать и защищать детство: школа, культурно-досуговые учреждения, заметнее утрачивают свое нравственноохранительное предназначение, в ряде случаев попустительствуют, а порой провоцируют растление подрастающего поколения Возрождающиеся богослужеб-ные ритуалы, хотя и сдерживают дурные наклонности, но не в состоянии заменить систему, формирующую социально активную, законопослушную личность. Плохо реализуются конституционные гарантии, а также обязательства России по международным Конвенци-ям о защите детства и материнства. Неужели можно что-то поправить на пафосной риторике о приоритете защиты детства, не раз провозглашенном бывшим президентом Ельциным. О каком приоритете можно говорить, если малообеспеченные семьи годами получали на ребенка мизерную сумму - 70 руб. в месяц, ни разу не индексируемую, не смотря на рост цен. К тому же по данным Минфина, на 1 сентября 2003 г. по этим пособиям образовалась задолженность в 7,4 млрд. руб. Расширяется по закону и де-факто, платность образовательных и медицинских услуг; бесплатный отпуск лекарств с 1999 г. сохраняются только для детей до 3 лет и для некоторых категорий до 6 лет.

Если быть предельно откровенным, то этот период можно оз-начить как потерянное детство. Оно изначально не было защищено государством, а отдано на откуп рыночной стихии и осталось укором власти и соглашательству общества. Разгребая эти завалы мы видим, что новому политическому руководству приходится расплачиваться за допущенные ошибки, фактически заново выстраивать концепцию ответственности государства за выживание подрастающего поколения. Это проявляется в долговременных антинаркотических мерах, выруливании образовательной школы на рельсы реа-лизма и патриотизма, активизации нормотворческого процесса. В числе спасательных акций позволю обратить внимание на законо-проект, подготовленный с участием Генпрокуратуры, нашего Института и других Центров, принятый Госдумой во втором и сразу в третьем чтении. Он называется `О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс`. В целом его оценки неоднозначны. Но применительно к подростковой проблематике это шаг в нужном направлении. В нем повышаются гарантии правовой защиты детства, половой не-прикосновенности, ужесточаются санкции за наиболее опасные посягательства за растление детей; с 14 до 16 лет повышается возрастная планка защиты детей от совращения их взрослыми; вводятся специальные санкции за изготовление и перемещение через границу детской порнографии, ее оборот и рекламирование. Впервые устанавливается ответственность за вовлечение несовершеннолетних в зрелищные порномероприятия, за использование детей в занятии проституцией и ее организацию. Но что симптоматично? Только официальная процедура обсуждения законопроекта, вопреки регламентным нормам, заняли свыше двух лет. Оппоненты упорно сопро-тивлялись поправкам о возрасте `согласия`, ужесточению ответственности за сексуальное развращение детей; чувствовалось давление на депутатов со стороны дельцов секс- и порнобизнеса, медиамагнатов и извращенцев, привыкших рассматривать детей в качестве товара, источника извлечения наживы.

Дебаты были жаркими и мучительными, при этом противники новелл упирали на свободу слова, информации, творчества и частной жизни. По этому, к сожалению, пока не прошли нормы об уголовной ответственности за рецидивные проявления, нравственное растление подростков с использованием СМИ и Интернета. Противники видимо запамятовали трагедию на Дубровке, где в числе заложников вечернего спектакля находились и пострадавшие малолетние дети. А ведь раньше такое было недопустимо; теперь же все до нельзя упростили, думаем уже не об удобстве времени показа, а как уберечь детей от нашествия рекламного бизнеса, разных стрип и пип-шоу, ограничить вещание сцен кровавого насилия, окультно мистических ритуалов, сеансов гипноза, разрушающих психику неокрепшей души.

В законопроекте мы не хотели большего, чем среднеевропейские ограничительные стандарты. В них укладываются и присущие российскому менталитету традиции этической сдержанности и совестливости, соборности в беде и сострадание сиротству, осуждение разврата. А что культивируется, насаждается ныне? Передо мной уголовное дело о притоносодержании, возбужденное пятым УВД Центрального округа столицы с нелегальным учетом черного нала и расчета за обслуживание клиентуры. В них называется стоимость сексуальных услуг: с участием 2-х девушек - 350 руб. в час, 3-х - 390 руб., 4-х - 490, указывается шкала платы 4-х видов извращенного секса для мужчин и женщин - до 200 долл. Услуги поставлены на индустриальный поток, с рекламой и штатом, медицинскими и транспортными удобствами.

Адресами подобных заведений, завуалированных под спецмассажи, охотничьи домики, увеселительные пункты свиданий пестрят газеты и журналы. Идет повальное разложение и провокация распущенности молодежи, именуемые личными свободами. А фактически алчности информационного бизнеса жирующего на горе и несчастьях детства.

В заключение о некоторых выводах и соображениях практического порядка. Подчеркну следующее.

Требуется четкая конструктивная позиция государства, чтобы разрядить накаляющуюся ситуацию вокруг подростковой проблематики.

Пересмотреть в концептуальном плане остроту очевидной проблемы беспризорности детей, не допуская ее нивелирования под безнадзорность; изыскать материальные и денежные ресурсы для строительства сети воспитательных и реабилитационных учреждений закрытого и открытого типа; мобилизировать средства казны и целевого спонсорства крупного бизнеса, а так же возможностей учреждений образования, культуры и спорта, молодежных и ветеранских организаций по развертыванию соответствующего шефского движения; предусмотреть льготы налогообложения и государственного поощрения спонсорства, вплоть до правительственных наград. Рыночная Россия нуждается не только в отлаженном контроле, но и в современных Морозовых и Третьяковых.

Факты говорят о том, что в правительственных структурах слишком озабочены акциями Генпрокуратуры по злоупотреблениям олигархов и практически мало, что делается для учета беспризорников.

По свидетельству должностных лиц МВД обещанные 7,5 млн. руб. для создания поисковой системы по состоянию на 5 сентября 2003 г., то есть по прошествию 1,5 лет, эти деньги так и не выделены. Спрашивается, сколько же придется ждать не только для пе-ресчета, но и обустройства своих беспризорников, стыдливо име-нуемых `дети, оказавшиеся в трудной ситуации`.

Разумеется, не менее острые вопросы встают и перед системой правоохраны, судебной властью, криминологической и правоведческой наукой.

Разделяя линию на демократизацию правосудия и либерализацию уголовной политики мы убеждены, что она не может быть оправданной применительно к ответственности взрослых за физический и нравственный ущерб несовершеннолетним; мы полагаем не допустима декриминализация торговли детьми под видом подарка, погашения долга и т.п., легализация изготовления, оборота наркотиков, независимо от вида и количества наркотических средств; за приобретение и ношение газового и холодного оружия; следует сохранить уголовную ответственность за причинение подросткам и детям вреда здоровью средней тяжести и некоторые другие положения, корреспондирующие с европейскими стандартами защиты детей.

Совершенно очевидно не только отставание России от мировых общепризнанных эталонов, но и опыта многих западных стран в охране детства. Следует объединить сравнительно-правоведческие возможности научных центров, представленных в Научном Совете Совета Безопасности, для изучения зарубежного опыта профилактики преступности и информационной безопасности несовершеннолетних, выводы и предложения доложить высшему руководству страны.

Важно проанализировать согласованность отраслевого законодательства, связанного с охраной детства, а также следственную, надзорную и судебную практику по делам о несовершеннолетних, обратив особое внимание на усиление профилактики подростковой преступности, повышение действенности прокурорского надзора и судебной практики против тлетворного влияния взрослых и криминального бизнеса.

Рекомендовать Генеральной прокуратуре, руководству всех правоохранительных органов, научных центров, с участием образовательных и информационных ведомств, обсудить проблемы информационной безопасности в рамках координационного совещания федерального уровня, выработать и осуществить согласованные меры.

Мною затронуты лишь часть правовых вопросов из комплекса вставших негативных проблем, которые сказываются на преступности и нравственности подрастающего поколения.

Требуется осознание порога перенапряженности в обществе, за которым могут начаться необратимые процессы. Сейчас мы наблюдаем эту опасную грань. Российское общество, семьи заряжены на востребованность более четкой государственной политики в сфере охраны и благополучия детства, объединения ресурсов власти и гражданского общества.

В этой связи необходимо радикально усовершенствовать организационно-контрольный и координационный механизм защиты и помощи детской и подростковой среды, поднять планку государственного руководства этой важной сферой, и в частности, установить специальную должность помощника Президента Российской Федерации.http://nvolgatrade.ru/

Док. 198312
Опублик.: 27.01.04
Число обращений: 124


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``