В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Покушение на 29-ю статью конституции: Церковь и Глазьев потребовали усиления `нравственного контроля` Назад
Покушение на 29-ю статью конституции: Церковь и Глазьев потребовали усиления `нравственного контроля`
Уже стало традицией ежегодно проводить в январе Международные рождественские образовательные чтения Русской Православной Церкви. В этом году тема самого представительного церковно-общественного форума в России - `Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества`.

Открывая в воскресенье ХII Рождественские чтения, Патриарх Алексий II обозначил два весьма важных аспекта этого мероприятия. В своем слове Алексий II предложил возродить традицию изучения житий православных святых и `включить их в содержание учебных предметов гуманитарного цикла` в общеобразовательных школах. Присутствовавший на форуме министр образования Владимир Филиппов, вероятно, не был готов к такому предложению. Тем не менее он дал понять, что не исключает подобной возможности, оговорившись, впрочем, что речь идет о внеклассных, факультативных занятиях. В то же время министр заявил о своей поддержке идеи ввести изучение предмета `Основы православной культуры` в школах.

Другая идея Алексия II была озвучена им во время ответа на вопрос одного из участников форума, пожаловавшегося на то, что в прошлом году один из телеканалов демонстрировал на Пасху эротический фильм. Патриарх выразил надежду на то, что Министерство печати РФ будет более остро реагировать на факты оскорбления религиозных чувств людей, а также на пропаганду насилия и безнравственности. Это `стандартное` заявление главы РПЦ могло бы остаться без внимания собравшихся, если бы не сделанное ему вслед заявление лидера думской фракции `Родина` Сергея Глазьева, также присутствовавшего на форуме. Развивая идею Патриарха, Глазьев предложил ввести на телевидении общественные советы по нравственности. По его словам, `мы вправе добиваться того, чтобы на федеральных каналах был введен нравственный контроль`.

Сама идея не нова. Нечто похожее, например, заявлял спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Еще в июле прошлого года он сказал, что считает `необходимым ввести госрегулирование информационного потока`, аргументируя это тем, что `в последнее время по радио и телевидению мы слышим только негативную информацию, тогда как в различных регионах России есть много хорошего`.

Духовная цензура имеет давнюю историю в России. Она была введена еще царским указом 1721 г. Институту церковной цензуры вменялось в обязанность наблюдение за тем, чтобы не печатались произведения, `противные законам Божьим`, не распространялись книги, `касающиеся святости`, напечатанные не в синодальной типографии и т.д. Духовная цензура осуществлялась Петербургским, Московским, Киевским и Казанским цензурными комитетами, которые были уполномочены не допускать выхода в свет любых произведений, неугодных Церкви. Духовная цензура уделяла особое внимание учебникам и литературе для школ, приводя их содержание `в соответствие с основами духа и веры`.

Если в заявлении Глазьева речь действительно идет о цензуре, а иначе контроль за деятельностью СМИ не назовешь, то возникает вопрос о соответствии подобных заявлений Основному закону РФ. Как известно, статья 29 Конституции гарантирует каждому свободу мысли и слова, а также свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Впрочем, та же 29-я статья Конституции запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В этом контексте предложение Сергея Глазьева о введении цензуры, оберегающей граждан от человеконенавистничества и взаимной вражды, вполне соответствует `духу` Конституции. Вопрос только в том, что конкретно должно быть подвержено контролю. Идет ли речь о фильмах и передачах или в том числе о том, что Сергей Миронов называет `информационными потоками`? В случае с последними контроль за нравственностью может стать серьезным политическим инструментом.

Другая проблема заключается в том, кто будет решать вопрос о нравственности на телевидении и в других СМИ. Если критерии нравственности будут определяться исходя из православных норм, то четкую грань между цензурой нравственной и цензурой церковной будет провести достаточно сложно. Кроме того, идея о церковно-государственной цензуре в СМИ вряд ли будет способствовать повышению рейтинга православного лоббиста Глазьева на президентских выборах. Как показали недавние думские выборы, российский избиратель не восприимчив к откровенным клерикальным лозунгам.


материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 198310
Опублик.: 27.01.04
Число обращений: 554

  • Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``