В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российский форум - история создания и проведения в публикациях российских СМИ Назад
Российский форум - история создания и проведения в публикациях российских СМИ

Российский форум - история создания и проведения в публикациях российских СМИВ мае 2003 года Комиссия по правам человека при Президенте РФ выступила с инициативой проведения Российского форума-2003. Комиссией было предложено создать многосторонний диалог об итогах и стратегии развития страны и, прежде всего, отношениях общества, бизнеса и власти.
Российский форум-2003 - это продолжение и объединение двух начинаний последних лет: Гражданского форума и Ярмарки социальных и культурных проектов. Гражданский форум, впервые проведенный в 2001 году, положил начало традиции конструктивного диалога между обществом и властью на основе демократических ценностей и соблюдения прав человека. Тогда политическая элита России по достоинству оценила возможность собрать на одной площадке представителей заинтересованных сторон и выработать общие ориентиры развития страны. В сентябре 2003 года Гражданский форум в Москве собрал уже более 5000 участников из разных регионов России. Интерес к данному мероприятию позволил говорить о повышении значимости общественных инициатив в политических кругах.
Ярмарка социальных и культурных проектов проходит в Приволжском федеральном округе, начиная с 2000 года. Это уникальное и новое для России явление, которое дает возможность эффективно реализовывать инициативу гражданского общества. Ярмарка не только оказывает весомую поддержку общественно значимым проектам, но и способствует развитию механизму социального партнерства. Диалог между обществом и бизнесом реален, социальные проблемы возможно решать без участия бюджетных средств - все это наглядно продемонстрировала Ярмарка социальных и культурных проектов.

Первый опыт дискуссии между тремя субъектами государственного устройства - обществом, властью и бизнесом - был опробован в 2002 году в Тольятти, где были объединены Ярмарка социальных и культурных проектов и Гражданский форум. Новая общественно-политическая реалия, связавшая инициативы граждан и диалоговую площадку, появилась как результат формирования гражданского общества в России. В рамках `Тольяттинского диалога` прошло более 100 мероприятий: семинаров, круглых столов, конференций. В мероприятии приняли участие более 1500 человек, среди которых порядка 200 журналистов, 500 общественных лидеров, 200 экспертов в области развития гражданского общества и современных социальных и политических технологий, 100 представителей крупного и среднего бизнеса, представители всех уровней власти, политические деятели. `Тольяттинский диалог` посетили Валентина Матвиенко, Михаил Зурабов, Александр Починок, Глеб Павловский, Ольга Алексеева, Манана Асламазян, Александр Аузан, Евгений Гонтмахер, Элла Памфилова, Алексей Симонов, Игорь Юргенс.
Официальный сайт Российского форума: www.rf2003.ru

КОММЕНТАРИИ
ЭЛЛА ПАМФИЛОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Форум - важное рабочее мероприятие. Оно получилось более масштабным, чем мы ожидали. На форуме было больше положительного, чем отрицательного. То, что власть была представлена на очень высоком уровне, говорит о многом. Президент поддержал идею проведения форума и, в частности, рекомендовал представителям силовых структур принять в нем участие... Мне кажется, что у нас и так много внешних проблем. Для того, чтобы их решить, мы должны не `грызть` друг друга, а вместе заниматься поиском их решений.

СЕРГЕЙ МАРКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО СОВЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ
Оценить результаты Российского форума пока не представляется возможным, все станет ясно только после подведения его итогов. Возможно, на основе предложений общественных организаций будет выработана программа В.Путина на второй президентский срок. Но пока нельзя говорить об этом с полной уверенностью. Эти предложения должны носить двусторонний характер.

ЕВГЕНИЙ ГОНТМАХЕР, НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Говорить о результатах Российского форума пока рано, прежде их нужно обобщить, а это вопрос нескольких месяцев. Но, мне кажется, что он удался: участники круглых столов и переговорных площадок, на которых я побывал, высказали очень интересные предложения. Общественные организации были представлены на высоком уровне. Со стороны Правительства РФ адекватного представительства не было. Были, конечно, министр труда А.Починок, вице-премьер по социальной политике Г.Карелова, но они курируют очень узкий круг вопросов. На форуме ждали представителей Министерства природных ресурсов и Министерства образования, но они не появились. Сказать, что прямой диалог между властью, обществом и бизнесом состоялся, нельзя. Главное - контакты, которые были получены в ходе форума. Представители власти, бизнеса и общества знакомятся на форуме, а уже потом начинают решать общие проблемы. Для эффективного сотрудничества трех секторов необходимо, во-первых, чтобы органы власти и бизнес узнали о существовании общественных организаций, во-вторых - поняли, что они не только не мешают, но, напротив, полезны. Эти этапы власть уже прошла. Осталось от слов перейти к делу, а с этим у нас большие проблемы. Предложения, которые высказывают общественные организации, всегда технологичны, но правительство должно перевести их на язык законов. Этого еще не произошло - не потому, что у правительства нет профессионализма, а потому, что еще нет осознания необходимости перехода к действиям.

ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСКОВСКОЙ ХЕЛЬСКИНКСКОЙ ГРУППЫ
Форум прошел хорошо (в меру бестолково, но это характерно для мероприятий такого масштаба). Никаких неприятных неожиданностей не произошло. Реального результата подобные встречи обычно не приносят, но работа общественных организаций без них немыслима... В ходе развития нашего общества Российский форум занимает достойное место. Но не следует сравнивать его с Гражданским форумом. Во-первых, это было первое мероприятие такого рода. И, что немаловажно, проходил он в Москве при участии президента Путина, поэтому элемент шоу был неизбежен. Российский форум - деловое мероприятие. В отличие от встречи в Кремле, в которой участвовали федеральные органы власти, здесь диалог ведется главным образом с региональными властями. Это очень важно. Ведь тем, что делается в столице, невозможно определить то, что происходит во всей России. В этом отношении встречи, которые инициирует Нижний Новгород, очень показательны. Я надеюсь, что все это будет принято и в других регионах.

ВЛАДИСЛАВ РЕДЮХИН, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА `НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ`

Одно из первых впечатлений от форума - ощущение хаоса

В очередном ежедневном обсуждении группой Круглого стола `Оценка рисков` (рук. Редюхин В.И.) итогов дня и возможных рисков, возникающих или становящихся очевидными в ходе форума, приняли участие Н.А. Лисицына (В.Новгород), В.Г.Кривоновов (Сарапул), Попов В.И.(МариЭл), Першин В.Д.(Н.Новгород),Бородкин Ф.М. (Москва), Самахова И.А. (Новосибирск).

Выработать общее мнение группы, естественно, не удалось, поэтому вынуждены представить ряд разрозненных тезисов.
1. На Форуме успешно реализован принцип гласности - каждый может высказать, то что думает, или то, о чем болит душа. Но далеко не всегда выполняется принцип слышимости - многие говорят не стараясь быть услышанными и понятыми, а окружающие слабо прилагают усилия к тому, чтобы понять, то что говорит выступающий.
2. Еще в меньшей степени участники озабочены результатами и последствиями своих выступлений: главное, чтобы идея прозвучала, а уж потом, кто-то должен её внедрять и реализовывать (идея-то сама по себе замечательная!)
3. Достаточно часто идея заключается в том, что некто (власть, чиновники, эксперты...) должны стать именно такими, какими их представляет выступающий в прениях, в своих идеальных мечтах и представлениях. Разговор идет о других (чужих, иных), а не о преобразовании самого себя.

4. В хаотическое пространство Российского Форума как модели гражданского общества рискованно входить несамоопределившимся (без личной и профессиональной позиции, при отсутствии отчетливых и внятно сформулированных для себя ценностей, без наличия средств, способов и инструментов деятельности). В хаосе и кипении гражданской жизни самоопределиться очень сложно. Отдельный гражданин возникает раньше `гражданского общества`. Это гражданин - `догражданского общества`, существующего сегодня.
5. Только самоопределения недостаточно для продуктивной деятельности в Форуме - нужен поступок и ответственность за него в тех или иных формах. Ну и риски...


--------------------------------------------------------------------------------

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ РОССИЙСКОГО ФОРУМА ОЦЕНИЛИ РИСКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГРАЖДАНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. Одним из стартовых мероприятий открывшегося Российского Форума стал круглый стол `Социальные технологии: общественно-гражданская экспертиза и оценка рисков`, подготовленный Фондом `Национальный кадровый резерв`. Возможно, потому, что подавляющее большинство выступающих представляли научное сообщество, сама проблема из практической перешла в разряд виртуально-научных. По крайней мере, участники круглого стола не пришли в итоге к единому мнению относительно некоторых терминов, основных
положений и стратегии конкретных действий. По мнению Светланы Маковецкой, директора Общества развития
предпринимательских инициатив и представителя Пермской ассамблеи, к числу основных проблем, которые практически не были затронуты на круглом столе, а должны были бы обсуждаться в первую очередь, относится сам процесс взаимодействия сторон (профессиональных экспертов, представителей госструктур, бизнеса и гражданских
организаций) в ходе проведения экспертизы. Риски сопровождают каждую из сторон, будь то угроза для бизнеса
оказаться жертвой эксплуатации со стороны власти и общественных организаций, опасность для НКО стать
?полупроводником? государственных интересов, утратив связь с обществом, а кроме того, в череде экспертных рассуждений утерять смысл собственного существования. Что же касается профессиональной экспертизы деятельности самих гражданских организаций, то здесь диапазон рисков колеблется от риска превратить экспертный процесс в присвоение категорий `профпригодности` до дискредитации отдельных общественных интересов и превращения идеи в научно-экспертные игры.

Контакт: smеdа@реrm.ru


--------------------------------------------------------------------------------

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НПО ДОРАБАТЫВАЮТ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. Представители общественных организаций из различных регионов России работали сегодня над подготовкой ко второму чтению законопроекта `Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности`. Встреча НПО состоялась в рамках Российского форума, который проходит сейчас в Нижнем Новгороде. Первое чтение законопроекта прошло в Государственной думе РФ 16 сентября 2003 года. Проект закона направлен на преодоление закрытости мест, где содержатся заключенные. При этом представители НПО надеются, что действие общественного контроля будет распространяться не только на следственные изоляторы и учреждения уголовно-исполнительной системы. Авторы проекта (депутаты Госдумы РФ В.И.Зоркальцев, А.С.Давыдов, С.А.Ковалев, Е.Ф.Лаховой, Г.Н.Махачев, А.В.Чуев, А.В.Чекис, Т.В.Ярыгина) считают, что безусловное соблюдение прав человека необходимо в отношении всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Поэтому законопроект предусматривает осуществление общественного контроля также в местах административного или дисциплинарного задержания и ареста, изоляторах временного содержания и центрах временной изоляции для несовершеннолетних нарушителей. По словам разработчика законопроекта, председателя правления Московского регионального общественного благотворительного фонда `Социальное партнерство` Валерия Борщева, помимо предусмотренных законопроектом проверок и осмотров мест заключения, необходимо обеспечить возможность для общественных наблюдателей работать с индивидуальными жалобами людей, находящихся под стражей. Кроме того, по мнению правозащитников, для достижения желаемого эффекта общественный контроль должен носить внезапный характер. Также В.Борщев отметил, что не стоит исключать возможности общения с заключенным наедине.
Телефон: (095) 206-88-36 (Московский региональный общественный благотворительный фонд `Социальное партнерство`).


--------------------------------------------------------------------------------

В 43 СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯТЫ ЗАКОНЫ О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. Результаты исследования `Центра открытой политики и социального партнерства` (Ростов-на-Дону) по выявлению эффективных механизмов взаимодействия между НКО и органами государственной власти были представлены сегодня на круглом столе `Социальное партнерство как механизм сотрудничества неправительственных организаций и органов государственной власти`. Поводом для анализа региональной законодательной базы по вопросам `социального партнерства` и `взаимодействия` стал отложенный на неопределенный срок народными избранниками Ростовской области региональный законопроект о взаимодействии органов власти и некоммерческих организаций, инициированный местными НКО на депутатских слушаниях еще в 2001 году. По словам автора исследования - политолога, к.ф.н Елены Варданян, координатора Центра, впервые `правовые основы организации и развития социального партнерства были зафиксированы в 1995 году в Свердловской области`. Пик принятия законов о социальном партнерстве, как правовых нормах взаимоотношений органов власти и профсоюзов, приходится на 2000-2001 гг. В настоящее время они действуют в 43 субъектах федерации. При этом в Республике Мордовия, Белгородской и Ростовской областях профсоюзам предоставляется право законотворческой инициативы. В 12 регионах право законодательной инициативы расширено участием в законодательной работе республиканскими и региональными НКО (в частности, Республика Удмуртия, Республика Адыгея, Республика Карелия, Республика Тыва и Самарская область), почетными гражданами города (Санкт-Петербург), инициативными общественными объединениями граждан (Москва, Свердловская область, Ханты-Мансийская АО). Законы о взаимодействии НКО и органов власти зафиксированы в 3 субъектах РФ, в том числе в Брянской, Калининградской и Московской областях. В 15 регионах они находятся в стадии рассмотрения. В многих регионах деятельность общественных или консультативных советов регламентируется постановлениями администраций. В Санкт-Петербурге, Вологодской и Московских областях действуют законы о предоставлении грантов. В последнем случае предусматривается выделение на эти цели 0,1% расходной статьи бюджета. Решения органов местного самоуправления о предоставлении муниципальных грантов были зафиксированы в 25 случаях. Кроме того, в 8 регионах (наиболее полно - в Пермской области) принято законодательство о социальном заказе. По словам Е.Варданян, исследование содержит погрешность, связанную с доступом к информационной базе законодательства субъектов федерации.

Телефоны: (8632) 65-04-77, 65-57-47.


--------------------------------------------------------------------------------

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ РОССИЙСКИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ НЕ СМОГУТ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. `Каждый пятый член семьи военнослужащих в скором времени окажется за чертой бедности`, - об этом сегодня заявил статс-секретарь, заместитель Министра обороны РФ, генерал-полковник Игорь Пузанов на круглом столе `Защита прав военнослужащих как общественная проблема`, проходящем в рамках Российского Форума.

Организатор круглого стола - Комиссия по правам человека при Президенте РФ.

В ходе круглого стола обсуждались проблемы роста социальной напряженности и социальной незащищенности военнослужащих в условиях проводимых преобразований силовых структур, защиты прав военнослужащих в вооруженных конфликтах, развития гражданского контроля над силовыми структурами как средства защиты прав военнослужащих.

По словам Игоря Пузанова, несмотря на то, что государство стабильно выполняет комплекс своих обязательств по социальной защите и адаптации военнослужащих, достичь кардинального решения проблемы не удалось. Так, с 1 января 2002 года размер ежемесячной надбавки за вредность увеличен на 50-70% от оклада по воинской должности, существует ежегодная индексация денежного довольствия в соответствии с ростом инфляции, действует программа получения сертификатов на жилье... Вместе с этим в 2003 году 24% военнослужащих вынуждены будут обратиться за субсидиями на оплату жилищно-коммунальных услуг, 30,8% семей военнослужащих находятся за чертой бедности, за последние 5 лет число холостых младших офицеров возросло в 2,5 раза, закрываются детские сады, в военных медицинских учреждениях не хватает около 7 тысяч коек. По мнению Игоря Пузанова, в ближайшие несколько лет военнослужащие не смогут реализовать свое право на получение жилья. В настоящее время в очереди на получение жилья состоят 168 тыс. военнослужащих - в жилищном фонде Минобороны имеется только 98 тыс. квартир. Если в 2001-2002 годах за счет использования всех имеющихся средств было приобретено около 25 тыс. квартир, в 2004 году это количество снизится на 40%. Причина 50% разводов в семьях военнослужащих кроется в отсутствии постоянного жилья.

`Комиссия по правам человека заинтересована в том, чтобы конструктивно и принципиально решать многолетние проблемы военнослужащих, - отметила Элла Памфилова, Председатель Комиссии по правам человека. - Сегодня необходимо выстроить конструктивный диалог с участием представителей министерства обороны и общественных гражданских организаций в интересах решения проблем военнослужащих`.

Телефон: (8095) 206-34-96 (Сергей Митягин, советник аппарата Комиссии по правам человека при Президенте РФ).


--------------------------------------------------------------------------------

РОССИЙСКИЙ ФОРУМ: ОПРЕДЕЛЕНЫ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. Одним из событий Российского форума стала презентация проекта `Механизмы развития системы реабилитации инвалидов в субъектах Приволжского федерального округа`. Этот проект, основанный на опыте работы Центра реабилитации инвалидов Пензенской области, будет проходить под патронажем аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, и охватит вся территорию Приволжья. Целью проекта является развитие процесса интеграции инвалидов в общество. Основные направления проекта соответствуют путям развития социальной интеграции инвалидов. Ими являются совершенствование регионального и российского законодательства, развитие системы подготовки кадров для работы с инвалидами, а также совершенствование деятельности некоммерческих организаций в рамках работы с людьми с ограниченными возможностями. По мнению руководителя проекта Татьяны Терехиной, последнее направление является наиболее важным. Проект будет реализован на территории ПФО в 2004 - 2005 годах.


--------------------------------------------------------------------------------

РОССИЙСКИЕ НКО ПОКА НЕ МОГУТ ВОЙТИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ПОЛНОПРАВНЫЕ УЧАСТНИКИ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. В рамках Российского форума состоялся круглый стол `Интеграция российского и международного гражданского общества. Как найти партнера для своей организации за рубежом и как построить взаимодействие с ним`, организованный Национальным гражданским советом по международным делам. Участники обсуждения отметили, что в первые послеперестроечные годы российские НКО не испытывали особенных трудностей в поиске зарубежных партнеров. Зарубежные фонды сами стремились в Россию и приносили новые подходы и новые технологии социальной работы. Сегодня же, как отметила исполнительный директор Института экономики города М. Либоракина, российские организации накопили собственный опыт, разработали свои оригинальные социальные технологии, которые вполне могли бы передавать западным партнерам, но найти финансировании на такие проекты практически невозможно. Российским НКО трудно вписаться в деятельность крупных международных структур, где к ним испытывают определенное предубеждение. По мнению президента фонда `Интерлигал` Н.Беляевой, для успешного партнерства надо в первую очередь четко определять миссию своей собственной организации, уметь описывать ее достижения и преимущества в выбранной сфере деятельности, иметь возможность чем-то поделиться со своими партнерами. Представитель Фонда эффективной политики Владимир Фролов обратил внимание на смену приоритетов в финансировании проектов неправительственных организаций на международном уровне. На второй план уходят такие темы, как международная и ядерная безопасность, популярные десять лет назад. В то же время все большие средства выделяются международным сообществом на программы борьбы с бедностью, решение проблем здравоохранения, в частности, борьбы с наркоманией и ВИЧ/СПИДом. По мнению эксперта, в будущем доминирование социальной проблематики должно только усилиться. В ходе обсуждения прозвучали и привычные упреки донорскому сообществу в том, что оно слишком рано сворачивает финансирование программ поддержки НКО в России. Эту практику можно было бы продолжить хотя бы на региональном уровне, особенно для того, чтобы смягчить последствия реализации непопулярных социальных реформ, таких, например, как переход на адресную социальную помощь.


--------------------------------------------------------------------------------

ДОНОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВЕЛИ ИТОГИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПФО
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. На презентационной площадке `Механизмы донорства - истории успеха`, проходившей в рамках Российского форума, грантодающие организации подводили итоги грантовых программ, представляли лучшие из профинансированных ими проектов и рассказывали о своих приоритетах на будущий год. Работу площадки подготовил Клуб донорских организаций и ресурсных центров, действующих на территории Приволжского федерального округа (ПФО). В этот клуб входят организации, которые занимаются финансированием проектов в области социального развития, культуры, образования и науки. В их числе Британский совет, Российское бюро ТАСИС, РОЛЛ, АЙРЕКС, фонд `Евразия`. Геннадий Подольный из нижегородского отделения АЙРЕКСа сообщил, что за 2002-2003 годы его организацией в ПФО было профинансировано 37 проектов на общую сумму 1969 тыс. долларов. Итоги своей донорской деятельности представили также Нижегородское отделение фонда `Институт экономики города` и ассоциация `Служение`. Одним из самых успешных профинансированных проектов Российское бюро ТАСИС считает проект Пензенского центра реабилитации молодых инвалидов, в рамках которого в ПФО удалось создать общественную ассоциацию центров инвалидов, действующих теперь во многих городах. В ходе презентации было отмечено, что не все донорские организации, действующие в ПФО, состоят в клубе. Борис Цирульников, директор фонда `Тольятти` считает, что рамки клуба доноров ПФО пора расширить за счет фондов местного сообщества, которых в округе уже шесть. Проводя грантовые программы на своих территориях и привлекая для этого местные финансы, эти фонды являются истинными донорами в своих городах, отмечает Б.Цирульников.


--------------------------------------------------------------------------------

РОССИЙСКИЙ ФОРУМ: ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К БИЗНЕСУ НЕ НОСИТ АНТОГОНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. Журнал `ЭКСПЕРТ` и общественная организация `Деловая Россия` презентовали результаты социологического опроса россиян по проблеме отношения к бизнесу. Опрос был проеден компанией `РОМИР-мониторинг` в сентябре 2003 года. По словам руководителя отдела социально-политических исследований компании Михаила Тарусина, целью исследования стала реальная картина взаимоотношений российского общества и крупного бизнеса, или капитала, а также прогнозирование развития данных отношений. Основным выводом исследования стало отсутствие антагонистического характера отношения общества к бизнесу, однако некоторые противоречия все же существуют. Михаил Тарусин комментирует ситуацию следующим образом: `Отношение общества к бизнесу можно разделить на три типа. Первый тип - положительное отношение, второй тип - `хорошо, но что-то не то`, третий тип - `в общем-то, что-то не то, но, может быть, обойдется`. Интересна дифференциация мнения в зависимости от возраста респондентов. В ходе исследования зарегистрирован рубеж, свыше которого негативность отношения к крупному бизнесу и олигархам возрастает. Этот рубеж включает опрашиваемых в возрасте от 44 до 48 лет. Однако даже пожилые люди не выступают против того, чтобы их дети занимались бизнесом, в том числе и крупным. Таким образом, общество восприняло и поддерживает идеи свободного предпринимательства в различных формах, от мелкого и среднего до крупного.

Результаты исследования, как считает Михаил Тарусин, `можно использовать для того, чтобы крупный бизнес понимал свое место в современном мире. Кроме того, результаты исследования могут лечь в основу государственной программы по развитию отношений общество-бизнес - государство и бизнесу должно помогать, и граждан защищать`.

Контакт: (095)201-5070 (`РОМИР-мониторинг`) mаiltо:роlitiса@mоnitоring.ru


--------------------------------------------------------------------------------

В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ФОРУМА БУДУТ ВЫРАБОТАНЫ МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ НПО В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. `Незаконное использование административного ресурса в ходе избирательного процесса приводит к тому, что сегодня люди `нужные власти` буквально обречены на победу, - отметила Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской группы на круглом столе `Участие неполитических организаций в избирательной кампании: механизмы продвижения интересов, ответственность`.

Круглый стол организован Московской Хельсинской группой в рамках Российского Форума.

По словам Л.Алексеевой, начиная с 1993 года, административный ресурс играет все большую роль в избирательном процессе, становясь все более искусным. Эта ситуация может привести к тому, что выборы из демократических превратятся в фиктивные, доверие избирателей будет утрачено, а в государстве наметится отрыв власти от общества. `Укротить административный ресурс способно только общество, способны мы, неправительственные организации`, - считает Л.Алексеева. - Сегодня вопрос выборов - это вопрос демократического самоосознания общества, вопрос реализации национальной идеи`.

В качестве положительного примера установления общественного контроля над избирательным процессом был рассмотрен опыт Ассоциации `Голос`. Начиная с 2000 года сотрудники Ассоциации проводят долгосрочное мониторинговое исследование, охватывающее 30 регионов РФ. Исследование направлено на изучение состава и прозрачности работы окружных и региональных избирательных комиссий, а также деятельности средств массовой информации в рамках избирательного процесса. Например, при изучении состава избирательных комиссий выясняются такие вопросы, как: кем направлен кандидат и с какой целью, место его работы до направления в комиссию, должностные обязанности, характеристика и т.д. По словам председателя Ассоциации `Голос` Лилии Шибановой, несмотря то, что информация о работе и составе комиссии является открытой, получить такие сведения в большинстве случаев непросто.

Результаты исследования показали, что в 15 московских избирательных комиссиях 46% членов от общего партийного списка представлены от партии `Единая Россия`, а в 29 региональных комиссиях 29% голосов принадлежат `единоросам`.

В ходе обсуждения, участники круглого стола выявили три наиболее острые проблемы, возникающие в выборном процессе - это так называемый `черный РR`, нецелевое использование административного ресурса и незаконное финансирование предвыборных кампаний.

В рамках работы круглого стола, который продлится до 25 октября, участники планируют рассмотреть конкретные примеры общественного контроля и на их основе участия разработать механизмы участия гражданских, неправительственных организаций в избирательном процессе.

Телефоны: (095) 299-32-90, 299-14-65.


--------------------------------------------------------------------------------

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ТЕМ РОССИЙСКОГО ФОРУМА
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 23 октября. В рамках Российского Форума состоялся круглый стол на тему: `Социальное партнерство как механизм сотрудничества неправительственных организаций и органов государственной власти`, организованный консорциумом женских неправительственных объединений. На круглом столе обсуждались следующие вопросы: законодательное обеспечение социального партнерства между органами государственной власти и НПО, необходимость совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность НПО, совершенствование существующей системы трипартизма в трудовых отношениях за счет включения в его механизм заинтересованных НПО, потребность внесения в действующее законодательство изменений и дополнений. Участники заседания отметили, что в России началось активное взаимодействие объединений предпринимателей, НПО с государством и между собой. Но данный процесс нуждается в интенсификации и совершенствовании. По мнению Владимира Якимца, доктора социологических наук, ведущего сотрудника института системного анализа РАН, одного из участников обсуждения, необходимо совершенствовать налоговое законодательство в отношении к НКО, ввести мораторий на оценку законодательной базы НКО, создать законы о фондах, закон о гражданской экспертизе. В итоге участники круглого стола пришли к заключению, что в первую очередь необходимо проанализировать, насколько эффективно существующее в этой сфере законодательство, найти способы его усовершенствования, внести в него необходимые изменения. Для реализации этой задачи решено создать рабочую группу, куда войдут все желающие участники круглого стола и другие заинтересованные лица.

Контакт: (8312) 65-04-77, 65-57-47.


--------------------------------------------------------------------------------

ЛЕОНИД РОШАЛЬ ЗАЯВИЛ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. `В России только-только начинает создаваться структура помощи детям`, - заявил президент Фонда помощи детям при катастрофах Леонид Рошаль на Российском форуме. Л.Рошаль считает, что российское общество и правительство страны `только сейчас стало чуть-чуть поворачиваться к вопросам детства`. Многие вопросы по данной проблеме связаны с законодательством - как с существующими законами, так и с механизмами их реализации. Несмотря на то, что Россия подписала международную Конвенцию о правах ребенка, многие ее пункты в нашей стране не соблюдаются. По мнению Л.Рошаля, основная задача состоит в том, чтобы привести российское законодательство в соответствие с международным. Л.Рошаль выразил сожаление, что на сегодняшний день это вряд ли представляется возможным, поскольку даже те законы, которые приняты в России, зачастую не соблюдаются. К примеру, статьи Конституции РФ, посвященные вопросам здравоохранения и защиты детей, по мнению Л.Рошаля, `не выполняются в полной мере`. `Детский Доктор мира`, как называют Рошаля журналисты, предлагает два варианта выхода из сложившейся ситуации. Первый - это принятие нового закона, который он сформулировал как `закон о безопасности и охране здоровья детей России`. Второй - принятие нормативного акта, регламентирующего административное или уголовное наказание тех, кто не выполняет действующие законы. Иначе, по словам Рошаля, `анархия будет продолжаться`.


--------------------------------------------------------------------------------

ЛЮБОВЬ ГЛЕБОВА ПОДВЕЛА ИТОГИ ПЕРВОГО ДНЯ РАБОТЫ РОССИЙСКОГО ФОРУМА

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. По окончании первого дня работы Российского форума состоялась пресс-конференция, на которой подвели итоги дискуссий по следующим темам: `Защита прав военнослужащих как общественная проблема`, `Социальная ответственность бизнеса - ответственность перед населением`, `Здоровье нации: первоочередные задачи государства и общества`, `Профессиональная и гражданская ответственность экспертного сообщества в предвыборный период`. По словам заместителя полномочного представителя Президента РФ в ПФО Любови Глебовой, темы были выбраны не случайно: обсуждение в этих в группах продвинулось настолько, что позволило суммировать некие результаты. Оперативно и объективно отслеживать дискуссионный процесс позволяет использование на площадках форума принципиально нового формата. В каждой группе помимо модератора, который готовит итоговый документ по окончании дискуссии, присутствует независимый аналитик, предоставляющий свое видение процесса. Параллельно проводятся социологические опросы, где каждый участник может выразить свое отношение к проблеме, условиям работы на площадках, эффективности обсуждения, организации форума и т.д. Сегодня к этим механизмам добавился еще один - блок `Народное мнение`. На улицах Нижнего Новгорода установлены специальные экраны, с помощью которых транслируется дневник форума, прямые включения, интервью с его участниками и т.д. На каждой телевизионной точке работают социологи, которые на местах проводят опросы общественного мнения. По словам Л.Глебовой, это было сделано с целью включения как можно большего числа граждан в процесс формирования стратегии развития общества. `Мы расширяем понятие экспертного сообщества, а Российский форум выступает в качестве постоянно действующего института, в рамках которого происходит развитие этого сообщества`, - отметила Л.Глебова. Как сообщила заместитель полпреда, по итогам работы форума не будет выработано единого документа, а будут тиражироваться и распространяться заключения по итогам работы отдельных дискуссионных площадок. Сегодня, при подведении итогов второго дня форума, планируется рассмотреть результаты круглых столов, среди которых продолжающиеся дискуссии `Социальная ответственность бизнеса` и `Роль НПО в избирательных процессах`, а также новые темы, в том числе `Формирование внешнеполитической стратегии развития России`.

Телефон: 8-920-254-74-11.


--------------------------------------------------------------------------------

В РОССИИ ПОЯВИТСЯ АССОЦИАЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. Об идее создания объединения региональных детских омбудсменов заявила сегодня на Российском форуме Надежда Лисицына, уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области. С инициативой создания ассоциации выступили региональные омбудсмены, которые раньше своих коллег заняли эту должность. В апреле 1998 года Н.Лисицына стала первым региональным омбудсменом в Российской Федерации. Вскоре уполномоченные по правам детей появились в Калужской и Волгоградской областях, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. В настоящее время около 20 регионов ввели или планируют ввести должности регионального уполномоченного по правам ребенка. Кроме того, детские омбудсмены появляются в ряде городов и муниципальных образований. По мнению Н.Лисицыной, институт уполномоченного по правам ребенка является эффективным механизмом лоббирования прав и интересов детей. Главной задачей ассоциации станет продвижение идеи развития института уполномоченного как на региональном, так и на федеральном уровнях. Предполагается, что объединение омбудсменов также будет участвовать в разработке новых региональных законов об уполномоченных по правам детей, а также в лоббировании федерального закона. По словам Н.Лисицыной, у объединения не будет статуса юридического лица.

Телефоны: (81622) 3-47-25, 5-33-33 (Надежда Лисицына).


--------------------------------------------------------------------------------

ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ЕС ТРЕБУЕТ ОТ РОССИИ ВЫПОЛНЕНИЯ УСЛОВИЙ, НЕ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. Одним из препятствий на пути установления безвизового режима между Россией и Европейским союзом является отсутствие в законодательстве ЕС четкого набора критериев, которые бы зафиксировали условия перехода той или иной страны к безвизовому режиму. Об этом в рамках Российского форума рассказал руководитель внешнеполитического Департамента ФЭП Владимир Фролов. `Оценка возможности безвизового режима проводится ЕС в отношении каждой страны в отдельности с учетом самых различных критериев, не все из которых являются строго правовыми и четко юридически прописанными`, - сказал он. Государства - члены ЕС изучают положение дел с незаконной миграцией, состояние пограничных служб государства, их структуру, образование, эффективность пограничного контроля. Рассматриваются качество и степень защищенности паспортов, безопасность процедуры выдачи и надежность документов, удостоверяющих личность. Также учитывается состояние национальной безопасности страны, которая желает перейти к безвизовому режиму с ЕС, контрразведывательное обеспечение борьбы со шпионажем. ЕС интересуют и общие внешние отношения Союза с государством, а также последствия введения безвизового режима. Эти и другие условия не переведены на язык точных юридических требований и могут подлежать различной интерпретации, считает В.Фролов. `Кроме того, в ЕС существуют чисто политические элементы: оценка поведения граждан данного государства на территории стран Евросоюза, уровня безработицы и характер решения властями этих проблем. Это открывает колоссальные возможности для субъективной оценки`, - уверен В.Фролов. Однако, по мнению первого секретаря Политического департамента посольства Германии в России Яспера Вика, индивидуальный подход позволяет проявлять гибкость в рассмотрении страны-кандидата и облегчать условия для перехода государства к безвизовому режиму с ЕС. Острым вопросом Я.Вик считает взаимоотношения ЕС со странами СНГ, для которых пока установлен безвизовый режим с Россией. По его словам, необходимо будет ввести требование на въезд на территорию РФ по новым загранпаспортам со многими странами бывшего СССР. Возможен также переход на визовый режим, частично состоявшийся с Грузией и Туркменистаном. С Украиной, Белоруссией и Казахстаном безвизовой режим будет сохранен при условии укрепления безопасности их внешних границ. `Мы боимся, что криминальные структуры России используют безвизовый режим для укрепления своих позиций в странах Евросоюза, в частности, в Германии. Также нас волнует опасность незаконной миграции`, - сообщил Я.Вик. По мнению дипломата, в европейских странах существует серьезная проблема безработицы, а приток рабочей силы из России только усугубит ситуацию в этом отношении.


--------------------------------------------------------------------------------

ОТЛОЖЕНО ПОДПИСАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И НПО, ДЕЙСТВУЮЩИМИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. Проект Общественного договора о формировании и реализации социально-правовой политики в отношении детства в Российской Федерации был рассмотрен сегодня на круглом столе `Формирование и реализация социально-правовой политики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации`, прошедшем в рамках Российского форума. Предполагалось, что участниками договора станут Правительство РФ в лице вице-премьера по социальной политике Г.Кареловой и общественные организации в лице председателя Союза `Гражданское общество детям России`, председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.Памфиловой. Проект документа, в частности, предусматривал обращение к В.Путину с просьбой поддержать проект Федерального конституционного закона `О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон `О судебной системе Российской Федерации` в части введения ювенальных судов. Согласно закону, Правительству РФ следовало включить расходы на содержание специализированных ювенальных судов при разработке бюджета РФ на 2005 год; Минобразованию РФ - ввести в учебные планы профильных вузов дисциплины по ювенальным технологиям; Минтруда РФ - направлять соцработников для социального сопровождения при рассмотрении в судах дел с участием несовершеннолетних; Госкомстату РФ - вести отчетность о количестве правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних. По словам О.Зыкова, члена Комиссии по правам человека при Президенте РФ, президента Благотворительного фонда `Нет алкоголизму и наркомании`, общественный договор не имеет юридической силы - это документ, адресованный общественному мнению. В то же время его подписание означало бы признание ответственности обеих сторон. Э.Памфилова отклонила предложение о подписании документа, сославшись на его несовершенство и нежелание отнимать право подписания у других организаций. По ее словам, целесообразно было бы подписать некий промежуточный документ - меморандум о совместных действиях, в котором была бы прописана возможность создания общественного договора.
Телефон: (095) 126-34-75 (БФ `Нет алкоголизму и наркомании`).


--------------------------------------------------------------------------------

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РАСШИРЯЕТ ПРАКТИКУ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. В рамках Российского форума прошла пресс-конференция заместителя министра экономического развития Э.Дмитриева. Многое, о чем говорили на Гражданском форуме в Тольятти год назад представители Минэкономразвития, уже реализовано или получило хорошую поддержку со стороны правительства и законодателей. По словам Э.Дмитриева, одним из рычагов повышения эффективности государственного управления является создание механизма обратной связи, позволяющего осуществлять влияние гражданского общества на принятие решений. При этом важно учитывать мнение общественности на том этапе, когда решение находится еще в стадии обсуждения. В этом направлении министерством уже предпринят ряд конкретных мер. Так, ряд законопроектов, в частности, `О техническом регулировании`, предусматривает обязательную процедуру вневедомственной экспертизы. Законопроект о презумпции нецелесообразности государственного регулирования, запрещающий принятие органами государственной власти любых необоснованных решений, ограничивающих право собственности и права собственников, также предполагает участие независимых экспертов, в том числе представляющих интересы структур гражданского общества - как на этапе разработки этих решений, так и на этапе мониторинга их последствий. Участники конференции отметили, что крайне важно обеспечить профессионализм и объективность общественных экспертов, отсутствие конфликта интересов. Механизмы общественного контроля предусмотрены и Законом `О государственной гражданской службе`, согласно которому специальные комиссии, на четверть состоящие из независимых экспертов, будут осуществлять надзор за наймом государственных служащих. Законопроект об информационной открытости, уже согласованный со всеми правительственными структурами, обяжет органы власти предоставлять по запросу любого гражданина любой документ, за исключением официально признанных конфиденциальными. А закон о служебной тайне, который поступит к законодателям в пакете с законом об информационной открытости, обяжет государственные структуры публично обнародовать списки закрытой информации. По словам Э.Дмитриева, одной из наиболее закрытых государственных структур до сих пор продолжает оставаться система органов социальной защиты, насчитывающая более полумиллиона организаций. Перевод государственных учреждений системы соцзащиты в статус государственных некоммерческих организаций позволит, с одной стороны, повысить открытость их деятельности, с другой стороны, позволит организовать общественный контроль за их работой. В частности, через систему попечительских советов, состоящих на одну четверть из представителей гражданского общества. Такого рода государственные НКО получат официальную возможность одновременно использовать на законной основе средства бюджета и средства благотворителей.


--------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВО ГОТОВО ОТДАТЬ ИНСТИТУТАМ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЧАСТЬ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. Государство готово отдать часть своих полномочий институтам гражданского общества, отметил министр труда и социального развития РФ Александр Починок на пресс-конференции, организованной в рамках Российского форума. По мнению А.Починка, такие организации как РСПП и `Опора России` уже сейчас в состоянии выйти на качественно новый уровень, не ждать и не просить помощи у власти, а стать мощной, реальной силой, способной предложить реальный договор и видоизменять общество. Среди полномочий, которые власть, по словам министра труда, готова передать гражданским организациям, - полномочия в области охраны труда, контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, производством лекарственных препаратов и т.д., кроме сфер, напрямую связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья населения. `Как только появится структура, которой доверяют все остальные участники рынка, структура, отвечающая интересам всех слоев общества, мы сможем передать ей эти полномочия. Сегодня очень важно наладить механизм общественного контроля над расходованием средств. Это гигантские деньги, гигантская работа и колоссальная ответственность`, - считает А.Починок. По словам министра, в настоящее время ведется подготовка к переходу от сметного к нормативному финансированию социальной сферы, то есть к системе открытых конкурсов, в которых смогут принимать участие в том числе и неправительственные организации.


--------------------------------------------------------------------------------

В МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОКА НЕ ВЕРЯТ НИ ГОСУДАРСТВО, НИ САМИ ГРАЖДАНЕ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. На круглом столе `Местное самоуправление и местные сообщества`, прошедшем в рамках Российского форума, были обнародованы результаты исследования `Граждане оценивают местное самоуправление`. Исследование проводилось по заказу Института экономики города (ИЭГ) исследовательской группой `Циркон` в 14-ти городах преимущественно Приволжского федерального округа. Оценивалась степень удовлетворенности населения основными услугами, предоставление которых контролируется местными органами власти. Согласно полученным результатам, население пока не слишком хорошо понимает суть системы местного самоуправления. Лишь половина опрошенных относит местное самоуправление к формам самоорганизации граждан, другая половина считает его продолжением вертикали государственной власти. Опрос показал, что чем выше степень удовлетворенности муниципальными услугами, тем выше уровень доверия к местной власти. В то же время не велика и вера в собственные силы: 63% опрошенных считают, что простые люди не могут повлиять на власть в решении, например, проблемы отопления. Среди способов коллективного воздействия респонденты указывали митинги и пикеты. В качестве форм общественной активности в позитивных целях опрошенные чаще всего называли субботники по благоустройству территории. В целом же опросы показывают, что местное самоуправление, скорее всего, может опираться на 35% активного населения. Специалисты ИЭГ отметили, что принятие закона об общественной экспертизе не означает, что власть в свою очередь поверила в способность населения обустроить жизнь на той территории, где оно проживает. А до тех пор, пока не изменится уровень доверия власти, - считают они, - закон не станет реально работать. Анализ уровня доверия к органам власти разного уровня, проводимый ВЦИОМом на протяжении ряда лет, показал, что на рубеже 1999-2000 годов резко возросло доверие граждан к правительству и президенту, в то же время отношение к местным органам власти осталось на прежнем уровне или даже снизилось. То есть основные надежды на решение собственных проблем граждане возлагают на верховную власть.


--------------------------------------------------------------------------------

МИНИСТР РФ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЛАДИМИР ЗОРИН ЗАЯВИЛ О НЕОБХОДИМОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. `Есть множество сфер жизни общества, где государство и религиозные объединения должны выступать партнерами`, - заявил сегодня министр РФ по делам национальностей Владимир Зорин в процессе работы круглого стола `Модель межэтнического и межконфессионального диалога`, проходившего в рамках Российского форума. Приоритетными направлениями сотрудничества, по его мнению, должны стать борьба с экстремизмом, нищетой, профилактика ВИЧ/СПИДа, алкоголизма и наркомании, пенитенциарная система и вооруженные силы. Опыт подобного взаимодействия существовал еще в Советском Союзе - гуманитарная программа, общая для традиционных конфессий, называлась `Мир во всем мире`. Кроме того, В.Зорин отметил, что после принятия закона о религиозных объединениях, в разработке которого принимала активное участие и Русская православная церковь, число зарегистрированных религиозных объединений увеличилось почти вдвое и достигло 22 тысяч. По словам настоятеля Благовещенского монастыря, ректора Нижегородской духовной семинарии отца Кирилла, диалог религиозных объединений с представителями региональной власти уже существует, но вмешательство в политический процесс для представителей конфессий неприемлемо. Однако есть сферы, предполагающие активное сотрудничество с властью. Это, в частности, воспитание и образование. С недопустимостью политизации религиозных объединений согласились глава иудейской общины Нижегородской области Эдуард Чапрак и глава мусульманской общины области Умар-Хазрат Идрисов. Как сказал Умар-Хазрат Идрисов, церковь, прежде всего, должна заниматься религиозным просвещением, оказывать социальную помощь, помогать обществу. Отношения между государством и религиозными объединениями должны, по мнению В.Зорина, развиваться в сфере образования как чиновников, так и священнослужителей, уровень подготовки которых в последнее время стал очень низким.

Телефон: (095) 281-43-65 (Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО).


--------------------------------------------------------------------------------

ПО МНЕНИЮ МИНИСТРА ТРУДА, НЕОБХОДИМО СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 24 октября. На экспертной конференции `Молодежь и рынок труда`, прошедшей в рамках Российского форума, рассматривался вопрос эффективной занятости молодежи. В конференции приняли участие представители Минтруда России, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, органов власти субъектов РФ, представители образовательных учреждений, правоохранительных органов и других социальных партнеров. В ходе конференции обсуждались факторы повышения профессиональной и социальной адаптации молодежи, развитие социального партнерства в решении проблем молодежной занятости, расширение возможностей трудоустройства молодежи. По мнению министра труда Александра Починка, выстраивая политику на рынке труда по отношению к молодежи, необходимо обратить особое внимание среднему профессиональному образованию, системе переобучения и дообучения молодежи (получение дополнительного образования на базе неполного среднего). По мнению министра, необходимо создать условия для быстрой и бесстрессовой адаптации молодого человека к рабочему месту и к тем требованиям, которые предъявляет молодому специалисту его работодатель. Свой опыт в сфере трудоустройства молодежи представили регионы. Нижегородская общественная организация `Забота` рассказала о своем проекте `Институт развития трудовой инициативы молодежи`, в котором проблему молодежной занятости, профобучения, адаптации к требованиям рынка труда и последующего трудоустройства решают общими усилиями государственные службы занятости, коммерческие структуры и общественные организации. Этот проект отмечен экспертами и стал одним из победителей Ярмарки социальных и культурных проектов `Нижний Новгород - 2003`.

Телефон: (8312) 31-47-32 (Татьяна Терехина, советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе).


--------------------------------------------------------------------------------

Л. ГРАФОВА: `МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ДЕЛАЕТСЯ В РЕГИОНАХ`

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 25 октября. Круглый стол `Миграционная политика в России`, состоявшийся в рамках Российского форума, организовала Комиссия по правам человека при Президенте РФ. По словам ведущей круглого стола, председателя исполкома Форума переселенческих организаций Лидии Графовой, `реальная миграционная политика делается в регионах`, куда в основном прибывают мигранты из стран бывшего СССР. В то же время до сих пор не создан общественный совет по миграции при МВД РФ. По словам Л.Графовой, МВД не удалось отстоять в проекте бюджета на 2004 год первоначальную сумму расходов (900 млн рублей) на обустройство мигрантов. Финансирование по этой статье будет урезано в четыре раза. Л.Графова заметила, что `НКО работать с МВД просто невозможно... МВД видит в миграции только темные стороны`. Выступления лидеров региональных организаций мигрантов были переполнены эмоциями. Так, Олимпиада Игнатенко, руководитель Липецкой областной организации по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев `Отчизна`, сообщила, что `в Липецкой области из четырех компактных поселений мигрантов осталось только одно. Никаких надежд на улучшение ситуации у них не осталось`. Президент Пензенской ассоциации беженцев и вынужденных переселенцев `Светоч` Нина Ефремова предложила сделать доступными данные о численности прибывших и убывших переселенцев. Эта информация не является секретной, однако в большинстве российских регионов миграционные службы отказываются предоставлять ее общественным организациям без объяснения причин. Общий вывод, сделанный участниками круглого стола, - все существующие ошибки и перегибы миграционной политики связаны с отсутствием в России плана стратегического развития в области миграции.

Телефон: (095) 973-54-74 (Сеть `Миграция и право`).


--------------------------------------------------------------------------------

УЧАСТНИКИ РОССИЙСКОГО ФОРУМА ПОДПИСАЛИ ЗАЯВЛЕНИЕ О ДЕЙСТВИЯХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ОТНОШЕНИИ М.Б.ХОДОРКОВСКОГО

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 25 октября. Текст заявления был озвучен в последний день работы Российского форума на внеплановой пресс-конференции в связи с арестом М.Ходорковского в Новосибирске. Ниже приводится полный текст документа.

`Сегодня в Новосибирске спецназом ФСБ задержан глава нефтяной компании `ЮКОС` Михаил Ходорковский. Согласно заявлению представителя Генеральной прокуратуры РФ, это было сделано в порядке принудительного привода, поскольку он `злостно уклонился о выполнения повестки, предписывающей ему явиться на допрос в Генпрокуратуру по делу о хищении и уклонении от уплаты налогов структурами, подконтрольными НК `ЮКОС`. Между тем, по утверждению адвокатов М.Ходорковского, Генеральная прокуратура была проинформирована о том, что он не сможет явиться в указанный срок, поскольку находится в служебной коммандировке.

Мы расцениваем происходящее как демонстративный акт давления со стороны силовых структур не только на конкретного гражданина или конкретную компанию, но и на российское общество в целом. С нашей точки зрения, применение к М.Ходорковскому подобных методов не может быть оправдано названными Генеральной прокуратурой причинами, тем более, что прокурорские структуры ведут себя совершенно иным образом, когда от следственных действий злостно уклоняются криминальные авторитеты и государственные чиновники.

Цель Российского форума, проходящего сейчас в Нижнем Новгороде - углубление взаимопонимания и взаимодействия между гражданским обществом, властью и бизнесом. Этот процесс развивается в течение ряда лет при поддержке Президента Российской Федерации и Правительства РФ. Участие в работе форума вице-премьера Правительства РФ, ряда министров и высших должностных лиц федеральных ведомств свидетельствует о серьезности подхода государства к укреплению сотрудничества с российским обществом и бизнесом. Впервые в переговорном процессе столь активное участие принимают основные бизнес-ассоциации России.

Дискуссии на форуме дали основание рассчитывать на дальнейшее развитие конструктивных взаимоотношений между российской властью и обществом и бизнесом. Однако последние события ставят под сомнение эффективность подобного диалога.

В этой связи мы выражаем глубокую озабоченность происходящим вокруг компании `ЮКОС` и ее главы, а также тем, что силовые ведомства России и Генеральная прокуратура в очередной раз продемонстрировали пренебрежение мнением российского общества. Сегодняшние события еще раз подтверждают необходимость для России нового общественного договора и, в частности, создания действенной системы общественного контроля над силовыми ведомствами`.

Заявление подписали ряд участников форума, в том числе: Мария Слободская, президент Института проблем гражданского общества; Арсений Рогинский, председатель правления общества `Мемориал`; Александр Аузан, президент Института национального проекта `Общественный договор`; Людмила Алексеева, председатель МХГ; Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики. По словам Л.Алексеевой, данный документ не является консолидированным обращением участников форума. Подписавшие документ призвали поддержать их инициативу `всех активных членов российского общества`.


--------------------------------------------------------------------------------

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ВОПРОСАМ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 27 октября. Круглый стол, посвященный проблемам взаимодействия власти и общественных организаций по вопросам общественного контроля соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов и закрытых учреждений, прошел 23 октября в рамках Российского форума.

Главной темой круглого стола стало обсуждение проблемы создания эффективной системы общественного контроля. Участники признали необходимость вовлечения в создаваемую систему общественного контроля в регионах России широкого круга представителей общественности: врачей, служителей церкви, представителей интеллигенции и бизнеса. Для решения этой задачи была достигнута договоренность о проведении информационно-просветительской кампании в регионах, создании объединения попечителей, развития форм общественно-экспертных и попечительских объединений. При этом была подчеркнута важность совмещения задач общественного контроля и попечения в работе в местах содержания под стражей.

Значительная часть обсуждения была посвящена вопросам организации ответственной и грамотной работы посетителей-инспекторов, а также обсуждению проекта закона об общественном контроле.

Участники круглого стола приняли решение о необходимости принятия рекомендаций по взаимодействию исправительных учреждений и следственных изоляторов с общественными организациями, а так же принятия Кодекса этики посетителей мест содержания под стражей России. Проект Рекомендаций вынесен на утверждение Общественным Советом при Минюсте России.

На круглом столе также был обсужден предложенный проект общественного договора между Комиссией по правам человека при Президенте РФ и правоохранительными органами (министерствами) России. Участники приняли список рекомендаций в адрес Комиссии по правам человека о заключении меморандума (договора о намерениях), определяющего необходимость сотрудничества НПО и правоохранительных органов. Была также отмечена необходимость подписания общественного договора в будущем, после принятия закона об общественном контроле и создания объединения посетителей мест содержания под стражей.

Телефон: (8312) 33-14-04 (Сергей Шимоволос, координатор сети НПО против пыток).


--------------------------------------------------------------------------------

НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРОЕКТ `ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ РОССИИ`

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 27 октября. Новый телевизионный проект `Одаренные дети России`, презентованный в рамках Российского форума, продолжит серию фильмов `Чудо-чадо` о талантливых юных жителях Нижегородской области. Проект будет реализован Российским центром подготовки работников региональных телекомпаний `Практика` при поддержке фонда `Открытая Россия`. Героями цикла документальных фильмов станут дети и подростки, достигшие высоких результатов в различных областях науки и культуры. В съемках будут участвовать региональные телекомпании. Также в рамках проекта `Открытая Россия` и центр `Практика` будут обучать региональных телевизионных журналистов навыкам создания документальных телефильмов, организуют производство и показ готовых программ.

Телефон: (8312) 34-35-37 (Ирина Смирнова, исполнительный директор центра `Практика`).

Е-mаil: рrаktiса@kis.ru


--------------------------------------------------------------------------------

РОССИЙСКИЙ ФОРУМ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЙ ЭТАП В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ
НИЖНИЙ НОВГОРОД, 27 октября. В работе Российского форума участвовало более 3 тыс. человек. Среди них представители более 100 общественных организаций, представители органов власти и бизнеса, участники IV Ярмарки социальных и культурных проектов. В рамках форума на 30 круглых столах велось обсуждение по следующим темам: `Социальная ответственность бизнеса - ответственность перед населением`, `Обеспечение конституционных прав предпринимателей: взаимная ответственность бизнеса и власти`, `Профессиональная и гражданская ответственность экспертного сообщества в предвыборный период`, `Миграционная политика и развитие законодательства в области гражданских прав мигрантов`, `Защита прав военнослужащих как общественная проблема`, `Общественные ресурсы и потребности образования`, `Механизмы участия общественных организаций в решении социальных проблем`, `Участие неполитических организаций в избирательной кампании: механизмы продвижения интересов, ответственность`, `Реформа местного самоуправления`, `Здоровье нации: первоочередные задачи государства и общества`; `Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности России`, `Формирование внешнеполитической стратегии России как область экспертной компетенции неправительственных организаций`, `Взаимодействие власти и гражданских организаций по вопросам общественного контроля за соблюдением прав человека в деятельности правоохранительных органов и закрытых учреждений`. `Завершение работы форума - это лишь начало работы, - отметил полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. - Главное, что форум состоялся. Теперь понятно, что это не эксперимент, а действующая модель взаимодействия и поиска совместных решений и стратегии развития, в которой участвовали и гражданское общество, и органы власти`. Российский форум проходил параллельно с IV Ярмаркой социальных и культурных проектов. 99 проектов-победителей получили гранты. При этом 50% средств на реализацию проектов предоставил фонд `Евразия`. Организаторы Российского форума выразили надежду, что форум будет проводиться ежегодно.http://nvolgatrade.ru/

Док. 197753
Опублик.: 09.01.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``