В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна ДОГИЛЕВА: `Пусть лучше говорят, что я потеряла изюминку, чем шепчутся, как я плохо выгляжу` Назад
Татьяна ДОГИЛЕВА: `Пусть лучше говорят, что я потеряла изюминку, чем шепчутся, как я плохо выгляжу`
Она не любит говорить о себе. На очередную просьбу об интервью обычно безразличным голосом отвечает, что, дескать, в жизни ничего особенного не происходит, а стало быть, и рассказывать не о чем. Имеет в виду, конечно, профессиональную сторону жизни. Последний фильм с участием Татьяны Догилевой, некогда одной из самых востребованных актрис, датируется аж 1999 годом. И этим сказано все.
`Завязала` Татьяна Анатольевна и с так называемой богемной жизнью, которая многим заменяет жизнь профессиональную. На многочисленных кинофестивалях ее не встретишь, светские тусовки игнорирует, по `ящику` в ток-шоу не мелькает... Пропала?

Запретный плод, понятное дело, сладок. Сколь бы Догилева ни твердила, что терпеть не может, когда ее имя появляется в светской хронике, закрытость актрисы вызывает лишь обратный эффект. Если судить по той же самой нелюбимой Догилевой светской хронике, в ее жизни за последние четыре года произошло следующее: а) решила больше не сниматься в кино; б) сделала серию пластических операций; в) развелась с мужем, известным писателем-сатириком Михаилом Мишиным.
А как на самом деле?
`Очень пошло помирать из-за того, что какой-то дядька не дал тебе роль`

- Вы знаете, - прервала мой монолог актриса, - честно говоря, газет я не читаю. Поэтому понятия не имею, что обо мне пишут.
- А я вам сейчас расскажу...
- Не надо, не надо. Я для себя вывела очень удобную формулу: раз я этого не знаю, значит, вроде ничего и нет. Да и кому это интересно?
- Уверяю вас, ошибаетесь. Итак, я все-таки попробую: во-первых, пишут, что вы решили навсегда бросить кино...
- Я так не говорила. Да, четыре года не снималась и за это время практически не получала предложений. На этом основании я сделала вывод, что, видимо, кино меня разлюбило. А я, в свою очередь, разлюбила его. И к возможному концу моей кинокарьеры относилась очень спокойно - у актрис и получше меня заканчивались карьеры. Такова уж особенность нашей профессии: существует вероятность риска, что когда-нибудь ты станешь никому не нужной.
- И что теперь: с глаз долой - из сердца вон? Имею в виду кино.
- Ну а что, я должна страдать и мучиться, лить горькие слезы, видя на экране других актрис? Не-е-ет. Я, слава богу, как-то внутренне успокоилась и с удовольствием смотрю на всех знакомых: как они работают, как выглядят, что говорят. А для себя решила, что, возможно, мой типаж больше никому не нужен и ролей в сегодняшнем теле- и кинорепертуаре для меня попросту нет.
- Откуда у вас такие упаднические мысли?
- Ну как. Прыгун в высоту не может же прыгать до 50 лет...
- Это совершенно другое. Многие актрисы к сорока годам только расцветают, взять хотя бы ту же Алису Фрейндлих. Как в вашем возрасте можно говорить о каком-то конце? Извините, не понимаю.
- Потому что вы не актриса...
- Слава богу.
- ...А тому история знает массу примеров - сколько угодно. Как будто перед тобой просто выключают свет, и все - ты за бортом.
- Кто же тот злоумышленник?
- Да нет, что вы. Я никого не подозреваю в злых кознях против меня. Но так случается: или надоела, или нет ролей, или шлейф предыдущих работ ведет к тому, что в новом качестве тебя не воспринимают. Я над этим сильно не задумывалась и серьезно не анализировала.
- А вот в это как раз сложно поверить.
- Ну, наверное, без каких-то печальных минут не обошлось. Иногда было несколько неловко, когда приезжаешь на тот же `Кинотавр`, а там все рассказывают о своих новых работах. В результате я перестала туда ездить. Не потому, что стыдно, а просто потеряла ко всему этому интерес. Новые люди, новые лица... Я уже их в принципе не знаю.
- Отстали от жизни?
- Отстала. От этой жизни, безусловно, отстала.
- Это минус или плюс?
- Ни то ни другое - это моя жизнь. Такая данность.
- Вы сейчас так просто об этом говорите. Однако в середине 90-х, когда, насколько знаю, у вас был схожий период, не были столь спокойны.
- Конечно. Это вообще было время страшное, когда вся страна, все устои перевернулись. Во-первых, из-за возраста я стала терять роли лирических героинь. Вдобавок и кино стало очень мало, к театру зрители потеряли интерес. И если существует кризис среднего возраста, то я его пережила.
- А что это такое - `кризис среднего возраста`? Если пережили, должны знать?
- Для меня это перемена амплуа. Если раньше ты всегда была в центре, а тебе все подыгрывали, то теперь надо было привыкать, скажем так, к другим мизансценам.
- Вам отказывали в каких-то ролях?
- Нет, не отказывали - просто перестали звонить. У меня появилось очень много свободного времени, которое я не знала чем заполнить. До того всем моим временем распоряжались другие люди. То есть кто-то мне звонил, кто-то утверждал, кто-то вез на грим, кто-то ставил в кадр, кто-то говорил: `Поверни голову туда, сюда`. Потом меня сажали, отвозили... Понимаете, на самом деле это полная зависимость. И когда оказалось много свободного времени, вдруг выяснилось, что на самом деле жить-то я не умею. Это было сильное потрясение: и много слез, и чудовищная депрессия, и первый раз в жизни я подумала, что выбрала не ту профессию. Наша профессия - своего рода наркотик, заболевание. Вызывает чудовищное привыкание.
- Не пробовали набирать номера телефонов знакомых режиссеров?
- Нет. Я твердо знала, что если ты не должна играть эту роль, то и не будешь. Знаете эту фразу: `Никогда ничего не проси...`
- `...сами придут и все дадут`. Да?
- Ну, вторая часть редко сбывается. (Смеется.) Но то, что проси - не проси, а роль тебе никто не даст, - это точно. Если не положено.
- Насчет этой фразы все понятно. Но есть еще другая: `Мы не ждем милостей от природы. Взять их у нее - вот задача`.
- Вот вы молодой человек, и вам еще кажется, что все в ваших руках. А поживете - и поймете, что это далеко не так.
- Не было мыслей начать все сначала, найти себя в чем-то ином?
- Нет. Как-то все сложилось, что я плакала-плакала и в своей депрессии зашла очень далеко. То есть: нет смысла жить - до таких глупостей. Дни превращались в бесконечные рыдания, самопоедания, доставалось всем: мужу, подругам... Тот, кто пережил, что такое настоящая депрессия, тому не надо рассказывать. А другим я не хочу... И вот когда я в своей депрессии дошла до крайности, меня пронзила мысль, что это очень пошло - помирать из-за того, что какой-то дядька не дал тебе какую-то роль. Самую дурацкую, может быть.
- А это что, была какая-то минута просветления: проснулись и все осознали?
- Нет, видно, накопилась какая-то критическая масса. И сорвалась. Я для себя решила, что конец в профессии - это еще не конец жизни. И оказалась абсолютно права... Потому что уже была беременна. А дальше начались совершенно другие проблемы, и стало совсем не до кино. Поняла, что искусство, если ты о нем не думаешь сутками напролет, - намного меньше, чем жизнь. Особенно маленького человека, за которого ты несешь ответственность.
- И `наркотик` перестал действовать?
- В какой-то момент я, наоборот, почувствовала огромную радость от того, что не завишу от всей этой круговерти. Но вот этим летом, после четырехлетнего перерыва, мне вновь посыпались предложения - я снялась в трех сериалах. Не знаю, это возобновление карьеры или предсмертная судорога. (Смеется.) Но скажу честно, как на духу: я опять попала в зависимость. Уже думаю: а чего же больше мне не звонят, неужели так плохо сыграла? И мне это не нравится. Как только попадаешь в эту круговерть, как белка в колесе, начинаешь за чем-то гнаться. Непонятно за чем. Если бы я могла сказать: я гонюсь за деньгами... Но это было бы не совсем верно.
- Если не за деньгами, то за чем?
- Ну как: в молодости ты гонишься за популярностью, за славой, за восхищением...
- Этого вы наелись?
- В принципе да. Я знаю, что все равно не перепрыгну себя молодую по пику своей карьеры. Грубо говоря, за чем мне уж так гнаться, я не понимаю. Вот такая дилемма: с одной стороны, сниматься хочется, а с другой - хочется быть совершенно независимой.
- Какой же выход из этой дилеммы?
- Мне кажется, выход есть. Вот только подозреваю, что он ложный.
- Какой же?
- (Картинно смущаясь.) Я хочу быть кинорежиссером. (Хохочет.) Я попробовала в театре, поставила три спектакля. Теперь мне кажется, что, если реализую себя как кинорежиссер, это будет более осознанное существование в этом мире. Это я так думаю. Но точно знаю, что ошибаюсь.
- Потому что рецензии на ваши первые театральные работы были не ах?
- Ой, это было ужасно. Первый опыт - ты совсем не защищена. Когда тебе говорят: ты бездарь, ты не должна идти в режиссуру... Я на это несколько лет жизни положила (с ироническим надрывом), а они пишут, что откровенная халтура. Очень тяжело переживала. Я ведь была из тех балованных актрис, которые считают, что лучше режиссеров все знают. Спустя две недели после начала репетиций я поняла, что это совсем не так. Но пережила. Благодаря артистам, которые не разбежались, и зрителям, которые уже седьмой сезон ходят на этот спектакль. А потом я поставила второй спектакль, третий...
- Когда же от вас ждать первого фильма?
- Планов как таковых нет. Есть бредовое желание поставить фильм. Эта сфера для меня абсолютно неизведанная. Я работала в кино по ту сторону камеры, а что творилось по другую... Как часовой механизм: я не понимаю, как работают шестеренки, я только вижу, что время - двадцать минут седьмого. Сейчас я, так скажем, открываю для себя внутренности этого механизма. А там столько всего! И разберусь я в этом или нет - еще вопрос.
- У сильных женщин таких вопросов не возникает.
- А я не очень-то понимаю, что такое сильная женщина.
- Наверное, та, которая знает, что у нее все получится.
- Ну, тогда я не сильная женщина. Немало было ситуаций, когда я говорила себе: `Я это сделаю, я этого добьюсь`, - и преспокойненько этого не добивалась.
- Потому что всегда можно найти тысячу причин.
- Нет, прилагала все усилия. Просто я знаю, что можно выложиться целиком и ничего не добиться.

`В какой-то момент меня стало раздражать мое лицо`

- Ладно, с первой темой все ясно. Вторая, не менее животрепещущая, - будто бы вы сделали серию пластических операций.
- Не серию: я сделала круговую подтяжку лица. Это когда убирается лишняя кожа. В какой-то момент меня стало раздражать мое лицо. Было, как бы это сказать, очень проблематично и дискомфортно смотреть на себя в зеркало. Особенно по утрам.
- Что же вы там видели?
- Я не хочу вдаваться в подробности. Женщины поймут.
- Но мы же вас знали, видели на экране. Нам вы нравились.
- А я себе - нет. Появились лишние фрагменты. А поскольку многие мои знакомые уже от них избавились, я решила пойти по их стопам. И очень довольна.
- Сейчас в зеркало смотритесь с удовольствием?
- Да, и это очень поднимает настроение.
- Не боязно было ложиться под скальпель хирурга?
- А я опять все сделала по глупости - не задумываясь. Одна знакомая артистка сказала, что недавно прошла через это. Спрашиваю: `Долго?` - `Да дней пять`. Я пришла к врачу, он говорит: `Надо будет немного побольше отрезать`. - `А это подольше? - спрашиваю. - У меня же репетиции`. - `Ну, дня на три`. ...В общем, проснулась я в бинтах кровавых. (Смеется.)
- Не было мысли `Что же я натворила?!`?
- Нет, я-то все с юмором воспринимала. Знаю, некоторые мужчины к этому саркастически относятся. А я считаю, те женщины, которые как можно дольше стараются быть в форме, - героини. Вы даже представить себе не можете, на что идут женщины ради того, чтобы хорошо выглядеть. Это жестокая борьба, которую ни один мужчина не выдержит.
- Борьба с самой собой или с другими женщинами?
- И с самой собой... Нет, к женщинам я всегда хорошо относилась, я такая, знаете, из феминисток. И бороться с ними не собираюсь. Конечно, для себя - чтобы тебя воспринимали так, как хочется тебе.
- А муж как отнесся к вашему решению? Может, он и подвиг вас на этот шаг?
- Нет-нет... Я ему сказала, что это легонькая процедура, типа маникюра. И, конечно, он был ошеломлен моим видом сразу после операционной. Долго говорил: `Позвони доктору, спроси: так и останется?!` Очень испугался.
- Ну конечно, можно понять мужчину.
- Да, потому что видок у меня был еще тот.
- Некоторые говорят, что после операции в вас исчезла какая-то изюминка.
- Ну, я предпочитаю, чтобы говорили так, чем: `Как же плохо она выглядит!` Я выбираю первое: `Чего-то она изменилась и потеряла изюминку...` Даже больше скажу: я жалею, что раньше этого не сделала.
- А вы к своей внешности относитесь настолько серьезно? Наверное, считаете себя красавицей?
- Боже упаси, в свое время у меня была масса комплексов по поводу внешности. Я и в кино достаточно поздно начала, потому что мое лицо считалось очень трудным для камеры. А поскольку я была зациклена на профессии, меня больше интересовало не то, красивая я или некрасивая, а будут меня снимать или не будут.
- Неужели вас не окружала куча поклонников, восхищавшихся вашей красотой?
- Поначалу никто мне этого не говорил. Могли сказать, что хорошая актриса или удачно сыграла. А то, что красавица, сказал единственный человек - Режис Варнье, режиссер фильма `Восток-Запад`. Но его слова я больше приписываю французской галантности. Потому что красота не есть моя сильная сторона.
- Что же тогда?
- Ну... кое-что играть умею.

`Мы с Мишиным в браке. Остальное - без комментариев`

- И последнее: слухи о вашем разводе с мужем, Михаилом Мишиным.
- Да. Я сообщаю: мы в браке. Остальное - без комментариев.
- Одинокой себя не чувствуете?
- Иногда. Раньше, например, у меня было очень много подруг, и мы весело проводили время. А теперь... Жизнь развела: кто-то уехал за границу, кто-то совсем ушел в семью, кто-то умер. Да и у меня самой теперь хватает сил только на работу и семью. Видимо, так и должно быть.
- Но если есть кто-то рядом, можно на него переложить ответственность.
- А вот не получается. В результате оказывается, что ты за все отвечаешь.
- О Михаиле часто говорят, что он достаточно тяжелый человек...
- Ну естественно, как и все другие, которым по профессии полагается шутить. Юмор для них - работа. А отдыхать-то надо от работы. Поэтому в жизни они не такие весельчаки, как на эстраде.
- Сложно было жить с таким человеком?
- Вот вы опять все туда выкручиваете. Что значит `было` - мы и сейчас живем. У нас общая дочка. Я же сказала: без комментариев.


Московский Комсомолец
от 06.01.2004
Дмитрий МЕЛЬМАН.http://nvolgatrade.ru/

Док. 197732
Опублик.: 08.01.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``