В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Богданчиков: Природную ренту надо платить Назад
Сергей Богданчиков: Природную ренту надо платить
Олег Смирнов (далее - О. С.): Как вы относитесь к идее коренного пересмотра существующего режима налогообложения предприятий нефтегазового комплекса с отказом от сборов акцизов, НДС, налога на добычу природных ресурсов и переходом на изъятие так называемой природной ренты?

Сергей Богданчиков (далее - С. Б.): Мы полагаем, что введение сбора природной ренты в нашей стране абсолютно необходимо. Это подсказывает и мировой опыт, и стратегические интересы развития российской экономики. И хотя мы нефтяники, мы понимаем, что перекос в сторону развития исключительно добывающих отраслей губителен для экономики. Следовательно, необходимо добиваться более рационального распределения инвестиций. Чтобы это произошло, как раз и нужна природная рента как способ уравнять привлекательность добывающей отрасли с высокотехнологичным производством.

О. С.: Российское законодательство, касающееся разработки нефтяных месторождений в режиме соглашения о разделе продукции (СРП), многократно менялось, а сейчас фактически приравняло или даже сделало эти соглашения менее выгодными, чем обычный налоговый режим. Между тем именно `Роснефть` традиционно была лидером по числу проектов, реализуемых в режиме СРП. Какие же правила игры лучше всего подходят для государственной нефтяной компании?

Необходимо создать стабильные правила игры, которые были бы понятны инвесторам. Особенно это становится важным при реализации крупномасштабных проектов, таких, как освоение месторождений арктического шельфа, которые требуют огромных капиталовложений.

С. Б.: Прежде всего, необходимо создать стабильные правила игры, которые были бы понятны инвесторам. Особенно это становится важным при реализации крупномасштабных проектов, таких, как освоение месторождений арктического шельфа, Восточной Сибири, которые требуют огромных капиталовложений. А кто будет рисковать своим капиталом, когда у нас каждый год меняется налоговое законодательство? В этом смысле главное преимущество законодательства о СРП в том, что оно позволяет заключать долгосрочные соглашения, снижая риски инвестора.

Кроме того, режим СРП - гибок, он `привязывается` к эффективности проекта. Растёт цена - растёт доход государства. Именно поэтому мы считаем, что в нынешнем российском законодательстве СРП - это единственный механизм, который выгоден как для инвестора, так и для государства.

С другой стороны, обычный налоговый режим не позволил за последние 20 лет ввести в строй ни одну новую нефтегазоносную провинцию. Не освоена ни Тимано-Печора, ни Северный Каспий, ни Восточная Сибирь, не говоря уже об арктическом шельфе. Из новых осваиваемых регионов выгодно отличается Сахалин, но лишь потому, что там есть СРП и туда пришли иностранные компании. Молодой российский частный бизнес не доказал своей способности освоить нефтяную провинцию. Для этого нужны десятки миллиардов долларов, а без СРП их вряд ли кто даст.

О. С.: Старый партнёр `Роснефти` - компания Еххоn Моbil не скрывает планов купить себе `немного ЮКОСа`, точнее - уже `ЮкосСибнефти`. Не помешает ли это продолжению сотрудничества по проекту `Сахалин-1`, где Еххоn Моbil является фактическим оператором?

С. Б.: Я, конечно, не могу говорить о планах Еххоn Моbil, но пока предпосылок для выхода из проекта нашего партнёра я не вижу. Сотрудничество идёт достаточно успешно. По проекту `Сахалин-1` завершён монтаж буровой установки `Ястреб` на береговой площадке Чайво, осуществлено бурение технологической скважины и начато бурение горизонтальной скважины. Проведено размещение крупных контрактов в российских организациях на поставку танкеров с ледовым подкреплением, на строительные работы на Чайво и Одопту, на предоставление судна снабжения ледового класса для обеспечения платформы `Орлан`, на предоставление вертолётных услуг по обслуживанию наземных и морских объектов. Продолжается модернизация `Орлана` и строительство для него буровой установки, а также работа с госорганами по получению необходимых разрешительных документов на строительные работы.

О. С.: Минприроды снова активно проверяет эффективность природопользования по полученным ранее лицензиям. Один из объектов пристального внимания этого ведомства - компания Rоyаl/Dutсh Shеll, с которой `Роснефть` вместе осваивает месторождения на Сахалине. Свёртывание СРП, проверки Минприроды, проблемы у ЮКОСа... Не спугнём ли иностранных инвесторов? Они и на рейтинг Мооdу?s не посмотрят...

С. Б.: Не надо ставить все события в один ряд. Проверки - дело нужное и совершенно оправданное, они проводятся во всех странах. Конечно, нужно проверять исполнение лицензионных соглашений, причём абсолютно всеми недропользователями. Нашу компанию буквально недавно проверяло Министерство природных ресурсов и серьёзных нарушений не выявило. Свёртывание же СРП действительно не лучшим образом сказывается на инвестиционном климате в России. Соглашение о разделе продукции задумывалось как механизм создания стабильных правил игры, которые не меняются ни при каких условиях. А тут взяли и поменяли всё. Куда это годится?

О. С.: В какой стадии находится сейчас реализация проекта строительства совместно с `Сургутнефтегазом` нефтеперерабатывающего завода в Приморске?

С. Б.: `Роснефть` рассчитывает завершить разработку основания инвестиций в строительство НПЗ в Приморске к концу 2003 года. Соответствующий меморандум подписан с губернатором Ленинградской области. После завершения разработки ТЭО проекта будет создано совместное предприятие с `Сургутнефтегазом` для строительства и эксплуатации НПЗ. Предпроектные разработки `Роснефть` и `Сургутнефтегаз` финансируют на паритетных началах. Областная администрация взяла на себя обязательство полностью подготовить документы по отводу под строительство НПЗ и терминала 250-300 гектаров земли. Предполагаемая мощность НПЗ составит 7-8 млн. тонн нефти в год.

О. С.: Будет ли `Роснефть` принимать участие в строительстве и реконструкции трубопроводов, которые должны оптимизировать структуру экспорта нефти и нефтепродуктов, например Субханкулово - Альметьевск?

С. Б.: Строительством нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в РФ занимаются компании `Транснефть` и `Транснефтепродукт`, которые, по мере необходимости, привлекают к своим проектам нефтепроизводителей, используя инвестиционный тариф. Вопрос об участии `Роснефти` в сооружении трассы продуктопровода Субханкулово - Альметьевск пока не рассматривается.

О. С.: Каким образом вы повышаете финансовую прозрачность `Роснефти` и как оценивают этот процесс ваши российские и зарубежные партнёры и инвесторы? Как развиваются ваши взаимоотношения со Счётной палатой России, осуществляющей контроль над деятельностью крупных государственных компаний, в том числе `Роснефти`?

С. Б.: Главным и единственным акционером `Роснефти` является государство, которое и контролирует её деятельность через совет директоров, а также получает дивиденды от прибыли компании. Свидетельством прозрачности `Роснефти` служит её активное взаимодействие с мировыми лидерами нефтегазовой промышленности. Партнёрские отношения связывают `Роснефть` и с ведущими мировыми энергетическими и сервисными корпорациями: Еххоn Моbil, Shеll, ВР, ТоtаlFinаЕlf, Shlumbеrgе и Нulliburtоn.

Кроме того, `Роснефть` - один из безусловных лидеров российского бизнеса и в области взаимодействия с международными финансовыми институтами. Высокая степень доверия к `Роснефти` была не один раз подтверждена её партнёрами предоставлением долгосрочных кредитов на уникальных для развивающегося российского рынка условиях. `Роснефть` первой среди российских компаний после финансового кризиса 1998 года вышла на международный финансовый рынок и привлекла необеспеченное финансирование, разместив еврооблигации на сумму 150 миллионов долларов среди зарубежных инвесторов. Эта операция способствовала укреплению сотрудничества всего российского бизнеса с международным финансовым капиталом. Партнёрами `Роснефти` по привлечению капитала для инвестиций в развитие реального сектора экономики и реализации масштабных стратегических проектов, связанных с увеличением производственных мощностей, являются такие известные во всём мире финансовые организации, как АВN-Аmrо Ваnk, Европейский банк реконструкции и развития, инвестиционный банк Drеzdnеr Кlеinwоrt Wаssеrstеin.

Ежегодно `Роснефть` и все её дочерние предприятия проходят аудит. Мы издаём и публикуем отчётность как по российским, так и по международным стандартам. Что касается Счётной палаты, то она регулярно проверяет нашу деятельность. Мы стремимся к конструктивному диалогу и всегда прислушиваемся ко всем рекомендациям СП РФ.



`Бытует мнение, что дальнейшее развитие российской экономики возможно либо на основе использования сырьевого потенциала, либо на основе опережающего роста высоких наукоёмких технологий. Но кто будет инвестировать в российское производство и науку, если рентабельность сырьевиков - 200-300 процентов, а рентабельность обрабатывающих отраслей экономики - машиностроения, автомобилестроения, ВПК - 14-15 процентов?

Более того, сегодня наши нефтяники выкачивают лишь легкодоступную нефть, в то время как труднодоступная нефть не разрабатывается. Это ведёт к выводу нефтяных скважин из эксплуатации, сокращению добычи нефти и уменьшению поступления налогов в бюджет. В то же время количество нефтяных скважин, потенциально пригодных к эксплуатации, но находящихся в бездействии, весьма велико.

Приведу лишь один пример. Так, при проверке Счётной палатой ОАО `Нефтяная компания #8222;Башнефть` было установлено, что в начале 2003 года у компании имелось 2856 таких нефтяных скважин, для ввода которых в промышленную эксплуатацию требовалось 1650 млн. рублей. Однако отсутствие таких средств приводит к сокращению добычи нефти и поступлений налогов в бюджет. В целом по России сегодня простаивает более 40 тыс. скважин. Это огромное поле деятельности, которое требует самого серьёзного подхода.

Счётная палата не раз обращала внимание на несовершенство законодательства Российской Федерации, позволяющее практически на законном основании существенно минимизировать налоги.

Показательным примером являются результаты проверки Счётной палатой ОАО #8222;Сибнефть`. Используя несовершенство законодательства Российской Федерации, ОАО #8222;Сибнефть` уплачивало налог на прибыль по ставкам, сниженным против действующих более чем в шесть раз. В результате, по экспертной оценке Счётной палаты, в 2001 году в бюджет недопоступило налоговых платежей на 10 миллиардов рублей.

По данным проверок Счётной палаты, схемы, подобные разработанным ОАО #8222;Сибнефть`, существенно сокращающие налоговые выплаты, применяют в своей хозяйственной деятельности и многие другие нефтяные компании. В частности, сдача нефтяными компаниями в аренду нефтеперерабатывающего оборудования фирмам, зарегистрированным на Байконуре, позволила только в 2001 году уменьшить сумму акциза, подлежащего уплате в бюджет, более чем на 19 миллиардов рублей. Подобная минимизация налогообложения угрожает экономической безопасности России`.

Из выступления Сергея Степашина на Всероссийской научно-практической конференции `Роль и место контрольно-счётных органов в развитии экономики регионов России` в Тюмени.

Журнал `Финансовый контроль` - www.finсоntrоl.ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 197574
Опублик.: 30.12.03
Число обращений: 453

  • Богданчиков Сергей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``