В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В следующем году не будет банкротств Назад
В следующем году не будет банкротств
Банкротство перестает быть выгодным бизнесом. Однако процесс банкротства по-прежнему может использовать в своих интересах один из кредиторов

На прошлой неделе ФСФО провела пресс-конференцию, где объявила итоги года в сфере банкротств. По данным службы, число дел о банкротстве сократилось почти в два раза, при этом в текущем году было заведено всего лишь 7 тысяч новых дел. Глава ФСФО Татьяна Трефилова заверила журналистов, что эта тенденция продолжится и в следующем году. В подкрепление своих слов она отметила, что в 2004 г. может быть принято постановление правительства, которое позволит удлинить сроки погашения долгов при заключении мирового соглашения и проведении финансового оздоровления. Определенные помехи в работе ведомства могут возникнуть из-за проволочек в правительстве, которое тормозит принятие еще ряда постановлений, где описывается деятельность арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

В начале 2003 г. в судах находилось 104 тыс. дел о банкротстве. `На 1 октября их было чуть более 65 тыс., причем 43 тыс. из них - это старые дела по отсутствующим должникам`, - сказала Татьяна Трефилова. Кроме того, по словам г-жи Трефиловой, только 17 тыс. банкротств находилось в стадии конкурсного производства, т.е. накануне распродажи имущества ввиду отсутствия возможности восстановить платежеспособность предприятия. `Ранее в таком состоянии находилось 90 дел из 100`, - говорит она. Положительные сдвиги в ФСФО объясняют тем, что, согласно новому закону о банкротствах, вступившему в силу 1 января 2003 г., право инициировать процедуру банкротства от имени государства имеют теперь только они, тогда как по старому закону о банкротствах таким правом были наделены все государственные ведомства и субъекты РФ. Теперь чиновники ведомства могут проводить согласованную политику по всем государственным долгам и требовать начала процедуры банкротства только там, где она может быть реализована при имеющихся ресурсах.

Вместе с тем еще одной причиной снижения числа банкротств стало отсутствие средств в федеральном бюджете. Дело в том, что по предприятиям, на которых отсутствуют лица, способные нести ответственность по долгам (и, как правило, эти предприятия уже не функционируют), расходы вынуждено нести ФСФО, тогда как получить какой-то доход практически невозможно. В результате по новому закону о банкротстве ни одно дело на отсутствующего должника не возбуждалось. `По новому законодательству судебные издержки по банкротству отсутствующих должников несет тот, кто инициирует банкротство, а в бюджете денег на это не было выделено. Мы выступили с предложением внести эти расходы в бюджет 2004 г.`, - объяснила Татьяна Трефилова. То есть в следующем году стоит ожидать увеличения числа конкурсных производств с последующей ликвидацией должников.

Качественным сдвигом в текущем году стало отсутствие заказных банкротств. По словам Татьяны Трефиловой, новое законодательство практически исключает случаи таких банкротств. Дело в том, что должник получил право выбирать: передавать предприятие арбитражному управляющему или же самому обязаться погасить долги в соответствии с графиком, который он утверждает с кредиторами. Это фактически лишает возможности недобросовестных кредиторов взять предприятие под свой контроль, как это имело место в прошлые годы.

Однако по-прежнему остро стоит проблема преднамеренных банкротств, т.е. банкротств, инициированных самими собственниками, чтобы уйти от выплаты задолженностей. В 2001 г. было 295 таких случаев, в 2002 г. - 452, а за 10 месяцев этого года зафиксирован 301 случай. По ним возбуждено соответственно 51, 133 и 91 дело. Основная причина состоит в том, что правоохранительным органам сложно доказать умысел. `Сегодня не создано эффективной системы для реализации уголовных наказаний, так как отсутствует одно звено - экономико-правовая экспертиза, которая могла бы вынести независимое суждение о фактах нарушений, собранных и проанализированных оперативными работниками и следователями`, - заявил RВС dаily президент Российского сообщества независимых экспертов и антикризисных управляющих Виктор Голубев. Об этом же говорит и Татьяна Трефилова, предлагающая создать независимый центр по проведению экспертиз. Пока же эти функции выполняют специалисты ФСФО, что не очень корректно хотя бы уже с той точки зрения, что они часто являются одной из сторон в процедуре банкротства.

В следующем году ФСФО рассчитывает, что положительные тенденции будут сохраняться. А чтобы изменение экономической конъюнктуры или какие-то другие причины не смогли вызвать рост числа банкротств, ФСФО сейчас добивается очередного смягчения для должников. Как заявила Татьяна Трефилова, в первом квартале 2004 г. правительство может внести изменения в законодательство по срокам погашения долгов при заключении мирового соглашения и проведении финансового оздоровления. Сейчас этот срок равняется 6 месяцам, после чего кредиторы вправе применять в отношении должника более жесткие санкции, вплоть до введения конкурсного производства. Вместе с тем, чтобы предприятия-должники не злоупотребляли этим правом (сейчас имеются случаи, когда должники за 6 месяцев не гасят ни копейки долга, а затем пытаются продлить мировое соглашение на следующий срок), предполагается ужесточить их ответственность за взятые обязательства.

Между тем негативно на ситуацию может повлиять отсутствие целого ряда документов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Как предполагалось, именно эти организации должны были взять на себя часть регулирующих функций, в том числе связанных с контролем за возможными недобросовестными действиями управляющих, которые могут усугубить финансовое состояние предприятия и привести его к банкротству. `Из 13 необходимых постановлений правительства, регламентирующих процедуру управления, пока есть только три, - заявил RВС dаily гендиректор Приволжской саморегулируемой организации арбитражных управляющих Валерий Королев. - Причем не были готовы только 2 из них - правила формирования компенсационного фонда СРО и правила проведения анализа преднамеренного банкротства, все остальное давно находитсяна рассмотрении правительства`.

По информации RВС dаily, часть вины за отсутствие документов лежит на Минэкономразвития. `Например, по правилам анализа подчиненные Грефа так часто присылают в ФСФО свои обновленные предложения, что они просто не успевают пройти процедуру рассмотрения, - говорит источник RВС dаily в правительстве. - А где застряли документы по компенсационному фонду, по-моему, не знает никто`. Такая ситуация приводит, во-первых, к тому, что арбитражный управляющий может проводить банкротство в `свою пользу`, так как он, с одной стороны, недостаточно контролируется со стороны своей СРО, а с другой - зависит от конкретного чиновника Минюста или ФСФО, который его предлагал на должность, что может разрешаться через взятки. Во-вторых, сам арбитражный управляющий оказывается очень незащищенным: недовольные кредиторы могут дисквалифицировать его на несколько лет фактически безо всяких оснований с помощью рядового сотрудника внутренних дел.

Отдел экономики


Михаил Смирнов, 29.12.2003
Постоянный адрес статьи: httр://www.rbсdаily.ru/nеws/mаrkеt/indех.shtml?http://nvolgatrade.ru/

Док. 197542
Опублик.: 29.12.03
Число обращений: 210


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``