Минобороны и Генштаб прикладывают титанические усилия, чтобы восстановить то, что сами не так давно разрушилиНазад
Минобороны и Генштаб прикладывают титанические усилия, чтобы восстановить то, что сами не так давно разрушили
$230 млн. - на <реформу военной реформы>?
Минобороны и Генштаб прикладывают титанические усилия, чтобы восстановить то, что сами не так давно разрушили
Стой там - иди сюда!
На недавнем совещании высшего командного состава Российской армии министр
обороны Сергей Иванов озвучил сенсационную весть: в состав Вооруженных сил будут
возвращены железнодорожные и строительные части, а также подразделения
Спецстроя. Одновременно руководство МО предложило вернуть многим военным
институтам их прежние названия - военные училища (когда президент Путин посещал
Рязанский институт ВДВ, курсанты попросили его об этом, и ВВП их обнадежил:
<Почему бы и нет?>).
А ведь еще не так давно (1993 - 1994 гг.) шаги по выводу военных
железнодорожников и строителей за рамки армии и переименованию военных училищ в
институты и университеты преподносились как важнейший элемент военной реформы. И
вот теперь, что называется, <все назад!>. Решение принято.
Сколько это стоит?
По подсчетам экспертов, вывод железнодорожников и военных строителей из состава
Вооруженных сил РФ плюс переименование военных училищ в институты обошлись
госказне примерно в 300 млн. рублей ($10 млн.). <Реформирование реформы>
(возвращение железнодорожников и военных строителей в состав Вооруженных сил
плюс обратное переименование военных институтов в училища) обойдется не меньше -
еще в $10 млн. И этот случай далеко не единичный.
Вот, к примеру, в середине 90-х генштабовские стратеги убедили президента
Ельцина упразднить Главкомат Сухопутных войск, оставив вместо него менее
статусное управление. А когда дело дошло до второй войны в Чечне, тот же Генштаб
мгновенно стал ратовать за воссоздание Главкомата и предложил Верховному
главнокомандующему восстановить то, что с подачи же ГШ было почти полностью
разрушено. Эта авантюрная <реформа> обошлась стране в 2,5 млрд. рублей (около
$80 млн.).
Еще пример. Десятилетиями Военно-космические силы (ВКС) успешно выполняли
поставленные перед ними задачи. А затем генштабовские идеологи реформы настояли
на том, чтобы <в целях оптимизации> влить ВКС в состав Ракетных войск
стратегического назначения (РВСН). Но прошло не так много времени, и те же люди
отправили в Кремль челобитную, в которой доказывали уже обратное.
В результате ВКС снова вывели из состава РВСН и переименовали в Космические
войска (КВ). По заключению экспертов Счетной палаты РФ, финансовые потери от
этого <эксперимента> превысили 4 млрд. рублей (около $ 130 млн.).
Итого: ущерб госбюджету от 10-летнего <реформаторского зуда> российского
генералитета только по трем вышеописанным случаям составил, примерно, $230 млн.
И, как обычно в России, виновных нету.
Павел Золотарев, генерал-майор, бывший зам. главы аппарата Совета обороны
России, профессор Академии военных наук РФ:
- Все это говорит о том, что многие разработанные в Минобороны и Генштабе
реформаторские решения были продиктованы не военной целесообразностью, а
внутренними разборками, игрой амбиций и показухой при отсутствии жесткого
контроля за оборонным строительством со стороны власти. Задача нынешнего
руководства армии и страны - не повторить ошибок предшественников.
КОНКРЕТНО
Куда ушли деньги?
<Реформирование реформ> повлекло за собой передислокации ряда служб, ремонт
кабинетов и зданий, в ряде случаев - строительство новых объектов, создание
обновленной системы телефонной и электронной связи, смену дислокации командных
пунктов и центров, обеспечение их охраной, закодированной связью, переназначение
специалистов (многих пришлось брать из других частей, что было связано с
переездами вместе с членами семей).
Кроме того, пришлось разрабатывать новые штаты частей, учреждений, органов
управления, изготавливать новые вывески, бланки, печати, удостоверения, делать
новые записи в личных делах офицеров.
Немало средств ушло и на оплату труда сотен специалистов, месяцами готовивших и
переделывающих проекты президентских указов, приказы министра обороны и
директивы начальника Генштаба с использованием шифровальной техники,
компьютеров, средств передвижения и проч. А потом на обновление и перепечатку в
типографиях тысяч ранее действовавших документов за подписью президента,
министра обороны или начальника Генштаба (в них было необходимо внести новые
коррективы - <в связи с изменением обстоятельств>). К этой работе подключались
целые полки юристов видов Вооруженных сил, родов войск, которые <полировали>
материалы на предмет безупречной законности содержащихся в них положений.
РЕЕСТР
От каких еще своих решений отказались Минобороны и ГШ?
1. В 1993 году в арбатских кабинетах родилась директива министра обороны Грачева
о расформировании 16-й армии ВВС и корпуса ПВО на Урале. Восстановление
расформированных войск началось вскоре после фактического их разгона.
2. В 1992 году приказом министра обороны Грачева замполитов низвели до статуса
помощников командиров по воспитательной работе. Когда же замполиты, сочтя это
унижением, стали полками убегать на <гражданку> или на другие должности, их
снова сделали замами. Но за время этой <реформы> и без того еле теплящаяся
воспитательная работа в армии разладилась и стала непрестижной.
3. В 1996 году руководство Генштаба решило сэкономить на рембазах, создав вместо
них ремонтные мастерские. Звания ремонтников при этом были понижены. В итоге
офицеры и прапорщики стали разбегаться. Пришлось принимать экстренные меры,
многие рембазы восстанавливать заново. Что тоже потребовало огромных
дополнительных и непредусмотренных затрат из военного бюджета.
4. В начале 2003 года под мощным напором борцов за права человека было решено
ликвидировать в Российской армии гауптвахты. Не прошло и года, как министр
обороны Сергей Иванов выступил с предложением вернуть гауптвахты в войска.