В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области по проблемам защиты прав инвалидов Назад
Доклад Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области по проблемам защиты прав инвалидов
Председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ
Э.А. Памфиловой


Уважаемая Элла Александровна!

По Вашей просьбе был проведен анализ поступающих к Уполномоченному по правам
человека жалоб инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области.
Анализ указанных обращений позволяет выделить основные проблемы, с которыми
сталкиваются инвалиды при реализации своих прав, о которых они сообщают в
заявлениях:
Отсутствие возможности реализовать право на бесплатное или льготное
лекарственное обеспечение по причине отсутствия надлежащего финансирования
(ст.13 ФЗ `О социальной защите инвалидов в РФ` от
24 ноября 1995 года ?181-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23 октября 2003
года). Инвалиды, имеющие на руках рецепты на получение бесплатных лекарств,
получают от работников аптек отказ в бесплатном предоставлении лекарств по
причине недофинансирования этих расходных статей (жалоба - вх.219/2003).
Конечно, данные действия работников аптек незаконны, однако защита
инвалидами своих прав в судебном или административном порядке требует
времени, в течение которого инвалид остается без лекарств, следовательно
сохраняется угроза для его здоровья, а нередко и жизни.
Недофинансирование остро сказывается и на профилактике детской инвалидности.
При реализации федеральной целевой подпрограммы `Дети-инвалиды` Минздрав РФ
в апреле 2002 года сообщил, что за счет средств федерального бюджета
планируется закупка специального питания (белковых гидролизаторов) только
для детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией. По оценкам
специалистов, для эффективной профилактики данного заболевания необходимо
специальное питание до 18-ти летнего возраста, а для преодоления критической
угрозы его возникновения - до 5-ти летнего возраста. И этот порог не может
быть снижен. В Волгоградской области все больные дети старше одного года,
поэтому реализация федеральной программы в 2002 году осуществлялась, в
основном, за счет средств областного бюджета, а также использовались
средства, привлеченные органами местного самоуправления. Областной целевой
программой `Детство и материнство` предусмотрено лечение детей, больных
гемофилией, но на протяжении последних 5-ти лет ее финансирование не
осуществляется. Подобные ситуации возникают и по другим профилактическим
мероприятиям, предусмотренным федеральными и областными программами.
Отсутствие возможности реализации права на санаторно-курортное лечение на
льготных условиях (ст.29 ФЗ `О социальной защите инвалидов в РФ`) по причине
нефинансирования соответствующих расходов в полном объеме (жалоба -
вх.284/2003). По информации Управления социальной защиты Волгоградской
области бюджетное финансирование санаторно-курортного лечения инвалидов по
общему заболеванию осуществляется только с 2002 года (финансирования не было
в течение 5 лет). По состоянию на начало июня 2003 года из Фонда компенсации
на приобретение санаторно-курортных путевок выделено 4,08 млн. рублей, а
потребность на путевки для инвалидов по общему заболеванию составляет сумму
свыше 58 млн. рублей.
Отсутствие надлежащего финансирования льгот по оплате коммунальных услуг и
услуг транспорта из федерального бюджета. Результатом является образование и
рост задолженности бюджета России перед предприятиями жилищно-коммунального
комплекса и в сфере транспортного обслуживания. Финансовые потери,
образующиеся у предприятий при предоставлении указанных льгот, в полном
объеме не возмещаются. Те средства, которые реально выделяются из
федерального бюджета для Волгоградской области, недостаточны. Следствием
отсутствия денег у предприятий является разрушение жилищно-коммунального
хозяйства и транспортной системы, ухудшение предоставляемых ими услуг, а,
следовательно, и нарушение прав инвалидов на получение коммунальных и
транспортных услуг надлежащего качества (жалоба - вх.261/2003 от
25.04.2003г.).
Как пример, можно привести обращение граждан, проживающих в поселке Веселая
Балка Кировского района г. Волгограда, в числе которых были и инвалиды. Они
не могли в течение длительного времени воспользоваться льготами по оплате
проезда на городском общественном транспорте по причине того, что автобусный
маршрут ?17 был спланирован без учета потребностей жителей поселка. Маршрут
заканчивается за две остановки до поселка, поэтому инвалиды были лишены
возможности пользования данной транспортной линией и не могли реализовать
свое право на льготный проезд при следовании в Красноармейский район г.
Волгограда и обратно.
В 2003 году имеет место следующая ситуация: с 01 января 2003 года вступила в
силу глава 28 части второй Налогового кодекса РФ, которая ввела в действие
транспортный налог. Транспортный налог заменил налог с владельцев
транспортных средств и налог на имущество физических лиц (в части
налогообложения самолетов, катеров и яхт). Сложилась ситуация, когда на
территории области транспортный налог должны были платить инвалиды, которые
по медицинским показаниям имеют право на обеспечение транспортным средством.
Указанным гражданам приходили уведомления о необходимости уплатить
транспортный налог. Определенные в них суммы были значительными для
инвалидов. Это стимулировало отказ инвалидов от права на получение
бесплатного транспортного средства, то есть препятствовало его реализации.
Ситуация была исправлена после того, как Волгоградской областной Думой был
принят Закон Волгоградской области от 15 сентября 2003 года ?864-ОД `О
внесении дополнений в статью 6 Закона Волгоградской области от 11 ноября
2002 года ?750-ОД `О транспортном налоге`, согласно которому инвалиды I и II
групп, на которых в соответствии с действующим законодательством
зарегистрированы автомобили, мотоциклы и мотоколяски, освобождаются от
уплаты транспортного налога. Однако, указанные изменения вступают в силу
только с 01 января 2004 года.
Ненадлежащее финансирование расходов на приобретение автомобилей,
предназначенных для предоставления инвалидам, имеющим соответствующие
показания. Несмотря на улучшение ситуации с обеспечением инвалидов
автомобилями перед празднованием годовщины Сталинградской битвы, данная
проблема остается актуальной. Так в 2002 году УСЗН области было выделено
средств на приобретение очередникам только 600 автомашин, а потребность в
них - 1000 единиц.
Конечно, в данной ситуации возможна, в качестве решения проблемы
самостоятельная покупка инвалидом автомашины на собственные средства с
последующей их частичной компенсацией за счет бюджетных средств. Однако
данный способ решения проблемы далеко не всегда реален, так как даже
оставшаяся сумма часто является для инвалидов значительной: многие из них в
качестве источника дохода имеют только пенсию, а доходы других членов семьи
недостаточны (жалоба - вх.559/2002).
У отдельных категорий инвалидов возникают трудности с получением средств по
возмещению вреда здоровью. Так, к Уполномоченному в течение нескольких лет
неоднократно обращался инвалид II группы, ветеран подразделений особого
риска Яловой В.Ф. (вх.151/2001, 643/2002, 170/2003, 329/2003). Как было
установлено, согласно п.2 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря
1991 года ?2123-1 на Ялового В.Ф. распространялись льготы, установленные
ст.14 Закона РФ `О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС`. Между заявителем и
областным военкоматом был спор о том, имеет ли он право на возмещение вреда
здоровью в связи с радиационным облучением согласно пункту 25 статьи 14
указанного Закона. При этом областной военкомат считал, что эта норма не
должна применяться в отношении Ялового В.Ф., мотивируя свое решение тем, что
до 1995 года пункт 25 статьи 14 Закона предусматривал погашение неоплаченной
части беспроцентной ссуды на хозяйственное обзаведение, полученной
эвакуированными из зоны отчуждения. Норма о возмещении вреда здоровью в
связи с радиационным воздействием была включена в статью 14 Закона только
после 1995 года, то есть после принятия постановления Верховного Совета РФ
от 27 декабря 1991 года ?2123-1 и поэтому не применяется к ветеранам
подразделений особого риска. Суд в результате неоднократного рассмотрения
дела в различных инстанциях признал за Яловым В.Ф. право на получение
возмещения вреда в установленном законном размере. Однако это судебное
решение, которое вступило в силу 01 августа 2001 года после рассмотрения
дела в суде второй инстанции, областным военкоматом не исполнялось по
мотивам намерения обжаловать решение суда в надзорном порядке, несмотря на
обязательность для всех государственных органов вступивших в законную силу
судебных решений.
Аналогичные трудности были с получением возмещения вреда и у гражданина
Костецкого (жалоба - вх.208/2001).
Поступают обращения граждан, из которых следует, что инвалиды не могут
реализовать свои права в силу действующего законодательства.
В основном, это связано с закрепленными в нормативных актах медицинскими
показаниями, с которыми связывается признание инвалидности, признание права
на бесплатное получение автотранспортного средства и т.д.
Изменение в последнее время законодательства в сторону ужесточения критериев
для признания инвалидом приводит к тому, что гражданам определяется группа
инвалидности меньше, чем было раньше. При этом реального улучшения состояния
здоровья у инвалидов не было, выздоровление не наступило. Результатом
становится, например, уменьшение пенсии, хотя количество необходимых для
приема лекарств остается на прежнем уровне. Так, сын Исеновой Г.К., 1990
года рождения, в 1997 году потерял один глаз, в связи с чем был признан
инвалидом. В 2002 году при переосвидетельствовании инвалидность была снята,
и выплата пенсии была прекращена (жалоба - вх.604/2002).
За некоторыми гражданами по формальным основаниям не признается право на
получение автотранспортного средства по мотивам того, что имеющееся у него
заболевание или степень его выраженности не соответствует установленным в
действующем перечне заболеваний, при наличии которых им предоставляется
автотранспортное средство. Между тем такие граждане указывают, что они ходят
с трудом (`отказывают ноги ходить` - жалоба - вх.361/2003).
Зачастую инвалиды не могут реализовать свои права по причине юридической
безграмотности. Так к Уполномоченному поступило заявление гражданки Ялышевой
А.А. (вх.362/2003), из которого следовало, что заявительнице не оказывалось
никакой социальной помощи. После получения разъяснений Уполномоченного о
праве на получение социального обслуживания от органов социальной защиты,
Ялышева А.А. обратилась по телефону в районный УСЗН, после чего стала
получать уход на дому работниками УСЗН. Также о факте отсутствия надлежащей
социальной помощи указывала в своем заявлении и гражданка Иванова Л.Д. -
инвалид
II группы (жалоба - вх.448/2003), которая передвигается с помощью костылей и
проживает на 5 этаже. Уполномоченный направил в Департамент социальной
защиты населения г. Волгограда обращение по вопросу социального обслуживания
Ивановой Л.Д.
Сложная ситуация у инвалидов, прибывших на территорию России из государств -
бывших республик СССР. В связи с принятием изменений в ФЗ РФ `О гражданстве
РФ` положение отдельных инвалидов - соотечественников, прибывших из этих
государств в Россию и зарегистрированных на ее территории после 01 июля 2002
года, улучшилось. Они могут получить российское гражданство без
предоставления вида на жительство и получать все необходимые выплаты и
льготы. Однако, инвалиды, которые прибыли на территорию России после 01 июля
2002 года, должны зарегистрироваться в качестве постоянно проживающего на
территории России, то есть получить вид на жительство. Помимо решения
вопроса о том, в каком жилом помещении прибывающему инвалиду
зарегистрироваться, необходимо получить многие документы, в том числе пройти
медицинские исследования за свой счет, уплачивать государственную пошлину в
размере 1000 рублей. Также необходимо нести транспортные и иные расходы.
Между тем денег на все это у прибывающих инвалидов нет. Но без постоянной
регистрации они не могут получать пенсию по инвалидности и пользоваться
другими льготами. В результате они оказываются в замкнутом круге: средств на
оформление вида на жительство для постоянной регистрации нет, а из-за
отсутствия постоянной регистрации нет возможности получить средства, которые
можно было бы направить на оформление вида на жительство.
Государственные органы не всегда принимают все меры по содействию таким
гражданам в оформлении вида на жительство. Так, например, вопрос об
уменьшении инвалидам размера государственной пошлины за выдачу вида на
жительство или об освобождении от ее уплаты, который согласно ч.10 ст.5
Закона РФ `О государственной пошлине` может быть решен законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации, Волгоградской
областной Думой пока не рассматривается.
Муниципальные органы пытаются решить собственные проблемы путем возложения
на те категории граждан, которые имеют льготы, в том числе на инвалидов,
дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством,
обязанности, распространяя ложную информацию о том, что в случае отказа от
выполнения этой обязанности им не будут предоставлены соответствующие
льготы. Такая ситуация имела место весной 2003 года, когда администрация г.
Волгограда решила обязать всех льготников, в том числе и инвалидов, получить
единый именной проездной билет для проезда в электротранспорте, хотя
федеральным законодательством он не предусмотрен как документ, наличие
которого обязательно для пользования льготой на проезд в общественном
транспорте. При этом под прикрытием процедуры выдачи единого именного
проездного билета была предпринята попытка создать единую систему учета всех
льготников за счет самих льготников, возлагая на них обязанность по
предоставлению копий необходимых для этого документов, простаивать в
многочисленных очередях в районных УСЗН и т.п.
Анализ обращений граждан по данным вопросам позволяет выявить основные
причины нарушения прав граждан - инвалидов:
отсутствие надлежащего финансирования льгот, предоставленных инвалидам
законодательством. При этом федеральные органы власти принимают решение не
об увеличении расходов для полной реализации льгот инвалидами, а пытаются
отменить льготы инвалидов или перенести обязанности финансировать их на
региональные органы власти без соответствующей компенсации расходов,
формально сократить число инвалидов или уменьшить обязательства перед ними,
ужесточая требования для признания человека инвалидом;
несовершенство действующего законодательства, которое фактически
препятствует реализации инвалидами своих льгот. Некоторые нормативные акты
принимаются без учета интересов инвалидов;
прямое нарушение государственными органами своих обязанностей, в том числе
подтвержденных судебным решением, вступившим в законную силу. Отсутствие
учета интересов инвалидов при принятии управленческих решений;
юридическая безграмотность многих инвалидов, отсутствие у них возможности
получения правовой помощи на том уровне, которую могут получить обычные
граждане, имеющие возможность трудиться и иметь заработок, оплатить услуги
адвоката. У многих инвалидов в силу ограничения функций их организма нет
также возможности защищать свои права самостоятельно. Результат - инвалиды
не могут отстоять свое право в суде.
Улучшение положения инвалидов возможно в случае:
осуществления надлежащего финансирования всех предоставленных им льгот;
оказания квалифицированной правовой помощи специальными службами по всем
возникающим у инвалидов правовым вопросам. Распространение среди инвалидов
правовой информации об имеющихся у них правах, принадлежащих им как
инвалидам и как обычным гражданам, о способах защиты этих прав;
осознания государством своей обязанности по обеспечению надлежащей жизни
инвалидов, обеспечению реабилитации; исключению в своей деятельности попыток
отказа от обязательств перед инвалидами в любой форме; учета интересов
инвалидов при принятии любого нормативного акта, управленческого решения.

Уполномоченный
по правам человека в Волгоградской области М.А. Таранцов
400131, г. Волгоград, ул.Пушкина ,14 тел./факс 38-83-62; тел. 38-83-60

? 4-12-019`23` декабря 2003 годаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 197397
Опублик.: 24.12.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``