В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инвалидам военной службы нужен `свой`` закон Назад
Инвалидам военной службы нужен `свой`` закон

Инвалидам военной службы нужен `свой`` законПо состоянию на начало 2003 года число лиц, фактически являющихся инвалидами военной службы, приблизилось к 800 тысячам человек. Для сравнения: по данным Правительства Российской Федерации, в 1997 году общее число инвалидов военной службы в Российской Федерации составляло 576.586 человек, из них инвалиды Великой Отечественной войны - 415.736, инвалиды боевых действий в Афганистане -17.980, инвалиды военной травмы (без учета инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории Республики Афганистан) - 115.000. В стране - целая армия военных инвалидов. Но, как ни странно, сегодня в действующем законодательстве нет четкого определения понятия `инвалид военной службы`.
Между тем проблем у этой категории граждан хоть отбавляй.
Взять ту же пенсию. Сегодня бывший военнослужащий по призыву, ставший во время службы инвалидом, получает среднюю пенсию по инвалидности в размере 900-1.200 рублей. На такие деньги и одному-то прожить нельзя, не то что прокормить семью.
Надбавки за инвалидность для военных пенсионеров тоже таковы, что лишнего жира на них не нагуляешь - все они привязаны к минимальной пенсии по старости. Да и какой это вообще привесок, если сумма доплат не превышает 200 рублей? Военные пенсионеры уже много лет требуют либо предоставить им право на получение второй пенсии - по инвалидности, тем более что для гражданских ветеранов подобная мера действует давно, либо обеспечить их компенсационными выплатами за причиненный вред здоровью. Но таковым правом пользуются на сегодняшний день только `чернобыльцы`.
В идеале, конечно, можно вести речь и о предоставлении лицам, получающим пенсии по инвалидности и достигшим пенсионного возраста по старости (для мужчин - 60 лет) при страховом стаже не менее 5 лет, права на получение страховой части трудовой пенсии по старости.
Но пока все эти новации существуют только на бумаге. Проекту федерального закона `Об инвалидах военной службы`, разработанному в целях усиления социально-правовой защиты инвалидов военной службы, еще только предстоит установить основы государственной политики в области их комплексной реабилитации, дополнительные меры социальной защиты и правовые гарантии их реализации. И, несмотря на всю актуальность закона, сегодня вряд ли кто согласится прогнозировать, как скоро он будет принят. Но хочется верить, что Госдума нового созыва не станет откладывать его в долгий ящик.

По просьбе `Красной звезды` ситуацию прокомментировал один из разработчиков законопроекта депутат Госдумы Николай БЕЗБОРОДОВ:

- Как автор документа и `старый новый` депутат, я очень надеюсь, что принятие этого закона станет одной из приоритетных задач нового состава Комитета Государственной Думы по обороне и всей палаты в целом. Актуальность законопроекта заключается в том, что в нем впервые в законодательном порядке определяются понятие `инвалиды военной службы` и круг лиц, относящихся к ним.
Мы предлагаем такую формулировку: `Инвалидами военной службы являются лица, ставшие инвалидами в период прохождения военной службы (военных сборов) или не позднее трех месяцев после увольнения со службы (военных сборов), либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы (военных сборов).
К инвалидам военной службы мы предлагаем отнести лиц, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы; увечья, заболевания, полученных в период военной службы (военных сборов) при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; заболевания, полученного в период военной службы (военных сборов) в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; заболевания (травмы, увечья, контузии, ранения), полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; увечья, полученного в период военной службы в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, полученного в период военной службы, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также иных лиц, приравненных к указанным категориям инвалидов.
Правовое положение инвалида военной службы будет подтверждаться специальным документом. Кроме того, поскольку это инвалиды именно военной службы, мы считаем, что они должны иметь право на ношение военной формы одежды.
По нашему мнению, для инвалидов военной службы должна устанавливаться единая система правовых гарантий их комплексной реабилитации и предоставления им дополнительных мер социальной защиты.
Комплексная реабилитация должна включать в себя систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью комплексной реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида военной службы, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Убежден, что реабилитация инвалидов должна состоять из двух программ: федеральной и индивидуальной.
Федеральная базовая программа комплексной реабилитации инвалидов военной службы включает в себя гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду военной службы бесплатно за счет средств федерального бюджета. Программа утверждается Правительством Российской Федерации.
Индивидуальная программа - это разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида военной службы реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер.
Индивидуальная программа комплексной реабилитации инвалида военной службы должна быть обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Координировать деятельность в сфере комплексной реабилитации инвалидов военной службы обязан специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по труду и социальному развитию.
Кроме того, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, совместно с органами опеки и попечительства должны установить патронаж над инвалидами военной службы на период их медицинской реабилитации.
Финансирование реабилитационных мероприятий предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и других источников. Реализация этих мероприятий возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Исполнению законопроекта могут также содействовать общественные объединения инвалидов.
Что касается перспектив закона, то думаю, что он мог бы вступить в силу с 1 января 2005 года. Раньше вряд ли позволят финансово-экономические возможности государства. Предлагаемый закон действительно затратный. Но расходы по реабилитации инвалидов военной службы можно и нужно заложить в проект бюджета 2005 года.

httр://www.rеdstаr.ru/2003/12/20_12/s.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 197395
Опублик.: 24.12.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``