В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Эллы Памфиловой на третьей ежегодной конференции Союза <Гражданское общество - детям России> Назад
Тезисы выступления Эллы Памфиловой на третьей ежегодной конференции Союза <Гражданское общество - детям России>
Это третья Конференция общественных объединений, работающих в интересах
детей, на тему <Гражданское общество - детям России>.
Первая Всероссийская конференция неправительственных организаций,
действующих в интересах детей, <Гражданское общество - детям России> прошла в марте 2001 года в конференц-зале Администрации Президента РФ. В
конференции приняли участие 960 человек, представлявших более 700
неправительственных организаций из 76 регионов страны. Были приглашены и
приняли участие представители Администрации Президента, федеральных
министерств и ведомств, а также Вице-премьер Правительства РФ В.И.Матвиенко.
Конференция положила начало долгосрочной работе по координации действий
внутри НПО-сообщества в решении проблем детей, а также по налаживанию более эффективного взаимодействия с государственными структурами всех уровней. Она дала определенный импульс в повышении эффективности деятельности многих сообществ общественных организаций, том числе и к проведению в ноябре 2001г Гражданского Форума. На нем общественные организации, работающие в интересах детей, имели наибольшее представительство (420 участников), поэтому нам на Форуме удалось выработать согласованную позицию по проблемам детства
благодаря организованным дискуссиям: Национальной дискуссии, на заседаниях трех круглых столов и на переговорной площадке в Верховном суде.
За год работы в неформальном режиме образованному на конференции
Координационному Совету удалось привлечь внимание общества и власти к
бедственному положению миллионов российских детей, осуществить ряд
практических действий, направленных на исправление этой ситуации.
Выработанные НПО-сообществом консолидированные предложения частично вошли в Постановление Правительства по усилению профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Вторая конференция `Гражданское общество - детям России` состоялась в апреле 2002 г. Это была Учредительная конференция по юридическому оформлению новой организации - Общероссийского Союза общественных объединений `Гражданское общество - детям России`, в результате чего он 31 мая 2002 г. был зарегистрирован министерством юстиции РФ (регистрационный ? 4156). В списке учредителей (членов) Союза состояло 249 организаций из 66 регионов России, однако уже на 1.09.2003 г. членами Союза стали 462 организации из 76 регионов России. Руководящим органом Союза является Координационный совет, в состав которого избрано 46 человек из числа руководителей российских НПО, действующих в интересах детей. Председатель Союза - национальный координатор
сети НПО по защите детей Памфилова Элла Александровна.
На Конференции была разработана и принята <Концепция действий по защите
детства>, нацеливающая НПО-сообщество на активную работу в решении ключевых проблем детей и подростков.
На Конференции были также подведены итоги организованного Координационным Советом Всероссийского общественного конкурса на лучший проект по внедрению новых социальных технологий, профилактике детской дезадаптации и безнадзорности - с вручением почетных дипломов и денежных призов. Решение образовать Общероссийский Союз Общественных Организаций <Гражданское общество - детям России> и провести учредительную конференцию было продиктовано необходимостью объединения усилий деятельности отдельных общественных организаций, расширения между ними информационного обмена, выработки единой позиции общественных сил по ключевым проблемам детства, по налаживанию эффективного взаимодействия с органами власти.
Весь опыт развития гражданских обществ за рубежом показывает, что в развитых странах НКО давно отказались от решения в одиночку стоящих перед ними задач. В США, Канаде, Великобритании и других странах десятилетиями существуют объединения негосударственных организаций, решающих те или иные значимые для общества проблемы. Достичь цели всегда легче вместе, чем порознь. Вот почему <зонтичные структуры>, как принято называть на Западе ассоциации общественных объединений <по интересам>, получили широкое развитие в современном цивилизованном мире.
В России до последнего времени объединения подобного масштаба были
редкостью. Как правило, такие негосударственные объединения не являются
результатом выражения потребности в объединении <снизу>.
Образование Союза дало возможность сделать несомненный шаг вперед на пути выстраивания и структурирования гражданского общества в Российской
Федерации. В 2002-2003гг. Союз <Гражданское общество - детям России> и его Координационный Совет осуществлял свою деятельность на основе Концепции первоочередных и перспективных мер по защите прав ребенка, семьи и детства в Российской Федерации, принятой Учредительной Конференцией Союза 27 апреля 2002 года.
Деятельность Союза обширна и многогранна - это тысячи тех дел, проектов,
акций, которые самостоятельно проводят организации, входящие в Союз. Часть этих дел отражена в тезисах докладов, размещенных в сборнике материалов данной конференции, еще больше - помещено на Интернет-сайте Союза. На тематических круглых столах и проблемных дискуссиях состоится обмен опытом работы многих организаций Союза.
В работе Координационного Совета за прошедшие годы можно выделить три
основных направления:
1. Организационно-методическое;
2. Информационное;
3. Законотворческое и правовое.
Организационная деятельность Союза строится через его представительства в семи федеральных округах и значительная часть вопросов по организации и консолидации деятельности региональных структур возложена на региональных (окружных) координаторов Союза. В этой же организационной системе находится и создаваемая постепенно сеть региональных детских омбудсманов - уполномоченных по правам ребенка, насчитывающая в настоящее время 14 человек. Разработаны концепции региональной политики (отв. член КС О.В.Зыков) и концепция региональной информационной политики (отв. М.Н.Баранников). Проблемы детства стали одной из основных тем в работе Комиссии по правам человека при Президенте РФ; деятельность ее в этом направлении осуществляется совместно с Координационным Советом Союза. Стратегическое направление развития гражданского общества - это плодотворное сотрудничество, социальное партнерство государственной власти и неправительственных организаций. Это обеспечивает наиболее полную реализацию богатого потенциала инициатив НКО. Фонд НАН, многие отделения которого
входят в Союз (рук. - О.В.Зыков), разработал и опубликовал Концепцию системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями. В Москве, в центре <Социальное партнерство> (рук. - И.Г.Леонова) накоплен немалый опыт сотрудничества НКО с государственными структурами. По выполнению программы <Партнерство для развития территорий> общественные организации активно привлекаются к адресной работе с детьми: культурно-просветительской, досуговой, творческой, благотворительной, экологической. Центром ведется эффективное обучение как актива НКО, так и работников госструктур. В наших планах по мере привлечения ресурсов
предусмотрены планомерная учеба руководителей НПО и подготовка общественных экспертов в сфере семьи и детства. В прошлом году разработано и утверждено Положение об Экспертной группе Союза, но пока такой очень нужной, постоянно действующей, эффективно и качественно работающей группы экспертов в Союзе нет. Первый опыт (семинар) подобной деятельности был осуществлен в режиме мозгового штурма в октябре 2003 г. в пос. Московский по проблемам развития гражданского общества накануне Российского Форума. Благодаря достойному представительству на нем многих членов Союза и их плодотворной работе был подготовлен Итоговый документ Российского Форума-2003 по вопросам формирования и реализации социально-правовой политики в отношении детства в
Российской Федерации, он опубликован в нашем сборнике тезисов. Также
высокоэффективно была проведена секция по проблемам детей на октябрьской
Всероссийской конференции по проблемам Гражданского общества (ведущие
Бочарова С.Е. и Кристальный Б.В.) Следует отметить также ряд проведенных крупных тематических конференций: Первый международный форум <Дети в чрезвычайных ситуациях> (Л.М.Рошаль), Первый международный Конгресс матерей (Р.Р.Атнагулов). В феврале следующего
года под эгидой Совета Федерации состоится Третий конгресс по материнству и детству <Мир семьи> с нашим активным участием.
Много конференций и семинаров прошли в этом году в регионах. Интересен опыт Волгоградской области, объединившей на региональном уровне все НКО,
действующие в интересах детей и организовавшей у себя региональную
конференцию <Гражданское общество - детям Волгограда> (И.С. Маловичко, Т.Н.Алексеева).
Координационным Советом систематически проводилась работа в области развития и совершенствования Сети российских НПО, действующих в интересах детей, которая в настоящее время включает более 700 организаций, из них 462 организации из 76 субъектов Российской Федерации являются членами Союза. Главными задачами формирования Сети стали организация и содержательное насыщение информационного пространства на территории деятельности НПО. Союз <Гражданское общество - детям России> стал опорной по России организацией
Всемирного движения в интересах детей, развернутого под эгидой Детского
фонда ООН - ЮНИСЕФ и принимает участие в его акциях и мероприятиях по
выполнению Конвенции о правах ребенка. Российская Сеть НПО по работе с
детьми стала составной частью и партнером Европейской Сети ЮНИСЕФ.
Разработана концепция информационной деятельности Союза. С этого года
начался информационный марафон <Не забыть ни одного ребенка>. Старт марафона был приурочен ко дню защиты детей и состоялся 30 мая 2003 года. В этот день была проведена Интернет-конференция по технологии телемоста в режиме реального времени в 10 студиях разных городов и регионов, куда пришли представители неправительственных организаций, социальных служб, средств массовой информации. Одной из целей Информационной кампании является вовлечение возможно большего количества неправительственных организаций (НПО) и граждан к обсуждению проблем защиты прав ребенка, создания на всей территории России пространства по защите его прав. Информационной базой Союза является сайт www.detirossii.ru. и многочисленные Интернет-страницы других наших объединений и организаций. Кроме того, деятельность сети постоянно освещается как средствами информации организаций, входящих в сеть, так и широким кругом общероссийских и региональных СМИ. Обсуждение проблем детства отражено в вышедшем первом номере журнала <Беспризорник>, очередных номерах журналов <Защити меня>, <Мост к детям России>, <Филтим>, в газете <Пионерская правда>. Публикуется Альманах <Вопросы ювенальной юстиции> и другие издания. Особое внимание с самого начала деятельности Координационного Совета уделялось законотворческой работе, совершенствованию законодательства в области защиты семьи и детства. В этом направлении на сегодняшний день имеются существенные результаты по нескольким направлениям: Значительно продвинулась работа по обоснованию необходимости организации и внедрения ювенальной юстиции, эффективная деятельность которой требует использования системного подхода. Идея организации ювенальной юстиции, которая является системообразующим фактором деятельности многих министерств и ведомств, была поддержана Президентом Российской Федерации на встрече с Комиссией по правам человека. Кроме того, на заседании Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних при МВД (протокол ? 10 от 25 декабря 2002г.) принят алгоритм действий в поддержку ювенальной
юстиции. По инициативе Совета Федерации прошло заседание, на котором принят документ в поддержку законопроекта о ювенальной юстиции. Государственная Дума РФ утвердила рабочую группа (сопредседатели Е.Ф.Лахова и Б.Б.Надеждин) для согласования текста законопроекта о ювенальной юстиции. В значительной мере продвинулось решение вопроса о финансировании ювенальной юстиции. Сначала с участием представителей Союза было подготовлено постановление Правительства с поручением Верховному суду по этому вопросу, а затем, также с нашим участием, началась работа в судебном департаменте по детализации статей и этапов финансирования. И, наконец, письмом судебного департамента Верховного Суда Ростовская область определена как пилотный регион для формирования и внедрения ювенальной юстиции. Там должны отрабатываться
прецеденты, образовательные, информационные и нормативно-бюрократические
стандарты.
В порядке исполнения поручений Президента по развитию ювенальной юстиции создана рабочая группа под председательством Д.Н.Козака. В этой группе очень активно работали О.В.Зыков, Н.Л.Хананашвили и А.С.Автономов. В результате подготовлен пакет документов по развитию в стране системы ювенальной юстиции. Удалось согласовать позиции по основополагающим принципам в Министерстве юстиции, МВД и в Верховном Суде. Теперь на повестке дня задачи технологического сопровождения и продвижения системы ювенальной юстиции. Значительный интерес вызвал доклад по проблемам содержания несовершеннолетних в тюрьмах и колониях В.Ф.Абрамкина, активно работают в соответствующей рабочей группе В.Ф.Абрамкин, Б.Л.Альтшулер и другие правозащитники. В связи с либерализацией УПК ими подготовлен пакет важных предложений, одним из которых является создание системы реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, которая обязательно должна оздаваться - ведь недопустимо возвращать их в ту же самую среду, откуда они вышли.
По инициативе доктора Л.М.Рошаля, который встречался с Президентом, под
эгидой Комиссии по правам человека создана группа профессионалов, занявшаяся созданием концепции организации здравоохранения в стране.
По проблемам патронатного воспитания детей в Союзе (РОО <Право ребенка>) разработан пакет предложений, который далее продвигается от имени Комиссии по правам человека. Основные из них следующие:
1. Организация <властной вертикали> оказания помощи ребенку и семье;
привлечение социально значимых общественных инициатив.
2. Законодательный блок: ликвидация <правового вакуума> в
социально-профилактической работе с семьей.
3. Патронатное воспитание и семейные воспитательные группы: вывод
максимального количества детей из детских учреждений стационарного
проживания на воспитание в семьи граждан; экономия бюджетных средств и
решение кадровой проблемы социальной работы с семьями и детьми групп риска.
4. Контроль за соблюдением прав детей: уполномоченные по правам ребенка и общественное наблюдение за соблюдением прав детей.
Многие представители НПО входят в состав экспертных советов, комиссий,
рабочих групп, создаваемых государственными структурами разного уровня для решения проблем детства. Например: С прошлого года начала работать рабочая группа при Минтруде, в которую вошли наши представители и через которую можно много сделать в плане выработки управленческих решений.
- Создана группа - Секция по детству в Экспертном совете в аппарате Уполномоченного по правам Человека. В рамках секции сформирована группа по обобщению предложений и материалов(текстов), полученных от уполномоченных по правам ребенка, в которую вошли А.Северный (руководитель), Б.Альтшулер, О.Зыков, А.Автономов.
Будет также сформирована группа по анализу и обобщению материалов,
полученных от комиссий по делам несовершеннолетних.
Кроме того, организован ряд заседаний круглого стола с участием
парламентариев в Государственной Думе и в Совете Федерации России по
вопросам семьи и детства.
Сформирован правовой пакет из 13 законодательных предложений:
1) Проект ФКЗ <О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон
Российской Федерации `О судебной системе Российской Федерации`>;
2) Проект ФКЗ <О ювенальных судах в Российской Федерации>;
3) Проект ФЗ <Об основах системы ювенальной юстиции>;
4) Проект ФКЗ <О поправке к статье 103 Конституции Российской Федерации (о парламентском расследовании)>;
5) Проект ФЗ <О внесении изменения и дополнения в статью 27 Федерального
закона `Об общественных объединениях`>;
6) Проект ФЗ ? 11807-3 <Об общественном контроле за обеспечением прав
человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных
объединений их деятельности>.
7) Законопроект <Об опекунстве и семейном устройстве детей>;
8) Проект закона <О федеральном Уполномоченном по правам ребенка и об
общественном наблюдении за соблюдением прав детей в Российской Федерации>
9) Законопроект <О гарантиях права ребенка на семью>;
10) Проекты ФЗ <О внесении изменений и дополнений в
Гражданско-процессуальный кодекс РФ>, <О внесении изменений и дополнений в
Уголовно-процессуальный кодекс РФ> и <О внесении изменений и дополнений в
Уголовно-исполнительный кодекс РФ> - в части правовой регламентации
включения социального работника в рассмотрение дел с участием
несовершеннолетних;
11) Проект ФЗ <О внесении изменений и дополнений в ФЗ <О статусе судей в
РФ>;
12) Проект ФЗ <О внесении изменений и дополнений в ФЗ <Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации>;
13) Проект ФЗ <О внесении дополнений в ФЗ <О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений>.
Стимулированию законотворческих процессов в интересах детей помогают также
мероприятия, инициированные на местном уровне, такие как деятельность
Региональной общественной организации <Право ребенка>, например,
Семинар-совещание для руководителей органов местного самоуправления
Смоленской области по теме: <Новые подходы в деятельности органов местного
самоуправления по профилактике детской безнадзорности, социального сиротства
и защите прав детей> (г. Смоленск, октябрь 2002 г.), Рабочее Совещание
<Организация работы по профилактике семейного неблагополучия, социального
сиротства и детской безнадзорности и по защите права ребенка на семью в
Нижегородской области> (июнь 2003 г.). В Совещании приняли участие более 250
человек - представители органов исполнительной власти Нижегородской области,
заместители глав администраций по социальным вопросам всех 60 районов
области, ответственные секретари районных КДН, руководители районных
управлений образованием и социальной защиты, работники органов опеки,
специалисты социально-реабилитационных центров, сотрудники органов
внутренних дел, представители общественных организаций. Например, в
результате проведенного совещания Смоленской области реализована программа
проживания воспитанников сиротских учреждений в семьях граждан в период
летних и зимних школьных каникул.

Основные цели сегодняшней Конференции:
· Консолидация усилий российских НПО по отстаиванию ключевых
интересов детей на всех уровнях власти, в первую очередь - в ее высших
органах, выстраивание системы взаимодействия органов власти и профильных НПО
по формированию и реализации социально-правовой политики в отношении детства
в РФ;
· Совершенствование Российской Сети НПО по работе с детьми - в
партнёрстве с ЮНИСЕФ. Усиление и расширение действий в рамках международной
кампании <Не забыть ни одного ребенка>;
· Обмен опытом работы между НПО, действующих в интересах детей.

Желаю всем участникам конференции новых творческих достижений и успехов!

Москва, 16 декабря 2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 196886
Опублик.: 17.12.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``