В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Права человека в России: Радио `Маяк`, Юлий Семенов (политический обозреватель) Назад
Права человека в России: Радио `Маяк`, Юлий Семенов (политический обозреватель)
Мы пригласили в студию председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Эллу Памфилову.

- Накануне праздников, как раз в День прав человека, состоялась встреча президента с членами комиссии, которую возглавляет Элла Александровна. Сообщения об этом были, но очень краткие. Расскажите об этой встрече. Кто там был и о чем шел разговор?

ПАМФИЛОВА: Такие встречи уже стали традицией. В прошлом году президент встречался 10 декабря с членами Комиссии по правам человека. С членами своей комиссии мы тогда уже обсуждали самые острые, самые горячие проблемы, которые касаются практически каждого человека. И по целому ряду проблем, которые поднимала комиссия, - и не просто поднимала, а готовила конкретные предложения, как решать эти проблемы, - президент тогда дал поручения. И мы за год неплохо поработали. И в этом году 10 декабря подводили итоги: что удалось, а что не удалось. Но эта встреча была немножко в другом формате. Была часть членов комиссии, еще эксперты-правозащитники, лидеры правозащитных организаций, и самое удивительное, важное и главное, что на эту встречу президент пригласил председателя Верховного суда, председателя Конституционного суда, председателя Арбитражного суда, Генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции, министра Федеральной службы безопасности Патрушева и министра печати Лесина. Вот такой был состав.

За день до этого у меня была встреча с президентом один на один, и мы обсуждали те конкретные предложения, которые подготовила комиссия: что надо сделать, чтобы сама наша система правоохранительных органов была более эффективна. У нас, к сожалению, я хочу сказать, что огромное количество жалоб поступило на действия самих сотрудников правоохранительных органов, в том числе и на представителей Генпрокуратуры, прокуратуры, на неудовлетворительную работу судов тех или иных уровней. И получился определенный тупик. Что делать, когда, скажем, не срабатывает система правосудия, когда есть много вопросов к качеству следствия? Что делать гражданам, куда им обращаться, кто может проконтролировать деятельность самих прокуроров или следователей или решения суда? Очень сложный вопрос, потому что сейчас идет реформа, создание качественной, независимой судебной системы. Мы в этом заинтересованы. Но, с другой стороны, эта система должна быть открыта и прозрачна для общества. И поскольку произвол самой правоохранительной системы довольно высок, то продолжают поступать жалобы и на жестокое обращение. Скажем, люди попадают в милицию...

- Их избивают...

ПАМФИЛОВА: Да. Очень много таких обращений. И по предложению комиссии президент поддержал закон о создании системы общественного контроля за соблюдением прав человека в местах лишения свободы. А сейчас мы подготовили предложение о создании эффективных механизмов государственного, судебного и общественного контроля за деятельностью самих правоохранительных органов по соблюдению прав человека. Вот что очень важно. Потому что, еще раз хочу повторить, у нас получается, что многие наши службы бесконтрольны. То есть внутренний контроль неэффективен в милиции, в прокуратуре. И нет надведомственного многовариантного независимого контроля за их деятельностью. И очень высокий уровень произвола со стороны сотрудников правоохранительных органов объясняется и бесконтрольностью, и безнаказанностью.

Поскольку это тема очень острая, и нашими специалистами, экспертами были подготовлены конкретные предложения, президент предложил провести такую встречу, скажем, глаза в глаза, открытый, пусть, может быть, и жесткий, диалог на тему: что делать, чтобы и наши общественные правозащитники, и государственные правоохранители совместно поработали на защиту прав наших граждан. Вот эта встреча длилась четыре с половиной часа. То есть она была беспрецедентной, мы действительно предметно обсудили широкий круг вопросов.

- Сразу после встречи вы сказали моим коллегам, что удалось сломать психологическую стену недоверия и недопонимания. Что за стена? Почему не шли на диалог с вами силовики до этой встречи?

ПАМФИЛОВА: Дело в том, что это очень сложно. Это действительно, наверное, психологический фактор. Неохотно вообще наши представители правоохранительных органов идут на открытость, на взаимодействие с прессой, на то, чтобы раскрыть обществу и показать правомерность своих действий. В конце концов, понимаете, это не должна быть репрессивная система, это должна быть система, защищающая права граждан, она не должна превращаться в дополнительный источник опасности для граждан. К сожалению, что получается? Бандиты-то не очень боятся, преступники, а вот граждане начинают бояться. Потому что высокий уровень произвола. А почему так? Закрытость, так привыкли работать много лет. И ведь основная задача комиссии - это доносить до президента чаяния, проблемы, боль общества не с точки зрения того, как это видят наши ведомства государственные, комиссия наша общественная, а с точки зрения того, как общество воспринимает. Что, на взгляд общества, общественных организаций, наиболее остро и больно. И именно поэтому одна из стратегических целей комиссии, мы в этом направлении работаем, - развитие гражданского общества в России, развитие и формирование гражданских инициатив, чтобы общество, общественность все в большей степени влияла на качество власти, на качество управления, чтобы у людей ушло вот это ощущение бессилия, того, что от них ничего не зависит. И ведь сама по себе комиссия - порождение и гражданского форума, который состоялся в 2001 году. И вся наша работа строится на том, чтобы налаживать на всех уровнях взаимодействие между представителями государственных органов власти всех уровней и общественными организациями, работающими по тем или иным направлениям. И во многом это удается. Но наиболее непросто это было как раз таки с представителями правоохранительных органов. Хотя в Нижнем Новгороде, на форуме, который прошел в октябре, нам удалось немножко изменить эту ситуацию. Но процесс идет непросто.

- У меня есть несколько вопросов, связанных с более конкретными сферами вашей деятельности. Наш бизнес, особенно малый и средний, находится в сложном положении. И, насколько я знаю, об этом разговор у президента тоже был. То есть задергали проверками. Откупись - меньше проверок будет. Навязывают крышевание, тормозят развитие бизнеса. Что здесь, какие перспективы, что может измениться?

ПАМФИЛОВА: Впервые я, наряду с другими вопросами, в июле этого года президенту докладывала о сложившейся беспрецедентной ситуации, особенно в отношении к малому бизнесу. Такое давление идет беспрецедентное на всех уровнях, что, как говорят представители малого бизнеса, впору ставить вопрос о возникновении запрета на профессию. И мы поработали довольно эффективно.

Сейчас подготовлены от имени комиссии совершенно конкретные предложения, скажем, подготовлены поправки в законодательство о том, чтобы ограничить в чем-то, упорядочить деятельность правоохранительных органов при, скажем, осуществлении проверок предприятий, финансово-хозяйственной деятельности предприятий. То есть ограничить и пресечь неправомерное вмешательство в их финансово-хозяйственную деятельность. Совершенно конкретные поправки, совершенно конкретные предложения. Почему? Потому что, действительно, у нас собран огромный материал просто о вопиющих нарушениях, когда приходят, начинают изымать документы, фактически останавливают деятельность предприятия. Мало того, ущерб потом никто не восполняет. Фактически после таких `наездов` многие предприятия заканчивают свою деятельность. А это не какие-то, извините, как у нас говорят, олигархи, это люди, которые последние копейки вкладывали, которые с трудом, вопреки всему, поднимаются, пытаются организовывать рабочие места, - ведь у нас высокий уровень безработицы. И когда их начинают сшибать с ног, да еще представители государственных органов, это недопустимо. Поэтому эти пакеты поправок, которые мы подготовили, президент сейчас дал поручение рассмотреть. И может быть, они будут внесены от имени президента в Думу.

- А что вы можете сказать о деятельности налоговых служб? Они себя лояльно ведут по отношению к бизнесу?

ПАМФИЛОВА: Постепенно деятельность налоговых служб стала упорядочиваться. Сейчас создана достаточно современная система, банк данных о наших налогоплательщиках. И ликвидировано дублирование, когда у нас была налоговая полиция и так далее. То есть процесс идет. Еще, конечно, очень много проблем, очень много вопросов. Но я думаю, что здесь наметились определенные положительные тенденции, и наши предложения в том числе направлены именно на это.

- А что вы можете сказать людям, которые предпринимают такие отчаянные шаги, не зная, куда им обратиться, что делать? Вы знаете, объявляют голодовки, если не получают зарплату, перекрывают магистрали, выставляют пикеты. Тольку от этого мало, а люди страдают. Вот нарушены права человека. Как ему действовать? В суд идти? В принципе надо идти в суд, но не каждый же раз.

ПАМФИЛОВА: В разных ситуациях надо действовать по-разному. Действительно, самой эффективной системой должна быть судебная защита. Но мы все прекрасно знаем, как непросто идет этот процесс. Я надеюсь, что в конце концов - и с нашей помощью, и с помощью общественности - судебная система встанет на ноги, она будет действительно качественной и прозрачной для общества. Но пока до этого еще далеко. И пока очень высок уровень недоверия к судебной системе, и люди пытаются решать проблемы по-другому. Есть, скажем, судебный прецедент - да, надо обращаться в суд. Есть проблема трудовых отношений, к сожалению. С Трудовым кодексом, который принят, у нас очень много проблем, очень много вопросов. Мы считаем, что он в большей степени отражает интересы работодателей, чем наемных работников. И, наверное, все-таки придется вносить какие-то поправки. К сожалению, я хочу сказать, что невероятно снизилась роль профсоюзов. Старые профсоюзы отжили, новых почти нет. Это тоже серьезная проблема.

- Во многих организациях вообще нет профсоюзов.

ПАМФИЛОВА: Естественно, идет процесс изменения страны, перемен грандиозных. И огромный провал образовался, черная дыра именно в обеспечении прав человека. Вот почему президент придает этому огромное значение, вот почему наша комиссия сейчас работает в таком, я бы сказала, авральном, чрезвычайном режиме, чтобы подготовить предложения о создании качественной, эффективной, современной системы защиты прав человека, чтобы можно было кардинально изменить ситуацию. Что касается индивидуальных жалоб, наша комиссия этим не занимается. 30 человек, работающих на общественных началах, не в состоянии это делать. Для этого специально создан у нас конституционный институт, институт уполномоченного по правам человека, у которого и достаточно большой штат, целое министерство, можно сказать, и финансирование. И он обязан заниматься конкретными, индивидуальными жалобами. Наша же задача - выявлять острейшие, самые провальные ситуации с правами человека, которые касаются миллионов людей, готовить по ним конкретные, профессионально оформленные предложения для президента, отстаивать необходимость этих предложений, чтобы с помощью президента на законодательном федеральном уровне или другими решениями президента можно было снять эту напряженность, решить эту проблему. Так, нам удалось - это по инициативе комиссии год назад было дано поручение - все-таки частично снять проблему с гражданством. Сейчас приняты поправки, в их основе лежит инициатива комиссии. Сейчас мы очень много работаем над созданием системы защиты прав детей, над созданием системы общественного контроля в правоохранительных органах, гуманизацией уголовной политики и по многим другим направлениям. То есть, еще раз хочу повторить, наша задача - на основе потребностей общества, а не исходя из ведомственных интересов, с помощью президента менять законодательство или другими мерами снимать напряженность.

- Есть одна проблема, с которой, по-моему, люди сталкиваются чаще всего, - это отношения чиновника и гражданина. Человек приходит в то или иное ведомство - и не может прошибить стену бюрократизма, стену равнодушия. Вдобавок к тем секретаршам искушенным, которые в приемных всегда отсеивали посетителей, появились теперь еще дюжие охранники. И человек не может пробиться, не может найти правды, или ему откровенно намекают: `Позолоти ручку`. Эту проблему вы поднимаете?

ПАМФИЛОВА: Это была одна из первых проблем, которую комиссия в новом составе - а мы работаем чуть больше года в новом качестве, и я возглавляю комиссию - поднимала, и мы ее поднимали в разговоре с президентом. И мало того, именно по нашим предложениям было дано поручение президента, и мы подготовили законопроект о праве граждан на индивидуальное, коллективное обращение с целью упорядочить ответственность за работу с устными, письменными обращениями граждан всех уровней власти, в первую очередь исполнительной. И, к сожалению, пока очень тяжело идет этот законопроект, у нас оказалось очень много оппонентов со стороны государственных органов. (Сами понимаете, они не хотят ужесточать свою ответственность за то, как они работают с гражданами.) У нас есть случаи беспрецедентного хамства, равнодушия по отношению к людям, особенно к пожилым. И все-таки мы доведем эту работу до конца.

Тут еще вот ведь какая ситуация: у нас, помимо государственного чиновничества, вот этой бюрократии, появилось с развитием разных форм собственности еще и чиновничество негосударственное, и человек оказался беззащитен, обращаясь в те или иные организации или структуры, которые не зависят от государства и вообще абсолютно бесконтрольные. Вот тот законопроект, который мы подготовили, я надеюсь, пройдет, будет доведен до ума и снимет многие проблемы. Наша основная задача - это упорядочение и ужесточение ответственности чиновников разных уровней власти за то, как они работают с людьми.

- Элла Александровна, к нам на радиостанцию часто обращаются пенсионеры. Есть такая проблема: некоторые предприниматели, работодатели не перечисляют деньги в Пенсионный фонд. И вот люди - еще не пенсионеры даже, а будущие пенсионеры - сейчас получают извещения, в которых стоит ноль или мизерные цифры какие-то. И если люди идут к владельцу предприятия, им говорят: не нравится - уходи. И люди оказываются беззащитными. Что в этом случае делать?

ПАМФИЛОВА: Вы подняли очень серьезную проблему. Вообще по вопросам, которые касаются хода пенсионной реформы, мы проводили специальные слушания под эгидой комиссии, на которых были председатель Пенсионного фонда, представители Минфина и других ведомств. И после этих подробных, широких слушаний, в которых приняли участие все заинтересованные стороны, вопросов стало еще больше, чем ответов на них. Надо честно признать, пока очень много нестыковок и в ходе пенсионной реформы, и в ходе упорядочения взаимоотношений между организациями разных форм собственности. И я считаю, что это действительно предмет большой работы. Это не по силам нашей комиссии, естественно. Мы выявили остроту этой проблемы и сейчас обратились в правительство с просьбой о том, что необходимо предложить какие-то меры, чтобы упорядочить и усилить ответственность со стороны работодателей за то, как они осуществляют начисления в те или иные фонды социального страхования, Пенсионный фонд и так далее. В том числе, я думаю, и со стороны самого Пенсионного фонда должен быть в этом направлении надзор, и налоговой службы и т. д.

- Во время предвыборной кампании все политики, все партии, депутаты, кандидаты были добрые, радушные, душа нараспашку. В частности, в том микрорайоне, где я живу, на севере Москвы, была приемная партии `Единая России`, там был юрист, дежурство, консультации - все что угодно. Сейчас это все сворачивается. Может быть, действительно политические партии, если они хотят пользоваться популярностью и опираться на людей, могли бы помочь людям в решении их вопросов? Как вы считаете?

ПАМФИЛОВА: Я уже четыре года не депутат, но по старой памяти идет огромное количество обращений и просьб со стороны людей. Естественно, у нас нет возможности все проблемы решить. Но, я вижу, тенденция такая наметилась, что, к сожалению, у нас разгул, расцвет партий в основном во время предвыборной кампании, а потом очень быстро забывают, сворачивают. Вот почему мы говорим о создании системы общественного контроля, развитии систем самоуправления, общественной инициативы, самоорганизации, когда люди смогут отзывать своих депутатов, если те наврали, наобещали, когда смогут реально влиять на деятельность партий, оценивать партии по делам и по тому, будут голосовать за них или нет на следующих выборах.

Моей собеседницей была Элла Памфилова, председатель Комиссии по правам человека при Президенте России. Вел программу Юлий Семеновhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 196776
Опублик.: 16.12.03
Число обращений: 119


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``