В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Перспективы реформирования ЖКХ Назад
Перспективы реформирования ЖКХ
Контрольно-счетная палата Челябинской области осуществляет контроль за исполнением областного бюджета, местных бюджетов, получающих средства из областного бюджета, проводит экспертизы проектов указанных бюджетов, обоснованности их доходных и расходных статей.
Ревизии муниципальных образований являются основополагающими. Практика работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области показывает, что средства местных бюджетов не всегда расходуются эффективно.
В ходе комплексных ревизий муниципальных образований осуществляются тематические проверки деятельности организаций, учреждений, предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Большой экономический эффект достигается в случае предупреждения нарушений.
Жилищная сфера - область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
В 39 муниципалитетах Челябинской области находится 44,7 млн. квадратных метров общей площади жилья. Стоимость жилищно-коммунальных услуг за 2002 год составила 9,2 млрд. руб.
Жилищно-коммунальный комплекс Челябинской области, как и большинства регионов России, характеризуется неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением организаций ЖКХ, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов их снижения, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов.
Старение основных фондов приводит к их аварийности. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Тяжелым грузом на местные бюджеты ложатся расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, принятого в муниципальную собственность. Этот жилой фонд нуждается в капитальном ремонте и осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов.
Имеются случаи, когда промышленные предприятия, воинские части, предприятия железнодорожного транспорта полностью прекращают содержание домов, числящихся на их балансе. Местные органы вынуждены принимать этот жилой фонд на содержание в ущерб финансированию других объектов. Местные органы самоуправления ответственны за все, что происходит в социальной сфере города, района.
Предусматриваемые в бюджете области средства на возмещение затрат предприятий ЖКХ недостаточны и не решают проблему их убыточности и платежеспособности. В результате многие из них имеют отрицательный финансовый результат, что делает отрасль непривлекательной для инвесторов.
Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение, как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Одной из задач реформы ЖКХ является переход предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость, сокращение, а затем и устранение ее зависимости от бюджетного финансирования.
На органы местного самоуправления области ложится основной груз задач по выводу жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость. В этой связи важным решением для городов и районов области является принятие программы постепенного повышения доли населения в оплате предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
В начале 90-х годов жилищно-коммунальное хозяйство было фактически бюджетной отраслью. Платежи населения за жилищно-коммунальные услуги населения занимали 2% в общей их стоимости. На 2003 год уровень платежей населения Правительством Российской Федерации (федеральный стандарт) установлен в размере 90%, стандарт Челябинской области утвержден в соответствии с федеральным в размере 90%. Фактически же доля оплаты услуг населением в целом по области несколько ниже.
Федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг применяются для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях, региональные стандарты применяются для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.
Неудовлетворительное финансовое состояние предприятий ЖКХ усугубляет невыполнение установленных областных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг. Разница между стандартами приводит к постоянному росту недофинансирования ЖКХ.
В этой связи наиболее рациональное решение, которое принимается в ряде муниципальных образований, - в первую очередь выводить на стопроцентную окупаемость те виды услуг, которые имеют наиболее высокий потенциал для перевода на конкурентное предоставление. Первоочередной вывод на полную оплату потребителями содержания и ремонта жилья позволит вывести данный вид услуг на конкурсный отбор подрядчиков, обеспечить бесперебойную оплату предоставляемых ими услуг и сделать отрасль привлекательной для частного бизнеса.
Необходимо отметить, что в целом повышение уровня платежей за жилищно-коммунальные услуги при реализации на федеральном и региональном уровнях мер по достижению федеральных стандартов осуществляется без учета платежеспособности населения.
Отрицательно влияет на финансовое положение отрасли отсутствие механизма контроля за обоснованностью и достоверностью тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Имеет место, когда Главы муниципальных образований, пытаясь снизить социальную напряженность, сдерживают увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и не предусматривают при этом в местных бюджетах средства на возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства.
Органами местного самоуправления при пересмотре размеров ставок и тарифов не всегда проводится экспертиза их экономической обоснованности.
Необходимо последовательно реализовать законодательный принцип дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде на основе установления платы за наем в зависимости от благоустройства, качества и местоположения жилья.
Повышение уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг сопровождается ростом расходов на выплату субсидий малообеспеченным семьям. В Челябинской области в 2002 году жилищные субсидии выделены в сумме 213 миллионов руб., их получили 105000 семей, что составило 10,7% от общего количества семей проживающих в области. За первое полугодие текущего года субсидии выделены в размере 256 миллионов руб.
В соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. Nо 910-р, в части реформирования действующей системы льгот, предусматривается пересмотр и отмена ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих), в форму денежных выплат.
Предполагается усовершенствовать методику расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи. В совокупный доход семьи должны включаться денежные эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, а также условный доход от владения некоторыми видами имущества.
В нескольких муниципальных образованиях восьми регионов (Белгородская, Нижегородская, Ростовская, Тюменская области, Республика Саха (Якутия), Татарстан, Чувашия, г. Санкт-Петербург) в 2003 году начат эксперимент по оказанию адресной социальной помощи населению. Суть эксперимента состоит в изменении финансовых потоков. По условиям эксперимента эта категория граждан платит за жилищно-коммунальные услуги полную стоимость, а часть этой суммы возвращается им из бюджета на персонифицированный счет. (Эффективность достигается при своевременном и в полном объеме поступления финансирования).
В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы).
Нагрузка на службы жилищных субсидий значительно возрастет. Поэтому повышение эффективности работы этих служб является одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти области.
Практически повсеместно служба жилищных субсидий работает, в основном, с тем же контингентом, который состоит на учете в службе социальной защиты и пользуется другими видами социальной помощи. Логично предположить, что функционально место службы жилищных субсидий в структуре органов местного самоуправления находится в системе социальной защиты граждан. Сосредоточение всех видов государственной помощи в органах социальной защиты населения имеет в долгосрочной перспективе неоспоримое преимущество, связанное с возможностью создания муниципальной базы данных о социально не защищенных слоях населения с целью определения необходимых материальных и финансовых средств на их поддержку. Кроме того, уже сегодня программу жилищных субсидий можно рассматривать как базу для создания в перспективе комплексной программы адресной социальной защиты населения.
Организации жилищно-коммунальной отрасли Челябинской области испытывают затруднения в разрешении проблемы неплатежей. Разрыв между кредиторской и дебиторской задолженностями увеличился. Основной причиной такого положения является неплатежеспособность предприятий отрасли и повышения цен на энергоносители. В 2001 году по сравнению с предыдущим годом кредиторская задолженность возросла с 1729,2 млн. руб. до 1908,1 млн. руб.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 23.07.2001 Nо 405 `О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам` утвержден соответствующий порядок проведения реструктуризации. Тем самым область начала процедуру реструктуризации кредиторской задолженности организаций всех отраслей народного хозяйства по обязательным платежам в областной бюджет. В нее могут включиться и организации ЖКХ области, которые будут отвечать всем условиям утвержденного порядка.
Для получения более полной картины о состоянии дебиторской и кредиторской задолженностях по каждому контрагенту целесообразно провести их инвентаризацию, которая позволит выявить точные суммы задолженностей по всем дебиторам и кредиторам, накопившиеся суммы штрафов и пени по просроченной задолженности, суммы безнадежной задолженности.
Требует решения вопрос о дебиторской задолженности населения. В ее состав входят как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датами начисления и произведения платежа, так и просроченная задолженность, в том числе безнадежная. Задолженность населения Челябинской области за полученные жилищно-коммунальные услуги, в сравнении с первым кварталом прошлого года возросла на 200 миллионов руб. и за первый квартал 2003 года составила 1 миллиард 142 миллиона руб.
Следует отменить систему авансирования платежей за поставку газа, электроэнергии и тепловой энергии предприятиями жилищно-коммунального комплекса и перейти к ежемесячной оплате по факту поставки, что приведет в соответствие платежи коммунальных предприятий предприятиям большой энергетики с платежами населения за жилищно-коммунальные услуги.
Целесообразно упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности, приведя ее в соответствие с международной учетной практикой. Согласно международным стандартам бухгалтерского учета, безнадежная дебиторская задолженность не является активом, под нее можно создавать резерв, либо напрямую списывать ее на уменьшение выручки или на убыток.
Для этого должны быть выбраны четкие критерии списания долга, например, срок просроченной задолженности, в том числе, безнадежной. Речь идет об учетной операции, а не о `прощении долгов`. Необходимо формировать заинтересованность предприятий по взысканию списанной задолженности. В случае ее погашения в учете будет отражено как увеличение финансового результата.
Отсутствие реальных договорных отношений с потребителями услуг препятствует реализации прав граждан на качественные и в необходимом объеме предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. В муниципальном жилищном фонде Челябинской области договорами найма охвачено всего 26,4% нанимателей, договоры на техническое обслуживание заключены с 33,1% собственников жилья.
Важным условием повышения эффективности работы данной отрасли является снижение издержек в предоставлении услуг, в чем должна быть соответствующая заинтересованность работников этих предприятий. Программы реформирования ЖКХ должны предусматривать снижение издержек производителей услуг.
Практически не ведется работа по объединению собственников жилья в товарищества (ТСЖ). Их отсутствие не позволяет эффективно влиять на стоимость и качество предоставляемых услуг. На территории Челябинской области в 6 городских муниципальных образованиях создано 71 товарищество собственников жилья. Наибольшее количество ТСЖ образовано в крупных городах: в Челябинске - 35, в Магнитогорске - 28. Себестоимость обслуживания жилья товариществами собственников жилья по сравнению с муниципальным обслуживанием значительно ниже.
Проблемой, требующей внимания, является соблюдение конкурсной основы при размещении муниципального заказа на поставку товаров и услуг. Конкурсная комиссия по осуществлению муниципального заказа существует во всех муниципальных образованиях, но эффективность их работы ставится под сомнение, так как размещение информации о муниципальном заказе осуществляется только в местных периодических изданиях.
В состав Конкурсной комиссии, определяемой главой муниципального образования, зачастую входят руководители структурных подразделений исполнительной власти и лица, не прошедшие специальную подготовку.
Конкурсный отбор организаций на выполнение работ по производству и предоставлению потребителям жилищно-коммунальных услуг не осуществляется. В результате в сфере ЖКХ не получила развития конкуренция как стимул сокращения издержек, стоимости услуг и улучшения их качества.
Организации жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие поставку тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию.
Необходимо установить единые принципы государственного тарифного регулирования, увязывающие изменения тарифов на газ (федеральный уровень) и электрическую энергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение (муниципальный уровень), а также возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплатить услуги по новым тарифам.
Как минимальное требование, тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксированными в течение финансового года.
Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать повышение профессионализма регулирующего органа. В соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование деятельности муниципальных предприятий осуществляется в пределах компетенции органов местного самоуправления. В региональных центрах и крупных городах органы местного самоуправления способны сформировать профессиональные регулирующие органы или привлечь к их работе высококвалифицированных специалистов в рамках межведомственных комиссий. Для малых муниципальных образований целесообразно передать функцию по регулированию предприятий коммунальной инфраструктуры организациям регионального уровня, что должно повысить качество принимаемых решений.
В жилищно-коммунальном хозяйстве по-прежнему не принимаются действенные меры по энерго- и ресурсосбережению. Требования Федерального закона `Об энергосбережении` в части создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов выполняются неудовлетворительно.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
- конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
- конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
Одним из путей этого является создание управляющих компаний, товариществ собственников жилья и других организационных форм на принципах самоуправления.
В городе Южноуральске Челябинской области создана управляющая компания, которую муниципалитет города и собственники жилого фонда наняли для управления их собственностью. Этой компании было делегировано право отбора подрядчиков на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Этим были заложены реальные предпосылки создания конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг города. Почувствовав возможность гарантированного дохода, на этот рынок пришел и частный капитал. Приход частного капитала, с несколько другими методами хозяйствования, заставил более качественно работать и муниципальные предприятия, бороться за свою нишу на рынке ЖКУ города. Усилился контроль за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг. Проводятся конкурсы среди подрядных организаций на выполнение работ для ЖКХ. Обслуживание на конкурсной основе позволяет снизить стоимость услуг на 10-15%. В итоге выиграли все, и в первую очередь собственник жилого фонда.
Еще одним аспектом, на который хотелось бы обратить внимание, является неудовлетворительная постановка бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, низкое качество системы внутреннего контроля и слабая организация контрольно-ревизионной работы органов, исполняющих местный бюджет.
Совместными усилиями коммунальщиков и экономистов муниципальных образований должна быть выработана новая стратегия функционирования ЖКХ.
В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении.
Необходимо провести проверку деятельности муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы. По их результатам неэффективные предприятия необходимо ликвидировать, а на их базе создать акционерные общества. После такой реорганизации в коммунальной сфере заработают рыночные отношения. Ведь коммунальное хозяйство - это бизнес, а значит, если он грамотно поставлен, он будет приносить прибыль.
Обеспечение устойчивой и надежной работы жилищно-коммунального комплекса требует принятия экстренных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области. Концепцией реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Челябинской области до 2010 года предполагается, что консолидированные бюджетные ресурсы будут направлены на решение задач модернизации и технического переоснащения объектов инженерной инфраструктуры и внедрение современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.

Начальник инспекции Счетной палаты Челябинской области Ивашова Татьяна Александровнаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 196390
Опублик.: 02.12.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``