В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Родина` наведёт порядок в стране Назад
`Родина` наведёт порядок в стране

`Родина` наведёт порядок в странеКоррупция в современной России воспринимается как болезнь неизлечимая. Тем более, что в последние годы она стала существенной частью экономики. Ею поражены высшие эшелоны российской власти. О проблеме борьбы с коррупцией с депутатом Госдумы, известным политиком и экономистом Сергеем Юрьевичем Глазьевым беседует журналист Андрей Полынский.



- Сергей Юрьевич, со времён начат так называемых демократических преобразований все наши власти без конца борются с коррупцией. А она себя по-прежнему прекрасно чувствует. Получается, что никак не могут побороть её? Или не хотят?

- Вы задали риторический вопрос, потому что сами же на него и ответили. Ответили так же, как и я, так же, как и миллионы российских граждан: если бы борьба с коррупцией действительно являлась целью государственной власти, то мы бы не имели сегодня то, что имеем. Во всяком случае, в таких масштабах. По экспертным оценкам, половина экономики страны контролируется криминальными группировками. Специалисты МВД подсчитали, что ущерб от экономической преступности составляет 10-15 % ВВП! Криминальная экономика основана на сговоре её воротил с представителями власти, благодаря чему они легко добиваются реализации своих интересов.

- Что же послужило `толчком` для разрастания коррупции до подобных масштабов? Горбачёвская `перестройка`? Ельцинский `путч` августа 1991-го? Начало гайдаровских реформ? Или, может быть, `чёрный октябрь` 1993-го?

- Всё, названное вами, до `чёрного октября`, - лишь этапы подготовки. А `выстрелом `Авроры` коррупционной революции по праву можно назвать выстрелы танков по зданию Верховного Совета России в 1993-м. Расстреляв высший орган государственной власти, победители приступили к разграблению государственного имущества. Под давлением семьи бывшего президента правительство принимало решения о многомиллионных налоговых льготах, о приватизации за бесценок госимущества, создавая таким образом привилегированные условия для узкого круга лиц. Общенациональные богатства для них были самыми настоящими военными трофеями. Следствием этого и явилось разрастание коррупции в органах государственной власти.

- Меня всегда интересовал вопрос: а как попадают люди во властные структуры? По какому принципу их отбирают `на службу государеву`?

- Раньше большой процент отбирался по принципу профессионализма. А с начала 1990-х годов из властных структур происходило `вымывание` компетентных, профессиональных работников. В результате полнейшего отсутствия контроля за исполнительной властью, в ней начал работать принцип `круговой поруки`, при которой никто ни за что персональной ответственности не несёт. Отсюда кадровый принцип - брать только своих по родственному, земляческому или просто признаку личной преданности. Власть имущие превратились в этакую привилегированную касту, замкнутую на обслуживании своих корпоративных и частных интересов.

- Ну, а как же разомкнуть этот замкнутый круг?

- Необходим контроль общества над властью и персональная ответственность любого облечённого властью лица. Для достижения этого могут быть использованы два механизма: установление парламентского контроля за деятельностью правительства и закрепление в уголовном праве персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему функций.

- А сегодня есть ли возможность привлечь коррупционера и взяточника к ответственности?

- Чисто теоретически - да. На практике - очень сложно. На сегодняшний день существуют лишь две статьи: халатность и злоупотребление служебным положением. Трактовка этих статей крайне размыта. Мера ответственности колеблется от штрафа размером в несколько окладов до пяти лет тюрьмы. Вспомним скандальную историю вокруг приватизации, когда крупных российских чиновников пытались привлечь к ответственности. Они отделались обвинением в халатности и годом условно. Мелкого же чиновника, пойманного на совершении действий, наносящих ущерб государству в тысячи раз меньший, сажают в тюрьму на пять лет.

Поэтому, если мы хотим, чтобы чиновники ответственно относились к своей работе, нужно, чтобы эта ответственность подстёгивалась уголовным правом. Скажем, есть факт незаконного предоставления льгот по налогам в сумме такой-то, - получи столько-то лет тюрьмы. Занизил стоимость приватизированного имущества и нанёс этим такой-то ущерб - столько-то лет тюрьмы. И тогда не нужно будет каждый раз доказывать, что чиновник совершил должностное преступление со злым умыслом. А то некоторые дельцы, разбогатевшие на махинациях, получают за халатность год условно, после чего избираются в Совет Федерации.

- Странное определение в данном контексте - `злой умысел`... Кто ж признается в злых мотивах? Тот же Чубайс постоянно твердит по телевизору о чистоте своих помыслов. Перед судьями, что ли, он будет каяться?

- Действительно, какая мне разница, например, по каким мотивам господин Кириенко и кампания устроили августовский дефолт. Одним росчерком пера они уничтожили миллиардные суммы сбережений граждан. При этом ряд коммерческих структур заблаговременно ушёл от `финансовой гильотины`, обменяв огромные суммы по шесть рублей за доллар и переправив эти деньги за границу. А российское руководство в лице господина Чубайса за месяц до дефолта предложило населению обменять рублёвые купюры на долларовые по курсу 1:6. Только гражданам они нанесли ущерб в 20 млрд, рублей, а всей банковской системе - 50 млрд, рублей, по тем ценам! Какая мне разница, был у них злой умысел или нет?! Принято неправильное решение, которое нанесло серьёзный ущерб, - отвечай, садись в тюрьму. Не надо доказывать факт получения взятки - по нынешним законам этого никогда не докажешь.

- Сегодня много пишут и говорят о том, что взятки в высших эшелонах российской власти достигают астрономических размеров. По некоторым данным, годовой `взяткооборот` составляет 33 млрд. долларов. Но, если чиновника средней руки сложно сейчас поймать в `сети` правосудия, то что уж говорить о более крупных `рыбах`?

- За руку их поймать, конечно, невозможно. Но здесь-то как раз всё просматривается ещё более явно, ведь речь идёт о гораздо больших суммах. Например, чем объяснить, что верховные власти России (сначала Черномырдин, затем Кириенко, а теперь и нынешние руководители) принимают незаконные решения по импорту иностранных самолётов, предоставляя льготные кредиты на закупку европейских аэробусов и американских `Боингов` в размере 2 млрд, долларов? Отечественная промышленность не просто потеряла заказы, переданные американским и европейским производителям в форме льгот. Этих денег хватило бы для того, чтобы подняться всему российскому авиапрому. А поскольку самолёты не были заказаны отечественным производителям, целая отрасль `лежит в руинах`. Что, за `красивые глаза` американские производители получили льготу до 50 % стоимости их товара, не платя НДС, импортных пошлин? Ничем иным, как `откатом` за предоставленные услуги, я это объяснить не могу.

- А есть ли закон, который запрещает предоставлять такие льготы?

- Конечно, есть - Таможенный кодекс. Таких примеров тьма. Всё делается открыто и, я бы сказал, нагло.

- Когда вы, Сергей Юрьевич, работали в правительстве министром экономики, могли ли вы знать о том, кто из ваших подчинённых злоупотребляет служебным положением?

- Хороший руководитель всегда понимает, кто у него в подчинении коррумпирован. Я увольнял таких людей, хотя противодействовал мне не кто-нибудь, а первый вице-премьер, вплоть до того, что требовал снять меня с должности за те злоупотребления, которые я раскрыл в министерстве. Рыба, как говорится, гниёт с головы: надо бы сначала очистить правительство от недееспособных и коррумпированных лиц.

- По данным статистики, 80 % населения поддерживают ужесточение мер уголовного преследования коррупционеров. А можно ли вообще их всех выловить и посадить? Или это очередные `прожекты`?

- С коррупцией, безусловно, следует жёстко бороться. Но нужно бороться системно, теми мерами, о которых я уже говорил: политическая ответственность - перед Парламентом и уголовно-административная - по факту совершения преступления. Всех взяточников, может, и не выявишь, но если хотя бы 1 процент коррупционеров попадёт в тюрьму на большие сроки, а их - чиновничьи места займут честные люди, - уже это одно даст положительный эффект.http://nvolgatrade.ru/

Док. 196384
Опублик.: 02.12.03
Число обращений: 164


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``