В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Информация об основных мероприятиях комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Назад
Информация об основных мероприятиях комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации
(IV квартал 2002 - IV квартал 2003 года)

Действующий в настоящее время состав Комиссии утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2002 года Nо 1208. Председателем Комиссии назначена Э.А. Памфилова.

В Комиссии 30 человек. Это представители авторитетных общественных организаций, науки, культуры и средств массовой информации. Все члены Комиссии, включая ее председателя, работают на общественных началах. Деятельность Комиссии обеспечивает отдел Управления общественных связей и гуманитарной политики Главного управления внутренней политики в количестве 4 человек.

С момента издания Указа о формировании Комиссии состоялось семь заседаний (29.10.02г., 6.12.02г., 10.12.02г., 27.02.03г., 14.05.03г., 15-16.07.03г., 7.10.03г.), материалы которых запротоколированы и приобщены в дело.

Деятельность Комиссии осуществляется по следующим основным направлениям:


1.Экспертиза законопроектов и правоприменительной практики, подготовка законопроектов, поправок и дополнений в действующее законодательство


1.1. Комиссией представлен проект федерального закона `О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения`. Концепция проекта закона основана на статье 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данная статья Конституции, призванная содействовать вовлечению граждан в управление делами государства, сегодня не подкреплена необходимыми законодательными гарантиями. Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется на федеральном уровне лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII `О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан`, Положения данного документа в значительной части устарели, не обеспечивают должного правового регулирования указанных отношений.

В настоящее время указанный законопроект находится на рассмотрении Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

1.2. С целью рассмотрения правовых последствий принятия законов `О гражданстве Российской Федерации` и `О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации` 6 декабря 2002 г. Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации проведена `переговорная площадка` между представителями федеральных органов исполнительной власти и правозащитных организаций по проблемам гражданства и миграции. В работе `переговорной площадки` приняли участие заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.П. Иванов, заместитель Председателя Верховного Суда В.М. Жуйков, Министр Российской Федерации В.Ю. Зорин, Председатель Комитета по государственному строительству Государственной Думы Российской Федерации В.В. Гребенников, заместитель Министра внутренних дел РФ А.Г. Черненко и другие. По итогам переговорной площадки для формирования пакета конкретных предложений по решению поставленных проблем принято решение продолжить работу в рамках межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования миграционного законодательства.

В настоящее время при участии Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации подготовленны соответствующие поправки в ФЗ `О гражданстве Российской Федерации` и сопутствующие нормативные акты, которые приняты Государственной Думой Российской Федерации и вступили в законную силу.

1.3. Экспертами Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации в порядке общественного контроля за соблюдением прав человека подготовлены заключения на предмет соответствия нормам Конституции РФ, международного и федерального законодательства проектов федеральных конституционных законов `О внесении дополнений в Федеральный закон `О борьбе с терроризмом` и `О внесении дополнений в федеральный конституционный закон `О чрезвычайном положении`, а также проекта федерального закона `О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях`, подготовленный и представленный в Правительство РФ Минюстом России.

1.4. В марте 2003 года Комиссия направила обращение Председателю Правительства России с просьбой внести изменения в Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий от 3 мая 1994 г. Nо 419. По действующему Положению оплата проезда реабилитированным лицам производится при предъявлении проездных билетов по месту их постоянного жительства органам, назначившим пенсию. Учитывая, что во многих случаях расходы на приобретение билетов превышают размеры пенсионного обеспечения указанной категории граждан, реабилитированные лица лишаются возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 16 Закона Российской Федерации `О реабилитации жертв политических репрессий`.

К сожалению, данная проблема Правительством Российской Федерации до сих пор не решена.

1.5. В апреле 2003 года Комиссия обратилась к Президенту Российской Федерации с просьбой поддержать проект федерального закона `Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений в их деятельности`. Законопроект имеет большое общественное значение, направлен на защиту прав личности от беззакония и произвола, внедрение эффективных механизмов взаимодействия гражданских организаций и правоохранительных органов, заинтересованно обсуждался на состоявшемся 21 - 22 ноября 2001 года Гражданском форуме.

В настоящее время при содействии Президента Российской Федерации указанный законопроект принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

1.6. 16 апреля 2003 г. Комиссия провела обсуждение проекта федерального закона `О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации`, внесенного Президентом в Государственную Думу 13.03.03. По итогам обсуждения подготовлены проектные документы, которые направлены на рассмотрение заместителю руководителя Администрации Президента РФ Д.Н. Козаку, а также в Комитет по законодательству Государственной Думы РФ.

Решения, принятые на основе этих материалов способствовали защите прав и свобод отдельных категорий российских граждан.

1.7. Комиссия по правам человека при президенте Российской Федерации обратилась к Председателю Правительства Российской Федерации с конкретными предложениями по решению вопроса о пенсионном обеспечении военнослужащих по призыву - инвалидов военной травмы Ш степени, самой тяжелой формы инвалидности.

В настоящее время на основании Федерального закона `О государственном пенсионном обеспечении в РФ` бывшие солдаты срочной службы, не имеющие трудового стажа и, следовательно, не имеющие возможностей увеличить пенсию за счет накопительных или страховых платежей, получают пенсию в размере приблизительно 1350 рублей. Сложившаяся ситуация не только унижает солдат-инвалидов, но и обрекает их на мучительную и недостойную жизнь. Девальвируется само понятие ратного труда а, нередко, и ратного подвига.

После встречи Комиссии по правам человека с президентом Российской Федерации 10 декабря прошлого года, на которой поднимался этот вопрос, соответствующее поручение было дано Пенсионному фонду Российской Федерации. В ответе председателя правления Пенсионного фонда РФ М.Зурабова от 11.04.2003 Nо МЗ-25-01/3621 по итогам исполнения поручения предлагается решить проблему на основе `адресной помощи инвалидам военной травмы по спискам, согласованным на финансирование расходов по оказанию медицинской и лекарственной помощи`.Такое решение вопроса не может быть приемлемым в связи с тем, что оно ведет к нарушению конституционного принципа равенства прав граждан, поскольку включенные в названные списки инвалиды оказываются в более привилегированном положении по сравнению с теми, кто по тем или иным причинам не был внесен в списки на предоставление помощи. Кроме того, неправомерен и сам подход, заключающийся по существу в подмене социальных обязательств государства перед своими защитниками материальной помощью, унижающей достоинство личности.

В связи с изложенным Комиссия предлагает рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 15 Федерального закона `О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации`, а именно: исключить из подпункта 1 второго абзаца второго пункта статьи 15 указанного Закона слова `для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)` и заменить их словами `в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона `О трудовых пенсиях в Российской Федерации`.

К сожалению, до настоящего времени данная проблема Правительством Российской Федерации не решена.

1.8. Комиссией подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в текст 251-й статьи Налогового кодекса РФ, согласно которому в список видов деятельности, освобождаемых от налога на прибыль, должно быть включено грантовое финансирование правозащитной деятельности.

1.9. С целью реализации одного из основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - 2003 о необходимости консолидации общества и обеспечения в полной мере прав человека Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации подготовлены предложения по разработке проекта Указа `О дальнейших мерах государственной поддержки правозащитного движения`.

Проект опирается на опыт реализации Указа Президента РФ от 13 июня 1996 года Nо 864 `О мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации` и направлен на укрепление взаимодействия между государственными и общественными институтами и развитие гражданского общества в нашей стране.

1.10. В целях содействия Комиссии в совершенствовании правового механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина Создано Общественное юридическое бюро Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.

1.11. При участии члена Комиссии Н.А. Чалдымова под эгидой Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации издан справочник для военнослужащих-призывников `Защита прав военнослужащих`.


2. Содействие совершенствованию механизма обеспечения прав человека и консолидации гражданского общества

2.1. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации совместно с Московской школой прав человека на регулярной основе проводят сессии (август 2002, 2003 г.г.) Международной школы `Международные и внутренние механизмы защиты прав и свобод человека`. Главная задача школы - подготовить преподавательские кадры для постановки и чтения курсов по правам человека.

2.2. В рамках постоянного направления работы Комиссии: `Защита прав детей` создана рабочая группа, в которую вошли представители десяти общественных организаций и независимые эксперты. В рамках этого направления под эгидой Комиссии при участии неправительственных организаций `Международная тюремная реформа` (`Реnаl Rеfоrm Intеrnаtiоnаl`) и `Центр содействия реформе уголовного правосудия` проведены два семинара (24-25.12.02 и 24-25.03.03) по проблемам социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных в местах лишения свободы. В них приняли участие руководители ВК и НПО из 40 субъектов федерации, представители министерств, Генеральной прокуратуры РФ, учебных заведений, независимые эксперты и др. 25 марта 2003 года Комиссия по правам человека при Президенте РФ провела `круглый стол` по теме `Социальное сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в местах лишения свободы`. Были подведены промежуточные итоги предыдущих дискуссий, выработаны предложения и рекомендации по вопросам социальной реабилитации несовершеннолетних.

2.3. При поддержке Комиссии и Московской Хельсинкской группы был организован Форум `Дети против фашизма, войны и терроризма` (26-27 марта 2003 года)`. Были обсуждены проблемы: корни и проявления межнациональной напряженности, возрастающая активность ультраправых организаций, усиление националистических и ксенофобских настроений в стране. Лучшие работы детей по теме форума были отмечены призами и почетными дипломами.

2.4. 8 апреля 2003 года Комиссия по правам человека при Президенте РФ провела `переговорную площадку` `О порядке реализации прав граждан, предусмотренных законодательством о системе накопительного пенсионного страхования`. В работе переговорной площадки приняли участие Златкис Б.И.-Заместитель министра, Руководитель Департамента управления государственным внутренним долгом Министерства финансов РФ, Люблин Ю.З.- Первый заместитель Министра труда и социального развития РФ, Зурабов М.Ю. - Председатель Правления Пенсионного фонда РФ. Предметом переговоров были аспекты перехода к накопительной пенсионной системе, затрагивающие права граждан.

2.6. 25 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге под эгидой Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации состоялись Общественные слушания `Трудовые права в России ХХI века`.

В итоговом документе участники Общественных Слушаний `Трудовые права в России ХХI века` обратились к обществу и власти с призывом объединить усилия с целью реализации в России общепризнанных трудовых прав. Для обеспечения и реализации декларированного в Конституции приоритета прав и свобод участники Общественных слушаний, в частности, предложили:


внести изменения и дополнения в Трудовой Кодекс, необходимые для ратификации Европейской Социальной Хартии;


создать систему гражданского контроля за соблюдением трудовых прав, основанную на принципах социального партнерства и взаимной ответственности.

2.7. Общественные Слушания `Права человека и стратегия экономического развития России` состоялись 24 апреля под эгидой Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. В итоговом документе участники общественных слушаний призвали объединить усилия гражданского общества и власти с целью формирования такой программы экономического развития России, которая позволила бы реально обеспечить:


право на достойную жизнь в безопасной стране;


право на свободу личности в правовом государстве;


право на обеспеченное будущее в благополучной России.

Кроме того, участники слушаний призвали Президента России `вернуть доверие общества к власти: осуществить реальную административную и антикоррупционную реформу - отправить в отставку скомпрометировавших себя чиновников, прекратить круговую ротацию имеющихся номенклатурных кадров, а также провести ревизию правительственных инструкций, ведомственных, подзаконных актов и отменить те из них, которые умаляют права и свободы человека и гражданина`.

2.8. С участием Комиссии прошел ряд общественно значимых мероприятий: Форум общественности `Реализация права на свободу передвижения на территории России` - г. Калининград, `Окружная ярмарка социальных и культурных проектов` - г. Тольятти, Москва, конференция `Роль вооруженных сил в процессе разрешения немеждународных вооруженных конфликтов` - г. Рязань.

2.9. Общественные слушания по проблемам взаимоотношений правозащитных организаций и властей в Краснодарском крае, организованные Московской Хельсинкской группой и Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, состоялись 29 апреля 2003 года в Москве. В слушаниях принял участие заместитель главы администрации Краснодарского края Мурат Ахеджак. Участники слушаний согласились с тем, что проблемы во взаимоотношениях между краевыми властями и правозащитниками в значительной степени являются следствием взаимной недостаточной информированности и накопившихся мифов, преодоление которых - реальная база для организации продуктивного диалога власти и общества.

2.10. 10 декабря 2002 года в День прав человека прошло рабочее заседание Комиссии с участием Президента Российской Федерации. По итогам встречи подготовлен и реализован Перечень поручений Главы государства.

2.11. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным на встрече с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации 10 декабря 2002 года, рабочая группа, сформированная из числа членов Комиссии (Алексеева Л.М., Ганнушкина С.А., Памфилова Э.А.), дважды (26 - 29 декабря 2002 г. и 7 - 8 февраля 2003 г.) выезжала в Чеченскую Республику и Республику Ингушетия с целью ознакомления с ситуацией в местах временного размещения внутриперемещенных лиц (ВПЛ) из Чеченской Республики. Непосредственное участие в работе группы приняли Министр Российской Федерации С.В. Ильясов, Первый заместитель начальника ФМС России И.Б. Юнаш.

По итогам работы группой подготовлен совместный согласованный доклад Президенту Российской Федерации, в котором содержатся конкретные предложения по решению этой проблемы.

2.13. По инициативе члена Комиссии С.Р. Борисова Общероссийской общественной организацией `ОПОРА России` создано Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Разветвленная сеть Бюро во всех субъектах Российской Федерации уже начала получать достоверную информацию о положении малого и среднего предпринимательства в нашей стране, анализ которой поможет выявить не только проблемы, стоящие перед деловым сообществом России, но и разработать реальные механизмы изменения ситуации к лучшему.

2.14. Комиссия уделяет большое внимание работе по методическому обеспечению деятельности комиссий по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и содействия в создании комиссий (советов) по правам человека при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Реальным проявлением этого стало Общероссийское совещание руководителей комиссий по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (15-16 июля 2003 г., Москва). В работе совещания приняли участие представители комиссий по правам человека из 60 субъектов России, региональные уполномоченные по правам человека и по правам ребенка, Заместители Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, руководство Генеральной Прокуратуры, Верховного суда и Министерства юстиции, Администрации Президента Российской Федерации Российской Федерации, эксперты и представители общественных правозащитных организаций. Был принят итоговый документ, содержащий конкретные предложения по совершенствованию механизмов взаимодействия комиссий по правам человека с органами государственной власти, уполномоченными по правам человека и общественными организациями.

Одним из реальных итогов Совещания стало решение Полномочного представителям Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, поддержавшего и реализовавшего на практике одно из важнейших положений итогового документа Совещания о формировании окружных координационных советов по правам человека. Кроме того, ряд других положений итогового документа (о гражданском контроле и правовом образовании) был деятельно поддержан руководством Министерства юстиции и Министерства образования Российской Федерации.

2.15. С 4 по 6 сентября 2003г. рабочая группа Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации в составе 10 человек приняла участие выборах Президента Чеченской Республики в качестве независимых общественных наблюдателей. Члены Комиссии посетили свыше пятидесяти избирательных участков в различных районах Чечни, включая г. Грозный.

2.16. 14 октября 2003 г. Председатель Комиссии Э.А. Памфилова приняла участие в подготовке и проведении первого заседания Координационного Совета по правам человека при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Были обсуждены вопросы, связанные с повышением эффективности взаимодействия органов публичной власти и неправительственных организаций в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2.17. 16-17 октября 2003 г. 14 октября 2003 г. Председатель Комиссии Э.А. Памфилова приняла участие в Межрегиональной конференции `Институт уполномоченного по правам человека в субъектах РФ Юга России: проблемы становления, опыт взаимодействия с органами государственной власти, перспективы развития` (г. Астрахань). В рамках своего визита в город она также посетила детский социальный центр `Улитка`, специализированное ПТУ в селе Новолесное и встретилась со студентами Астраханского государственного технического университета.

Основная цель Конференции, организованной при поддержке Совета Европы, - анализ первых лет деятельности института региональных Уполномоченных в субъектах РФ, входящих в Южный федеральный округ, а также обсуждение перспектив его развития и упрочения, в том числе путем дальнейшего укрепления взаимодействия с региональными органами государственной власти.

2.18. В мае 2003 года Комиссия по правам человека при Президенте РФ выступила с инициативой проведения Российского Форума - 2003, который состоялся в Нижнем Новгороде 23-25 октября 2003 года.

Форум способствовал усилиям Президента Российской Федерации по консолидации всех конструктивных сил и структур общества. Были определены и в настоящее время обобщаются конкретные предложения по развитию гражданского общества, учитывающие интересы общества и власти, необходимость взаимного диалога.


3. Международное сотрудничество

3.1. Переговоры и рабочие встречи состоялись с Президентом Федеративной Республики Германии, послами США, Финляндии, ФРГ, Греции, Португалии и ряда других иностранных государств, Главой Европейской Комиссии, делегациями Европейского Парламента, Парламента Великобритании, `Международной Амнистии`, `Врачи без границ`, `Хьюман Райтс Вотч`, ЕКПП и другими.

3.2. Члены Комиссии приняли участие в организованном бюро ЮНЕСКО в Москве совместно с отделом по правам человека и борьбе против дискриминации штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже совещании европейских экспертов по вопросам борьбы с расизмом, ксенофобией, дискриминацией и связанной с ними нетерпимостью в Европе (20 по 21 марта 2003 года). Цель Совещания - разработка европейского регионального плана действий, который станет частью общей стратегии ЮНЕСКО по борьбе с расизмом, дискриминацией, ксенофобией, нетерпимостью и социальной дезинтеграцией.

3.3. Председатель Комиссии Э.А. Памфилова приняла участие в работе Комиссии по правам человека Организации Объединенных Наций (апрель 2003г., Женева).

3.4. В связи с агрессией США в Ираке Комиссия выступила с требованием обеспечить `зеленый коридор` для вывоза раненых и, в первую очередь, детей с территории Ирака. Комиссия также высказалась за допуск в Ирак, помимо Красного Креста, других международных гуманитарных организаций.


4. Работа по рассмотрению индивидуальных и коллективных обращений граждан

4.1. Важнейшим средством обратной связи, предоставляющим объективную информацию о том, насколько эффективно ведется работа по каждому из названных выше направлений является рассмотрение обращений граждан.

Ежемесячно в Комиссию обращается более 6 тысяч человек, непосредственно в адрес Председателя Комиссии - свыше 1500 человек в месяц, что в 10 раз превышает количество обращений, поступавших в Комиссию до изменения ее состава. (Только за 2003 год в отдел по обеспечению деятельности Комиссии направлено 5813 обращений граждан)

В этих условиях предпринятые Комиссией меры, вплоть до привлечения к работе с обращениями волонтеров, позволили за год работы ответить на 4.500 обращений (40,3%), на что была израсходована большая часть рабочего времени сотрудников отдела по обеспечению деятельности Комиссии.

Между тем, пунктом 4 Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации предусмотрено, что она рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина

С учетом изложенного, а также того обстоятельства, что Комиссия является совещательным и консультативным органом при Главе государства, осуществляет свои функции на общественных началах, и на основании Положения о Комиссии, считаю необходимым пересмотреть установившуюся в Комиссии практику работы с обращениями граждан и организовать ее в строгом соответствии с упомянутым выше п. 4 Положения.

4.2. Создана и осуществляет прием граждан на постоянной основе Общественная приемная Комиссии. Каждый четвертый из числа обратившихся ставил вопросы, связанные с опротестованием судебных постановлений по гражданским делам, каждый девятый обращался по поводу несовершенства законодательства о приобретении гражданства Российской Федерации.

Следует отметить также, что около трети обратились по поводу нарушений жилищного, трудового законодательства, а также закона `О ветеранах`. Значительное число граждан (до 25%) жаловались на действия работников суда, органов следствия и дознания.


5. Информационно-аналитическая деятельность, взаимодействие со СМИ

5.1. Комиссия активно взаимодействует с отечественными и иностранными средствами массовой информации. Деятельность Комиссии отражена в нескольких сотнях публикаций в прессе и на телевидении.

5.2 Создано и успешно развивается представительство Комиссии в международной компьютерной сети `Интернет` (www.h-rights.ru).Материалы сайта ежедневно обновляются, число посетителей из разных стран мира составляет несколько сот человек в день.

5.3. Комиссия продолжает разработку концептуальных и практических проблем в сфере прав человека. Возобновлена работа над проектом Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека.

5.4. Сформирован совет экспертов, постоянно сотрудничающих с Комиссией, в которых входят свыше тридцати авторитетных специалистов в различных сферах правозащитной деятельность. Проведено два специализированных заседания Совета. Кроме того, эксперты приняли активное участие в ряде общественных слушаний, переговорных площадок и иных мероприятий, проводимых под эгидой Комиссии.

5.5. Членом Комиссии Н.А. Чалдымовым оказано содействие в создании на базе РЭА им. Плеханова Школа прав человека при Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, открытие которой состоялось 22 ноября 2003 года.http://nvolgatrade.ru/

Док. 196338
Опублик.: 01.12.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``