В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто защитит ребенка от катастроф? Назад
Кто защитит ребенка от катастроф?

Кто защитит ребенка от катастроф?К сожалению, обстановка в России и мире такова, что от всевозможных взрослых неурядиц все больше и больше страдают дети: они оказываются втянутыми в военные конфликты, они голодают, их бросают родители, они гибнут от травм, наркотиков и болезней, теряют жилье и прочее и прочее. Недавно в Москве прошел первый международный форум `Дети в чрезвычайных ситуациях`. Собрались взрослые - юристы, врачи, психологи, депутаты, педагоги, журналисты, чтобы понять, как исправить ситуацию.

ПО МНЕНИЮ доктора Л. М. Рошаля, `российское здравоохранение было бедным, бедным и осталось, но квалификация наших врачей, несмотря на недостатки в образовании и в подготовке, в среднем выше, чем на Западе, говорю об этом с уверенностью. Помощь детям, конечно, оказывается и сейчас. Но нужно очень много государственных шагов, чтобы все это было улучшено. Мы не самые худшие в мире, но проблем много. Надо выполнять законы, которые существуют, их много, но они не работают`.

Законы есть, а толку нет
ТЕОРЕТИЧЕСКИ защищать наших детей призван прежде всего Федеральный закон от 24 июля 1998 г. Nо 124-ФЗ `Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации`. Однако тот `спасательный круг`, который сейчас может предоставить общество детям, находящимся в чрезвычайной ситуации, ненадежен и не всегда может их спасти. Не один пример тому привела заместитель председателя Комитета Государственной думы по охране здоровья и спорту Т. В. Яковлева, рассказавшая, что, например, статьей 8 Закона `Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации` установлено, что государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов, в том числе минимального объема социальных услуг по бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания. Статья вступила в силу с 1 января 2000 года, но государственные минимальные социальные стандарты до сих пор так и не установлены, а значит, и не применяются. Те же социальные нормативы, которые действуют, не всегда соблюдаются. За примерами опять же далеко ходить не надо. Всем врачам известно, как остро стоит вопрос о выделении средств на питание больных детей, ведь и от этого в том числе зависит результат проводимого лечения. Однако в проекте федерального бюджета на 2004 год при норме 104 рубля на 1 койкодень на эти цели запланировано 76,6 рубля.

Не работает и 12-я статья закона, согласно которой органы государственной власти устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении. На деле же всем известно, что детские оздоровительные учреждения находятся в бедственном положении. На оздоровление детей ежегодно выделяется все меньше и меньше средств. Сокращается число детей, которым предоставляются путевки в санаторно-курортные учреждения.

Статья 10 Федерального закона `Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации` говорит о мероприятиях по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающих `профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей`. Тут, видимо, каждый родитель по своему опыту знает, сколько стоит консультация врача в платном учреждении, когда в районной поликлинике нет конкретного специалиста...

54 рубля на ребенка
К СОЖАЛЕНИЮ, российский бюджет нельзя назвать прозрачным. Расходы на оказание медицинской помощи детям в нем отдельной строкой не выделяются. Однако исследования, проведенные Институтом экономики Российской академии наук, показали, что доля детей в составе населения нашей страны выше, чем доля расходов на оказание медицинской помощи детям в общих расходах на здравоохранение. А должно быть наоборот - `цена` детского здоровья выше, чем взрослого человека, т. к. дети нуждаются в постоянном контроле за состоянием их здоровья, проведении регулярных профилактических прививок и т. п.

Понятно, чтобы справиться с ситуацией, необходимо улучшить финансирование здравоохранения. Для этого надо увеличить расходы бюджетов всех уровней на охрану здоровья детей. Кроме того, во многих странах для этих целей активно привлекают и меценатов. Однако у нас с благотворительностью пока не все получается, препятствует несовершенство налогового законодательства, отсутствие государственной поддержки благотворителей.

Что касается финансирования, то, как известно, Государственная дума сейчас работает над проектом закона `О федеральном бюджете на 2004 год`. Сейчас в нем предложено к финансированию пять подпрограмм: `Дети-инвалиды`, `Дети-сироты`, `Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних`, `Одаренные дети` и `Здоровый ребенок`. В 2003 г. на эти программы выделили 1,5 млрд. рублей. В 2004 г. ассигнования должны составить 1,7 млрд. рублей. На первый взгляд, сумма значительная. Однако если разделить ее на количество детей (в России их около 32 млн.), то расходы на ребенка в год составят всего 54 рубля, а в пересчете на доллары - $1,7. Очевидно, что реальные потребности в рамках страны на реализацию программы `Дети России` значительно выше.

По мнению Т. В. Яковлевой, в федеральном бюджете не учтены и другие необходимые расходы на детей. По итогам всероссийской диспансеризации детей выявлено, что 814 тыс. детей нуждаются в оказании высококвалифицированной медицинской помощи. По расчетам Счетной палаты, одни только расходы федеральных учреждений, оказывающих высокотехнологическую медицинскую помощь детям, на 2004 г. в федеральном бюджете должны быть увеличены на 1 млрд. рублей.

Сейчас в Государственной думе идет работа и над законопроектом `О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год`. Ежегодно в расходах этого фонда прослеживается политика на сокращение расходов на оздоровление детей. Например, в бюджете Фонда ОМС на 2004 год по сравнению с 2003 годом были полностью исключены расходы на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ за счет средств Фонда социального страхования. Проект закона предусматривает, что расходы на оздоровление детей в 2004 году составят 28,5 процента от уровня 2003 года. Это при том, что результаты проведенной в 2002 году всероссийской диспансеризации детей подтвердили тенденцию снижения доли здоровых детей.

В России есть законы, но многие их нормы противоречат друг другу. В Москве принимают одно, а в регионах или на это просто не обращают внимание, или делают так, как считают нужным (принят закон об ограничении табакокурения, кто его исполняет?). Многие законы не прямые, а отсылочные. Например, в каком-нибудь постановлении, подзаконном акте указывается: `Поручить правительству Российской Федерации...` - замечательная фраза, когда не знают, что писать. Правительство поручает ведомству одному, другому, начинаются многочисленные согласования, а результата нет... Может быть, надо принять закон об ответственности руководителей всех уровней за неисполнение законов?

Языком цифр

В России 680 тысяч детей-инвалидов.

Ежегодно в домах ребенка оставляют около 23 тысяч детей.

Ежегодно в России умирает от травм и отравлений около 8 тысяч детей.

Количество суицидов у детей становится все больше, потому что детей с психическими отклонениями тоже с каждым годом становится все больше.



Подготовила Юлия ЭКАРЕВА
Фото Александры ЮЖАКОВОЙ

httр://www.аif.ru/оnlinе/hеаlth/484/12_01http://nvolgatrade.ru/

Док. 196186
Опублик.: 24.11.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``