В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ `РОССИЙСКОГО ФОРУМА - 2003` Назад
ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ `РОССИЙСКОГО ФОРУМА - 2003`
(г. Нижний Новгород, 23-25 октября 2003 г. )
СПИСОК ТЕМ `РОССИЙСКОГО ФОРУМА - 2003`


1. `Социальная ответственность бизнеса - ответственность перед населением` - координатор темы Александр Аузан (президент Института национального проекта `Общественный договор`).

2. `Обеспечение конституционных прав предпринимателей: взаимная ответственность бизнеса и власти` - координаторы темы Алина Радченко (вице-президент ООО малого и среднего предпринимательства `ОПОРА РОССИИ`), Николай Брусникин (заместитель председателя ООО `Деловая Россия`, депутат Госдумы).

3. `Профессиональная и гражданская ответственность экспертного сообщества в предвыборный период`. - координатор темы Глеб Павловский (главный редактор некоммерческого издания `Русский журнал`).

4. `Миграционная политика и развитие законодательства в области гражданских прав мигрантов` - координатор темы Элла Памфилова (председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ).

5. `Защита прав военнослужащих как общественная проблема` - координатор темы Элла Памфилова (председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ).

6. `Общественные ресурсы и потребности образования` - координатор темы Александр Адамский (председатель Института образовательной политики `Эврика`).

7. `Механизмы участия общественных организаций в решении социальных проблем` - координаторы темы Евгений Гонтмахер (начальник Департамента социального развития Правительства РФ), Элла Памфилова, Алина Радченко.

8. `Участие неполитических организаций в избирательной кампании: механизмы продвижения интересов, ответственность` - координатор темы Людмила Алексеева (председатель Московской Хельсинской группы, президент Международной Хельсинской Федерации).

9. `Реформа местного самоуправления` - координаторы темы Евгений Гонтмахер, Надежда Косарева (президент Фонда `Институт экономики города`).

10. `Здоровье нации: первоочередные задачи государства и общества`` - координатор темы Евгений Гонтмахер.

11. `Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности России` - координаторы темы Сергей Абрамов (первый заместитель начальника Главного управления внутренней политики Администрации президента РФ), Сергей Абакумов (председатель правления независимой организации `Граданское общество` и Национального Фонда `Общественное признание`).

12. `Формирование внешнеполитической стратегии России как область экспертной компетенции неправительственных организаций` - координаторы темы Глеб Павловский, Сергей Марков (директор Института политических исследований).

13. `Взаимодействие власти и гражданских организаций по вопросам общественного контроля за соблюдением прав человека в деятельности правоохранительных органов и закрытых учреждений`. - координатор темы Элла Памфилова (председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ).



--------------------------------------------------------------------------------


РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА `ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА`

(Тема Nо 2)


Участники `круглого стола`, представители бизнеса, федеральных и региональных органов власти, обсудив поставленные вопросы, отмечают.

В целях сокращения административных барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности и развитию предпринимательства:


Предпринимательскому сообществу стать партнером власти и активным участником процесса административной реформы, выявления и сокращения избыточных функций государственных органов, в первую очередь, органов контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности.


Законодательно запретить исключительно внесудебное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе, и в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными правовыми актами.


Внести изменения в законодательство в области контроля и надзора за осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе:


сформировать исчерпывающий перечень контрольно-надзорных органов;


закрепить недопустимость совмещения любыми органами функций государственного контроля (надзора) и оказания платных услуг;


Исключить пункт 25 статьи 11 Закона РФ `О милиции` от 18 апреля 1991 года Nо 1026-1.


Ввести законодательный запрет на проведение лицензиатом по инициативе лицензирующих органов дополнительных мероприятий, предусматривающих платежи сверх лицензионного сбора.


Внести изменения в ст.376 Таможенного кодекса Российской Федерации` от 28.05.2003 N 61-ФЗ, ограничивающие право таможенных органов на изъятие или арест имущества субъекта предпринимательства рамками уголовного процесса или административного производства.

В целях совершенствования антимонопольного законодательства:


Предусмотреть в рамках реформы государственной службы введение персональной ответственности государственных и муниципальных должностных лиц за действия (бездействие), нарушающие антимонопольное законодательство;


Распространить законодательное ограничение доли монополии (не более 35 %) на региональные рынки;


Продолжить реформу корпоративного права с целью предотвращения `заказных` банкротств как способа поглощения конкурента или его устранения с рынка. Внедрять практику досудебного урегулирования споров, опираясь на Кодекс корпоративной этики, а также совершенствовать арбитражную практику;


В Закон `О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках` внести изменения, предоставляющие общественным объединениям предпринимателей возможность в антимонопольном расследовании выступать стороной, представляющей интересы неопределенного круга лиц (предпринимателей), с целью исключения возможности противоправного воздействия на конкретных предпринимателей, а также ввести понятие регионального рынка, уточнив соотношение границ субъекта Федерации и регионального рынка;


Внести изменения в Федеральный закон `О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд` с целью определения жесткой и однозначной регламентации участия субъектов малого предпринимательства в выполнении государственного и муниципального заказа;


Законодательно установить на Федеральном уровне порядок формирования тарифа или цены на товары (услуги) монополии;

Ужесточить ответственность руководителей монополий за действия, нарушающие антимонопольное законодательство и за невыполнение предписаний по пресечению подобных действий.




ОБРАЩЕНИЕ

К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВЕТУ ФЕДЕРАЦИИ РФ

(Тема Nо 2)

В России за последние пять лет практически не происходит значительных качественных изменений в развитии малого предпринимательства, что свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

К числу объективных препятствий, в первую очередь, следует отнести:

а ограниченность реального доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым кредитным ресурсам, отсутствие у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй;

а большую налоговую нагрузку на малый бизнес, недостаточность дифференциации в налогообложении различных категорий предпринимателей, являющихся одним из основных факторов ухода предпринимателей в `теневой` сектор экономики;

а высокий уровень криминализации в сфере предпринимательства, наличие `теневого` сектора экономики, показатели которого вышли за пределы допустимых параметров;

а нерешенность на практике проблем по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь - со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства;

а сохранение высоких значений показателей инвестиционных рисков и сложившейся структуры инвестиций, не стимулирующей развитие производства;

а многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям (навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок, установление монопольно низких цен);

а недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров и организаторов предпринимательской деятельности, а также сохранение `дискриминационной` составляющей в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму в данном секторе экономической деятельности.

Для того, чтобы малое предпринимательство стало действительно массовым явлением в России, одним из главных условий повышения темпов роста экономики страны, обеспечивая решение, в том числе и социальных проблем, необходимо на государственном уровне принять политическое решение, которое позволит устранить препятствия (административные и экономические барьеры), сдерживающие предпринимательскую активность.

Предлагаем Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации и Совету Федерации одобрить Комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 - 2005 годы, подготовленный Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и внесенный на рассмотрение заседания Правительства Российской Федерации 16 октября 2003 года и в первую очередь:


Установить единый критерий отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в зависимости от численности работающих на них. К субъектам малого предпринимательства должны относиться юридические лица, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у него работают не более 99 человек. При этом целесообразно отказаться от отраслевой дифференциации малых предприятий по численности занятых. Необходимо также соблюсти критерий независимости субъектов малого предпринимательства, сохранив запрет на отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в случае, если доля участия в их уставном капитале Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.


Внести изменения в главу 26.2 Налогового кодекса в части изменения параметра годового дохода, ограничивающего применение упрощенной системы налогообложения, с 15 млн.рублей до 100 млн.рублей;


Упростить формы налоговых деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.


В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств разработать и реализовать механизм государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. При отборе и сопровождении проектов целесообразно использовать опыт субъектов Федерации и систему государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства;


Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь - микропредприятий и начинающих предпринимателей. Реализация данного направления предполагает содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства;


Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй предприятий, создание условий для накопления специализированными организациями информации, характеризующей платежную дисциплину предприятий.


Необходимо использовать механизм осуществления поддержки малых инновационных предприятий с участием Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Для этого необходимо увеличить финансирование Фонда с полутора до двух процентов от объема средств по разделу Федерального бюджета `Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу`, а также рассмотреть вопрос об изменении структуры финансовых расходов Фонда, обеспечения преимущественного предоставления поддержки проектам, находящимся на самой начальной, наиболее рискованной стадии развития. Это позволит существенно расширить в перспективе базу предложений для венчурного финансирования, инвестиционных проектов, кредитования коммерческими банками. Кроме того, до 10 % бюджета Фонда необходимо направлять на обеспечение финансирования сферы услуг для малого инновационного предпринимательства;

Закрепить реализацию возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве с крупными предприятиями в интересах устойчивого развития промышленности и научной сферы и создание условий для привлечения малых предприятий к поставкам продукции, товаров и услуг для государственных нужд соответствующим Федеральным законом. Развивать сеть центров субконтрактации.






--------------------------------------------------------------------------------




ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КРУГЛОГО СТОЛА НА ТЕМУ `СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСТВА И ПРАВ МИГРАНТОВ`

(Тема Nо 4)


Предложения участников круглого стола


1. Регулирование вопросов гражданства


Документирование паспортами гражданина РФ.

- Обеспечить органы ПВС на местах четкими инструкциями, исключающими произвол в их действиях, связанных с документированием паспортами лиц, родившихся на территории РСФСР и в последствии не принявших иного гражданства. В частности, органы ПВС не должны отсылать их за справками об отсутствии иного гражданства, а обязаны руководствоваться записью в паспорте. В связи с этим было бы желательно уточнить соответствующие пункты приказа МВД по применению Положения о рассмотрении вопросов гражданства.

- Определить позицию в отношении лиц, родившихся на территории РСФСР и не подавших заявления об выходе из российского гражданства, с учетом ч. 2 ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ `О гражданстве Российской Федерации` от 28.11.91 г.

- Лиц, по ошибке сотрудников ПВС получивших вкладыши о приобретении российского гражданства в порядке признания, вместо регистрации, считать своевременно подавшими заявление и документировать паспортами.


Рассматрение ходатайств о приеме в российское гражданство, поданных до вступления в силу Федерального закона `О гражданстве РФ` от 31.05.2002 г.


Следует рассматривать эти ходатайства в соответствии с ранее действовашим законом.


Не следует требовать от них выполнения условия о сроке проживания на территории России (ч. 2 ст. 19 названного Закона), представления вида на жительство, национального паспорта


Предлагаемые изменеия в Закон `О гажданстве РФ`.


При подаче беженцами ходатайства о приобретении российского гражданства не следует требовать от них представления вида на жительство, поскольку в настоящее время имеет место противоречие между ст.ст. 9 и 12 Закона РФ `О беженцах` и ст. 13 части 2 Федерального закона `О гражданстве РФ`.


В Законе `О гражданстве РФ` с учетом принятых Госдумой поправок в ст. 13.1. (а), ст. 14.3, ст. 14.4 после слов о регистрации по месту жительства добавить `или другие доказательства постоянного проживания на территории РФ`.


Восстановление в гражданстве лиц, лишенных его, должно проводиться без всяких условий на основании поданного заявления.


Правовое положение иностранных граждан.


Дополнить ст. 37 Федерального закона `О правовом положении иностранных граждан в РФ` положением, предоставляющим лицам, имевшим в прошлом гражданство СССР, прибывшим в РФ до вступления в силу данного Закона, право в течение определенного срока обратиться с заявлением о предоставлении вида на жительство при наличии регистрации по месту жительства или представлении иных доказательств, подтверждающих постоянное проживание на территории РФ. Документировать лиц указанной категории видами на жительство в облегченном порядке (легализация).


Продолжить работу над совершенствованием Федерального закона `О правовом положении иностранных граждан в РФ`, в частности:


выделить из него в отдельный закон регулирование трудовой миграции,


учесть принцип неразделения семьи,


определить социальные права иностранных граждан с учетом положений Конституции РФ.


Продлевать срок временного пребывания лицам, получившим миграционные карты и не имеющим оснований для отказа в продлении (причастность к терроризму, угрозы основам конституционного строя или безопасности граждан и др.). Принять и разослать на места соответствующее Инструктивное письмо.

3. Паспорта.

3.1. Обеспечить исполнение приказа МВД России от 24.05.2003 г. Nо 347 и документировать паспортами граждан Российской Федерации всех граждан, фактически проживающих не в том субъекте Российской Федерации, где они имеют регистрацию по месту жительства (на практике этот приказ исполняется не везде).

3.2. Продлить срок действия паспортов гражданина СССР минимум еще на полгода.

3.3. При наличии сомнений в подлиности вкладышей и печатей, подтверждающих гражданство РФ, проводить проверку в строго ограниченные сроки.

4. Проблемы ВПЛ

4.1. Провести анализ нарушений `Руководящих принципов по вопросам ВПЛ` по отношению к ВПЛ из Чеченской Республики и Пригородного района СО-А.

4.2. Отдельно рассмотреть проблему ВПЛ в Ингушетии и Чечне.

5. Сотрудничество.

4.1. Восстановить работу Экспертно-консультативный совет при ФМС МВД России с участием экспертов НПО. Созывать регулярные совещания по анализу практики применения законодательства в области гражданства и прав мигрантов.

4.2. Сотрудничать в области обмена информацией между НПО, ФМС МВД и другими структурами, осуществляющими применение и разработку законодательных и правовых актов, касающихся правового положения мигрантов.

4.3. Включать экспертов от профильных НПО в группы, разрабатывающие законодательство в области правового положения мигрантов.





--------------------------------------------------------------------------------


ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА

`ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА`

(Тема Nо 5)


Мы, участники Российского форума 2003, обсудив проблемы защиты прав военнослужащих, основываясь на том, что:

- правовая и социальная незащищенность военнослужащих, в том числе военнослужащих по призыву, несмотря на меры, принимаемые Главнокомандующим Вооруженными Силами - Президентом РФ, Министром обороны РФ, руководителями других министерств и ведомств, имеющих в подчинении войска, воинские формирования и органы, продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем современной России, без решения которой не может быть создана новая российская армия;

- обществу и власти необходимо объединить усилия по правовой и социальной защите военнослужащих, поскольку это - общая проблема всего общества и государства;

-без общественного согласия в определении стратегических целей военного строительства не может быть сильной и демократической России, а переход на контрактный способ комплектования армии и флота значительно улучшит обороноспособность страны, отвечая жизненно важным интересам личности, общества и государства;

считаем необходимым:

- обеспечение максимально возможной открытости статей Федерального бюджета по разделу `Национальная оборона` в части, касающихся материального обеспечения военнослужащих по призыву;

- выделение в обобщающих статистических материалах судов и прокуратур данных по делам, касающимся военнослужащих-участников боевых действий, отдельно по офицерам, контрактникам и военнослужащим по призыву, а также обеспечение открытости этих данных;

- разработку Федеральной государственной программы психологической реабилитации и адаптации военнослужащих и представителей других силовых ведомств-участников боевых действий, а также членов их семей;

- опубликование Министерством обороны РФ списков погибших в Чечне военнослужащих, а также сведений о расходовании средств, выделяемых в качестве компенсации семьям погибших;

- активизацию работ по розыску военнослужащих, пропавших без вести в Северокавказском регионе, а также улучшение материальной и технической оснащенности соответствующих структур, занимающихся розыском захоронений военнослужащих, погибших в Чечне, и эксгумацией останков для их последующей идентификации;

- принятие изменений к Федеральному закону `О трудовых пенсиях` в части, касающейся пенсионного обеспечения военнослужащих по призыву- инвалидов военной травмы, в целях повышения для них базовой части пенсии до базового уровня, установленного для всех других категорий инвалидов по пенсионному обеспечению;

- неукоснительное обеспечение своевременных выплат всех видов денежного довольствия всем военнослужащим, в том числе `боевых`, а также выплат по судебным решениям, принятым по соответствующим искам военнослужащих к Министерству обороны и другим министерствам и ведомства, где законодательством РФ предусмотрена военная служба;

- принять участие в рабочих группах по обсуждению законопроектов, касающихся социальной защиты военнослужащих.


В целях реализации этих предложений полагаем целесообразным создание при Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации межведомственной рабочей группы по защите прав военнослужащих с участием представителей Администрации Президента РФ Рабочие группы с участием представителей Администрации Президента РФ, Главной военной прокуратуры, Военной коллегии Верховного суда РФ, Министерства обороны РФ, а также общественных правозащитных организаций.





--------------------------------------------------------------------------------


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ `РОССИЙСКОГО ФОРУМА - 2003`

ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Тема Nо 7)


Участники Круглого стола `Формирование и реализация социально-правовой политики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации`

осознавая:

- приоритетную значимость обеспечения защиты прав и законных интересов детей для будущей судьбы России;

- массовый характер безнадзорности, беспризорности, наркомании, преступности и других асоциальных и антисоциальных форм поведения несовершеннолетних, связанных, прежде всего, с нарушением прав ребёнка;

- неэффективность исключительно ведомственного подхода к решению проблем ребёнка;

- необходимость выработки и дальнейшей реализации системы эффективных действий, направленных на предупреждение дальнейшего нарастания негативных социальных тенденций, - с участием всех конструктивных демократических сил общества;

констатируя, что:

- основной причиной тяжелого положения детей в Российской Федерации является отсутствие законодательно закрепленной и системно осуществляемой социальной семейной политики и в целом - политики социального развития общества;

- происходит катастрофический рост инвалидизации детей и ухудшение состояния их здоровья;

- основной причиной роста асоциального поведения детей является отсутствие системы защиты прав детей, основанной на судебно-правовом решении, принимаемом в интересах ребенка;

- деятельность системы органов государственной власти и управления, а также органов опеки и попечительства, должны быть направлены на приоритет всех форм семейного воспитания, прежде всего, сохранения и поддержки биологической семьи ребенка;

- государственная интернатная система должна подлежать поэтапному упразднению.

учитывая, что:

- необходима комплексная система мероприятий и мер, обеспечивающих выживание, развитие, а также защиту прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, в том числе по внедрению и совершенствованию ювенальных технологий;

- создание системы общественного участия и контроля в формировании и осуществлении государственной социальной политики в интересах детства в Российской Федерации является необходимым условием для обеспечения должного уровня защиты прав ребенка, а также для повышения уровня доверия в обществе к государственным структурам,

а также выражая стремление к сотрудничеству и равноправному ответственному партнёрству, -

пришли к согласию о необходимости осуществления совместных действий по формированию и реализации социально-правовой политики в интересах детства в Российской Федерации.

Для выполнения данных договоренностей участники настоящего Меморандума считают необходимым:

1. Обратиться к Президенту Российской Федерации Путину В.В. с просьбой поддержать проект Федерального конституционного закона `О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон `О судебной системе Российской Федерации`` в части введения ювенальных судов, а также внести на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации пакет законопроектов, направленных на формирование и развитие в Российской Федерации системы ювенальной юстиции.

2. Обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить работу по принятию законопроекта `О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон `О судебной системе Российской Федерации`` в части введения ювенальных судов, а также рассмотреть и принять комплекс законопроектов, в том числе, поправок в Семейный Кодекс Российской Федерации, направленных на:

- формирование и развитие системы ювенальной юстиции;

- совершенствование правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, направленного на обеспечение координирующих функций комиссии при формировании территориальных систем защиты прав детей с целью практической реализации положений Конвенции ООН о правах ребёнка;

- внедрение в России института уполномоченного по правам ребенка;

- разработку и внедрение программно-методического и правового обеспечения развития различных форм семейного воспитания, как альтернативы интернатной системе.

3. Обратиться к Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах с просьбой создать специальные консультативные органы, деятельность которых будет направлена на внедрение и развитие ювенальных технологий, а также реформирование работы органов опеки и попечительства в федеральных округах.

4. Правительству Российской Федерации осуществить:

4.1 выполнение пункта 6 Федеральной целевой Программы `Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы`, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 года Nо805 (о подготовке предложений и финансово-экономического обоснования создания специализированных ювенальных составов (судов) в системе судов общей юрисдикции);

4.2 включение соответствующих расходов на содержание специализированных ювенальных судов при разработке бюджета Российской Федерации на 2005 год и предусмотреть данные расходы в бюджетах последующих лет;

4.3 совместную с уполномоченными представителями общественных объединений, действующих в интересах семьи и детства, разработку и последующее принятие в виде Постановления Правительства РФ комплекса мероприятий и мер, предусматривающих в том числе поручения:

4.3.1 Министерству юстиции РФ - разработать и утвердить типовые ведомственные инструкции по правовому закреплению и развитию процедур:

- взаимодействия межведомственных структур, федеральных министерств и ведомств и их региональных подразделений с профильными негосударственными (немуниципальными) некоммерческими организациями по вопросам защиты прав детства;

- общественного контроля за соблюдением прав детей и рассмотрения жалоб детей и лиц, ответственных за их содержание и воспитание (общественные инспекции детских учреждений, мест лишения или ограничения свободы, общественные советы, действующие при комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.п.).

4.3.2 Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ - обеспечить контроль над процессом внедрения и развития ювенальных технологий в регионах России;

4.3.3 Министерству образования РФ - включить в учебные планы высших учебных заведений по специальностям юридического образования учебных дисциплин по ювенальной юстиции, а также по специальностям педагогического, психологического образования и образования в области социальной работы - дисциплин по ювенальным технологиям;

4.3.4 Министерству труда и социального развития РФ - обеспечить направление социальных работников соответствующих территориальных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, для осуществления социального сопровождения при рассмотрении в судах дел с участием несовершеннолетних;

4.3.5 Министерству внутренних дел РФ - разработать инструкцию о порядке взаимодействия органов внутренних дел с негосударственными (немуниципальными) некоммерческими организациями при осуществлении деятельности по охране правопорядка в отношении несовершеннолетних группы риска;

4.3.6 Министерству здравоохранения РФ - создать эффективно действующую систему профилактики детского здоровья, реабилитации, медицинского обеспечения и экспертизы инвалидности детей - на основе предложений общественных организаций;

4.3.7 Государственному комитету по статистике РФ - разработать и реализовать программу совершенствования системы государственной статистической отчетности по проблемам несовершеннолетних, включая статистические данные о количестве правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних.

5. Обратиться к Генеральной прокуратуре РФ с просьбой о разработке совместно с уполномоченными представителями общественных организаций, действующих в интересах семьи и детства, инструкции о порядке взаимодействия органов следствия и прокуратуры с негосударственными (немуниципальными) некоммерческими организациями при проведении расследования дел с участием несовершеннолетних.

6. Обратиться к Верховному суду РФ с предложением о проведении специального пленума по теме: `Создание ювенальной юстиции в Российской Федерации`.

7. Общественным объединениям, действующим в интересах семьи и детства, разработать и направить для согласования в Правительство Российской Федерации комплекс предложений по созданию системы участия и контроля общественных и иных негосударственных (немуниципальных) некоммерческих организаций в формировании и реализации социально-правовой политики в интересах семьи и детства - с целью их дальнейшего включения в Постановление Правительства РФ, указанное в п. 4.3 настоящего Меморандума.

8. Создать рабочую группу по мониторингу выполнения настоящего Меморандума и дальнейшему развитию Плана совместных действий по формированию и реализации социально-правовой политики в отношении детства в Российской Федерации, включая подготовку и подписание тематического Общественного договора.







--------------------------------------------------------------------------------




РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА `СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ`

(Тема Nо 7)


В работе Круглого стола приняли участие эксперты научного сообщества, практики, ведущие тренинги в различных регионах России по обучению лидеров НКО различным формам сотрудничества с властными структурами и бизнесом, представители общественных организаций, среднего и малогобизнеса, а также представители органов власти. В выступилениях участников из регионов России (Иркутск, Ростов, Архангельск, Ногинск, Нижний Новгород, Мурманск, Свердловская область, Ленинградская область, Республика Мари Эл и др.) прозвучало много интересных фактов успешного межсекторного сотрудничества в различных областях, а также был выдвинут ряд предложений по улучшению механизмов этого сотрудничества.

В проведенном в Ростове-на-Дону исследовании по оценке законодательной базы регионов России было выявлено, что к 2003 году из 49 субъектов Федерации 43 имеют закон о социальном партнерстве.

Отмечено, что начало развиваться законодательство в регионах по поводу заключения социального заказа, который четко поставил как цели расширения гражданского общества, так и разделения функций контроля исполнителей и заказчиков социального заказа и правовые ориентиры. Данные законы существуют в Иркутской области, в Республике Карелия, в Новгороде. Эксперт доктор политических наук С.В. Поленина отметила, что у нас есть хороший закон - Закон о всенародном обсуждении законопроектов. Он был принят, но совершенно не действует. `Мне кажется, что надо добиться и на федеральном уровне, и на уровне регионов, чтобы власть предержащие знали о том, что надо спрашивать людей - и общественные организации и отдельных людей`.

Многие говорили о необходимости развития образования в области межсекторного взаимодействия и гражданской экспертизы распространять его не только на школы, не только на членов НПО сообществ, но обучать власть, обучать муниципалитеты, обучать депутатов, обучать бизнес.

Постоянно звучащая тема гражданской экспертизы сфокусировалась на том, что экспертиза должна быть не только законопроектов, но и разного рода программ как федеральных, так и региональных. Было внесено предложение о внесении изменений в Налоговый Кодекс, который позволит работать бизнесу с НКО на равных правах.

Член комитета Госдумы по вопросу объединения общественных организаций Бодренкова Г.П. рассказала о трехгодичном проекте своего комитета о совершенствовании механизма социального партнерства, проводимого под эгидой ООН.

Участникам круглого стола были розданы анкеты из пяти вопросов, посвященных необходимости реформирования системы трипартизма, разработанной экспертами Консорциума женских неправительственных объединений. По решению участников круглого стола была создана рабочая группа в составе:

Барандова Т.Л., Ершова Е.Н., Макарова Т.Н., Саблина Т.В., Соколова Е.В., Широбокова А.А., Якимец В.Н., которая проанализировала 42 заполненные анкеты и 19 прозвучавших выступлений. В результате были подготовлены следующие рекомендации по совершенствованию механизма межсекторного взаимодействия.


Необходимо законодательно закрепить введение гражданской экспертизы социального партнерства, для чего следует:


Разработать и согласовать с экспертами понятийный аппарат гражданской экспертизы;


Проанализировать существующую законодательную базу с точки зрения выявления механизмов проведения гражданской экспертизы и фиксации необходимых сфер, где она должна проводиться в обязательном порядке: разработка бюджета, государственные программы по здравоохранению, образованию, социальной сфере, избирательное законодательство, законы об НКО, трудовое законодательство и т.д.


Следует выработать критерии оценки эффективности проведения гражданской экспертизы, для этого надо:


Проанализировать законы, положения, нормативные акты, реально работающие в сфере межсекторного партнерства на региональном уровне, а также проекты федеральных законов (о социальном партнерстве, о муниципальном гранте, о гражданской экспертизе и др.);


Провести оценку существующей законодательной базы по третьему сектору в сфере общественной и некоммерческой деятельности;


Проанализировать существующую практику проведения гражданской экспертизы.


В ходе работы экспертной группы, выявились различные точки зрения на возможные пути совершенствования существующей в России системы трипартизма:

Первая.

Поскольку сегодня НКО зачастую сами являются и работодателями и защитниками прав работников, их сфера деятельности зачастую шире, чем деятельность профсоюзов. Она не ограничивается профсоюзным законодательством, не учитывается полностью в законе о социальном партнерстве и не регулируется им. Практически НКО лишены права голоса. Эта позиция дает основание для выделения НКО в четвертый угол в системе трипартизма.

Вторая.

Не изменяя систему трипартизма, необходимо начать разработку новой концепции закона о социальном партнерстве с изменения схемы трипартизма - расширить поле общественного актора от профсоюзов к НКО. Предполагается в данном случае включение в третий угол профсоюзов в составе НКО.

Третья.

Существующую систему трипартизма необходимо реформировать посредством включения НКО в угол государственной власти. Для этого необходимо выявить слабые места в механизме существующего сотрудничества и прописать эффективные варианты возможного сотрудничества, подкрепив их необходимой законодательной базой.

Четвертая.

Разработать собственную схему трипартизма для НКО:

Назвать данную систему `Социальным межсекторным партнерством`, функционирующую на основе заключения межсекторных договоров. Проработать необходимую законодательную базу.

Следует отметить, что если три первые модели взаимодействия уже существуют в различных вариантах, то четвертая модель, выдвинутая представителями Архангельска, является новаторским предложением и требует специальной разработки.


Необходимо сформировать профессиональное экспертное сообщество для проведения гражданской экспертизы социального партнерства. Для этого следует:


Создать базу данных экспертов;


Разработать спецкурс для экспертов;


Разработать критерии оценки технических заданий экспертов и критериев оценки эффективности их деятельности;


Разработать и внедрить в образовательные стандарты систему подготовки и переподготовки кадров в сфере социального партнерства.










--------------------------------------------------------------------------------


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ РОССИЙСКОГО ФОРУМА-2003 ПО ТЕМЕ:

`ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПЫТОК В РОССИИ`

(Тема Nо 13)


Подготовлен в рамках работы круглого стола по теме Nо 13: `Взаимодействие власти и общественных организаций по организации общественного контроля по защите прав человека в закрытых органах и учреждениях правоохранительной системы`, а также конференции `Предотвращение пыток в России` (Нижний Новгород, 24.10.03 г.)




Пытки, жестокое, бесчеловечное, унижающее обращение, являются тягчайшими преступлениями как против личности, так и против интересов общества, правосудия. Пытки - наиболее грубое нарушение прав человека. Искоренение практики пыток - конституционное и международное обязательство государственных органов России.

Эффективная борьба против пыток и других преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, является необходимым средством повышения авторитета правоохранительных органов, возвращения доверия общества к ним.

Участники конференции, основываясь на общем понимании актуальности проблемы пыток в России, необходимости повышения эффективности работы правоохранительных органов, широкого общественного участия в разрешении этой проблемы, повышения правосознания сотрудников МВД, приняли следующие предложения:


Создание эффективной системы расследования жалоб на применение пыток.

1.1. Принимая во внимание:


что проблема эффективности расследования жалоб на применение пыток в значительной степени зависит от действий и решений органов прокуратуры при уголовном расследовании;


что прокуратура осуществляет две взаимоисключающие функции. С одной стороны осуществляет надзор за соблюдением закона при производстве следствия и дознания. С другой стороны, поддерживает государственное обвинение и осуществляет уголовное преследование. Это противоречие негативно влияет на проведение эффективного расследования жалоб на применение пыток:

Рекомендовать: создать в рамках следственных управлений прокуратуры субъектов федерации специализированные следственные отделы. Эти отделы должны проводить проверку и вести предварительное следствие по жалобам, связанным с применением насилия сотрудниками правоохранительных органов и органов государственной власти.

Необходимо изъять функцию проведения проверки и предварительного следствия из ведения районных прокуратур и передать ее в ведение специализированных следственных отделов прокуратуры субъекта федерации.

1.2. Поддержать проект Федерального закона, о введении в УК РФ отдельной статьи, криминализирующей понятие `пытка` и предусматривающей ответственность за данный вид преступлений.

1.3. Рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ разработать для следователей методические указания по проверке жалоб на применение пыток и проведения предварительного следствия по этим жалобам.

2. Создание системы защиты и реабилитации жертв пыток.

В связи с тем, то существует практика оказания давления на потерпевших и свидетелей со стороны сотрудников органов правопорядка, подозреваемых и обвиняемых в применении пыток и жестокого обращения, признать необходимым принятие мер по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей. Для осуществления этого рекомендовать:


разработать механизм защиты потерпевших и свидетелей по делам, связанным с применением пыток. Разработать специальный механизм для принятия срочных мер по защите потерпевших и свидетелей, находящихся в период проведения проверки и предварительного следствия под арестом или в местах лишения свободы.


ввести специальную главу в Федеральный закон о защите потерпевших, определяющую процедуру применения этих механизмов.


обязать прокуратуры субъектов федерации установить контроль над осуществлением реабилитации потерпевших от пыток и жестокого обращения (в том числе в случае необходимости представлять их интересы в суде).


переподчинить медицинскую службу ГУИН Минюста России Министерству здравоохранения России.


Повышение ответственности, развитие программ правового обучения сотрудников правоохранительных органов.

3.1. ввести в обязательные форменные атрибуты сотрудников МВД, в первую очередь для специальных подразделений МВД, идентификационные номера, обязательные для ношения при исполнении ими служебных обязанностей.

3.2. распространить практику оценки эффективности работы отдельных подразделений органов МВД (например, милиции общественной безопасности), при использовании таких средств, как: общественные слушания, социологические опросы.

3.3. переподчинить дежурные части РУВД вышестоящим органам внутренних дел (городским, региональным УВД и МВД) для повышения эффективности работы и улучшения контроля над деятельностью районных управлений внутренних дел.

3.4. разрабатывать и осуществлять в тесном взаимодействии с правозащитными организациями образовательные программы для сотрудников правоохранительных органов как средство предотвращения практики применения пыток. Приоритетными направлениями этих программ определить:


создание методик обучения сотрудников основам прав и свобод человека, уголовной ответственности за применение пыток и жесткого обращения;


создание информационных материалов о правах задержанных и запрете применения пыток и жестокого обращения. Размещение этих материалов в местах содержания задержанных и заключенных.





--------------------------------------------------------------------------------


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КРУГЛОГО СТОЛА `ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ. ЗАЧЕМ РОССИЙСКИМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПОКУПАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ`


Участниками круглого стола стали представители региональных организаций потребителей - члены Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), представители Горьковского автозавода (ГАЗ), средства массовой информации. К сожалению, приглашенные представители Волжского автомобильного завода и `Ижмаш Авто` не приняли участие в обсуждении.

В ходе заседания были обсуждены вопросы обеспечения качества выпускаемых в России автомобилей, проблемы послепродажного обслуживания, взаимоотношений потребителей с автозаводами в случае выявления дефектов в период гарантии.

1. Общественные организации потребителей отметили тот факт, что, к сожалению, в настоящий момент отсутствуют механизмы обратной связи между потребителями и автозаводами, защита прав потребителей при несоблюдении законодательства осложняется длительностью судебных разбирательств. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Самарской области, где на уровне областного суда невозможно разрешить спор между потребителями и АВТОВАЗом, о чем свидетельствуют обращения в Верховный суд России по данной тематике.

2. Представители обществ потребителей отметили, что техническое обслуживание российских автомобилей осуществляется на низком уровне, притом, что до 30 процентов проданных автомобилей нуждаются в ремонте в первый год эксплуатации. Общества потребителей считают завышенными расценки на прохождение технического обслуживания в авторизированных сервисных центрах. Ограничение, заставляющее потребителей проходить ТО в данных компаниях, существенно ограничивает конкуренцию и приводит к росту цен на данный вид услуг.

3. Стороны высказались за более полное информирование потребителей. Так было достигнуто взаимопонимание о необходимости предоставления автозаводами информации об авторизованных дилерах, станциях технического обслуживания, технических характеристиках продаваемых автомобилей предназначенных для эксплуатации в качестве маршрутного такси, с целью мониторинга за деятельностью автоперевозчиков использующих микроавтобусы.








--------------------------------------------------------------------------------


ПРОТОКОЛ

ПЕРЕГОВОРНОЙ ПЛОЩАДКИ `ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА -

ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ`

(ТЕМА Nо 10)

Круглые столы, проведенные в рамках переговорной площадки:

`Здоровое питание - здоровье нации`
`Здоровье нации и экологическая политика`
`Осознанное родительство - основа воспитания здорового и духовно-нравственного поколения`
`Психологический статус, здоровье общества и информационная безопасность`
Участники переговорной площадки в результате дискуссий отметили:


Сохраняются негативные тенденции в показателях естественного движения населения (рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни).


Нарастает деградация среды обитания в различных регионах России. Экспертные оценки свидетельствуют о том, что в экономическом аспекте ущерб здоровью человека от загрязнения окружающей среды сопоставим с ростом валового внутреннего продукта страны.


Отсутствует приоритетность категории сохранения собственного здоровья в самосознании россиян. Сохраняется перенос ответственности за свое здоровье на систему здравоохранения. В системе здравоохранения России сохраняется направленность на лечение болезней, а не на сохранение здоровья людей.


Под угрозой распада находятся сами основы нашего общества, главной составляющей которого является семья. Эта ситуация создает нестабильность в обществе, невозможность воспитать подрастающее поколение духовно, физически и нравственно здоровым. Семья должна быть под особой защитой государства и общества. Ответственное и всестороннее рассмотрение ситуации с семьей, браком, государственной семейной и демографической политики свидетельствует об их неудовлетворительном состоянии как с точки зрения национальной безопасности, так и с точки зрения общества, семьи, защиты гражданских прав.


Тревожные явления наблюдаются в информационно-культурной сфере общества. Насильственное внедрение в сознание молодежи через СМИ негативных установок разрушает духовно-нравственные ценностные ориентиры молодого поколения, снижает готовность молодежи к семейной жизни, браку, рождению и воспитанию детей. Информационное пространство заполнено антигуманной продукцией, что создает негативную моральную атмосферу в обществе, ведет к разрушению личности, росту психических и соматических заболеваний, снижению качества жизни, росту алкоголизма, наркомании, суицидам и ранней смертности населения.


Для решения перечисленных проблем участники круглых столов предлагают:


в области обеспечения здорового питания:


Рекомендовать Правительству России ускорить внедрение второго этапа Концепции государственной политики здорового питания населения на период до 2005 года и использовать в его реализации комплексную систему Центров оздоровительного питания, разработанную по программе `Здоровое питание-здоровье нации` ООД `За здоровую Россию`.


Минздраву России, Минкультуры России, Минобразования России, МВД России, Минобороны России направить представителей в состав рабочей группы `Здоровое питание-здоровье нации`, сформированной в рамках работы Гражданского Форума в 2001 году.


Рабочей группе Гражданского Форума `Здоровое питание - здоровье нации` внести предложения в законодательство, определяющее качество жизни человека.

в области экологической политики:


Министерству природных ресурсов РФ, Минздраву РФ, с обязательным участием неправительственных организаций, разработать программу оценки и снижения риска здоровью населения от вредного воздействия факторов окружающей среды и реабилитации зон экологического неблагополучия.


Органам исполнительной власти федерального и регионального уровня поддержать развитие сети региональных центров здоровья среды (для обеспечения оценки риска от вредного воздействия окружающей среды и принятия мер по его снижению).


Создать рабочую группу по подготовке проекта закона об общественном экологическом контроле, с обязательным участием заинтересованных государственных и общественных структур.


Обеспечить участие России в международных соглашениях по улучшению качества среды, включая участие в реализации механизмов Киотского протокола.


Правительству РФ рассмотреть вопрос о возможности введения моратория на выращивание геномодифицированных организмов в природе на территории РФ.

в области воспитания подрастающего поколения:


Министерству образования России совместно с общественными организациями внедрить в систему образования специальные программы подготовки к родительству (`Здоровые дети - здоровые родители - здоровые дети`), основной целью, которой должно быть осознание ребенком ценности семьи. Программа должна включать духовно-нравственный, исторический, культурологический, психологический, медицинский и правовой аспекты.


Государственным и общественным структурам разработать и принять новую доктрину семейной политики, направленной на защиту интересов семьи, детства и подготовки к осознанному родительству.


Создать рабочую группу по разработке изменений и дополнений в законодательные акты РФ в целях их приведения в соответствие с требованиями международного законодательства в области защиты прав ребенка и семьи.


Правительству России совместно с общественными организациями создать общественные родительские советы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как совещательного и консультативного органа, путем делегирования представителей местных общественных родительских советов в вышестоящие общественные родительские советы.

в области обеспечения информационной безопасности


Инициировать принятие законопроектов, содержащих реальные механизмы информационно-психологической защиты общества, соответствующих международным правовым нормам.


Государственным и общественным структурам разработать и принять доктрину культурно-информационной политики, исключающей разрушительное нравственно-психологическое воздействие на аудиторию.


Министерству по делам печати и телерадиовещанию РФ, Минкультуры России, Минобразования России содействовать развитию нравственно-позитивной культуры и журналистики, включая: создание нового телеканала `Здоровье`, состоящего из программ, посвященных идее развития человеческой личности, физическому, психологическому и нравственному здоровью человека; выделение из сетки бюджетного вещания на одной из государственных радиостанций время для ежедневной часовой передачи `Человек`; изыскание возможности для создания специальных программ, направленных на пропаганду ценностей семьи, брака и здорового образа жизни, увеличения объема целевой социальной рекламы; создание Советов независимых экспертов на федеральном, региональном и местном уровнях в области информационно-психологической безопасности и культуры.


В ходе обсуждения определилась необходимость реализации ряда общих предложений, которые, вероятно, отмечались и на других переговорных площадках. Среди них


Обеспечение использования природных ресурсов в интересах общества (для решения социальных проблем, охраны природы и развития новой экономики) путем развития рентных отношений и других форм платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.


Оказание содействия в профессиональной подготовке журналистов, специализирующихся в освещении социальной и гражданской проблематики. Рекомендовать включение в учебные планы факультетов журналистики дисциплину `Социальная журналистика`.


Изучение опыта и координация деятельности российских организаций в соответствии с практикой международных негосударственных организаций по контролю безопасности СМИ.


Обеспечение нормативно-правовой базы для развития благотворительной деятельности с участием представителей общественности и бизнеса.






--------------------------------------------------------------------------------


УЧАСТИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: МЕХАНИЗМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В рамках обсуждаемой темы на Российском Форуме в Нижнем Новгороде были затронуты проблемные вопросы,


непосредственно связанные с прозрачностью самого избирательного процесса,


возможности граждан формирования собственной позиции,


использования субъектами избирательного процесса административного ресурса и механизмах противодействия со стороны общества этим тенденциям,


ответственности выборных должностных лиц,


полноценного участия СМИ в этих процессах, а также сужения информационного пространства в период выборов как для кандидатов, так и для общественности, самих граждан, которые не могут публично обсуждать позиции кандидатов, политических партий по наиболее острым вопросам и т.д.

Участники круглого стола отмечают, что сам институт выборов под угрозой.

В обществе нарастает недоверие граждан к результатам выборов (это и голосование против всех и снижение явки на выборы, социологические опросы показывают общественное мнение по этому вопросу). При обсуждении нередко звучали и жесткие формулировки - `триумф управляемой демократии`, `анонимность избирательной системы`, `отсутствие реальной конкурентности на выборах, а также практически полная выключенность граждан из избирательного процесса`.


Кроме того, у участников дискуссии вызвало некоторое недоумение отсутствие в течение двух дней представителей власти и средств массовой информации на переговорной площадке, поэтому и результаты обсуждений могут выражать позицию только тех представителей неполитических организаций, принявших участие в круглом столе.


В ходе обсуждения особый акцент был сделан на следующих моментах:


Неполитические организации должны обеспечивать соблюдение прав и интересов граждан в рамках выборов через проведение мониторингов и отслеживания нарушений со стороны участников политического процесса.


Создание корпуса независимых наблюдателей для работы как на региональных выборах, так и общефедеральных.


Создание местных и межрегиональных систем контроля всего хода избирательной кампании, объединенных в сети взаимопомощи.


Совершенствование законодательства, а также нормальной практики его применения в отношении реальных механизмов ограничения возможностей использования административного ресурса.


Сделать приоритетными для коалиции общественных организаций в период выборов просветительские программы как для избирателей, так и для журналистов и членов избирательных комиссий, наблюдателей. Мобилизовать методическую, экспертную и организационную базу НКО для обучения по своим сетям представителей общественных организаций, органов местного самоуправления, ВУЗов.


Добиваться того, чтобы СМИ выражали не только интересы участников политического процесса в предвыборный период, но и граждан и всего общества.


Добиться поименного голосования депутатов в законодательных органах власти (всех уровней), а также системного распространения информации о таких результатах голосований в обществе - чтобы граждане могли оценить деятельность выборных должностных лиц.

Рекомендовать НПО инициировать заключение `договоров` (наказов) с партиями, кандидатами по решению социальных проблем с последующими процедурами контроля за их исполнением.





--------------------------------------------------------------------------------


МЕМОРАНДУМ

УЧАСТНИКОВ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ `ОПЫТ ГРАЖДАНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАХ ПФО`


Два года, прошедшие с момента первого Гражданского Форума в Москве показали, что `московский импульс` в сфере гражданской экспертизы был услышан в регионах. Структура отношений власти, бизнеса и гражданского общества стала меняться. Перемены состоят в том, что а) бизнес ищет формы своего участия в социальных программах и проектах, б) власть понимает, что только за счёт региональных бюджетов и только за счёт административных ресурсов она не может осуществлять свою социальную миссию, в) центры гражданских инициатив понимают, что `под лежачий камень вода не течёт`. Достаточно ярким свидетельством этих перемен является практика проведения `Ярмарок социальных и культурных проектов`, возникшая и успешно апробированная в Приволжском федеральном округе. Аналогичную роль в других регионах РФ играют региональные Гражданские форумы.

Частью этих позитивных процессов стало и развитие экспертной составляющей гражданской активности как в регионах ПФО, так и в других регионах России. В рамках презентационной площадки нашли отражение практики экспертизы социальных проектов (Пермь), экспертной оценки деятельности всенародно избранных региональных чиновников (Н. Новгород), экспертного гражданского участия в бюджетном процессе (Санкт-Петербург, Н. Новгород), опыт разработки законодательства для регулирования социального госзаказа (Н. Новгород), экологическая экспертиза (Н. Новгород), гражданская экспертиза законов, касающихся людей с ограниченными возможностями (Н. Новгород), опыт проведения общественных слушаний по социально-значимым региональным проблемам (Хабаровск, Н. Новгород), опыт экспертизы Федеральных законов через региональные экспертные сети (Москва) и многое другое.

Названные признаки благоприятных перемен обнаружили и новые проблемы, связанные, прежде всего, с нормативным обеспечением разнообразия форм гражданского участия в организации и реализации региональных социальных проектов. Наиболее проблемной областью является гражданское участие в экспертизе государственных и коммерческих региональных проектов. Законодательная база такого участия слаба, противоречива и нуждается в совершенствовании, в том числе за счёт развития практик `социального партнёрства`, `общественных договоров` и `культуры мира`. В то же время, ряд федеральных законов открывает новые возможности для такого рода участия. В частности, новый закон Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, закон Об экологической экспертизе, Об обеспечении прав потребителей и др. заметно расширяет формы непосредственного участия центров гражданской активности в выработке и принятии решений на уровне муниципалитетов.

Участники презентационной площадки выражают уверенность в необратимости названных позитивных изменений, а также готовы и в дальнейшем инициировать и поддерживать процессы формирования региональных центров гражданской активности, включающей в себя и общественное участие, и экспертизу, и мониторинг, и консультирование. Кроме того, необходимо поддерживать процессы сетевой организации таких центров, процессы формирования региональных `интерфейсов` социальных проектов, которые бы предлагали повестку дня социальной политики как региональным властям, так и региональному бизнесу.



--------------------------------------------------------------------------------
.

ПОЛИТИКИ О ФОРУМЕ




Из приветствия Президента России В.В. Путина участникам Российского форума-2003:


`Ваш Форум призван принять решения, от которых напрямую зависит успешное развитие гражданского общества и социального партнерства в нашей стране. Важно, что здесь происходит живое обсуждение наиболее актуальных вопросов общественной жизни. Авторитетный состав участников Форума создает для этого все необходимые условия. Уверен, что Российский Форум окажет практическую поддержку гражданской активности, и будет способствовать активизации общественной жизни страны укреплению стабильности и согласия`.


Вице-премьер Правительства РФ Галина Карелова:


`В Форуме принимает участие огромное количество представителей неправительственных организаций. ...Сегодня мы больше обсуждали проблемы того, какие могут быть механизмы партнерства и договорились о том, что мы должны сделать`.


Полномочный представитель Президента РФ в ПФО С.В. Кириенко:


`Мы имеем возможность двигаться вперед и понимать, что будущее России в наших руках... Будущее России - это не случайность - это проект, это результат нашей собственной деятельности`.

`...Модель такого диалога и конкурсного распределения средств на реальные социальные проекты, в которых участвуют средства всех органов власти, средства бизнеса и средства самих гражданских организаций - это уже не эксперимент, а реально действующий механизм, который будет продолжаться`.


Председатель комиссии по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова:


`Мы с вами работаем на усиление реального участия гражданского общества в управлении страной - а это задача не конъюнктурная, ее нельзя привязывать ни к каким выборам. Это задача долгосрочная и я хочу пожелать всем нам терпения, мужества, честности, открытости и неравнодушия`.


Помощник Президента России Игорь Шувалов :


` Мы должны объединить свои усилия, чтобы сообща определить точки, по которым мы будем действовать, и понимать, каким образом нам двигаться вперед. Это ответственность не только государственной власти, а наша общая солидарная ответственность для того, чтобы развивать наше государство`.http://nvolgatrade.ru/

Док. 196182
Опублик.: 24.11.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``