В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всероссийская сельскохозяйственная перепись Назад
Всероссийская сельскохозяйственная перепись
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года Nо 910-р, предусмотрено осуществление необходимых организационно-методологических мероприятий для проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

Вопрос об организации проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи был рассмотрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса (28.05.2003г.) и в целом получил одобрение. В протоколе заседания Комиссии были даны поручения Госкомстату России и Минсельхозу России совместно с рядом других министерств и ведомств в 2003-2004 годах подготовить организационный план мероприятий по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, разработать проект федерального закона `О Всероссийской сельскохозяйственной переписи` с необходимыми нормативно-правовыми документами по его реализации.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003г. Nо 1163-р, в разделе 5.4. `Агропродовольственная политика`, предусмотрено проведение сельскохозяйственной переписи.

10 ноября 2003 года Правительством Российской Федерации принято распоряжение Nо 1626-р о подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи.




1. Цели и задачи Всероссийской сельскохозяйственной переписи

2. Организационные мероприятия по подготовке сельскохозяйственной переписи

3. Проблемы нормативно-законодательного и методологического обеспечения проведения сельскохозяйственной переписи.




Правительство Российской Федерации
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 ноября 2003г. Nо 1626-р
МОСКВА

В целях реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и получения сведений, необходимых для разработки перспективных направлений агропродовольственной политики:

1. Госкомстату России и Минсельхозу России совместно с Минтрудом России, Минфином России и Росземкадастром провести в III квартале 2004г. по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти выборочное статистическое обследование сельскохозяйственных товаропроизводителей в отдельных субъектах Российской Федерации за счет средств, предусматриваемых Госкомстату России в федеральном бюджете на 2004 год на эти цели.

2. Принять предложение Госкомстата России, согласованное с Минсельхозом России, Минэкономразвития России и Росземкадастром, о проведении в 2006 году всероссийской сельскохозяйственной переписи.

3. Госкомстату России и Минсельхозу России подготовить совместно с Минэкономразвития России и Росземкадастром в установленном порядке предложения о разработке проекта федерального закона о всероссийской сельскохозяйственной переписи.



1. Цели и задачи Всероссийской сельскохозяйственной переписи

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года Nо 910-р, предусмотрено осуществление необходимых организационно-методологических мероприятий для проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

В последние годы в России отмечались существенные изменения в сельском хозяйстве: формировались новые экономические условия, совершенствовались земельные отношения, активизировалось развитие индивидуального сектора.

Если до 90-х годов прошлого века основными производителями в России являлись крупные товарные сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходилось три четверти производимой продукции, то в дальнейшем в связи с перераспределением земель, интенсивным выделением земельных участков собственникам личных подсобных хозяйств, владельцам садов и огородов, изменилась структура сельскохозяйственных производителей в сторону расширения индивидуального сектора в экономике сельского хозяйства. В настоящее время доля производства сельскохозяйственной продукции хозяйствами населения составляет более половины от общего ее объема. В 2002 году населением произведено 93,0% картофеля от общего его производства (в 1990 г. - 66,1%), 81,5% овощей (30,1%), 88,8% плодов и ягод (50,5%), 55,0% скота и птицы на убой /в убойном весе/ (24,8%), 50,3% молока (23,8%).

Таким образом, в ходе проведенных реформ сформировалась многоукладная экономика в сельском хозяйстве Российской Федерации, включающая три основные группы производителей - сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения.

Произошедшие структурные изменения в отрасли обусловили, в свою очередь, реорганизацию статистического наблюдения, расширение применения выборочного метода в статистике сельского хозяйства. В соответствии с международной практикой использование несплошных методов статистического наблюдения требует проведения переписей один раз в 5-10 лет.

В России сельскохозяйственная перепись будет проводиться практически впервые за многие годы. Последний раз подобного рода работа была организована в 1920 году. В дальнейшем периодически осуществлялись специализированные сельскохозяйственные переписи. Среди них следует отметить переписи посевных площадей сельскохозяйственных культур (в 1964, 1976, 1985 гг.), плодово-ягодных насаждений и виноградников (в 1970, 1984 гг.) во всех категориях хозяйств и поголовья скота в хозяйствах населения (последняя перепись скота была проведена по состоянию на 1 января 1996 года). Практически все последние переписи были проведены до начала реформирования сельского хозяйства. В связи с этим назрела острая необходимость организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи в новых экономических условиях.

Сельскохозяйственная перепись - крупномасштабное мероприятие. Предстоит обследовать около 25 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций; 8,0 тыс. малых предприятий; 264,0 тыс. крестьянских ( фермерских) хозяйств; 16,0 млн. личных подсобных хозяйств; 14,6 млн. семей, имеющих коллективные и индивидуальные сады; 4,7 млн.семей, имеющих коллективные и индивидуальные огороды, и ряд других производителей сельскохозяйственной продукции.

В результате переписи будут получены уточненные сведения по всем категориям хозяйств о размерах, структуре, формах собственности и использовании сельскохозяйственных угодий в связи с изменением земельного законодательства, о демографической характеристике производителя и занятости в сельском хозяйстве, включая вторичную занятость в личных подсобных хозяйствах, о размерах и структуре посевных площадей и поголовье скота и птицы, о товарности сельскохозяйственного производства, структуре затрат на его ведение, о наличии машин и оборудования, построек производственного назначения, о подробной структуре несельскохозяйственных видов деятельности в рамках нового классификатора ОКВЭД, о влиянии сельского хозяйства на окружающую среду и др.

Проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи будет способствовать повышению качества информации о состоянии и тенденциях развития сельского хозяйства, структурных изменениях в отрасли в связи с осуществлением земельной и аграрной реформ, развитии сельскохозяйственных интегрированных компаний, роли хозяйств населения в формировании продовольственных ресурсов страны, а также по ряду других актуальных вопросов.

Организация данной переписи позволит получить данные по основным характеристикам сельскохозяйственного производства, которые будут использоваться в качестве базисных величин при разработке оценок соответствующих показателей в межпереписной период; провести актуализацию генеральных совокупностей для организации выборочных обследований, прежде всего выявить неработающие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства; сформировать более совершенную систему показателей статистического наблюдения за состоянием сельского хозяйства в соответствии с международными стандартами.

Результаты сельскохозяйственной переписи будут иметь важное значение для разработки эффективной агропромышленной политики и формирования наиболее полной информации о состоянии продовольственного комплекса, одного из параметров экономической безопасности страны.

Проведение сельскохозяйственной переписи будет способствовать дальнейшей работе по приведению системы российской сельскохозяйственной статистики в соответствие с международными стандартами, получению характеристики сельского хозяйства в рамках Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), расширению информационной базы для международных сопоставлений.

Всероссийская сельскохозяйственная перепись будет проводиться в рамках Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей в соответствии с рекомендациями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН) и других международных организаций.



2. Организационные мероприятия по подготовке сельскохозяйственной переписи



В целях реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) Госкомстат России приступил к подготовке Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

В настоящее время Госкомстат России формирует Межведомственную рабочую группу по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи в составе представителей Минсельхоза России Минэкономразвития России, Росземкадастра, научных организаций, агробизнеса, АККОРа, Союза садоводов России и других объединений сельхозпроизводителей.

Для подготовки проведения сельскохозяйственной переписи необходимо в 2003-2004 годах осуществить следующие мероприятия:

- разработка постановлений Правительства Российской Федерации `О Всероссийской сельскохозяйственной переписи`, `Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи`;

- разработка федерального закона `О Всероссийской сельскохозяйственной переписи` и с необходимыми нормативно-правовыми документами по его реализации;

- проведение пробной сельскохозяйственной переписи;

- подготовка плана-графика мероприятий по организации и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи;

- разработка программы и методологических положений по проведению сельскохозяйственной переписи, включающих:

#9642; систему показателей деятельности сельскохозяйственных производителей,

#9642; правила формирования списков сельскохозяйственных производителей, подлежащих переписи,

#9642; программу переписных анкет и инструкции по их заполнению,

#9642; методы получения информации о деятельности сельхозпроизводителей (способы получения информации от различных категорий производителей, проведение выборочных обследований в период сельхозпереписи, определение учетного периода и периода проведения опросов);

- подготовка программ и методик профессиональной подготовки интервьюеров и других переписных кадров;

- внедрение современных методов сбора и обработки первичной информации (подготовка машиночитаемых бланков переписи, методы контроля первичных данных);

- подготовка программы итогов переписи и распространения ее результатов;

-разработка принципов организации информационно-разъяснительной работы при проведении сельскохозяйственной переписи.



3. Проблемы нормативно- законодательного и методологического обеспечения проведения сельскохозяйственной переписи



Развитие демократических процессов в обществе, коренная перестройка экономики, становление новых отношений в федеративном устройстве страны, отсутствие соответствующей правовой основы для проведения сельскохозяйственной переписи - все это обуславливает необходимость законодательного закрепления вопросов сельскохозяйственной переписи. В этих целях, как свидетельствует мировой опыт, должен быть разработан федеральный закон `О Всероссийской сельскохозяйственной переписи`.

Таким образом, в целях создания необходимой правовой базы для проведения сельскохозяйственных переписей в стране должен быть разработан проект федерального закона `О Всероссийской сельскохозяйственной переписи`. В законопроекте должны найти правовое оформление обязанности сельскохозяйственных производителей участвовать в переписи и обязанности государства - обеспечить конфиденциальность информации, которая будет получена в результате переписи. Также федеральный закон разграничит полномочия и конкретизирует обязанности органов исполнительной власти всех уровней, ответственных за проведение переписи. Кроме того, в проекте закона должны быть определены порядок и источники финансирования расходов на Всероссийскую сельскохозяйственную перепись из средств бюджетов всех уровней.

В качестве единиц статистического наблюдения при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи предлагается рассматривать производителей сельскохозяйственной продукции различных форм хозяйствования:

- сельскохозяйственные организации (крупные и средние, малые, подсобные сельские хозяйства несельскохозяйственных организаций),

- крестьянские (фермерские) хозяйства,

- индивидуальные предприниматели без образования юридического лица,

- хозяйства населения (личные подсобные хозяйства, индивидуальное и коллективное садоводство, огородничество и животноводство).

В международной практике определение статистической единицы сельскохозяйственной переписи включает пороговое значение (ценз) размера хозяйства по ряду признаков. В связи с этим и в России предстоит определить характеристики сельскохозяйственных производителей, подлежащих переписи.

Учитывая опыт проведения переписи населения и необходимость минимизации объемов привлечения дополнительных трудовых, финансовых и материальных ресурсов (средств на оплату труда, командировочные расходы, подбор и обучение переписного персонала, транспорт и связь, расходы на хранение и обработку данных), организационно-управленческой структуры центрального и местного уровней, предлагается провести сельскохозяйственную перепись в один этап в III квартале 2006 года.

Программа Всероссийской сельскохозяйственной переписи будет разрабатываться с учетом рекомендаций международных организаций, а также национальных особенностей экономики сельского хозяйства. .представляет собой перечень вопросов к сельскохозяйственным производителям, собираемых при переписи.

В соответствии с документами Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН) в программу переписи рекомендуется включать следующие показатели:

а) информация о хозяйстве - идентификаторы, классификационные признаки, справочная информация;

б) основные демографические характеристики владельца и домохозяйства (половозрастные характеристики, семейное положение, образовательный уровень, число членов домохозяйства, родственные отношения);

в) занятость (экономически активные члены хозяйства, в том числе занятые и незанятые в течение учетного периода, экономически неактивное население, профессиональный и квалификационный состав, постоянные и временные сельскохозяйственные рабочие);

г) земельные ресурсы (общая земельная площадь, форма землепользования, состав земель, площадь и структура сельскохозяйственных угодий, площадь защищенного грунта, орошаемых и осушенных земель, ведение севооборотов);

д) сельскохозяйственные культуры (площади сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, внесение минеральных и органических удобрений, пестицидов);

е) животные (поголовье скота и птицы, применяемая система животноводства);

ж) машины и оборудование (наличие машин и оборудования, форма владения, источник приобретения);

з) постройки и другие сооружения (наличие построек и сооружений, форма владения и использования);

и) прочие виды деятельности (идентификация обследуемых единиц лесохозяйственными, рыбохозяйственными и прочими видами деятельности).

Программа сельскохозяйственной переписи, при наличии достаточных ресурсов, может быть дополнена рядом других показателей (например, товарность сельскохозяйственного производства, структура расходов, характеристики сельского населения, ресурсы, оказывающие влияние на окружающую среду и др.).

В целях отработки организационных, методологических и технологических вопросов проведения сельскохозяйственной переписи предполагается организация пилотных обследований и пробной сельскохозяйственной переписи в отдельных субъектах Российской Федерации. В ходе пилотных обследований должны быть апробированы программа сельскохозяйственной переписи; время, продолжительность и формы сбора информации от различных категорий сельхозпроизводителей; условия оплаты труда привлекаемых работников; осуществлены испытания в полевых условиях инструментария переписи и приемлемость нагрузки на переписной персонал; отработаны формы взаимодействия с местными органами власти и органами внутренних дел.`http://nvolgatrade.ru/

Док. 195993
Опублик.: 19.11.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``