В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Министр обороны: нам не нужны люди, спасающиеся в армии от бед и неурядиц личной жизни Назад
Министр обороны: нам не нужны люди, спасающиеся в армии от бед и неурядиц личной жизни
Во вторник в Москве началось ежегодное совещание - сбор высшего командного состава армии и флота России. В течение пяти дней генштабисты и командующие уровня округов, флотов, армий и выше, руководители военных комиссариатов субъектов Федерации, а так же члены правительства, Совета Федерации и Совета безопасности будут обсуждать итоги боевой подготовки армии в 2003 году и строить планы на 2004 год.

По сути рутинное и протокольное ежегодное мероприятие военного ведомства, с приходом гражданского министра обороны Сергея Иванова, превратилось в совещание, реально оценивающее итоги и определяющее приоритеты развития Вооруженных сил России, уровень ответственности за исполнение которых устанавливает присутствие президента. А дополняет, чего раньше никогда не было, наличие многочисленной прессы, которой сегодня доверено самое сокровенное в Минобороны - возможность `от` и `до` выслушать доклад министра обороны.

По уже сложившейся традиции, открыл совещание Верховный главнокомандующий Владимир Путин. `Армия должна быть готова, если хотите, к отражению угроз завтрашнего дня, а не к войнам образца прошлого века, - заявил глава государства. - И поэтому ее боевые возможности, стратегия и тактика должны быть гибкими, восприимчивыми ко всему новому, передовому, должны быть способными к изменениям и саморазвитию`.

Таким образом президент напомнил собравшимся, что нынешний сбор руководящего состава армии и флота - по сути продолжение серьезного разговора с руководством военного ведомства, который состоялся в министерстве обороны в начале октября нынешнего года и который должен рассматриваться через призму тех стратегических направлений, которые вытекают из актуальных задач развития вооруженных сил России. В этой связи президент заметил, что `личный состав армии и флота достойно справляется в решением непростых проблем. И в первую очередь - в части организации боевой подготовки`.

В уходящем году выросла интенсивность боевой учебы, сказал Владимир Путин, она стала более целенаправленной и отвечающей современным требованиям к Вооруженным силам. `Только тот факт, что число батальонных и полковых учений выросло почти в два раза, - отметил он, - показатель реальных перемен в вопросах подготовки армии. На следующий год около 16 процентов военного бюджета выделяется именно на боевую подготовку. И в перспективе этот показатель может возрасти`.

`Мы благодарим и за советы, и за конструктивную критику, - обращаясь больше к многочисленной прессе, чем к генералитету, начал доклад, поднявшийся следом за Путиным, глава Минобороны Сергей Иванов. - Хотел бы, чтобы все, и не только присутствующие в этом зале, поняли, что настали новые времена, требующие перелома психологи высшего командного состава. От каждого командующего видом или родом войск, округом, объединением жду самые неожиданные и нестандартные предложения по совершенствованию боевой подготовки, которые будут нацелены на повышение боеготовности Вооруженных сил`.

Отметив высокую боевую и мобилизационную готовность Стратегических ядерных сил, он так же сказал, что обеспечить боеготовность соединений и воинских частей постоянной боевой готовности на уровне предъявленных требований удалось только в Дальневосточном военном округе, которым командует генерал армии Юрий Якубов. Во всех остальных округах эти вопросы не решены до сих пор. Работая над `ошибками`, военным придется параллельно решать еще одну задачу - готовиться к переходу армии на преимущественно контрактный принцип комплектования. Процесс стартует 1 января 2004 года. Времени осталось, как говорится чуть-чуть, а как справиться с громадьем задач, все еще не вполне ясно. `Минобороны должно не набирать, а отбирать кандидатов на службу по контракту, - подчеркнул Иванов. - Нам не нужны люди, спасающиеся в армии от бед и неурядиц личной жизни. В армию должны приходить люди, желающие служить`.

Для этого, по мнению Иванова, недостаточно только одной денежной мотивации. Необходима новая система морально-политического воспитания. В этот момент всегда сдержанный Иванов вдруг сорвался и весьма жестко обратился в адрес сидящего в зале начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил (ГУВР): `Генерал-полковник Резник, пора создать и внедрять в войска систему воспитания военнослужащих, адекватную требованиям сегодняшнего дня, а не как у вас - 30-летней давности!` От солдат и матросов министр обороны перешел к офицерам, предложив переименовать военные университеты и институты обратно в военные училища. Смысл этого заключается, по мнению министра, в том, что благодаря этому из учебного процесса будут исключены непрофильные для военных гражданские дисциплины. Из офицерского диплома будет исключена вторая, гражданская специальность. То есть выпускник военного ВУЗа не сможет, как это сейчас практикуется, отучившись и получив диплом, сразу же уволиться из армии. В итоге в армии будет решена проблема

пополнения младших командирских кадров.

В качестве еще одного нововведения министр предложил слить с Минобороны железнодорожные войска и подразделения Спецстроя России. Данное предложение, хоть и не вызвало особой реакции среди собравшихся, зато вызвало интерес у Верховного главнокомандующего. Который тут же заметил, что Минобороны предстоит провести серьезную инвентаризацию и оптимизацию имеющегося имущества, чтобы снизить расходы по его содержанию.

После общих пассажей Сергей Иванов перешел к конкретике - состоянию боевой подготовки. `Из-за слабой обученности личного состава, а так же низкого технического состояния авиационной техники ни один из авиационных полков Военно-воздушных сил и полков авиации Военно-Морского флота на сто процентов не отвечает требованиям, предъявляемым к частям постоянной готовности, - сказал Сергей Иванов. - Генеральный штаб и главнокомандующие ВВС и ВМФ, в течение года не смогли не только переломить, но хотя бы минимально улучшить ситуацию`.

Почему? Вывод руководителя военного ведомства однозначен - не все военачальники поняли изменение приоритетов в военном строительстве, не уяснили, что именно этим вопросам они должны уделять личное внимание. `Уровень обученности летного состава продолжает оставаться крайне низким, налет на одного летчика составляет 12-14 часов при минимально необходимой норме в 160-180 часов, это не позволяет им действовать в составе звена, эскадрильи действовать ночью или при плохой погоде, - отчеканил Иванов. - В текущем году произошло восемь авиационных происшествий из них семь по вине летчиков и только одно из-за отказа техники`. `Да, - согласился министр, словно уловив взгляд сидящего за его спиной в президиуме главкома ВВС Владимира Михайлова, - нам не хватает новой техники. Это правда, но как осваивать новые машины, если аварийность на старой - не по причине технических отказов, а в силу человеческой халатности, небрежности, порой просто преступного разгильдяйства и бравады, превышает все мыслимые пределы?!`

Касаясь вопросов исправности техники и вооружений, министр отметил, что она составляет 70-85 процентов. При этом удельный вес современных образцов - менее 20 процентов. И процесс старения парка вооружений остановить не удается. В первую очередь потому, считает Сергей Иванов, что не уделяется должного внимания проведению установленных видов технического обслуживания. Такое пренебрежение регламентными работами характерно, в первую очередь, в Московском, Северо-Кавказском и Сибирском военных округах, которыми командуют генерал-полковники Иван Ефремов, Владимир Болдырев и Николай Макаров.

За низкое состояние обеспечения войск новым оружием и боевой техникой досталось и заместителю министра обороны, начальника вооружений Вооруженных сил России генерал-полковнику Алексею Московскому: `Прошу вас максимально жестко подходить к согласованию ведущихся научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, некоторые из которых тянутся годами без практической отдачи, их надо закрывать. Очевидно, что многие виды вооруженных сил и рода войск по-прежнему, как в советские времена, стремятся заказать вооружение и военную технику числом поболее, а насколько она интегрирована с другим вооружением, нужна ли вообще, не диктует ли нам цену и качество производитель - остается вне поля зрения`.

Доклад министра обороны и его открытость говорят о том, что в российском военном ведомстве прекрасно понимают цели и задачи военного строительства. Другое дело, как это все будет реализовываться в действительности.

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195974
Опублик.: 19.11.03
Число обращений: 1119

  • Иванов Сергей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``