В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Некоторые итоговые документы `российского форума - 2003` Назад
Некоторые итоговые документы `российского форума - 2003`
(Темы 4; 5; 7;13, г. Нижний Новгород, 23-25 октября 2003 г. )

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КРУГЛОГО СТОЛА НА ТЕМУ `СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСТВА И ПРАВ МИГРАНТОВ` (Тема Nо 4)


Предложения участников круглого стола


1. Регулирование вопросов гражданства


Документирование паспортами гражданина РФ.

- Обеспечить органы ПВС на местах четкими инструкциями, исключающими произвол в их действиях, связанных с документированием паспортами лиц, родившихся на территории РСФСР и в последствии не принявших иного гражданства. В частности, органы ПВС не должны отсылать их за справками об отсутствии иного гражданства, а обязаны руководствоваться записью в паспорте. В связи с этим было бы желательно уточнить соответствующие пункты приказа МВД по применению Положения о рассмотрении вопросов гражданства.

- Определить позицию в отношении лиц, родившихся на территории РСФСР и не подавших заявления об выходе из российского гражданства, с учетом ч. 2 ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ `О гражданстве Российской Федерации` от 28.11.91 г.

- Лиц, по ошибке сотрудников ПВС получивших вкладыши о приобретении российского гражданства в порядке признания, вместо регистрации, считать своевременно подавшими заявление и документировать паспортами.


Рассматрение ходатайств о приеме в российское гражданство, поданных до вступления в силу Федерального закона `О гражданстве РФ` от 31.05.2002 г.


Следует рассматривать эти ходатайства в соответствии с ранее действовашим законом.


Не следует требовать от них выполнения условия о сроке проживания на территории России (ч. 2 ст. 19 названного Закона), представления вида на жительство, национального паспорта


Предлагаемые изменеия в Закон `О гажданстве РФ`.


При подаче беженцами ходатайства о приобретении российского гражданства не следует требовать от них представления вида на жительство, поскольку в настоящее время имеет место противоречие между ст.ст. 9 и 12 Закона РФ `О беженцах` и ст. 13 части 2 Федерального закона `О гражданстве РФ`.


В Законе `О гражданстве РФ` с учетом принятых Госдумой поправок в ст. 13.1. (а), ст. 14.3, ст. 14.4 после слов о регистрации по месту жительства добавить `или другие доказательства постоянного проживания на территории РФ`.


Восстановление в гражданстве лиц, лишенных его, должно проводиться без всяких условий на основании поданного заявления.



Правовое положение иностранных граждан.


Дополнить ст. 37 Федерального закона `О правовом положении иностранных граждан в РФ` положением, предоставляющим лицам, имевшим в прошлом гражданство СССР, прибывшим в РФ до вступления в силу данного Закона, право в течение определенного срока обратиться с заявлением о предоставлении вида на жительство при наличии регистрации по месту жительства или представлении иных доказательств, подтверждающих постоянное проживание на территории РФ. Документировать лиц указанной категории видами на жительство в облегченном порядке (легализация).


Продолжить работу над совершенствованием Федерального закона `О правовом положении иностранных граждан в РФ`, в частности:


выделить из него в отдельный закон регулирование трудовой миграции,


учесть принцип неразделения семьи,


определить социальные права иностранных граждан с учетом положений Конституции РФ.


Продлевать срок временного пребывания лицам, получившим миграционные карты и не имеющим оснований для отказа в продлении (причастность к терроризму, угрозы основам конституционного строя или безопасности граждан и др.). Принять и разослать на места соответствующее Инструктивное письмо.

3. Паспорта.

3.1. Обеспечить исполнение приказа МВД России от 24.05.2003 г. Nо 347 и документировать паспортами граждан Российской Федерации всех граждан, фактически проживающих не в том субъекте Российской Федерации, где они имеют регистрацию по месту жительства (на практике этот приказ исполняется не везде).

3.2. Продлить срок действия паспортов гражданина СССР минимум еще на полгода.

3.3. При наличии сомнений в подлиности вкладышей и печатей, подтверждающих гражданство РФ, проводить проверку в строго ограниченные сроки.

4. Проблемы ВПЛ

4.1. Провести анализ нарушений `Руководящих принципов по вопросам ВПЛ` по отношению к ВПЛ из Чеченской Республики и Пригородного района СО-А.

4.2. Отдельно рассмотреть проблему ВПЛ в Ингушетии и Чечне.

5. Сотрудничество.

4.1. Восстановить работу Экспертно-консультативный совет при ФМС МВД России с участием экспертов НПО. Созывать регулярные совещания по анализу практики применения законодательства в области гражданства и прав мигрантов.

4.2. Сотрудничать в области обмена информацией между НПО, ФМС МВД и другими структурами, осуществляющими применение и разработку законодательных и правовых актов, касающихся правового положения мигрантов.

4.3. Включать экспертов от профильных НПО в группы, разрабатывающие законодательство в области правового положения мигрантов.



--------------------------------------------------------------------------------


ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА

`ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА` (Тема Nо 5)




Мы, участники Российского форума 2003, обсудив проблемы защиты прав военнослужащих, основываясь на том, что:

- правовая и социальная незащищенность военнослужащих, в том числе военнослужащих по призыву, несмотря на меры, принимаемые Главнокомандующим Вооруженными Силами - Президентом РФ, Министром обороны РФ, руководителями других министерств и ведомств, имеющих в подчинении войска, воинские формирования и органы, продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем современной России, без решения которой не может быть создана новая российская армия;

- обществу и власти необходимо объединить усилия по правовой и социальной защите военнослужащих, поскольку это - общая проблема всего общества и государства;

-без общественного согласия в определении стратегических целей военного строительства не может быть сильной и демократической России, а переход на контрактный способ комплектования армии и флота значительно улучшит обороноспособность страны, отвечая жизненно важным интересам личности, общества и государства;

считаем необходимым:

- обеспечение максимально возможной открытости статей Федерального бюджета по разделу `Национальная оборона` в части, касающихся материального обеспечения военнослужащих по призыву;

- выделение в обобщающих статистических материалах судов и прокуратур данных по делам, касающимся военнослужащих-участников боевых действий, отдельно по офицерам, контрактникам и военнослужащим по призыву, а также обеспечение открытости этих данных;

- разработку Федеральной государственной программы психологической реабилитации и адаптации военнослужащих и представителей других силовых ведомств-участников боевых действий, а также членов их семей;

- опубликование Министерством обороны РФ списков погибших в Чечне военнослужащих, а также сведений о расходовании средств, выделяемых в качестве компенсации семьям погибших;

- активизацию работ по розыску военнослужащих, пропавших без вести в Северокавказском регионе, а также улучшение материальной и технической оснащенности соответствующих структур, занимающихся розыском захоронений военнослужащих, погибших в Чечне, и эксгумацией останков для их последующей идентификации;

- принятие изменений к Федеральному закону `О трудовых пенсиях` в части, касающейся пенсионного обеспечения военнослужащих по призыву- инвалидов военной травмы, в целях повышения для них базовой части пенсии до базового уровня, установленного для всех других категорий инвалидов по пенсионному обеспечению;

- неукоснительное обеспечение своевременных выплат всех видов денежного довольствия всем военнослужащим, в том числе `боевых`, а также выплат по судебным решениям, принятым по соответствующим искам военнослужащих к Министерству обороны и другим министерствам и ведомства, где законодательством РФ предусмотрена военная служба;

- принять участие в рабочих группах по обсуждению законопроектов, касающихся социальной защиты военнослужащих.


В целях реализации этих предложений полагаем целесообразным создание при Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации межведомственной рабочей группы по защите прав военнослужащих с участием представителей Администрации Президента РФ Рабочие группы с участием представителей Администрации Президента РФ, Главной военной прокуратуры, Военной коллегии Верховного суда РФ, Министерства обороны РФ, а также общественных правозащитных организаций.






--------------------------------------------------------------------------------


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ `РОССИЙСКОГО ФОРУМА - 2003`

ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Тема Nо 7)


Участники Круглого стола `Формирование и реализация социально-правовой политики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации`


осознавая:

- приоритетную значимость обеспечения защиты прав и законных интересов детей для будущей судьбы России;

- массовый характер безнадзорности, беспризорности, наркомании, преступности и других асоциальных и антисоциальных форм поведения несовершеннолетних, связанных, прежде всего, с нарушением прав ребёнка;

- неэффективность исключительно ведомственного подхода к решению проблем ребёнка;

- необходимость выработки и дальнейшей реализации системы эффективных действий, направленных на предупреждение дальнейшего нарастания негативных социальных тенденций, - с участием всех конструктивных демократических сил общества;

констатируя, что:

- основной причиной тяжелого положения детей в Российской Федерации является отсутствие законодательно закрепленной и системно осуществляемой социальной семейной политики и в целом - политики социального развития общества;

- происходит катастрофический рост инвалидизации детей и ухудшение состояния их здоровья;

- основной причиной роста асоциального поведения детей является отсутствие системы защиты прав детей, основанной на судебно-правовом решении, принимаемом в интересах ребенка;

- деятельность системы органов государственной власти и управления, а также органов опеки и попечительства, должны быть направлены на приоритет всех форм семейного воспитания, прежде всего, сохранения и поддержки биологической семьи ребенка;

- государственная интернатная система должна подлежать поэтапному упразднению.

учитывая, что:

- необходима комплексная система мероприятий и мер, обеспечивающих выживание, развитие, а также защиту прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, в том числе по внедрению и совершенствованию ювенальных технологий;

- создание системы общественного участия и контроля в формировании и осуществлении государственной социальной политики в интересах детства в Российской Федерации является необходимым условием для обеспечения должного уровня защиты прав ребенка, а также для повышения уровня доверия в обществе к государственным структурам,

а также выражая стремление к сотрудничеству и равноправному ответственному партнёрству, -

пришли к согласию о необходимости осуществления совместных действий по формированию и реализации социально-правовой политики в интересах детства в Российской Федерации.

Для выполнения данных договоренностей участники настоящего Меморандума считают необходимым:

1. Обратиться к Президенту Российской Федерации Путину В.В. с просьбой поддержать проект Федерального конституционного закона `О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон `О судебной системе Российской Федерации`` в части введения ювенальных судов, а также внести на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации пакет законопроектов, направленных на формирование и развитие в Российской Федерации системы ювенальной юстиции.

2. Обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить работу по принятию законопроекта `О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон `О судебной системе Российской Федерации`` в части введения ювенальных судов, а также рассмотреть и принять комплекс законопроектов, в том числе, поправок в Семейный Кодекс Российской Федерации, направленных на:

- формирование и развитие системы ювенальной юстиции;

- совершенствование правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, направленного на обеспечение координирующих функций комиссии при формировании территориальных систем защиты прав детей с целью практической реализации положений Конвенции ООН о правах ребёнка;

- внедрение в России института уполномоченного по правам ребенка;

- разработку и внедрение программно-методического и правового обеспечения развития различных форм семейного воспитания, как альтернативы интернатной системе.

3. Обратиться к Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах с просьбой создать специальные консультативные органы, деятельность которых будет направлена на внедрение и развитие ювенальных технологий, а также реформирование работы органов опеки и попечительства в федеральных округах.

4. Правительству Российской Федерации осуществить:

4.1 выполнение пункта 6 Федеральной целевой Программы `Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы`, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 года Nо805 (о подготовке предложений и финансово-экономического обоснования создания специализированных ювенальных составов (судов) в системе судов общей юрисдикции);

4.2 включение соответствующих расходов на содержание специализированных ювенальных судов при разработке бюджета Российской Федерации на 2005 год и предусмотреть данные расходы в бюджетах последующих лет;

4.3 совместную с уполномоченными представителями общественных объединений, действующих в интересах семьи и детства, разработку и последующее принятие в виде Постановления Правительства РФ комплекса мероприятий и мер, предусматривающих в том числе поручения:

4.3.1 Министерству юстиции РФ - разработать и утвердить типовые ведомственные инструкции по правовому закреплению и развитию процедур:

- взаимодействия межведомственных структур, федеральных министерств и ведомств и их региональных подразделений с профильными негосударственными (немуниципальными) некоммерческими организациями по вопросам защиты прав детства;

- общественного контроля за соблюдением прав детей и рассмотрения жалоб детей и лиц, ответственных за их содержание и воспитание (общественные инспекции детских учреждений, мест лишения или ограничения свободы, общественные советы, действующие при комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.п.).

4.3.2 Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ - обеспечить контроль над процессом внедрения и развития ювенальных технологий в регионах России;

4.3.3 Министерству образования РФ - включить в учебные планы высших учебных заведений по специальностям юридического образования учебных дисциплин по ювенальной юстиции, а также по специальностям педагогического, психологического образования и образования в области социальной работы - дисциплин по ювенальным технологиям;

4.3.4 Министерству труда и социального развития РФ - обеспечить направление социальных работников соответствующих территориальных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, для осуществления социального сопровождения при рассмотрении в судах дел с участием несовершеннолетних;

4.3.5 Министерству внутренних дел РФ - разработать инструкцию о порядке взаимодействия органов внутренних дел с негосударственными (немуниципальными) некоммерческими организациями при осуществлении деятельности по охране правопорядка в отношении несовершеннолетних группы риска;

4.3.6 Министерству здравоохранения РФ - создать эффективно действующую систему профилактики детского здоровья, реабилитации, медицинского обеспечения и экспертизы инвалидности детей - на основе предложений общественных организаций;

4.3.7 Государственному комитету по статистике РФ - разработать и реализовать программу совершенствования системы государственной статистической отчетности по проблемам несовершеннолетних, включая статистические данные о количестве правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних.

5. Обратиться к Генеральной прокуратуре РФ с просьбой о разработке совместно с уполномоченными представителями общественных организаций, действующих в интересах семьи и детства, инструкции о порядке взаимодействия органов следствия и прокуратуры с негосударственными (немуниципальными) некоммерческими организациями при проведении расследования дел с участием несовершеннолетних.

6. Обратиться к Верховному суду РФ с предложением о проведении специального пленума по теме: `Создание ювенальной юстиции в Российской Федерации`.

7. Общественным объединениям, действующим в интересах семьи и детства, разработать и направить для согласования в Правительство Российской Федерации комплекс предложений по созданию системы участия и контроля общественных и иных негосударственных (немуниципальных) некоммерческих организаций в формировании и реализации социально-правовой политики в интересах семьи и детства - с целью их дальнейшего включения в Постановление Правительства РФ, указанное в п. 4.3 настоящего Меморандума.

8. Создать рабочую группу по мониторингу выполнения настоящего Меморандума и дальнейшему развитию Плана совместных действий по формированию и реализации социально-правовой политики в отношении детства в Российской Федерации, включая подготовку и подписание тематического Общественного договора.





--------------------------------------------------------------------------------


РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА

`СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ` (Тема Nо 7)


В работе Круглого стола приняли участие эксперты научного сообщества, практики, ведущие тренинги в различных регионах России по обучению лидеров НКО различным формам сотрудничества с властными структурами и бизнесом, представители общественных организаций, среднего и малогобизнеса, а также представители органов власти. В выступилениях участников из регионов России (Иркутск, Ростов, Архангельск, Ногинск, Нижний Новгород, Мурманск, Свердловская область, Ленинградская область, Республика Мари Эл и др.) прозвучало много интересных фактов успешного межсекторного сотрудничества в различных областях, а также был выдвинут ряд предложений по улучшению механизмов этого сотрудничества.

В проведенном в Ростове-на-Дону исследовании по оценке законодательной базы регионов России было выявлено, что к 2003 году из 49 субъектов Федерации 43 имеют закон о социальном партнерстве.

Отмечено, что начало развиваться законодательство в регионах по поводу заключения социального заказа, который четко поставил как цели расширения гражданского общества, так и разделения функций контроля исполнителей и заказчиков социального заказа и правовые ориентиры. Данные законы существуют в Иркутской области, в Республике Карелия, в Новгороде. Эксперт доктор политических наук С.В. Поленина отметила, что у нас есть хороший закон - Закон о всенародном обсуждении законопроектов. Он был принят, но совершенно не действует. `Мне кажется, что надо добиться и на федеральном уровне, и на уровне регионов, чтобы власть предержащие знали о том, что надо спрашивать людей - и общественные организации и отдельных людей`.

Многие говорили о необходимости развития образования в области межсекторного взаимодействия и гражданской экспертизы распространять его не только на школы, не только на членов НПО сообществ, но обучать власть, обучать муниципалитеты, обучать депутатов, обучать бизнес.

Постоянно звучащая тема гражданской экспертизы сфокусировалась на том, что экспертиза должна быть не только законопроектов, но и разного рода программ как федеральных, так и региональных. Было внесено предложение о внесении изменений в Налоговый Кодекс, который позволит работать бизнесу с НКО на равных правах.

Член комитета Госдумы по вопросу объединения общественных организаций Бодренкова Г.П. рассказала о трехгодичном проекте своего комитета о совершенствовании механизма социального партнерства, проводимого под эгидой ООН.

Участникам круглого стола были розданы анкеты из пяти вопросов, посвященных необходимости реформирования системы трипартизма, разработанной экспертами Консорциума женских неправительственных объединений. По решению участников круглого стола была создана рабочая группа в составе:

Барандова Т.Л., Ершова Е.Н., Макарова Т.Н., Саблина Т.В., Соколова Е.В., Широбокова А.А., Якимец В.Н., которая проанализировала 42 заполненные анкеты и 19 прозвучавших выступлений. В результате были подготовлены следующие рекомендации по совершенствованию механизма межсекторного взаимодействия.


Необходимо законодательно закрепить введение гражданской экспертизы социального партнерства, для чего следует:


Разработать и согласовать с экспертами понятийный аппарат гражданской экспертизы;


Проанализировать существующую законодательную базу с точки зрения выявления механизмов проведения гражданской экспертизы и фиксации необходимых сфер, где она должна проводиться в обязательном порядке: разработка бюджета, государственные программы по здравоохранению, образованию, социальной сфере, избирательное законодательство, законы об НКО, трудовое законодательство и т.д.


Следует выработать критерии оценки эффективности проведения гражданской экспертизы, для этого надо:


Проанализировать законы, положения, нормативные акты, реально работающие в сфере межсекторного партнерства на региональном уровне, а также проекты федеральных законов (о социальном партнерстве, о муниципальном гранте, о гражданской экспертизе и др.);


Провести оценку существующей законодательной базы по третьему сектору в сфере общественной и некоммерческой деятельности;


Проанализировать существующую практику проведения гражданской экспертизы.


В ходе работы экспертной группы, выявились различные точки зрения на возможные пути совершенствования существующей в России системы трипартизма:

Первая.

Поскольку сегодня НКО зачастую сами являются и работодателями и защитниками прав работников, их сфера деятельности зачастую шире, чем деятельность профсоюзов. Она не ограничивается профсоюзным законодательством, не учитывается полностью в законе о социальном партнерстве и не регулируется им. Практически НКО лишены права голоса. Эта позиция дает основание для выделения НКО в четвертый угол в системе трипартизма.

Вторая.

Не изменяя систему трипартизма, необходимо начать разработку новой концепции закона о социальном партнерстве с изменения схемы трипартизма - расширить поле общественного актора от профсоюзов к НКО. Предполагается в данном случае включение в третий угол профсоюзов в составе НКО.

Третья.

Существующую систему трипартизма необходимо реформировать посредством включения НКО в угол государственной власти. Для этого необходимо выявить слабые места в механизме существующего сотрудничества и прописать эффективные варианты возможного сотрудничества, подкрепив их необходимой законодательной базой.

Четвертая.

Разработать собственную схему трипартизма для НКО:

Назвать данную систему `Социальным межсекторным партнерством`, функционирующую на основе заключения межсекторных договоров. Проработать необходимую законодательную базу.

Следует отметить, что если три первые модели взаимодействия уже существуют в различных вариантах, то четвертая модель, выдвинутая представителями Архангельска, является новаторским предложением и требует специальной разработки.


Необходимо сформировать профессиональное экспертное сообщество для проведения гражданской экспертизы социального партнерства. Для этого следует:


Создать базу данных экспертов;


Разработать спецкурс для экспертов;


Разработать критерии оценки технических заданий экспертов и критериев оценки эффективности их деятельности;


Разработать и внедрить в образовательные стандарты систему подготовки и переподготовки кадров в сфере социального партнерства.




--------------------------------------------------------------------------------


ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ РОССИЙСКОГО ФОРУМА-2003 ПО ТЕМЕ: `ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПЫТОК В РОССИИ` (Тема Nо13)


Подготовлен в рамках работы круглого стола по теме Nо 13: `Взаимодействие власти и общественных организаций по организации общественного контроля по защите прав человека в закрытых органах и учреждениях правоохранительной системы`, а также конференции `Предотвращение пыток в России` (Нижний Новгород, 24.10.03 г.)


Пытки, жестокое, бесчеловечное, унижающее обращение, являются тягчайшими преступлениями как против личности, так и против интересов общества, правосудия. Пытки - наиболее грубое нарушение прав человека. Искоренение практики пыток - конституционное и международное обязательство государственных органов России.

Эффективная борьба против пыток и других преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, является необходимым средством повышения авторитета правоохранительных органов, возвращения доверия общества к ним.

Участники конференции, основываясь на общем понимании актуальности проблемы пыток в России, необходимости повышения эффективности работы правоохранительных органов, широкого общественного участия в разрешении этой проблемы, повышения правосознания сотрудников МВД, приняли следующие предложения:


Создание эффективной системы расследования жалоб на применение пыток.

1.1. Принимая во внимание:


что проблема эффективности расследования жалоб на применение пыток в значительной степени зависит от действий и решений органов прокуратуры при уголовном расследовании;


что прокуратура осуществляет две взаимоисключающие функции. С одной стороны осуществляет надзор за соблюдением закона при производстве следствия и дознания. С другой стороны, поддерживает государственное обвинение и осуществляет уголовное преследование. Это противоречие негативно влияет на проведение эффективного расследования жалоб на применение пыток:

Рекомендовать: создать в рамках следственных управлений прокуратуры субъектов федерации специализированные следственные отделы. Эти отделы должны проводить проверку и вести предварительное следствие по жалобам, связанным с применением насилия сотрудниками правоохранительных органов и органов государственной власти.

Необходимо изъять функцию проведения проверки и предварительного следствия из ведения районных прокуратур и передать ее в ведение специализированных следственных отделов прокуратуры субъекта федерации.

1.2. Поддержать проект Федерального закона, о введении в УК РФ отдельной статьи, криминализирующей понятие `пытка` и предусматривающей ответственность за данный вид преступлений.

1.3. Рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ разработать для следователей методические указания по проверке жалоб на применение пыток и проведения предварительного следствия по этим жалобам.

2. Создание системы защиты и реабилитации жертв пыток.

В связи с тем, то существует практика оказания давления на потерпевших и свидетелей со стороны сотрудников органов правопорядка, подозреваемых и обвиняемых в применении пыток и жестокого обращения, признать необходимым принятие мер по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей. Для осуществления этого рекомендовать:


разработать механизм защиты потерпевших и свидетелей по делам, связанным с применением пыток. Разработать специальный механизм для принятия срочных мер по защите потерпевших и свидетелей, находящихся в период проведения проверки и предварительного следствия под арестом или в местах лишения свободы.


ввести специальную главу в Федеральный закон о защите потерпевших, определяющую процедуру применения этих механизмов.


обязать прокуратуры субъектов федерации установить контроль над осуществлением реабилитации потерпевших от пыток и жестокого обращения (в том числе в случае необходимости представлять их интересы в суде).


переподчинить медицинскую службу ГУИН Минюста России Министерству здравоохранения России.


Повышение ответственности, развитие программ правового обучения сотрудников правоохранительных органов.

3.1. ввести в обязательные форменные атрибуты сотрудников МВД, в первую очередь для специальных подразделений МВД, идентификационные номера, обязательные для ношения при исполнении ими служебных обязанностей.

3.2. распространить практику оценки эффективности работы отдельных подразделений органов МВД (например, милиции общественной безопасности), при использовании таких средств, как: общественные слушания, социологические опросы.

3.3. переподчинить дежурные части РУВД вышестоящим органам внутренних дел (городским, региональным УВД и МВД) для повышения эффективности работы и улучшения контроля над деятельностью районных управлений внутренних дел.

3.4. разрабатывать и осуществлять в тесном взаимодействии с правозащитными организациями образовательные программы для сотрудников правоохранительных органов как средство предотвращения практики применения пыток. Приоритетными направлениями этих программ определить:


создание методик обучения сотрудников основам прав и свобод человека, уголовной ответственности за применение пыток и жесткого обращения;


создание информационных материалов о правах задержанных и запрете применения пыток и жестокого обращения. Размещение этих материалов в местах содержания задержанных и заключенных.http://nvolgatrade.ru/

Док. 195933
Опублик.: 18.11.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``