В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Войны эпохи развитого госкапитализма Назад
Войны эпохи развитого госкапитализма
Прав был президент, когда говорил на съезде РСПП, что у нас непонятно, где заканчивается государство и начинается бизнес - и наоборот. А такая ситуация дает возможность, как заметил Аркадий Вольский, `заказывать` бизнес-структурам друг друга. Глава государства, собственно, и напомнил бизнесу о его вине - заказчик-то кто? Впрочем, нелишне напомнить, что, во-первых, исполнение заказа нередко принимают на себя народные избранники, в руках которых столь мощное оружие, как депутатский запрос, а также отдельные представители сильно компетентных органов. Во-вторых, отношения внутри сложившегося общества развитого госкапитализма столь многообразны, что начинаются война всех против всех и `заказ` всех против всех: бизнес-структуры `заказывают` конкурентов, государственные органы - бизнес, и наоборот. Мало того, отдельные госчиновники способны сильно навредить другим госчиновникам или одно ведомство другому. О войнах внутри аппаратных, финансовых и политических кланов уже и говорить нечего.

За одну только минувшую неделю прокурор Колесников ухитрился поставить под сомнение конституционный статус Банка России, премьер одернул своего министра за излишнее рвение в борьбе с `ЮКОСом` и, в свою очередь, пригрозил прокуратуре административной реформой. Общим местом стало и то, что главу правительства в желании изменить правовой статус прокурорских органов готов поддержать первый замглавы администрации Дмитрий Козак, занимающий должность, по своему ресурсу не меньшую, чем завотделом административных органов ЦК.

Ситуация для прокуратуры сложилась непростая. Вроде бы для нынешней верхушки этой системы настал `звездный час`. А с другой стороны, почувствовав некоторую развязанность рук, отдельные высокопоставленные прокуроры вступили сразу в несколько опасных конфликтов. С `питерскими либералами` (то есть ЦБ РФ, а тем самым с Алексеем Кудриным), с `питерскими юристами` (то есть Козаком), с главой правительства. Как минимум первые две категории из трех пользуются безоговорочной поддержкой президента.

Совершенно неожиданно начав войну с Центробанком, прокуроры посягнули на его независимость, закрепленную Конституцией, и перешли границы более чем обширных полномочий, щедро дарованных законом о прокуратуре РФ 1992 года. Если прокуратуре что-то не нравится в нормативных актах, она вправе вносить предложения в органы, имеющие право законодательной инициативы. Но закон не дает права публично сомневаться в правильности/неправильности правового статуса национального банка. Совершив эту оплошность, высокопоставленный прокурор не учел не только правовых, но и аппаратно-политических нюансов. Сходить в сабельную атаку на структуру Сергея Игнатьева - это все равно что обвинить в чем-то Алексея Кудрина, вице-премьера, министра и председателя Национального банковского совета. А это крайне недальновидно.

Сюжет с председателем правительства гораздо более прозрачен. Прокуратура в последнее время общается с Михаилом Касьяновым с помощью своей споуксвумен и всякий раз в грубоватой форме делает какие-то странные намеки. Но пока премьер-министр остается премьер-министром, он может использовать в борьбе со своими оппонентами куда как более опасное оружие с элементами наземного базирования - административную реформу, которая может превратить могущественное ведомство в скромную ветвь Министерства юстиции с функциями поддержки обвинения в суде. И если такая идея действительно близка Козаку, в чьи полномочия официально входит курирование взаимодействия с прокуратурой и координация совершенствования деятельности правоохранительных органов, можно смело констатировать: Старой площади и Белому дому не нравится либо нынешний вид прокуратуры, либо сегодняшний состав ее руководства. Кстати, возможно сочетание этих двух факторов.

Если же считать прокуратуру в нынешних политических кулуарных раскладах передовым отрядом группировки `силовиков`, то получается, что другими кланами, причем не сильно связанными друг с другом особой дружбой, ей будет оказано серьезнейшее сопротивление. И тем самым баланс центров политического влияния - `голубиных` и `ястребиных` - станет выглядеть чуть более гармонично.

Нельзя не заметить, что премьер снова пошел против `генеральной линии`. Его отчаянная смелость, конечно, может быть обусловлена близостью неминуемой отставки. Но тем вероятнее невмешательство главы государства в этот эпизод войны периода развитого госкапитализма: чем радикальнее ведет себя председатель правительства, тем удобнее президенту выравнивать показатели политического баланса. До поры до времени.

httр://www.izvеstiа.ru/соmmеnts/аrtiсlе41081


Андрей КОЛЕСНИКОВhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195894
Опублик.: 17.11.03
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``