В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Итоговый документ российского форума-2003 по теме:`Предотвращение пыток в России` Назад
Итоговый документ российского форума-2003 по теме:`Предотвращение пыток в России`
Подготовлен в рамках работы круглого стола по теме No 13: `Взаимодействие власти и общественных организаций по организации общественного контроля по защите прав человека в закрытых органах и учреждениях правоохранительной системы`, а также конференции `Предотвращение пыток в России` (Нижний Новгород, 24.10.03 г.)

Пытки, жестокое, бесчеловечное, унижающее обращение, являются тягчайшими преступлениями как против личности, так и против интересов общества, правосудия. Пытки - наиболее грубое нарушение прав человека. Искоренение практики пыток - конституционное и международное обязательство государственных органов России.

Эффективная борьба против пыток и других преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, является необходимым средством повышения авторитета правоохранительных органов, возвращения доверия общества к ним.

Участники конференции, основываясь на общем понимании актуальности проблемы пыток в России, необходимости повышения эффективности работы правоохранительных органов, широкого общественного участия в разрешении этой проблемы, повышения правосознания сотрудников МВД, приняли следующие предложения:





Создание эффективной системы расследования жалоб на применение пыток.


1.1. Принимая во внимание:

- что проблема эффективности расследования жалоб на применение пыток в значительной степени зависит от действий и решений органов прокуратуры при уголовном расследовании;


что прокуратура осуществляет две взаимоисключающие функции. С одной стороны осуществляет надзор за соблюдением закона при производстве следствия и дознания. С другой стороны, поддерживает государственное обвинение и осуществляет уголовное преследование. Это противоречие негативно влияет на проведение эффективного расследования жалоб на применение пыток:

Рекомендовать: создать в рамках следственных управлений прокуратуры субъектов федерации специализированные следственные отделы. Эти отделы должны проводить проверку и вести предварительное следствие по жалобам, связанным с применением насилия сотрудниками правоохранительных органов и органов государственной власти.

Необходимо изъять функцию проведения проверки и предварительного следствия из ведения районных прокуратур и передать ее в ведение специализированных следственных отделов прокуратуры субъекта федерации.

1.2. Поддержать проект Федерального закона, о введении в УК РФ отдельной статьи, криминализирующей понятие `пытка` и предусматривающей ответственность за данный вид преступлений.

1.3. Рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ разработать для следователей методические указания по проверке жалоб на применение пыток и проведения предварительного следствия по этим жалобам.



2. Создание системы защиты и реабилитации жертв пыток.

В связи с тем, то существует практика оказания давления на потерпевших и свидетелей со стороны сотрудников органов правопорядка, подозреваемых и обвиняемых в применении пыток и жестокого обращения, признать необходимым принятие мер по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей. Для осуществления этого рекомендовать:


- разработать механизм защиты потерпевших и свидетелей по делам, связанным с применением пыток. Разработать специальный механизм для принятия срочных мер по защите потерпевших и свидетелей, находящихся в период проведения проверки и предварительного следствия под арестом или в местах лишения свободы.



ввести специальную главу в Федеральный закон о защите потерпевших, определяющую процедуру применения этих механизмов.


- обязать прокуратуры субъектов федерации установить контроль над осуществлением реабилитации потерпевших от пыток и жестокого обращения (в том числе в случае необходимости представлять их интересы в суде).



переподчинить медицинскую службу ГУИН Минюста России Министерству здравоохранения России.




Повышение ответственности, развитие программ правового обучения сотрудников правоохранительных органов.

3.1. ввести в обязательные форменные атрибуты сотрудников МВД, в первую очередь для специальных подразделений МВД, идентификационные номера, обязательные для ношения при исполнении ими служебных обязанностей.

3.2. распространить практику оценки эффективности работы отдельных подразделений органов МВД (например, милиции общественной безопасности), при использовании таких средств, как: общественные слушания, социологические опросы.

3.3. переподчинить дежурные части РУВД вышестоящим органам внутренних дел (городским, региональным УВД и МВД) для повышения эффективности работы и улучшения контроля над деятельностью районных управлений внутренних дел.

3.4. разрабатывать и осуществлять в тесном взаимодействии с правозащитными организациями образовательные программы для сотрудников правоохранительных органов как средство предотвращения практики применения пыток. Приоритетными направлениями этих программ определить:


создание методик обучения сотрудников основам прав и свобод человека, уголовной ответственности за применение пыток и жесткого обращения;

создание информационных материалов о правах задержанных и запрете применения пыток и жестокого обращения. Размещение этих материалов в местах содержания задержанных и заключенныхhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195789
Опублик.: 13.11.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``