В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мухамед Циканов: `Россия обречена на то, чтобы добывать энергоресурсы в Арктике` Назад
Мухамед Циканов: `Россия обречена на то, чтобы добывать энергоресурсы в Арктике`
Министерство экономического развития и торговли уже давно разрабатывает программу развития и изучения Арктики. Заместитель министра Мухамед Циканов рассказал о ней обозревателю Страны.Ru Константину Угодникову.

- Насколько нам известно, сейчас Минэкономразвития занимается разработкой программы, которая позволит сдвинуть с мертвой точки проблему развития и изучения российской части Арктики. Есть уже четкие наработки?

- Да, Минэкономразвития разрабатывает программу развития и изучения Арктики. Но, чтобы выйти на более качественный уровень решения проблем этого региона, необходим комплексный подход. Проблему Арктики можно разделить на несколько составляющих, каждая из которых требует детального изучения, прежде чем будут выработаны четкие решения. Специфика этого региона заключается в следующем:

Во-первых, именно на этой территории находятся основные энергоресурсы, которыми обладает Россия. Во-вторых, - проблема коренных малочисленных народов, которых государство обязано поддерживать, в третьих - экологически это очень ранимая территория. Ее неустойчивость гораздо выше, чем всех других частей земного шара. Климат планеты в значительной мере формируется именно здесь. Наконец, при разработке концепции мы сталкиваемся с проблемой принадлежности отдельных частей Арктики различным государствам. И некоторые территории еще остаются спорными.

Политика государства в Арктике должна строится именно исходя из этих особенностей. Конечно же, Россия в любом случае будет добывать там энергетические ресурсы. Мы обречены осуществлять в Арктике хозяйственную деятельность. Правительство планирует, что уровень добычи только нефти в арктических регионах и на шельфе к 2010 году превысит 250 млн. тонн. Но всю хозяйственную деятельность необходимо будет осуществлять с применением экологически безопасных технологий, а так же с учетом развития коренных малочисленных народов, что неизбежно приведет к определенным обременениям ее.

На данном этапе основная задача - изучение возможностей эффективного хозяйствования в арктических регионах, и на этой стадии мы активно взаимодействуем с Академией наук, Гидрометом и Кольским научным центром. Каждое из этих учреждений разрабатывает свое направление. Кроме того, нам помогает Ассоциация коренных малочисленных народов Севера.

- Полярный регион особенно раним в экологическом плане. Какова сейчас экологическая обстановка в Арктике?

- На экологическую ситуацию особенно остро влияет уход военных со своих баз.

Кстати, хочу привести один интересный факт, который мало кому известен. Вы знаете о том, что российская часть Арктики загрязняется не столько российскими предприятиями, сколько зарубежными? Сложился некий миф о том, что Россия загрязняет окружающую среду. Но это не так. У нас есть вполне объективные данные, говорящие о том, что Арктические воды загрязняют европейские страны, США и Канада. Например, в восточной части Северного Ледовитого океана находим загрязнители, по которым можно установить не только страну их происхождения, но даже фирму-производителя. В Восточном секторе - это США и Канада. Аналогичная ситуация в Западном секторе - это европейские страны.

Не удается пока решить и проблему малочисленных народов. Мы подготовили законопроект, предусматривающий выделение территорий традиционного природопользования коренных народов. Он уже находится в правительстве. Надеюсь, он позволит решить эту проблему.

- Какие ресурсы в ближайшее время потребуется потратить правительству для стабилизации экономической ситуации в Арктики?

- Здесь также проблемы не столько в экономической плоскости (хотя это тоже имеет место), сколько в экологической. Необходимо изучить, насколько реально хозяйственная деятельность человека в Арктике влияет на экологию в целом и на климат в частности. И соответственно, необходимо точно выявить, какие должны быть ограничения на хозяйственную деятельность, т.е. каковы пределы антропогенной нагрузки. Исходя из этого необходимо определить пределы экономической деятельности в этом регионе. На эти цели федеральный бюджет ежегодно расходует порядка 400 млн. рублей. В том числе 5 млн. рублей расходуется на реализацию программы `Национальный план действий в Арктике`. На мой взгляд, этих денег не достаточно. В финансировании исследований участвуют и международные организации. В частности, `Глобальный экологический фонд` расходует порядка 20 млн. долларов.

- На что хватает этих 400 млн. рублей?

- Часть денег идет на содержание недавно открытой полярной станции. Кстати, это первая такая станция с 1991 года. Далее, деньги тратятся на исследование проблемы Северного морского пути. Исследуются экологические проблемы, дискомфортности проживания, и так далее.

- А насколько эффективно с экономической точки зрения используется сегодня Северный морской путь?

- Это серьезная проблема. Она связана с вопросом позиционирования России в распределении транспортных потоков между Европой, Северной Америкой и Азией. В мире существуют несколько альтернативных транспортных путей. Северный морской путь считается наиболее эффективным с финансовой точки зрения. Во всяком случае, его использование может обходиться транспортным компаниям дешевле, чем вести грузы через Индийский океан. Это очевидно. Однако, сейчас через Севморпуть транспортируется всего 1,8 млн. тонн в год. Из них более 90 % составляют грузы, которые перевозятся в интересах предприятия `Норильский никель`. В Восточном секторе Севморпути перевозится в год всего 100 тысяч тонн. По нашей же оценке, экономически эффективной трасса может быть при перевозке не менее 10 млн. тонн грузов в год.

И поднять уровень перевозок до этой планки нам никак не удается. Даже при том, что потенциальный спрос на услуги Севморпути в мире есть. Достаточно назвать китайские фирмы, размещающие заказы на перевозку своих грузов через другие транспортные коридоры на сотни миллионов долларов ежегодно. Мы просто не научились грамотно продавать эту услугу.

Кроме того, существует еще одна проблема Северного морского пути. Это сезонный характер. Транспортировать грузы по Севморпути в зимний период достаточно проблематично. Требуется модернизация и восстановление навигационного оборудования. Это космическое сопровождение, строительство новых ледоколов.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195724
Опублик.: 11.11.03
Число обращений: 165


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``