В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кремль вмешался в борьбу за собственность на интеллект оборонки Назад
Кремль вмешался в борьбу за собственность на интеллект оборонки
3 млрд. долларов - таков предварительный итог семи месяцев военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в 2003 году госкомпании `Рособоронэкспорт`. Об этом заявил президент Владимир Путин на заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству, прошедшем в Ново-Огарево перед самым отлетом главы государства в Италию. Несмотря на столь оптимистическую оценку российского ВТС, Владимир Путин отметил и его главное слабое место - отсутствие надлежащей защиты интеллектуальной собственности.

Идеи отечественных разработчиков систем вооружения и военной техники беззастенчиво копируются третьими странами и весьма успешно реализуются ими на рынках вооружений, составляя прямую конкуренцию аналогичной российской продукции.

Подарки бывшим союзникам от СССР

В Ново-Огарево на заседание Комиссии по ВТС кроме президента приехал целый ряд ключевых лиц российской власти: премьер-министр Михаил Касьянов, председатель Комитета РФ по ВТС Михаил Дмитриев, министры иностранных дел и обороны Игорь Иванов и Сергей Иванов, директор ФСБ Николай Патрушев, директор СВР Сергей Лебедев, руководитель администрации президента Дмитрий Медведев и его заместитель Сергей Приходько. Правда, за общим столом не нашлось места для представителей двух важных для российского экспорта вооружений структур: гендиректора ГК `Росвооружения` Андрея Бельянинова и представителя Минпромнауки. Отсутствие Ильи Клебанова легко объяснимо - буквально накануне его `повысили` в должности, сделав представителем президента на Северо-западе. Что касается причин отсутствия г-на Бельянинова, то здесь не все ясно: он сейчас находится в загранкомандировке, которая почему-то совпала не только с важным кремлевским мероприятием, но и с юбилеем возглавляемой им организации.

На заседании Владимир Путин сразу же перешел к делу. `Я считаю крайне важным сформировать единую стратегию защиты интеллектуальной собственности в сфере военно-технического сотрудничества, - заявил президент. - Стратегия должна обеспечить четкое правовое регулирование экспорта технологий и поставок готовой продукции военного назначения`.

Решать сегодня приходится проблему, существующую еще с советских времен. СССР активно развивал военно-техническое сотрудничество практически со всеми государствами участниками Варшавского договора, жертвуя ради укрепления союза правовой защитой ВПК. Москва свободно, никак юридически не регулируя этот вопрос, передавала восточноевропейским государствам техническую документацию, строила заводы, готовила специалистов для выпуска военной продукции. Считалось, что вопрос интеллектуальной собственности на эти вещи в отношениях партнеров по блоку попросту неэтичен, и к тому же автоматически разрешится после постановки на вооружение более современной техники, делающей бессмысленным производство старых образцов. Однако после распада блока, его бывшие участники не стали в одночасье отказываться от советского военного наследства. Более того, оно начало приносить им неплохие бонусы.

Например, только Чешская Республика в 1997 году подняла свой экспорт на 55,5%. Серьезную головную боль российским экспортерам доставляет Болгария. Во время недавнего визита в Софию Владимир Путин в ходе переговоров с болгарским коллегой Георгием Пырвановым специально остановился на вопросе двухсторонних отношений в сфере ВТС. Москве не нравится, что София, пользуясь тем, что в советское время получила около 1 000 лицензий на право самостоятельного производства ВВТ и сегодня не делится с Россией доходами. Весьма успешно развивает эту отрасль и Польша. Ежегодный доход страны только по поставкам авиационной техники составляет 20 миллионов долларов, легкого стрелкового вооружения и взрывчатки -- 40 миллионов долларов, тяжелой бронетехники - 20 миллионов долларов. Основные покупатели польского вооружения: Вьетнам, Ангола, Того.

Об уровне конкуренции со стороны бывших союзников Кремля по Варшавскому договору можно судить на примере даже маленькой Хорватии. На одном из последних оружейных салонов предприятиями ее ОПК было представлено 127 видов продукции, включая системы вооружения мотострелковых частей: автоматы, бронетехнику и артиллерию, а так же беспилотные летательные аппараты, морские системы и электронику. Загреб смог заключить контракт на поставку во Францию стрелкового вооружения (портативных гранатометов), а в Турцию артиллерийских прицелов на сумму в 1,2 миллиона долларов.

Как делили ВТС

`Не секрет, что разработки наших ученых и конструкторов во многих

случаях становятся основой для производства за рубежом конкурентоспособной и высокоприбыльной продукции, - подчеркнул на заседании Комиссии Владимир Путин. - Она направляется, в том числе на рынки третьих стран, составляет нам там конкуренцию`. Глава государства, правда, оговорился, что `значительная часть работы по инвентаризации переданных лицензий и их переоформлению уже выполнена`, но совершенно очевидно, что решить эту проблему весьма непросто.

За право регулировать этот процесс сегодня сражаются три ведомства:

Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной

деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при

Минюсте, Минпромнауки, а также Минобороны. Каждый из претендентов считает, что все созданное в области обороны принадлежит именно ему. В Минобороны это мотивируют тем, что оплата разработки вооружений и военной техники идет из его бюджета. Минпромнауки утверждает, что интеллектуальная собственность принадлежит ему, так как именно это министерство несет ответственность за науку и технологи. ФАПРИД упирает на то, что именно он является специально созданной для решения этой проблемы структурой. Азарт спорщиков понятен - охрана интеллектуальной собственности сулит каждому из них не менее 10% от суммы заключаемых внешнеэкономических контрактов, а ежегодные доходы от ВТС составляют 3,5 - 4 млрд. долларов.

В этой связи Путин заявил о необходимости `четко определить функции и

ответственность Комитета по ВТС, Минюста и МИДа в части договорно-правового оформления и защиты интеллектуальной собственности`. Президент предложил обсудить также `целесообразность привлечения к отдельным направлениям этой работы субъектов ВТС, заключающих лицензионные контракты`.

Способна ли Комиссия разрешить межведомственные противоречия и заставить отечественный интеллектуальный капитал работать на российский бюджет, пока неясно. Ведь проблема состоит не только в `кабинетном` противостоянии, но и в юридическом оформлении этого процесса. Дело в том, внутренняя нормативно-правовая база, касающаяся защиты военной интеллектуальной собственности практически отсутствует. Ее создание и совершенствование дело не одного дня. А пока она не появится, Россия будет нести не только финансовые потери от действий конкурентов, но и испытывать весьма существенный политический дискомфорт, например, объясняя представителям третьих стран, что купленное ими якобы российское оружие таковым не является, и Москва не несет по нему никаких гарантийных обязательств.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195676
Опублик.: 10.11.03
Число обращений: 146


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``