В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Лебедев: `Москва должна стать более российским городом, а не жить, как за стеной` Назад
Александр Лебедев: `Москва должна стать более российским городом, а не жить, как за стеной`
Столичному правительству необходимо перестать выполнять функции частного инвестора, заявил в интервью Стране.Ru глава Национального резервного банка, кандидат в мэры Москвы Александр Лебедев.

- Александр Евгеньевич, первое, что обращает на себя внимание в нынешней кампании по выборам мэра Москвы - небольшое количество желающих побороться за должность градоначальника. Означает ли это, что все согласились с тем, что Лужков в 2003 году непобедим?

- Я знаю довольно много политиков федерального уровня, которые хотели участвовать в этих выборах, но под влиянием тех или иных обстоятельств, включая административный ресурс, как московский, так и федеральный, они приняли решение этого не делать. Кого-то уговорили, кто-то счел, что ему будет тяжело в условиях неравенства доступа к СМИ и наличия у действующего градоначальника большого административного ресурса.

- Но вы все-таки не думаете, что исход выборов предрешен заранее?

- Нет, не думаю. Я точно хочу выиграть эти выборы, так что как раз настроен оптимистично. Посмотрите, примерно 40 % горожан у нас в Москве ходят на выборы - это показатель прошлой кампании 1999 года. В Питере, как сами знаете, показатели были еще хуже. Это реакция избирателей на отсутствие альтернативы, на то, что власти как бы говорят, что они все уже за нас решили. Такие настроения можно переломить только появлением реальной альтернативы, чтобы люди перестали думать: `Вы превращаете городские выборы в фикцию, поэтому мы на них не пойдем`.

Если вы помните, на прошлых выборах мэра свои кандидатуры выставляли и не москвичи. Тем не менее, Сергею Кириенко (несмотря на то, что ему сильно повредил дефолт, который связывали с его именем) вдвоем с Павлом Бородиным удалось собрать больше 17 %. Это как раз классический протестный электорат, который входит в те 60% горожан, игнорирующих выборы. В прошлый раз этот электорат был размыт, а сейчас он размыт не будет. Так что мне, например, малое количество кандидатов выгодно.

И еще один важный момент. Когда разговариваю с москвичами, а я уже с сотней тысяч человек так или иначе общался, то вижу, что люди недовольны огромным количеством вещей. Одни недовольны дороговизной жизни, стоимость которой уже одна из самых высоких в мире - и это при низком уровне доходов. Другие недовольны ростом преступности, неуверенностью в вопросах безопасности. Третьи - транспортными проблемами, четвертые - отсутствием ипотеки, пятые - засильем нелегальной иммиграции, шестые - уничтожением культурно-исторического облика города.

В принципе, я довольных вообще никого не нашел. Пенсионеры как бы верят в миф о том, что добавки к пенсии и бесплатный транспорт - это их привилегии. На самом деле, это то, что они должны получать. И они получали бы в два раза больше, если бы имущественный комплекс города приносил реальные доходы в бюджет, а не прибыли чиновникам. Так что в Москве есть электорат, с которым можно разговаривать. Это недовольство может дать необходимый результат при наличии альтернативы на выборах. Поэтому я совершенно неоднозначно отношусь к исходу голосования и буду добиваться победы. Повезет мне, или не повезет - это уже зависит от москвичей.

- Из-за малого количества кандидатов предвыборная кампания в Москве проходит очень тихо, и мы не видим такой бурной полемики, как на федеральных выборах. С какими проблемами приходится сталкиваться вам как кандидату?

- У меня есть одна проблема - это неравный доступ к средствам массовой информации. Мне даже свою наружную рекламу трудно устанавливать. Непонятно, действительно ли московское правительство оказывает какое-то влияние на рекламщиков, или они сами себя пугают, но они мне говорят: &frас12;Слушайте, мы вас умоляем, мы не можем взять такую рекламу╗. Я их убеждаю, что у меня абсолютно спокойная реклама. А они отвечают: &frас12;Нас накажут╗. Соответственно, с нашей рекламой не пускают ни в общественный транспорт, ни на стены домов. И, конечно, у нас проблема с освещением нашей деятельности в СМИ.

- Ну, если даже вам, крупному финансисту, не удается размещать свою рекламу, что же можно говорить о других кандидатах, которые имеют еще меньше возможностей, для того чтобы как-то бороться с ситуацией?

- Город не такой уж большой, как кажется. . .

- Да что вы говорите?

- Да, это все-таки не страна, которую всю ногами не пройдешь, со всеми не встретишься и в каждую квартиру свою программу не принесешь. В Москве это сделать можно. Есть методы агитации, где можно обойтись без федеральных СМИ. Ну и потом, есть разные федеральные СМИ, и что там у нас получится - посмотрим, когда 7 ноября начнется агитационная кампания. Все будет сразу видно в течение первой недели. Будут СМИ показывать нашу кампанию - одно, не будут - другое.

- В Москве на протяжении уже нескольких последних кампаний политическая составляющая на выборах находится далеко не на первом месте. То есть, как бы считается, что горожане выбирают себе хозяйственника, который будет убирать улицы и чинить трубы. Не случайно сейчас действующий мэр Юрий Лужков подчеркивает, что он баллотируется на новый срок не от своей партии &frас12;Единая Россия╗, а как независимый кандидат. Вы считаете, что эта кампания пойдет тоже именно в таком ключе? Ведь говорят, что все попытки политизировать должность мэра закончатся неудачей в таком городе, как Москва.

- Знаете, моя точка зрения состоит в том, что как раз нынешний градоначальник - избыточный политик. У него есть свой телевизионный канал, который он содержит за счет денег налогоплательщиков. У него есть свое радио, свои газеты, свои носители, где размещается реклама. И в этом смысле он политик, он себя пропагандирует. Если бы я был мэром, я бы подготовил все эти средства массовой информации к приватизации через открытые конкурсы, продал бы их минимум за десятки миллионов долларов, прекратил бы дотации из бюджета и все эти деньги направил в социальный блок, в расходную часть. Я бы просто увеличил на эти деньги выплаты пенсионерам и другим социально незащищенным слоям.

Работа градоначальника не политическая - ему не нужно вести политические баталии и рассказывать нам, жителям, о том, какой он хороший мэр. Мы и сами сможем это увидеть, если он будет ездить по улицам без мигалок, без большого сопровождения и ликвидирует транспортные пробки. Или прекратит, например, строительство казино, игорных заведений и пресловутых элитных домов в центре города. Эти дома строят чиновники для того, чтобы зарабатывать вместе со своими строителями. Вот в этом случае правды будет больше, чем если мне по телевизору покажут, как мэр встретился с ткачихами или со спортсменами.

Не должен быть мэр и просто &frас12;хозяйственником╗. Градоначальник должен определять стратегию развития города - экономическую, финансовую, бюджетную, транспортную, градостроительную. Сейчас, например, в городе нет вообще ни одного ведомства, куда бы любой интересующийся смог бы прийти и сказать: &frас12;Покажите мне, что вы собираетесь строить, что вы согласовали с жителями (я подчеркиваю - с жителями) через органы местного самоуправления╗. Сейчас нельзя нигде найти информации, что запланировано построить в городе - все это покрыто завесой тайны. Если я захочу узнать, что строится в &frас12;Москва-Сити╗ 13 лет, я не узнаю. Не узнаю, что строит Москва в Ярославле, в Санкт-Петербурге. Зачем нам, горожанам, строительство в Питере? Я не понимаю.

Вот `Группа НРБ` строит в Санкт-Петербурге, в Киеве, в Крыму, но как частный инвестор. Группа делает это за свои деньги, а не за счет москвичей. Вообще, я думаю, что московскому правительству необходимо перестать выполнять функции частного инвестора. Если хочется заняться предпринимательством - надо увольняться с госслужбы и идти в бизнес.

Логичнее выглядит обратная ситуация, когда бизнесмен приходит на госслужбу. Он уже достаточно заработал и хочет сделать что-то и для общества.

- Александр Евгеньевич, как вы считаете, все-таки будет какая-то реальная полемика между основными кандидатами в рамках этой избирательной кампании?

- Я буду приглашать Юрия Михайловича на дебаты в открытом эфире телевидения и радио. Если в дебатах не примут участия Герман Стерлигов и Николай Лифанов, у которых есть ряд своих проблем, то из кандидатов остается только Юрий Лужков. Соответственно, я крайне заинтересован в том, чтобы у меня была возможность изложить свою программу в рамках открытой прямой полемики с мэром.

- О чем пойдет речь в рамках этой полемики?

- Конечно, в ней будет социальный аспект, поскольку добрая треть бюджета - это социальная поддержка, реализация принципов социальной справедливости. Я буду объяснять, каким образом за короткий срок вдвое увеличить доходы бюджета города за счет эффективного использования имущественного комплекса. Каким образом оптимизировать расходную часть бюджета для того, чтобы увеличить социальные выплаты и уменьшить потери денег при содержании жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, а всякие непроизводительные траты, которые горожанам не нужны, вообще прекратить.

Кроме того, я буду обсуждать стратегию градостроительного развития города - где и что можно строить, а где нельзя, сохранение культурно-исторического облика города, решение транспортных проблем, экологию, проблемы усиления борьбы с преступностью, контроль за нелегальной эмиграцией. Здравоохранение, образование - обязательно! Ипотека, поддержка мелкого бизнеса - чтобы у каждого москвича была возможность использовать ипотеку и развивать свой бизнес, если он хочет. Но все начнется и закончится все-таки бюджетом.

Естественно, я буду стараться выступать как человек, который создал большую корпорацию и участвовал в развитии таких компаний, как РАО `ЕЭС` и `Газпром`, как человек, который способствует развитию `Аэрофлота`, и, кроме того, как кандидат экономических наук. Я все-таки на госслужбе отработал 12 лет и достаточно хорошо понимаю, как управляются чиновничьи конструкции и как их оптимизировать.

- Еще один вопрос, тема совпала по времени с выборами московскими, но, тем не менее, наверняка как-то будет обсуждаться в рамках кампании. Это известное предложение о переносе то ли всей столицы, то ли ее части в Санкт-Петербург. Интересна ваша точка зрения на этот счет.

- А вот это типичное порождение чиновничьего воображения. Это то же самое, что и желание правительства Москвы построить в Сити для себя башню. То есть московским чиновникам тесно, они не могут выполнять свои функции в тех зданиях, где сидят сейчас - на Тверской, 13 и в других многочисленных помещениях. Им надо обязательно за сотни миллионов долларов построить себе новый дом. Вот чего хотят чиновники правительства Москвы. Догадайтесь, что ими движет? Что угодно, но не интересы москвичей, поверьте мне. То же самое касается переноса столичных функций. Но это уже не московские чиновники, а другие. Представляете, вы переводите столичные функции в другой город. Вам надо построить дворцы, офисы, обеспечить их машинами, квартирами, перевезти всех чиновников, поставить им телефоны, включая спецсвязь. Это миллиарды долларов, которые вынут из нашего с вами кармана.

- Есть мнение, что смена правящей элиты, где бы то ни было, в том числе и в городе, неминуемо приведет к переделу собственности. Нужны ли Москве такие потрясения? И каким, на ваш взгляд, должен быть характер взаимоотношений федерального центра и Москвы как все-таки крупнейшего в экономическом отношении региона страны, учитывая тот факт, что Москва аккумулирует львиную долю всех зарубежных инвестиций?

- Знаете, я же все-таки прихожу из бизнеса, и какой мне смысл устраивать передел собственности, для чего? Наоборот, мне кажется, что по природе своей бизнес всегда противник каких-либо революционных преобразований, которые характеризуются отбиранием у кого бы то ни было чего бы то ни было.

Что касается взаимоотношений с федеральным центром, то Москва, конечно, должна соблюдать федеральные законы. Во-вторых, мне кажется, что федеральный центр сегодня гораздо более открытая, прозрачная организация, которая действует по современным правилам, принципам и законам. В этом смысле столица серьезно отстает по развитию от федерального центра. Я считаю, что Москва должна стать более российским городом, чем она до сих пор была, а не жить, как за стеной.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195660
Опублик.: 10.11.03
Число обращений: 460

  • Лебедев Александр Евгеньевич
  • `Александр Лебедев: `Москва должна стать более российским городом, а не жить, как за стеной`` (Коmmентарий)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``