В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программа народно-патриотического союза `Родина` `Социальная справедливость и экономический рост` Назад
Программа народно-патриотического союза `Родина` `Социальная справедливость и экономический рост`
Программа народно-патриотического союза `Родина` `Социальная справедливость и экономический рост`
Содержание

I. СМЫСЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

II. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В СТРАНЕ

2.1. `Головокружение от успехов`

2.2. Кто виноват?

2.3. Два пути

III. СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

3.1. Основные социальные цели

3.2 Справедливая оплата труда

3.3. Выход из демографического кризиса

3.3.1. Политика в отношении женщин

3.3.2. Поддержка семьи и родительства

3.3.3. Политика в отношении детей

3.3.4. Защита прав пенсионеров

3.3.5. Миграционная политика

3.3.6. Здравоохранение

3.4. Система образования

IV. СТРАТЕГИЯ И ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

4.1. Стратегические установки

4.2. Природная рента - источник роста

4.3. Новая бюджетная политика

4.4. Промышленная политика

4.5. Денежное обращение

4.6. Реформирование естественных монополий

4.7. Региональная политика

4.8. Планирование развития

4.9. Отношения собственности и земельный вопрос

V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

VI. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

VII. КУЛЬТУРА И НРАВСТВЕННОСТЬ

VIII. БЛИЖАЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ I. СМЫСЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЮЗА `РОДИНА`


Сегодня все здравомыслящие граждане России осознают угрозы вымирания нации, духовного и материального обнищания, деградации экономики, ослабления обороноспособности, утраты суверенитета, целостности и независимости нашей Родины, превращения ее в `задворки мира`.


Страшный ущерб, сопоставимый с потерями в двух войнах прошлого столетия, нанесен стране десятилетием правления `реформаторов`, серьезно скомпрометировавших ценности демократии. Вместо разрешения накопившихся реальных проблем, ответа на подлинные вызовы времени, развития институтов народовластия мы оказались в варварстве `первоначального накопления капитала` за счет разграбления общественного богатства, хищнической эксплуатации населения, лжи и многоликого авторитаризма в экономике и политике. Государство, долг которого - защищать и поддерживать своих граждан, создавая им все необходимые условия для достойной жизни и свободного развития, превратилось, по преимуществу, в сторожа украденного у народа имущества. Эта пагубная политика продолжается.


Реальная власть в России узурпирована кучкой алчных авантюристов, назвавших себя олигархами, и их коррумпированных пособников. Они обменивают суверенитет страны на снисходительное отношение западных политиков и финансистов к казнокрадству, коррупции и мошенничеству российской `элиты`.


Сегодня большинство граждан России живет в нищете, они запуганы и обворованы, боятся за себя и жизнь своих близких, не верят в улучшение своего положения и думают только о выживании. Сколько сил и энергии тратится на то, чтобы элементарно существовать, растить детей, кое-как сохранить человеческое достоинство... И все это происходит с нами, в нашей любимой России, с ее культурой, природными богатствами, исключительным творческим и технологическим потенциалом!


Если это будет продолжаться и дальше, то мы действительно потеряем свою Родину. Но виной тому будет уже не злая сила олигархий, а наша собственная слабость, собственное малодушие и нерешительность, попустительство разграблению общенародных богатств, посягательствам на наш национальный суверенитет со стороны явных и скрытых врагов Отечества, неспособности дать отпор преступности, коррупции, растлению молодежи, унижению стариков и неимущих.


Пора действовать!


Отстаивая жизненно важные интересы нашей страны и ее граждан, Народно-патриотический союз `Родина` выступает за кардинальные перемены в политике и экономике, за отстранение от власти тех сил, которые ввергли наш народ в трясину нищеты и бесправия. Мы глубоко убеждены в том, что государство, как и декларирует российская Конституция, должно обеспечивать реальную защиту прав граждан и их благополучие, включая право на достойную жизнь и свободное развитие, укреплять межнациональное согласие, сохранять и развивать культурные традиции, твердо отстаивать независимость нашей Родины. В этом смысле мы - убежденные государственники.


Наша цель - построение в России общества социальной справедливости и ответственности на основе высокоэффективной экономики. Для ее достижения нужна только твердая политическая воля. В России имеются все возможности, чтобы в кратчайшие сроки полностью или частично разрешить главные экономические и социальные проблемы. Эти возможности не реализуются только потому, что затрагивают эгоистические интересы узкого круга лиц, наживающихся на присвоении общенародных богатств и сверхэксплуатации трудящихся. Возврат обществу сверхприбыли, полученной от эксплуатации природных богатств, обеспечение справедливой оплаты труда и социальных гарантий, восстановление полноценной национальной валюты, эффективное управление государственной собственностью - экономические источники сильной и социально ответственной государственной политики.


Мы осознаем и всю серьезность стоящих перед нами задач. Они не сводятся к преодолению сопротивления олигархических кланов необходимым преобразованиям. Вновь, как это было во все переломные моменты в истории России, нам предстоит совершить крупномасштабный экономический и научно-технологический рывок. Это для нас и вдохновляющая перспектива, и работа, требующая профессионализма, культуры, ответственности. Послевоенные Япония и ФРГ сотворили `экономическое чудо` в гораздо более тяжелых условиях. По силам решить такие же проблемы и России.


Мы в состоянии преодолеть позор бедности в нашей стране. Для этого система государственного регулирования экономики должна работать в интересах всего народа, а не привилегированных олигархических кланов. Экономия на труде и социальная несправедливость - это отжившие принципы жизнеустройства. Главная производительная сила - человек. Социальные гарантии его развития - необходимое условие и, строго говоря, цель экономического роста. Поэтому мы выступаем за справедливый экономический рост, отвечающий жизненным интересам и России, и каждого из нас.


Скорейшее первоочередное решение социальных проблем - демографического кризиса, бедности, безработицы, несправедливо низкой оплаты труда, неравноправного доступа к качественным медицинским услугам и образованию - является непременным условием экономического роста и процветания нашей страны.


Мы должны вновь сделать Россию сильной - ведь тогда сильным будет каждый из нас. Для этого нам самим нужно научиться защищать собственные права, установить для всех без исключения государственных служащих правовую ответственность за результаты своей деятельности, покончить с коррупцией в государственных органах всех уровней. Безудержная эксплуатация труда и природных богатств должна быть заменена отношениями социального партнерства. Деловые круги должны осознавать свою ответственность перед обществом за настоящее и будущее страны. Это возможно только в сильном государстве.


Вопреки всем усилиям правящей олигархии в стране есть политики, организации и движения, которые не просто декларируют приверженность интересам народа, но отстаивают эти интересы на деле. Но `один в поле не воин`. Только действуя `всем миром` мы сможем добиться реализации программы социальной справедливости и экономического роста.


Объединенные народно-патриотические силы способны набрать большинство голосов на выборах и сформировать социально ответственное правительство. Получив доступ к рычагам государственного управления, мы осуществим нашу программу, отвечающую устремлениям подавляющего большинства россиян.


Народно-патриотический союз `Родина` - российская общественно-политическая сила нового поколения, которая ставит перед собой задачу построить общество социальной ответственности, справедливости, экономического роста и развития.


Консолидация народно-патриотических сил проходит в непростой предвыборной обстановке. На протяжении многих лет обслуживающие власть наиболее известные политические партии способствовали закабалению и разорению российских граждан, прикрываясь популярными лозунгами и пустыми обещаниями. На деле эти партии служат интересам финансирующих их олигархических группировок и коррумпированного чиновничества. Доверия к ним нет, но они удерживаются у власти при помощи административного влияния, использования незаконных приемов манипулирования общественным мнением.


Но все это происходит потому, что это мы с вами позволяем им это делать - обманывать и унижать наших граждан, использовать грязные политические технологии, фальсифицировать итоги выборов, нарушать закон.


Вопрос сегодня стоит жестко: кто кого? Либо криминально-компрадорская олигархия окончательно удушит страну, либо нам удастся решительно изменить ситуацию и, подчинив политику государства общенациональным интересам, защитить наше право на достойную жизнь.


Наша важнейшая задача - всемерно способствовать объединению граждан для защиты своих интересов во всех сферах жизни - по вопросам веры и культуры, жизнеобеспечения и здоровья, воспитания и образования, оплаты труда и управления, экологии и пенсий и т.д. Только на основе живого творчества и самоорганизации может сложиться настоящее гражданское общество в России. Мы, как объединение народно-патриотических сил, видим свой гражданский долг в том, чтобы предоставить гражданам необходимую поддержку и политическое представительство на уровне всех ветвей государственной власти.


В этом - наша социальная ответственность перед гражданами России, перед будущим и прошлым нашей Родины.


ЧАСТЬ II. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В СТРАНЕ


2.1. `Головокружение от успехов`


Средства массовой информации, контролируемые властью и олигархическими группировками, навязчиво пытаются создать иллюзию положительных тенденций в экономике. Они цинично используют растущее желание людей увидеть `свет в конце тоннеля`, поверить в лучшее.


Однако реальность разительно отличается от фальшивой `картинки`, которую пытаются навязать народу.


Миф 1: улучшение жизни.

Доходы каждого третьего россиянина ниже прожиточного минимума. Однако, что такое наш официальный `прожиточный минимум`? Хлеб да вода. Он не обеспечивает даже длительного поддержания нормальной жизнедеятельности человека, не говоря уже о воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Сегодня в России каждый десятый человек - без работы. С 1992 года уровень смертности в России превышает рождаемость, нарастает тенденция вымирания нации. Естественная убыль населения в последние годы составляет около миллиона человек ежегодно. Общие демографические потери России за последнее десятилетие оцениваются, по различным данным, в 12-16 млн. человек! При сохранении сложившихся тенденций каждый третий российский ребенок обречен на жизнь в нищете... Бедность как была, так и остается нашей общенациональной бедой. Граждане ощущают последствия не только обвала экономики 1991-1995 гг., но кризиса 1998 г.


Миф 2: оживление экономики.

Наблюдаемое в последнее время повышение темпов экономического роста затрагивает лишь небольшую группу сырьевых отраслей и объясняется необыкновенно благоприятной мировой конъюнктурой и девальвацией рубля. Но даже в преуспевающих отраслях при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем низкую эффективность производства (так, в нефтяной промышленности по сравнению с концом 1990 г. она снизилась в 2,5 раза и по производительности труда и на одну треть - по энергоемкости). Добыча нефти на одного работника в 2001 г. составила четверть от уровня 1990 г.! Таков результат `прихватизации` в нефтяном комплексе России, в наибольшей мере выигравшем от либерализации цен и внешней торговли. При этом положение в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, - машиностроении, строительстве, легкой промышленности, агропромышленном комплексе - остается удручающим. Половина предприятий этих отраслей убыточна. Продолжается деградация производственных фондов и человеческого потенциала. Хотя именно в этих отраслях заключен наш инвестиционный потенциал и возможности будущего экономического роста страны.


Показатели роста произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) и выпуска продукции вообще не годятся для оценки успешности развития экономики. Как в сталинское время звучал лозунг `не доедим, но вывезем!`, так и псевдолиберальное правительство России озабочено только ростом производства ВВП, включающего чистый вывоз капитала и доходов от него. Правительство должно ориентироваться в оценке экономического роста на показатели использованного чистого (т.е. за вычетом потребления основного капитала) национального дохода, его динамики и структуры. Ведь экономический рост в первую очередь - это рост ресурсов для потребления и чистого накопления, а не наращивание `чистого экспорта`, которым так гордятся российские меркантилисты. Вот только вместо золота они накапливают американские дензнаки, от поддержания стоимости которых США уже отказались тридцать лет тому назад. Пора и России прекратить поддержку американской валюты, начав вместо этого вкладывать инвестиции в собственное развитие.


Миф 3: профицит федерального бюджета.

Правительство преподносит как крупнейший успех экономической политики профицитность бюджета, стремится к стерилизации дополнительных доходов от экспорта. Однако для получения эффекта мультипликации совокупных доходов и спроса их нужно расходовать, увеличивая спрос, объемы производства, доходы и занятость граждан. В этом - основной принцип экономической политики всех развитых государств, включая США и страны ЕС. Даже в благополучных странах ЕС в качестве норматива финансовой политики принято решение ограничивать дефицит бюджета величиной в 3% ВВП, причем в условиях кризиса этот норматив трудно соблюдать не только таким странам, как Франция и Италия. Германия, добивавшаяся принятия столь жесткого норматива бюджетного дефицита при заключении Пакта стабильности, тоже не в состоянии его выполнять. Отказались от принципа профицитности бюджета в ухудшившихся макроэкономических условиях и США.


Зачем же тогда российское правительство стремится к профицитности бюджета в условиях коллапса обрабатывающей промышленности и инвестиционного комплекса, нищеты большинства граждан? Может быть, для того, чтобы обеспечить огромный торговый профицит и вывоз капитала? Ведь рост непроцентных (т.е. основных) расходов государства приведет к росту доходов граждан, подъему инвестиционной активности, росту импорта и сокращению искусственно созданной избыточности сырья. Но тогда уже не удастся в таких масштабах финансировать утечку капитала и государственное кредитование стран Запада.


Российское правительство продолжает использовать рестриктивную монетарную политику в качестве панацеи от всех экономических проблем, сокращая расходы на развитие страны в целях достижения профицита бюджета. В условиях 2004 г, по прогнозу Минэкономразвития, можно было бы предусмотреть дефицит в размере до 3% ВВП (459 млрд. руб.), не опасаясь упреков в бюджетной расточительности от западных контролеров. Вместо этого в правительственном проекте федерального бюджета на 2004 г. заложен профицит в размере 83,4 млрд. руб. Следовательно, бюджетные расходы можно было бы увеличить на 542,3 млрд. руб., кардинально расширив возможности финансирования развития страны.


Миф 4: повышение оптимизма населения.

Из-за вопиюще несправедливого распределения национального богатства большинство граждан России лишено возможности на протяжении своей жизни приблизиться не только к мировым, но и к советским стандартам уровня и качества жизни, а каждый пятый горожанин уже находится на социальном дне без шансов вернуться к нормальной жизни.


В годы реформ резко упало качество образования в стране. Средний возраст преподавателей, профессоров в высшей школе достиг 60 лет. Аналогичная ситуация - в науке и промышленности. Выпало целое поколение 30-40-летних: либо в поисках средств к существованию ушли в другие сферы экономики, либо выехали из страны, пополнив, таким образом, интеллектуальный потенциал других государств. Россия потеряла сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, которые ныне работают за рубежом, обеспечивая там научно-технический прогресс и духовное развитие общества.


Увеличивается пропасть между поколениями, когда новое поколение людей, определяющее дальнейшую судьбу страны, по своему интеллектуальному потенциалу и профессиональным возможностям существенно уступает предыдущему. Это сопровождается намеренной деморализацией молодежи, дискредитацией базовых культурных и нравственных ценностей российского общества. Человеческие ресурсы нашего общества истощаются и количественно, и качественно.


Конечно, в стране существуют отдельные очаги развития. Они есть благодаря профессионализму и патриотизму граждан России, их хозяйственных и общественных объединений. Есть честные и ответственные предприниматели и наемные работники, которые несмотря на трудности создают новые производства, модифицируют старые, поставляют продукцию и услуги на внешний и внутренний рынок. Есть и ответственные государственные чиновники, честно исполняющие свой долг. Безусловно, социальный подвиг совершают все работники бюджетной сферы - учителя, врачи, военнослужащие. Благодаря им мы до сих пор и не рухнули в пропасть. Но может ли огромная страна до бесконечности держаться на энтузиазме и подвижничестве добросовестных тружеников на фоне сказочного обогащения властвующей олигархии за счет общенациональных богатств? Не настанет ли момент, когда технологическая и экономическая слабость России вызовет у кого-то желание окончательно подчинить нашу страну своим интересам. Разве нас ничему не научили примеры Югославии или Ирака?


Сегодня культивировать иллюзии - преступно. Стратегические решения должны приниматься только на основе точного диагноза проблем и веры в свои силы.


2.2. Кто виноват?


Причина нынешних бед России очевидна. Это - корысть и безответственность олигархических кланов, поставивших под свой контроль государственный аппарат и использовавших власть в целях личной наживы. Но все это стало следствием ошибочного стратегического выбора экономической стратегии страны на рубеже 80-90-х годов, завершившимся 10 лет назад антиконституционным государственным переворотом. Переход к рынку был, без сомнения, назревшей задачей. Однако для этого перехода был избран способ, наихудший для интересов страны. Одни совершили эту ошибку по неведению, другие - по беспечности, третьи - абсолютно осознанно, стремясь `поймать рыбу в мутной воде`.


По расчетам специалистов, в случае научно обоснованного перехода к современным формам организации экономики можно было бы добиться экономического роста за 90-е годы с темпом не менее 3% в год. Опыт Китая показывает, что в результате продуманного реформирования социалистической экономики реально было выйти и на 7-10%. Но этот путь был ошельмован и отвергнут.


Переход к рынку оказался не только непрофессиональным, но и умышленно обманным. Проводившие его лжереформаторы не преследовали целей подъема экономики и улучшения жизни населения. Их целью было не только разгромить партийно-советский режим, но за бесценок `приватизировать` страну, захватить в той памятной `демократической суете` государственную власть, подчинить общественное мнение информационному террору. Сегодня даже их тогдашние иноземные покровители осудили эти `эксцессы`, уходя от ответственности за `потерю России`.


За годы `реформ` российский народ опустился в нищету не потому, что страна вдруг обеднела. Россия по-прежнему остается одной из самых богатых стран мира. Но эти богатства работают не в интересах социально-экономического развития страны, а стали объектом наживы олигархических кланов и организованных преступных группировок, вывозящих из России десятки миллиардов долларов незаконно присвоенных доходов.


Фундаментальная причина наших бед, и, прежде всего - вопиющей нищеты в стране с богатейшими в мире природными ресурсами - в сфере распределения власти и богатства. Политическая и экономическая власть принадлежит плутократии, которая присваивает львиную долю национального богатства, вывозя капиталы за рубеж. Без создания демократического государства эти капиталы никогда не будут служить целям возрождения России.


Так, согласно данным платежного баланса в 1993-2001 гг. из России было вывезено российского капитала и выплачено доходов от иностранных инвестиций на 365 млрд. долларов, причем 181,7 млрд. - это утечка капитала, или несанкционированный государством вывоз не создающий иностранных активов, приносящих доходы от инвестиций. Иначе говоря, Россия продолжает выступать нетто-донором мировой экономики, но не инвестором, как ведущие мировые державы.


Западные страны, к сожалению, заинтересованы в сохранении неоколониальной зависимости России от экспорта сырья и импорта готовых изделий. Посадив в свое время на нефтедолларовую `иглу` СССР, зарубежные `спонсоры` всеми силами препятствуют освобождению России от нефтедолларовой зависимости. Величина валютных резервов российских граждан, предприятий и государства уже сопоставима с внешним долгом России. Однако она платит по иностранным займам высокие проценты, одновременно бесплатно кредитуя своих `кредиторов`. Навязываются проекты снабжения экспорта нефти из России в США, очевидно убыточные в случае обрушения цен на нефть. Расчет их вдохновителей строиться на том, что после строительства Мурманской трубопроводной системы она будет эксплуатироваться даже при низких ценах на нефть, а многомиллиардные инвестиции в очередной раз обесценятся. Убытки же нефтяных компаний и государства будут покрыты за счет накопленных в период благоприятной конъюнктуры валютных резервов.


Капитал уплывает из страны не из-за плохого инвестиционного климата. Налог на доходы от капитала у нас ниже, чем в странах Евросоюза и США. Главная причина бегства капитала - незаконность его приобретения. Лица и группировки, присвоившие в годы реформ народные предприятия и деньги, сомневаются, что их можно навсегда легализовать в России: ведь рано или поздно справедливость восторжествует. Возрождение российского государства представляет сегодня угрозу для олигархов. Поэтому олигархические группировки и ангажированные ими политики и чиновники стремятся в целях продолжения бесконтрольной эксплуатации общенациональных богатств страны к ослаблению институтов государственной власти и регулирования экономики, снижению государственных расходов.


Заявление правительства о том, что у государства нет денег на обеспечение законодательно установленных социальных гарантий, на выплаты по закону об инвалидах или по закону о ветеранах, для индексации зарплаты работникам бюджетной сферы, для модернизации вооруженных сил, реализации жизненно важных социальных программ, полноценного финансирования образования, здравоохранения, культуры и науки - ложь. Деньги есть, - и немалые: они исчисляются десятками миллиардов долларов ежегодно, которые по справедливости и Закону должны были бы идти в доход общества, но присваиваются в частных интересах и вывозятся из страны небольшой группой лиц. Сегодня эти общенародные средства расходуются на приобретение роскошных домов за границей, яхт, футбольных клубов, накапливаются на счетах в офшорных зонах. По сути, это - современная форма дани, которую все мы платим неоколонизаторам за неумение и нежелание выбирать политиков, действительно, а не на словах защищающих интересы большинства российских граждан, а не `олигархов`, коррумпированных чиновников, зарубежных кредиторов и `спонсоров` компрадорского режима. Те избиратели, которые не идут на выборы или выбирают кандидатов от `пропрезидентских` партий, на самом деле по-прежнему выбирают Гайдара, Чубайса, Черномырдина, Кириенко, Дубинина, Касьянова, Кудрина и прочих творцов `шокотерапии`, дефолта и урезания `непроцентных` (т.е. основных) расходов бюджета.


2.3. Два пути


Чтобы всем нам вырваться из бездны нищеты, морального и культурного унижения, надо, прежде всего, обратить государственную политику к интересам народа.


Сегодня мы стоим перед важнейшим выбором в своей жизни - выбором будущего развития страны, всех нас. Выбирать надо между двумя дорогами:


- безотлагательная модернизация страны на основе нового технологического уклада и активизации научно-производственного, интеллектуального и ресурсного потенциала страны с соблюдением принципов справедливости и ради подъема благосостояния граждан России;


- сохранение сложившейся в годы разграбления страны структуры распределения национального дохода, богатства и влияния, дальнейшая экономическая и политическая (с отказом от суверенного контроля за природными ресурсами) неоколонизация страны с неизбежным и бесповоротным обнищанием и вымиранием большинства населения, утратой суверенитета, раздробление России на `сферы влияния` различных государств и заселение ее иностранными мигрантами.


Наш выбор - первый путь. Путь развития и справедливости, путь достоинства и веры в свой народ.


Мы понимаем, что, выбирая модернизацию и экономический рост, нельзя полагаться на чью-то помощь. В возрождении России жизненно заинтересованы только россияне. И у нас сохраняются все шансы развития с опорой на собственные силы, на национальные ресурсы. Несмотря на колоссальные потери, российская экономика сохраняет многие конкурентные преимущества и мощный производственный потенциал.


Это:


- наш человеческий капитал, квалифицированные кадры, способные к высокопроизводительному труду;


- богатейший природно-ресурсный потенциал;


- уникальное геостратегическое пространство;


- научно-промышленный потенциал с перспективными заделами по ряду решающих направлений современного и новейшего технологических укладов;


- опыт управления экономическим развитием и мобилизацией ресурсов в кризисных ситуациях;


- ядерно-оружейная мощь и авторитет в мире.


Имеющийся у нас экономический потенциал объективно позволяет удвоить объем производства и уровень оплаты труда, утроить объемы инвестиций в развитие производительных сил, многократно повысить уровень инновационной активности.


Вместе с тем, этот потенциал, созданный еще в советское время, уже сильно изношен. У нас осталось мало времени, чтобы выйти из тупика. Через 2-3 года в большинстве инвестиционных отраслей тенденции деградации примут необратимый характер.


Выбирая путь дальнейшего развития мы должны также видеть траектории будущего мирового развития. За экономической депрессией в ведущих странах скрывается глубокая структурная перестройка мировой экономики, которая сегодня находится в фазе перехода к новому технологическому укладу.


Многие развитые страны к такой перестройке уже готовы. Их промышленность получила доступ фактически к бесплатным кредитам, безграничным финансовым возможностям. Сегодня нет проблем для американского, европейского или японского предприятия взять долгосрочный кредит и приступить к реконструкции, модернизации производства под новые технологии. Бюджеты развитых стран стали дефицитными, потому что государства стимулируют внедрение новой техники, стимулируют рост расходов на закупку новейших технологий и новейших товаров, они помогают своим товаропроизводителям пробиться к новому технологическому укладу. Государственные институты ведущих развитых стран мира активно способствуют этому переходу, наращивая расходы на разработку новейших технологий, стимулируя внедрение новой техники, применяя весь инструментарий экономической политики, включая использование банков развития, целевых программ, долгосрочных кредитов, государственных закупок.


Главный вопрос сегодня - успеем ли мы перевести страну в режим быстрого устойчивого роста на основе активизации научно-технического, производственного, инвестиционного и, самое главное, интеллектуального потенциала. Если все останется, как есть, Россия будет необратимо сброшена на периферию развитого мира, а ее народ - в еще большую нищету и бесправие.


ЧАСТЬ III. СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА


3.1.Основные социальные цели


Экономический рост необходим не ради темпов, структурных сдвигов или удовлетворения чьих-либо амбиций самих по себе. Рост нужен для улучшения жизни граждан нашей страны. Объективные показатели уровня и качества жизни населения должны стать главным критерием оценки эффективности экономической стратегии государства и корпораций. Это - принцип и смысл экономики как системы жизнеобеспечения общества. Более того, достойная жизнь, справедливая оплата труда, возможность получить образование, крепкое здоровье, реализация творческого потенциала - это и необходимые условия современного экономического роста.


Вопреки лукавым рассуждениям `в пользу богатых` о необходимости стимулирования экономического роста снижением государственных расходов, в действительности требования социальной справедливости не противоречат целям роста. Наоборот, современный экономический рост немыслим без обеспечения широкого набора социальных гарантий, достойной оплаты труда, справедливого распределения доходов.


Развитие социальной сферы - не политическое требование увеличить бюджетные расходы, а ключевой элемент инвестиционной политики, развития главной производительной силы - человека. Нам поэтому ближе как стратегическая цель не удвоение ВВП - это следствие, а, например, увеличения средней увеличения продолжительности жизни в России на 10 лет к 2010 году. Очевидно, такая цель повлечет за собой и иные приоритеты государственной политики - стимулирование рождаемости, иное качество заботы о пенсионерах, активизацию экологической политики, широкомасштабную борьбу с дорожно-транспортной смертностью и т.д.


В основе современного экономического роста лежит творческая, предпринимательская инициатива, развитие знаний, научно-технический прогресс. Кардинальное увеличение социальных расходов, в том числе повышение минимальной заработной платы, пенсий, пособий, расходов на здравоохранение и образование, послужит мощным стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда.


Для этого требуется, во-первых, обеспечить исполнение правительством действующих законов, установивших минимальные квоты бюджетных расходов на основные социальные программы, и, во-вторых, устранить принципиальные недостатки проектирования социальной составляющей федерального бюджета.


В настоящее время показатели социальной политики сводятся главным образом к макроэкономическим пропорциям и сопоставлениям. При этом практически не применяются параметры, дающие представление о жизненном уровне различных слоев населения, формируемом с помощью бюджетного распределения финансов. Это лишает основной финансовый документ страны прозрачности, сковывает его содержательное обсуждение общественностью.


Социальная составляющая должна стать исходным направлением проектирования федеральных бюджетов. Мировая практика и опыт ряда регионов России свидетельствует о необходимости и практической возможности законодательно регламентированного применения в бюджетном процессе особого круга социальных индикаторов.


Важнейшие из социальных нормативов - это уровни потребления продовольствия, медикаментов, бытовых, коммунальных и транспортных услуг гражданами; допустимые уровни бедности и безработицы и др. В отсутствие такого рода качественно-количественных показателей бюджет неизбежно теряет объективные критерии и ориентиры.


В системе государственного регулирования социально-экономического развития используются показатели доходов населения в целом, без разделения регистрируемых и нерегистрируемых, доходов российских граждан и доходов иностранцев, проживающих в России, в основном нелегально. Тем самым российские власти де-факто заботятся о росте доходов нелегально занимающихся предпринимательской и трудовой деятельностью многомиллионной армии резидентов-иностранцев, в то время как рост легальных доходов российских граждан не только не ставится во главу угла, но и вообще не является целевым показателем экономической политики.


Необходима подготовка и принятие федеральным парламентом законодательного акта о минимальных социальных стандартах жизни именно российских граждан и их финансовом обеспечении.


Основными целевыми ориентирами в развитии социальной сферы являются:


- доведение доли заработной платы в себестоимости производимой в стране продукции до уровня, принятого в развитых странах мира - не менее 60% по сравнению с нынешними 40%;


- удвоение реальной оплаты труда и пенсий в течение 3-х лет за счет проведения соответствующей политики доходов, бюджетной политики, расширения прав трудовых коллективов во взаимоотношениях с работодателями;


- преодоление вынужденной безработицы, в том числе среди молодежи, включая стимулирование создания малых предприятий, системы повышения квалификации и переквалификации, развертывание системы трудоустройства безработных, в том числе путем организации общественно-полезных работ;


- ликвидация острой бедности, в том числе - принятие программы чрезвычайных мер в `зонах социального бедствия`, в том числе бесплатного нормированного распределения продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения;


- реализация мер полноценной поддержки семьи, материнства и детства, в том числе доведение размера пособия по уходу за ребенком до уровня прожиточного минимума;


- полное исполнение федеральных законов, предусматривающих обязательства государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий, включая такие законы, как `Об образовании`, `О науке и государственной научно-технической политике`, `Основы законодательства Российской Федерации о культуре`, `О ветеранах`, `О социальной защите инвалидов в Российской Федерации`, др.;


- принятие федеральных законов, необходимых для восстановления сбережений населения, обесценившихся по вине государства в Сбербанке; включение обязательств государства, предусмотренных Федеральным Законом `О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации` в состав государственного внутреннего долга; разработка и принятие программы мер по восстановлению сбережений граждан;


- освобождение от налогообложения доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума, восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов, превышающих эту величину;


- восстановление права граждан на отапливаемое и электрифицированное жилье со всеми удобствами; отмена законодательных норм, предусматривающих принудительное выселение людей из квартир за неуплату коммунальных платежей; введение автоматической системы предоставления адресных дотаций на оплату коммунальных услуг, исходя из того, что затраты на эти цели не должны превышать 10% доходов семьи.


3.2. Справедливая оплата труда


Достоинство большинства граждан России унижено зарплатами, которые не обеспечивают нормального современного жизненного уровня. Затраты на заработную плату в стоимости единицы продукции в России в 4 раза меньше, чем в развитых странах. Доля зарплаты во внутреннем валовом продукте составляет менее 40% - хотя по всем экономическим канонам она должна составлять примерно две трети. Правительство ведет политику сокращения непроцентных расходов бюджета. В частном секторе экономики недооценка труда наемных работников является немаловажным источником предпринимательских доходов.


Мы намерены добиваться законодательного закрепления в Трудовом кодексе РФ и в других законах, относящихся к социальной сфере, реальных гарантий права на достойно оплачиваемый труд и на занятость. Необходимо законодательно установить нижний предел оплаты труда исходя из величины прожиточного минимума с региональной дифференциацией и с повышающими коэффициентами в зависимости от условий труда и режима работы, сложности труда (в том числе требований наличия специального и высшего образования), а также закрепить максимально допустимый уровень вынужденной безработицы не более 1% экономически активного населения.


Следует запретить прием на работу работников с заработной платой ниже установленных нижних ее пределов. При приеме на работу иногородних и иностранных граждан величина заработной платы должна обеспечивать аренду жилого помещения в пределах санитарных норм по рыночным ценам. Выполнение данного требования в отношении иностранцев и граждан, не имеющих жилья в данной местности, должны контролировать миграционные и налоговые органы. Прием на работу работников без соблюдения требований трудового законодательства, без официального оформления трудовых отношений или без уплаты налогов (включая социальный), должен преследоваться в уголовном порядке, а профсоюзы должны получить право требовать компенсации ущерба, нанесенного их членам такими работодателями, через суды.


Российские псевдолибералы договорились до того, что российские граждане должны испытывать конкуренцию на рынке труда со стороны иммигрантов, чтобы лучше работать. Однако истинный либерализм означает равенство условий конкуренции, в том числе налогообложения и выполнения всех требований законодательства. Нелегальный ввоз и наем рабочих, готовых трудиться за гроши в адских условиях и без соблюдения прав человека, приравнивается в международном праве к работорговле. В настоящее время даже на стройках столицы в массовых масштабах используется труд нелегальных мигрантов, а московские чиновники делают вид, что ничего об этом не знают. Видимо, слишком велика выгода от сверхэксплуатации `гастарбайтеров`, нередко живущих в строящихся и ремонтирующихся объектах, подвергающихся насилию и обману. Только разоряя работодателей, нанимающих на работу иностранцев без уплаты налогов и нормальной заработной платы, можно ослабить прессинг на уровень заработной платы россиян со стороны нелегальных мигрантов, а Москву лишить сомнительного статуса центра работорговли.


Государство обязано гарантировать своевременность выплаты зарплат работникам госсектора, пенсий и других социальных выплат. Мы намерены добиться принятия законодательных норм, по которым любые задержки выплаты из бюджета зарплаты, пенсий, социальных пособий повлекут за собой полную индексацию задержанных средств на момент выплаты, а также строгое наказание виновных в этом должностных лиц.


Минимальная заработная плата и минимальная пенсия не могут быть ниже прожиточного минимума и должны полностью индексироваться каждый раз при повышении прожиточного минимума более чем на 6%. Мы не допустим продолжения политики обесценивания текущих доходов и сбережений граждан, на которых сегодня ложится основное бремя инфляции.


Мы выступаем за государственные гарантии сбережений граждан. Народно-патриотические силы введут жесткое регулирование деятельности банков, пенсионных фондов, страховых компаний и других организаций, работающих со сбережениями населения.


Мы уже добились принятия законодательного акта о восстановлении сбережений граждан и добьемся принятия законов о защите прав потребителей на рынках финансовых услуг.


3.3. Выход из демографического кризиса


Рост народонаселения был и остается для России одним из ключевых факторов развития и необходимым условием самосохранения страны.


Между тем, демографические прогнозы предупреждают нас о том, что население России к 2050 году может сократиться на 40 миллионов человек, причем за счет опережающего вымирания русских, которые могут оказаться `национальным меньшинством` в родной стране. В чем основная причина демографического упадка?


Безусловно, его корни уходят в нашу нищету. Хотя спад темпов прироста населения - тенденция долговременная, но в 1990-е годы в России наблюдалась значительная абсолютная убыль населения, до миллиона человек в год. По сути, повторилась ситуация времен Великой Отечественной войны! Резкое ухудшение благосостояния вызвало обвальную утрату у большинства граждан перспектив своей жизнедеятельности. В результате, с одной стороны резко снизились рождаемость, количество заключаемых браков, средняя продолжительность жизни, с другой - выросли смертность, в особенности среди мужчин трудоспособного возраста, количество разводов и т.д.


При сохранении сложившейся сегодня структуры распределения национального дохода только каждый третий родившийся ребенок получит хорошее образование и преуспеет в жизни. Две трети наших детей нынешней политикой обрекаются на жалкое существование.


Очевидно, что до тех пор, пока оценка вклада труда ниже, чем в Америке и в Европе вчетверо и зарплата не позволяет восстановить даже нормальную способность к труду, трудно рассчитывать на то, что люди будут обзаводиться большими семьями. При таком отношении к семьям, к детям, оплатой труда, демографический кризис будет обостряться.


Выход из демографического кризиса требует комплексной политики, исходящей из того, что человеческая жизнь - самая главная ценность.


3.3.1. Политика в отношении женщин


Не может считаться подлинно свободным и демократическим государство, в котором женщина играет второстепенную, подчиненную роль в политической и общественной жизни, на производстве и в семье.


В целях обеспечения равных прав и свобод и возможностей для их осуществления мужчинами и женщинами в Российской Федерации необходимо добиваться реализации следующих мер государственной политики:


- обеспечивать равный доступ мужчин и женщин к общему и профессиональному образованию, повышению квалификации, участию в управлении;


- усилить государственный контроль за соблюдением законодательства о защите функций материнства в сфере труда, ужесточить административную ответственность работодателей, нарушающих права беременных женщин и женщин-матерей на производстве;


- создать механизм учета требований международного права относительно равных прав и гарантий для родителей с семейными обязанностями в сфере труда, при приеме на работу, продвижении по службе, установлении условий и режимов труда, а также увольнении работников;


- организовать разработку специальных федеральных и региональных программ, направленных на преодоление фактической дискриминации женщин в сфере занятости, при оплате труда, в пенсионном обеспечении, и обеспечить соблюдение принципа равных прав и возможностей для их реализации мужчинами и женщинами во всех федеральных и региональных целевых программах социальной направленности;


- разработать законодательные меры по защите общества от информации, пропаганды и агитации, направленной на дискриминацию женщин.


- разработать законодательные меры по защите общества от информации, пропаганды и агитации, насаждающей жестокость, насилие, порнографию, наркоманию, алкоголизм, сексуальную эксплуатацию женщин и детей.


3.3.2. Поддержка семьи и родительства


Здоровая, крепкая, дружная, материально благополучная семья - высшая ценность. Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений.


Такая семья - опора государства, основа общественной стабильности, мира и прогресса.


Наряду с указанными выше мерами по повышению оплаты труда и обеспечению социальных гарантий, наше понимание приоритетов государственной семейной политики включает в себя:


- обеспечение доступности для всех семей качественных услуг здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;


- доступное и благоустроенное жилье для каждой семьи, особенно для молодых семей, предоставление бесплатного муниципального жилья для детей-сирот и малоимущих семей;


- ощутимую для семейного бюджета государственную материальную и иную поддержку семей с одним кормильцем: одиноких матерей, вдов и вдовцов с детьми, разведенных мужчин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей;


- эффективную систему социальной реабилитации инвалидов, их интеграции в общество, дополнительная поддержка семей с детьми и родителями - инвалидами;


- выплата пособий на детей из Фонда социального страхования Российской Федерации. Увеличение единовременных пособий при рождении ребенка до уровня минимальных расходов на приобретение детского приданого, а также пособия по уходу за ребенком;


- подготовка молодежи к браку и семейной жизни;


- принятие федерального закона `Об основах государственной семейной политики`, устанавливающей единые государственные гарантии государственной поддержки семей с детьми на всей территории России на основе минимальных социальных стандартов;


ратификацию в полном объеме Европейской социальной хартии.


3.3.3.Политика в отношении детей


Обеспечение выживания, защиты и развития детей, соблюдение их прав и свобод должно быть предметом каждодневной заботы всех органов власти и управления всех уровней.


Мы настаиваем на реализации следующих приоритетов государственной политики в отношении детства:


- обеспечении права каждого ребенка на семейное воспитание, профилактику социального сиротства посредством развития и совершенствования института усыновления, приемных, опекунских семей и семейных групп;


- бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения детей в возрасте до 18 лет;


- приоритетном финансировании федеральных и региональных программ, направленных на охрану здоровья, образование и развитие детей, производство детского питания, лекарств и игрушек для детей;


- ликвидации детской безнадзорности и беспризорности, развитии доступных для всех семей детских дошкольных учреждений, спортивных секций и художественных студий, летнего отдыха детей, обеспечении условий для нормального отдыха и досуга детей;


- профилактики детского алкоголизма, токсикомании, наркомании и детской преступности, трудовой и сексуальной эксплуатации детей, насилия над детьми. Защите личных и имущественных прав детей, создании ювенальных судов, обеспечении эффективного прокурорского и общественного надзора за соблюдением прав и свобод детей.


3.3.4. Защита прав пенсионеров


Проходящая в настоящее время пенсионная реформа не обеспечивает надежную защиту прав и интересов нынешних и будущих российских пенсионеров. Отставание размеров значительной части пенсий от прожиточного минимума, особенно в северных территориях России, низкий уровень жизни пенсионеров, несогласованность реформирования отраслей социальной сферы, роста их платности и размеров пенсий.


Для решения данной проблемы необходимо:


- реформирование и существенное повышение отплаты труда прежде всего в бюджетных отраслях и пересмотр на этой основе ранее назначенных пенсий;


- отмена ограничений при назначении пенсий и более полный учет трудового стажа при определении размеров пенсий;


- законодательные меры по повышению государственных гарантий защиты пенсионных вкладов, в том числе в негосударственные пенсионные фонды;


- опережающее увеличение размеров пенсий в случае роста платности услуг социальной сферы (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и других).


3.3.5. Миграционная политика


В России миграция населения всегда имела огромное влияние на демографическое и экономическое развитие как отдельных территорий и регионов, так и страны в целом.


Распад СССР значительно изменил картину миграционного движения. Россия оказалась в сложном положении в связи с резко обострившимися, как за ее пределами, так и внутри нее, национальными конфликтами. Результатом этого явилось превращение миллионов русских и других граждан титульных этносов в своеобразных заложников в бывших союзных республиках, а ныне самостоятельных государствах, сотни тысяч вынужденных мигрантов, потоки которых устремились в Россию.


В условиях ухудшающейся экономической ситуации Россия практически оказалась неподготовленной к эффективному решению проблем, вызванных появлением вынужденных мигрантов, включая беженцев по экологическим причинам, репатриацией депортированных ранее народов, нелегальной миграцией, ростом индивидуальной трудовой миграции и др.


Необходимо подходить к проблеме миграции не только с позиции права граждан на свободный выбор местожительства, но и с позиции права граждан на сохранение языковой и культурной среды обитания. Поэтому должно быть исключено заселение российской территориями гражданами иностранных государств под предлогом `свободного доступа на российский рынок трудовых услуг`. Незаконное проникновение и нахождение на территории РФ, и особенно содействие этим правонарушениям должны наказываться длительным тюремным заключением. Следует ввести визовой режим пребывания иностранных граждан на территории России (за исключением граждан Белоруссии). Гражданам стран - членов СНГ, принадлежащим к титульным этносам Российской Федерации, следует бесплатно выдать вид на жительство в России, при условии участия их в выборах органов государственной власти соответствующих стран. Нужно законодательно ограничить долю прочих иммигрантов в каждом населенном пункте, ввести требование свободного знания русского языка для иммигрантов, установить квоты на число находящихся на территории России иностранных граждан (за исключением туристических и деловых поездок).


Российские граждане и организации, приглашающие иностранцев на работу, учебу или в гости, туристические агентства и рекрутинговые фирмы должны нести материальную ответственность за нарушение иммигрантами норм российского законодательства и оплачивать расходы на депортацию нарушителей. Нарушение иммиграционного законодательства иностранными гражданами и их соучастниками - российскими гражданами должно караться в уголовном порядке. Тогда найм на работу иностранца-нелегала станет не столь привлекателен для работодателей, как сейчас. Следует ввести строгую материальную ответственность за попрошайничество и самозахват мигрантами-нелегалами общественных и муниципальных объектов.


Особую проблему представляет собой миграция в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Актуальность проблемы миграции заключается не просто в миграционных потерях, характерных и для ряда других регионов страны, а прежде всего в том, что стало уезжать население, уже хорошо адаптировавшееся к экстремальным северным условиям, т.е. наметилось разрушение трудно складывающегося генетического потенциала, для восстановления которого вновь потребуется не одно десятилетие и без которого освоение природных богатств этих районов будет малоэффективным и значительно более сложным, долгим и дорогим, даже несмотря на развитие вахтового и других подобных методов.


Решение проблемы, в частности, возможно при условии восстановления северных льгот с учетом роста потребительской корзины, сохранения и развития социальной инфраструктуры, активизации производства и жилищного строительства. В противном случае миграционный отток постоянного населения северных территорий будет продолжаться.


3.3.6. Здравоохранение


Здоровое долголетие граждан - интегральная характеристика эффективности любой социально-экономической системы. Состояние здоровья граждан должна стать одним из главных ориентиров социально-экономической политики, важнейшим критерием оценки деятельности государственной власти.


Следует на законодательном уровне гарантировать право каждого гражданина России на защиту здоровья независимо от уровня его личных доходов. Решение этой задачи требует развития системы медицинского обслуживания и здравоохранения. В ней должны быть: государственные медицинские учреждения, оказывающие бесплатную медицинскую помощь на уровне мировых стандартов; сеть государственного медицинского страхования, обеспечивающую достаточное субсидирование медицинского обслуживания всем нуждающимся в лечении гражданам; развитие при поддержке государства комплекса профилактических и санаторно-курортных здравоохранительных учреждений, доступных всем гражданам России.


Следует восстановить на новой экономической и организационной основе право каждого российского гражданина на своевременное и качественное бесплатное медицинское обслуживание, обеспечить доступность основных лекарств массового потребления, гарантии устойчивого снабжения ими нуждающихся групп населения.


Для развития системы медицинского страхования должны быть созданы соответствующие экономические условия - освобождение от налогообложения расходов граждан на медицинские услуги, предоставляемые российскими медицинскими организациями, льготное налогообложение медицинских учреждений. Высокий уровень бесплатного медицинского обслуживания предстоит поддерживать посредством должного государственного финансирования.


В ряду мероприятий по развитию здравоохранения мы предусматриваем реализацию государственной программы борьбы с социальными болезнями (алкоголизм, наркомания, СПИД, туберкулез, венерические заболевания). Эта программа предполагает развертывание системы профилактических и реабилитационных центров, значительное увеличение финансирования научных разработок в области диагностики заболеваний и создания лекарственных препаратов, рост оплаты труда медицинских и социальных работников, занятых в системе учреждений по борьбе с социальными болезнями.


Важнейшее направление охраны здоровья населения - обеспечение чистоты окружающей среды, высокого качества питьевой воды и продуктов питания. Необходим комплекс экономических и административных мер, обеспечивающих соблюдение необходимых экологических стандартов при использовании источников загрязнения окружающей среды.


Особое внимание следует уделить работе по исполнению Киотского протокола.


Государство должно гарантировать безопасность потребления всех продаваемых населению товаров и услуг, устанавливая соответствующие стандарты и контролируя их соблюдение. За нарушение стандартов качества производители и импортеры должны нести имущественную и уголовную (в случае нанесения серьезного ущерба здоровью граждан) ответственность.


3.4. Система образования


Основой социальных гарантий в области образования является принцип равных стартовых возможностей и равного доступа российских граждан к образовательным услугам.


Должно быть сохранено всеобщее бесплатное среднее и среднее специальное образование, а также гарантии предоставления всем желающим и способным учиться права на бесплатную учебу в государственных вузах на конкурсных условиях с обязательством работать по специальности в России после завершения учебы (либо с погашением затрат на их обучения с уплатой накопленных процентов по рыночным ставкам). Российские налогоплательщики не должны финансировать `утечку мозгов` на Запад и пребывание в ВУЗах с целью уклонения от службы в армии.


Необходимо кардинально повысить техническую оснащенность и методическое обеспечение образовательного процесса с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Требуется резкое увеличение расходов на образование и профессиональное обучение молодежи, реализация крупномасштабной программы восстановления и развития российского образования.


ЧАСТЬ IV. СТРАТЕГИЯ И ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

4.1. Стратегические установки


Отвечающая жизненно важным интересам России стратегия экономического роста призвана обеспечить переход в кратчайшие исторические сроки к новому технико-экономическому укладу, основа которого - не хищническая эксплуатация невозобновимых сырьевых ресурсов, а знания, научный и культурный прогресс, развитие человеческого капитала страны. Только экономический рост на основе знаний и новых технологий влечет за собой расширение занятости населения в различных сферах производительного высокооплачиваемого труда и повышение благосостояния народа. При этом необходимым условием развития `экономики, базирующейся на знаниях` является понимание государством экономического роста как основы решения социальных вопросов, в центре которых находится жизнь конкретных людей с их повседневными проблемами, интересами и стремлениями.


Продуманно скорректированные национальные экономические модели, учитывающие особенности страны и сочетающие преимущества гармонизирующие планирования социально-экономического развития и механизмов рыночной конкуренции, позволяют в считанные годы в несколько разы увеличивать объем и эффективность производства, реализовать национальные конкурентные преимущества, обеспечивать устойчивый рост общественного благосостояния. Об этом свидетельствует опыт преодоления хозяйственной разрухи и достижения высоких темпов экономического роста, накопленный как в нашей стране, так и в Китае, Японии, Франции, Индии и других странах. В этом смысле наша социально-экономическая программа базируется на обобщении и творческой переработке собственного отечественного и мирового экономического опыта.


Формирование экономической политики государства затрагивает интересы миллионов граждан и предприятий, определяет перспективы развития страны. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно субъективной воле государственных чиновников. Основные цели, направления и методы реализации экономической политики должны формироваться и осуществляться в рамках широкого демократического процесса под контролем парламента и утверждаться законодательно, как это принято в США и других развитых странах.


Экономическая стратегия должна быть нацелена на решение основной задачи демократического государства - повышения благосостояния граждан. Не рост ВВП, включающего утечку капитала, не повышение доходов населения вообще, включающих доходы нуворишей, теневиков и нелегальных иммигрантов, а обеспечение достойного уровня жизни всем законопослушным гражданам - вот в чем должна состоять главная задача правительства и законодателя.


Имеющийся в стране научно-производственный потенциал позволяет выйти на ежегодный прирост ВВП не менее 6% при условии проведения государством целенаправленной экономической политики, предусматривающей структурную перестройку и модернизацию экономики на современной технологической основе, многократное повышение инвестиционной и инновационной активности.


С учетом нынешнего состояния российского научно-производственного потенциала выйти на устойчивый экономический рост возможно только при условии прироста инвестиций на уровне не ниже 20% в год. В противном случае выбытие производственных мощностей будет существенно превышать ввод новых и продолжится разрушение производственного потенциала страны. Объективные возможности роста капиталовложений значительны - объем сбережений, формирующихся в российской экономике, в полтора раза превышает объем инвестиций, что, наряду с колоссальными суммами нелегально вывозимого капитала и потерями в связи с долларизацией экономики, создает не менее чем трехкратный потенциал повышения объема инвестиций.


Для решения задачи кардинального повышения инвестиционной и инновационной активности необходима система мер государственной экономической политики, включая использование государственных гарантий под привлечение кредитов для финансирования перспективных проектов модернизации экономики, развертывание системы банков развития, реализацию целевых инвестиционных программ структурной перестройки экономики, переориентацию денежной политики на кредитование производственной сферы, прекращение нелегального вывоза капитала. При этом для удержания инфляции в заданных пределах необходимо кардинально повысить эффективность контроля за ценами на энергоносители, товары и услуги естественных монополий, сдерживать их рост, ограничивая его темпом роста потребительских цен и реальных доходов большинства российских граждан.


К числу основных социальных задач, которые необходимо решить на основе стимулирования экономического роста относятся:


- преодоление массовой бедности, безработицы, детской беспризорности, эпидемий социально обусловленных болезней, тенденций деградации человеческого потенциала;


- обеспечение социальных гарантий на образование, здравоохранение, жилище (нормально обогреваемое и электрифицированное) в соответствии с законодательно установленными нормативами бюджетных расходов;


- снижение межрегиональной дифференциации уровня жизни населения;


- повышение пенсий и минимальной зарплаты работникам бюджетных отраслей до уровня прожиточного минимума


- погашение задолженности государства перед населением и предприятиями, включая долги по детским и другим социальным пособиям, восстановлению сбережений граждан, оборонному заказу, перед ЖКХ.


4.2. Природная рента - источник роста


Россия имеет крупнейшие запасы полезных ископаемых, их прогнозный потенциал оценивается свыше 140 трлн.долл. В основном это твердое топливо - 80%, газ - 7%, нефть - 7%. По объемам речного стока Россия занимает второе место в мире после Бразилии. По обеспеченности пахотными землями на душу населения мы превосходим весь мир в 7 раз, по запасам древесины в 14 раз. По оценкам Мирового совета по энергии, на территории нашей страны сосредоточено около 60% мировых запасов невозобновляемых природных ресурсов, в том числе 20% запасов нефти, 35% - газа, 12% - угля. Значительны запасы золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов. Это означает, что Россия, обладая таким колоссальным природно-ресурсным потенциалом, может дать благосостояние каждому гражданину.


Практически все основные достижения человеческой цивилизации финансировались, в основном, за счет чистого дохода на основе использования природных ресурсов. В экономической теории этот чистый доход, не зависящий от деятельности предпринимателей и работников, называется рентой. Использование ее на благо каждого члена общества привело бы к достижению оптимального уровня социальной стабильности и благосостояния. На практике же во все времена за обладание рентой велась ожесточенная борьба.


Объем природной ренты достигает 30-40 млрд. долларов в год.


Однако в современной России небольшая группа людей присвоила общественный доход от эксплуатации природных ресурсов. Мы видим в этом вопиющую несправедливость и историческую безответственность перед настоящим и будущим России. Природные богатства дарованы нам природой и должны принадлежать всему обществу. Это предполагает сохранение государственной собственности на месторождения природных ресурсов общефедерального значения - газа, нефти, угля, металлических руд, химического сырья, драгоценных металлов и камней, лесных массивов и водных пространств.


Для реализации монопольного права государства и в его лице общества на недра и другие природные ресурсы мы намерены использовать плату за недра и загрязнение окружающей среды, налог на сверхприбыль от эксплуатации месторождений, механизм аукционной продажи прав на разработку месторождений и уникальных природных объектов, плату за пользование водохранилищами, экспортные пошлины на вывоз сырьевых товаров и другие инструменты, успешно применяемые в мировой практике. Только за счет природной ренты федеральный бюджет в ближайшее время может быть увеличен минимум в полтора раза.


Разработанный нами проект закона о введении дополнительного налога на недропользователей направлен на возвращение государству права на изъятие природной ренты в доход всего общества. Разработанный механизм предполагает дифференцированный подход к месторождениям и предусматривает вычитание из налогооблагаемой базы тех средств, которые вкладываются в развитие производства, разработку месторождений или экологические мероприятия. Это станет стимулом для предприятий добывающей промышленности по-хозяйски относиться к природным ресурсам и ответственно относиться к охране окружающей среды.http://nvolgatrade.ru/

Док. 195302
Опублик.: 28.10.03
Число обращений: 163

  • Программа народно-патриотического союза `Родина` `> Готов подписаться под каждым словом!
    Игорь.Исп>


  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``