В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российский форум-2003: тезисы выступления члена комиссии И.Н. Куклиной Назад
Российский форум-2003: тезисы выступления члена комиссии И.Н. Куклиной
О развитии взаимодействия неправительственных организаций с органами государственной власти в сфере решения проблемы защиты прав военнослужащих

Прежде всего я должна хотя бы кратко прояснить позицию правозащитных организаций солдатских матерей по вопросу о целях их деятельности вообще и в отношении военной реформы в частности, поскольку до сего времени продолжаются попытки создать искаженное о их работе. Солдатских матерей обвиняли и обвиняют в том, что они хотят развалить армию, в слепом пацифизме, в абсолютном непонимании современных проблем обеспечения безопасности и, наконец, в антипатриотической деятельности.

Должна подчеркнуть, что Союз КСМР с 1989 г. выступает за создание профессиональной армии и защиту прав призывников, военнослужащих по призыву и их родителей по двум основным причинам:

- во первых, потому, что считает необходимым защищать их конституционные права, которые нарушаются постоянно и в массовых масштабах;

- и, во-вторых, в силу своей убежденности в том, что обеспечение безопасности страны в условиях динамических изменений международной обстановки не может быть осуществлено полумассовыми, полупрофессиональными вооруженными силами, реформирование которых отстает от потребностей страны и общества. Иными словами, мы хотим , чтобы военнослужащие были защищены в правовом и социальном отношении, а армия перестала быть останками советской армии и в возможно более короткие сроки превратилась в современные российские вооруженные силы, соответствующие новым геополитическим реалиям.

Но этого пока не получается. О том, каково сейчас социальное положение младшего и среднего офицерского состава в обществе, всем хорошо известно. Мы, разумеется, поддерживаем все мероприятия, направленные на повышение уровня жизни и защиты прав профессиональной половины армии (хотя в целом льготы, предоставляемые военнослужащим, на наш взгляд нуждаются в оптимизации), но наша главная уставная задача - это правовая защита наших сыновей. Я думаю, что ни у кого сейчас нет сомнений в том, что вопрос о правовой и социальной защищенности военнослужащих, в том числе военнослужащих по призыву, стал проблемой всего общества. Об этом, кстати свидетельствует постоянный рост общественных организаций, охватывающих в своей деятельности данный участок правозащитного поля.

Мне представляется, что здесь не имеет смысла анализировать всю `военную` историю последнего, безвозвратно потерянного для модернизации вооруженных сил десятилетия, называть виновных в кризисном состоянии армии и обвинять кого бы то ни было в предательстве интересов России. Жаль, что власть не слышала солдатских матерей, настаивающих на создании профессиональной армии с 1989 г.

Нам вместе нужно думать, что делать сейчас. И лучше всего, если при этом властные, в том числе и прежде всего военные, структуры будут заинтересованы в развитии конструктивных взаимоотношений с неправительственными организациями так же, как последние заинтересованы в совместной работе по улучшению правовой и социальной защищенности военнослужащих.

Нельзя сказать, что такая заинтересованность у власти в принципе отсутствует. Союз КСМР и другие общественные организации достаточно продуктивно работают с представителями военных властей в сфере разрешения индивидуальных жалоб призывников, военнослужащих по призыву и их родителей на нарушения их прав. В целом мы ощущаем все меньше недоверия или сопротивления правозащитному взаимодействию со стороны военных, по крайней мере, на том уровне, на котором разрешаются индивидуальные жалобы. Успешно развивается конструктивное сотрудничество неправительственных организаций, в том числе и прежде всего Союза КСМР, с Главной военной прокуратурой. Мы чувствуем ее заинтересованность в соблюдении законности. Постепенно расширяется и использование возможностей защиты прав военнослужащих в судах. Правозащитные организации благодарны военным медикам за то, что они проявляют реальную заботу о здоровье военнослужащих по призыву, у представителей гражданского общества никогда не возникало конфликтов с ними. Кстати, могу сказать, что мы категорически против появившихся в бюрократической среде проектов, имеющих целью разрушение и ликвидацию военной медицины. Обсуждение проблемы защиты прав военнослужащих на нынешнем Форуме - это тоже достаочно явное свидетельство заинтересованности властей в диалоге с представителями гражданского общества. (Правда, здесь надо, без сомнения, учитывать и то обстоятельство, что мы с вами сейчас живем в очередном предвыборном периоде.)

Но если государство и общество стремятся объединиться для решения проблем защиты прав военнослужащих, почему же решение этих проблем продвигается с таким трудом?

Разумеется, невозможно подробно рассмотреть здесь все проблемы защиты прав военнослужащих. Поэтому основное внимание в моем выступлении будет сосредоточено на прав военнослужащих по призыву. Однако, мне представляется, что если бы сейчас у нас уже была создана профессиональная армия, то мы обсуждали бы проблему правовой незащищенности военнослужащих совсем в другом ключе. Речь шла бы только об обязательствах государства в рамках `больше - меньше` -ответственности и взаимных обязательств), а не о беспросветном недофинансировании и массовых нарушениях прав человека в вооруженных силах

Проблема состоит в том, что военнослужащие по призыву занимают совершенно особое место в военной корпорации, несравнимое с положением призванных в армию в любой другой стране - от Швеции до Зимбабве и, скажем, от Китая до Швейцарии. Военнослужащие по призыву в сущности не воспринимаются ни в законе, ни в ментальном отношении как важная и совершенно необходимая категория военнослужащих. Они занимают в нашей военной организации то место, которое очень точно можно охарактеризовать английским словом `expendable`, т . е. нечто, чем можно легко жертвовать во имя любой цели. Наш солдат, пока он жив, может быть брошен в горячую точку без подготовки, использоваться на работах, не связанных с боевой подготовкой и даже продан в рабство. А когда он погибает, то превращается в забытого безымянного солдата.

Нам как-то пришло в голову сравнить положение военнослужащих по призыву и заключенных. Общим для категорий населения является недобровольность их проживания в колониях и казармах. Разница же состоит в том, что заключенный отбывает наказание за преступление, а солдат - в силу принудительного призыва. Во всем остальном правовое положение осужденных значительно отличается от положения солдат в лучшую сторону.

Характерно, что в разделе последнего доклада Министра обороны РФ Сергея Иванова о совершенствовании системы социального обеспечения военнослужащих ни слова нет о военнослужащих по призыву. Однако упоминание о них имеется в другом разделе, посвященном совершенствованию системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, а также патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. И это упоминание касается рассмотрения вопроса о возвращении к практике применения административного ареста, т. е. гауптвахты. Это весьма символично.

Министр, кстати, говоря о развитии службы по контракту, подчеркнул, что частичный (!) переход ВС на контрактную основу является не политической декларацией и не целью развития Вооруженных сил. Нам непонятен подтекст этого заявления. Если ВС в ближайшие четыре года несколько увеличивают долю сержантского и солдатского состава, проходящих службу по контракту, отнюдь не потому, что военное руководство прислушивается к мнению общества о необходимости скорейшего перехода к формированию профессиональной армии, а всего лишь потому, что это - одно из направлений повышения боеготовности ВС, то, по логике, до 2008 г. половина армии так и останется небоеготовой. Но разве это в интересах страны? По нашему мнению, армия нуждается в повышении боеготовности здесь и сейчас.

Можно с уверенностью утверждать, что в настоящий период для юношей не существует никаких моральных, материальных или иных мотивов для прохождения военной службы по призыву. Военнослужащие по призыву в нашей стране являются самой бесправной и незащищенной социальной группой. Таких масштабов нарушений прав человека, как в российской армии, нет ни в одной армии мира. Вспоминаются горькие вопросы российского философа и историка Солоневича о том, почему же нигде в мире нет таких масштабов бегства из армии, как в России? Они имел в виду первую и вторую мировые войны, а мы то же самое видим и сейчас, в новой России. Совершенно очевидно, что в обозримом периоде граждане призывного возраста по-прежнему будут голосовать ногами за отмену призыва. Неспешная профессионализация армии при одновременном сохранении принудительного призыва и, очевидно, при столь же неспешном (учитывая финансово-экономические ограничители и масштабы потребностей) процессе перевооружения вряд ли может вывести вооруженные силы из нынешнего кризисного состояния. Поэтому представителей гражданского общества продолжает беспокоить не только состояние правовой незащищенности военнослужащих, но и общее состояние обеспечения безопасности страны.

Российские вооруженные силы являются неистощимым источником насилия по отношению к военнослужащим по призыву. По официальным данным ГВП за 9 месяцев 2003 г. на 30 процентов возросло по сравнению с прошлым годом число `неуставных проявлений`, в том числе на 40 процентов - количество насильственных действий со стороны офицеров по отношению к своим подчиненным. Зарегистрировано около 2,5 тысяч пострадавших от неуставщины, 16 человек погибло. А сколько не зарегистрировано? Осуждено за рукоприкладство 167 офицеров. Наконец, по стране скрываются от военной службы по крайней мере 4-5 дивизий. Все это - свидетельство масштабов проблемы защиты прав военнослужащих.

И если наше государство не в состоянии решить эту проблему в полном объеме и в короткие сроки, давайте вместе решать ее хотя бы по частям. В отношениях общества с военными структурами и их руководством необходимо избавляться от взаимного недоверия. Давайте исходить из того, что у военных профессионалов и у представителей гражданского общества - общие интересы и цели, которые можно обозначить как стремление модернизировать российские вооруженные силы.

В этой связи мне хотелось бы обратиться к конкретным проблемам защиты прав военнослужащих.

Прежде всего мне бы хотелось выразить нашу озабоченность тем, что ни одна проблема защиты прав военнослужащих, поставленная на встрече Президента РФ с Комиссией по правам человека 10 декабря прошлого года, не решена.

Позором для России является тот факт, что пенсии инвалидам военной травмы - военнослужащим срочной службы, установленные нашими законодателями, в два раза меньше, чем пенсии инвалидов всех других категорий. Один только этот факт способен свести на нет любые потуги в области патриотического воспитания. Тем более, что 85 процентов боевых потерь в Чечне - это именно военнослужащие по призыву. Пенсии инвалидам военной травмы-военнослужащим по призыву особенно ярко свидетельствуют о том, что российский солдат, пожертвовавший своим здоровьем -не скажу, что ради России, а скажу в чеченской войне, - занимает самое бесправное и унизительное положение в обществе. Все другие униженные и обездоленные имеют возможность выбора своего пути, а у солдата такого выбора нет. Остро необходимо объединение усилий военных органов и правозащитных организаций, чтобы решить ,наконец, упомянутутю пенсионную проблему.

В развитие системы гражданского контроля над деятельностью силовых структур необходимо продолжить работу по расширению открытости для общества статей бюджета по разделу `Национальная оборона`. В частности, открыть статьи, касающиеся обеспечения военнослужащих по призыву.

Мы хотели бы обратиться к Военной коллегии Верховного суда РФ и Главной военной прокуратуре с предложением о выделении в их статистических отчетах данных о делах, где в качестве субъектов судебного процесса или расследования проходят военнослужащие-участники боевых действий, отдельно по офицерам, контрактникам и военнослужащим по призыву. Представляется, что этот шаг является целесообразным. Он может стимулировать развитие программ социальной поддержки военнослужащих-участников боевых действий, а также пригодится в ходе предполагаемой разработки Государственной программы реабилитации и адаптации военнослужащих-участников боевых действий.

Конечно же, мы по-прежнему настаиваем на необходимости опубликования Министерством обороны РФ списков погибших в Чечне военнослужащих, а также на необходимости отчитаться о расходовании средств на эти цели, выделяемых с 1999 г.

Особое место среди проблем, связанных с защитой прав военнослужащих, занимают проблемы, порожденные чеченской войной. Это - проблемы розыска военнослужащих, пропавших без вести в Северокавказском регионе, проблемы активизации работы и улучшения материальной и технической оснащенности розыскных структур, в том числе тех, кто занимается эксгумацией. (Сказать о захоронениях в Урус-Мартановском и Курчалоевском районе.)

Наконец, необходимо покончить с невыплатами денежного довольствия военнослужащим, в том числе `боевых`, а также невыплатами денег по судебным решениям, принятым по соответствующим искам военнослужащих к Министерству обороны. Правозащитные организации готовы помочь военным органам, решить этот вопрос, следует только обсудить совместно, как это лучше сделать.

Я думаю, что все эти и другие проблемы защиты прав военнослужащих будут обсуждаться более детально в ходе наших последующих дискуссий.

Необходимо также обсудить конкретные формы организации сотрудничества правозащитных организаций и представителей исполнительной власти, прежде всего военных органов, с правозащитными организациями, занимающимися проблемами защиты прав военнослужащих.

Мы твердо убеждены, что без достижения общественного согласия по вопросам защиты прав военнослужащих и путей модернизации вооруженных сил невозможно решать их проблемы. Гражданское общество готово искать в этой сфере пути конструктивного взаимодействия. Дело - за государством.

В целом можно утверждать, что наблюдаемые сейчас поиски форм взаимодействия между обществом и государством являются позитивным моментом в развитии современной России. Однако не следует забывать, что этот процесс происходит при сохранении важнейшей характеристики российского государства, сложившегося за последнее десятилетие, а именно практически полной безответственности власти перед обществом. В России, как известно, не граждане или гражданское структуры являются главным источником нарушений конституционных прав, а само государство. Механизмы взаимодействия гражданской горизонтали и властной вертикали не могут работать на основе необоснованных или чрезмерных льгот, привилегий, фаворитизма, коррупции и черного пиара. Они могут работать только в рамках правового государства. Давайте попытаемся создавать такое государство вместе.


И.Н. Куклина, доктор политических наук,

Член Комиссии по правам человека

при Президенте РФ

Член Координационного совета СКСМРhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195192
Опублик.: 21.10.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``