В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Права человека в латвии: страсбургский прецедент Назад
Права человека в латвии: страсбургский прецедент

Права человека в латвии: страсбургский прецедент9 октября Европейский суд по правам человека вынес решение по иску гражданки России Татьяны Сливенко в отношении правительства Латвии. Иск состоял из 12 пунктов, 3 из которых были удовлетворены: суд признал, что лишение Сливенко статуса постоянного жителя и высылка ее семьи из Латвии являются нарушением права на частную жизнь и место жительства. Суд постановил, что Татьяне и ее дочери должны быть выплачены по 10 тыс. евро в качестве компенсации за моральный ущерб и предоставлены возможности вернуться на постоянное проживание в Латвию.

Власти Латвии потребовали от Татьяны Сливенко и ее дочери покинуть территорию страны после вывода российских войск в 1994 году, поскольку они являлись членами семьи офицера Советской армии. Попытка оспорить данное решение была предпринята в мае 1999 года: процесс, в котором активное участие принимала российская сторона, длился более 4 лет. Его итог был с воодушевлением встречен российскими официальными лицами. Как заявил российский уполномоченный при Европейском суде по правам человека в Страсбурге Павел Лаптев, постановление по иску Татьяны и Карины Сливенко против Латвии создает `суперпрецедент` для решения других аналогичных дел. Россия рассчитывает на то, что постановление суда положит начало многочисленным аналогичным решениям в отношении латвийских властей, которые заставят Латвию пересмотреть свою политику в отношении русскоязычного населения. Особо подчеркивается роль России в судебном процессе: как заявил адвокат Сливенко Александр Аснис, `Россия доказала, что она может использовать не только политические и дипломатические возможности, но и принятые в Европе правовые институты. Положительному решению по делу Сливенко способствовало вступление на стороне истца в качестве третьей стороны Российской Федерации`.

Однако для того чтобы решение суда действительно стало прецедентом, оно должно быть в первую очередь реализовано. Адвокат Сливенко в этом не сомневается: `Положительное решение дает возможность семье Сливенко ставить перед властями Латвии вопрос о предоставлении им правового статуса, позволяющего постоянно и беспрепятственно жить, работать и учиться в Латвии, а также возвращении им квартиры, из которой они были незаконно выселены`. Официальные власти Латвии думают иначе, не делая из судебного решения столь далеко идущих выводов. Представитель Латвии в Евросуде Инга Рейне заявила, что `из решения суда не следует, что семья Сливенко теперь сможет вернуться в Латвию на постоянное жительство. Европейский суд лишь констатирует факты нарушения прав человека и назначает компенсацию за их нарушение, но не может отменить решение латвийского суда`. Тем более вряд ли можно говорить о том, что аналогичные ситуации будут разрешаться в массовом порядке именно по такому сценарию.

Россия давно активно добивается защиты прав русскоязычного населения в Латвии, но существенных успехов пока не видно. Это связано с довольно мягкой позицией самого Евросоюза, который не готов оказывать ощутимое давление на Латвию. Европа изначально считала в целом справедливым латвийский подход к законодательству о гражданстве и настаивала лишь на изменениях отдельных формулировок в законах. Приоритетом для Европы изначально была интеграция Латвии в свои структуры.

Россия со своей стороны пытается максимально использовать факт вступления Латвии в Евросоюз, указывая на тот факт, что присоединение страны, где происходит ущемление прав русского населения, дискредитирует ЕС. Этот аргумент особо актуализировался, когда 3 октября латвийский суд рассматривал дело бывшего партизана Великой Отечественной войны, гражданина России Василия Кононова. 80-летнего пенсионера обвиняли в совершении военных преступлений в мае 1944 года, однако в итоге статью обвинения переквалифицировали в `бандитизм`, а подсудимого освободили в связи с истечением срока давности по этой статье. Тогда сам факт рассмотрения подобного дела в суде стал поводом для обвинений со стороны России в адрес ЕС и латвийских властей. Наиболее жесткие заявления сделал председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин. По его словам, `Европейский союз, который стремится расшириться любой ценой, закрывает глаза на массовые нарушения прав человека в этой республике, на массовое закрытие русских школ, что является грубым нарушением взятых международных обязательств Латвийской республикой, в том числе по ее членству в Совете Европы, что в Латвии происходит фактически возрождение нацизма, когда открыто проходят сходки бывших нацистов на кладбищах на могилах эсэсовцев, воевавших в годы второй мировой войны на стороне Гитлера`. Рогозин подчеркнул, что думский международный комитет `считает целесообразным вернуться к вопросу о санкциях, в том числе экономического характера, в отношении Латвии`.14 октября в Госдуме России планируется рассмотреть проект заявления в связи с массовым нарушением прав человека в Латвии. Очевидно, что чем ближе выборы в России, тем больше тема соотечественников в Латвии будут раскручиваться депутатами.

Еще ранее российский МИД гневно отреагировал на открытие 27 сентября мемориала воинам дивизии Waffen SS на кладбище латышских легионеров, воевавших в рядах этого соединения. Открытие транслировалось в прямом эфире по телевидению и радио, а само кладбище было названо `древней святыней Латвии`. МИД РФ заявил, что `восхваление латышских легионеров, воевавших плечом к плечу с нацистскими оккупантами против Советского Союза - участника антигитлеровской коалиции - и запятнавших себя преступлениями против мирного населения, это публичное глумление над памятью жертв нацизма и бойцов-антифашистов, погибших в борьбе с `коричневой чумой`.

Не остается в стороне и президент России Владимир Путин, который в начале октября провел встречу с учениками 4-го класса рижской русской гимназии им. Ломоносова. Как заявил президент, `в Латвии те, кто говорят по-русски, должны пользоваться международными правами и бороться за эти права, но при этом без экстремальных форм`. Встреча вызвала негативную реакцию в Латвии. По словам замруководителя Латвийской государственной инспекции образования Валда Пуйше, `в случае, если будут установлены нарушения закона, инспектор вправе будет сделать замечание директорам школ за несоблюдение правил внутреннего порядка и нарушение программы обучения, а школьникам зачислят прогулы`. `Дело школьников` приобретает все больший резонанс в связи с тем, что группа учащихся русских школ пикетировала здание Европарламента в Страсбурге, выступая против обучения на латышском языке. После их возвращения в Латвию школьники были вызваны в полицейские органы с тем, чтобы выяснить, кто организовал их поездку.

Решение Европейского суда по правам человека можно лишь частично признать победой в политике России по защите прав русскоязычного населения в Латвии. Маловероятно, что решение станет прецедентом для властей Латвии. Что касается русских школ, то большинство в парламенте страны придерживается по этому вопросу консенсусной позиции, а сопротивление со стороны депутатов, прошедших по списку `За ПЧЕЛ`, ослаблено расколом в этом блоке на `радикалов` и `умеренных`. По большому счету, положение национальных меньшинств в Латвии в ближайшее время вряд ли серьезно изменится, а `подвижки` будут основываться преимущественно на прецедентах, подобных `делу Сливенко`. Однако чем больше Латвия будет встраиваться в Европу, тем большее давление на нее будут оказывать партнеры по ЕС.

Источник: http://www.politcom.ru/2003/analit75.phphttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195121
Опублик.: 20.10.03
Число обращений: 173


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``