В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
У России и НАТО общая болезнь: им не хватает боевой готовности Назад
У России и НАТО общая болезнь: им не хватает боевой готовности

У России и НАТО общая болезнь: им не хватает боевой готовностиНа минувшей неделе министр обороны Сергей Иванов посетил с официальными визитами ряд зарубежных государств. О том, как это происходило, рассказывает корреспондент `МК` Юлия КАЛИНИНА, которую нелегкая журналистская судьба забросила вместе с министром и сопровождающими его лицами последовательно в Исландию, Канаду, США, Бразилию и Марокко.

Главной целью поездки была неформальная встреча министров обороны стран НАТО и России в Колорадо-Спрингс (США) 8-9 октября. Раз все равно лететь в Новый Свет, решено было сделать там несколько дел сразу - в частности, провести встречи с руководителями военных ведомств Канады и Бразилии, давно уже намеченные, но по разным причинам откладывавшиеся. Что касается Исландии и Марокко, то они были выбраны для технических посадок. Перелеты через океан длинные, самолету требуется дополнительная заправка, так что пока экипаж приводил его в порядок, у делегации образовывалось часа три на то, чтоб ознакомиться с местными достопримечательностями.
Исландия оказалась первой на предстоящем нам долгом пути. Лететь до нее всего каких-то пять часов, так что воспринималась она свежо и радостно.
Нас, журналистов, возили по Рейкьявику в автобусе. Окна его по правой стороне были в каплях дождя, по левой - абсолютно сухие. Про достопримечательности рассказывал гид - симпатичный мужчина в очках и теплом сером пальто. Вся местность в его воображении располагалась как бы на часовом циферблате, и вместо `посмотрите налево, посмотрите направо` он говорил так: `Пол-одиннадцатого - поле для гольфа, три пятнадцать - лошади, настоящие, исландцы обижаются, если их называют `пони`.
Людей в Исландии живет мало - 270 тысяч человек. Зато здесь много эльфов. Эльфы живут в камнях, поэтому, если строится новая дорога, а на пути ее лежит большой камень, его не убирают, а обводят дорогу вокруг - чтоб не тревожить эльфов. Иногда на земле можно увидеть таблички: две ступни, а из-под них испуганные глаза. Это значит: сюда не наступайте, здесь живут эльфы. Когда у эльфа и человека родятся дети, они получаются очень красивые и умные. Если вы умный и красивый, ваша мама, по всей видимости, эльф (но для верности лучше спросить у нее).
* * *

Перелет из Исландии в Оттаву занял около девяти часов и показался безумно долгим и трудным. Сидеть так долго без свежего воздуха, без движения, без дела - любому тяжко. Но втройне тяжко корреспонденту, в котором суровое ремесло вытравило склонность к неге. К тому же правила поведения в министерском самолете оказались весьма строгими. Прямо на взлете бортовой техник торжественно зачитал нам - дюжине журналистов, изолированных от официальной делегации в отдельном салоне, - приказ министра: `В полете запрещается курить и потреблять спиртные напитки`.
Понятное дело, ему не поверили. Министр обороны - интеллигентный человек. Он не мог издать такой фашистский приказ. Поэтому все, кто хотел, и курили, и потребляли, но надо было видеть, в какой жестокой борьбе, в каких жарких схватках отвоевывалась каждая сигарета.
Впрочем, в Оттаве курить оказалось еще рискованнее. Затянуться нельзя было практически нигде - ни в аэропорту (хотя самолет Минобороны приземлялся только на военных или `виповских` закрытых аэродромах), ни в гостинице (штраф две тысячи долларов), ни в самом Министерстве обороны Канады, где Сергею Иванову была устроена торжественная встреча с оркестром, гимном и ритуальным обходом строя военнослужащих.
Церемония проходила прямо в фойе здания. Строй военнослужащих был невелик - четыре взвода, выстроенные в два ряда на красной ковровой дорожке. Половина - женщины. У всех награды, все участвовали в миротворческих операциях. Миротворчество - основная сфера применения канадских вооруженных сил, сейчас этим благородным делом занимаются в разных частях света порядка десяти тысяч канадских военных. Самое горячее место - Афганистан, где несут службу около полутора тысяч человек. Накануне визита министра Иванова в Кабуле подорвались на мине пятеро канадцев, и эта трагедия придала переговорам министра обороны Канады Джона Макколлума `с русскими` особую актуальность.
Речь шла о сотрудничестве по линии спецслужб и обмене разведданными. `По вопросам, связанным с Афганистаном, - сказал Макколлум на пресс-конференции, - мы договорились, что Россия будет делиться с нами информацией, касающейся нашего контингента в Кабуле`.
Сергей Иванов в ответном слове подтвердил готовность делиться. По всей видимости, именно ради этого с ним и прилетел в Канаду начальник Главного разведывательного управления Генштаба Валентин Корабельников. Ведь все, что касается наших разведданных, - в его ведении.
Несмотря на то что главным мотивом переговоров и пресс-конференции был Афганистан, речь зашла и о Чечне, о выборах президента Кадырова и степени его легитимности. `Мы надеемся, что долгосрочное решение вопроса в Чечне будет найдено`, - деликатно заметил Макколлум. `Оно уже найдено`, - отрезал Иванов.
Министру еще предстояли встречи в правительстве и парламенте, а журналисты свою обязательную программу на этом откатали. И слава богу, поскольку долгий перелет и девятичасовая разница во времени уже давали о себе знать. Днем хотелось спать и не хотелось есть, ночью - наоборот, в голове клубилась какая-то каша, и никто не мог сразу сказать, который сейчас час, день недели и число месяца.
Из Оттавы самолет министра вылетел в Торонто (сорок минут лету), из Торонто - в Колорадо-Спрингс (кажется, часа три, но точно не помню). С каждым стартом взлет и посадка проходили все незаметнее. Битва с курением шла с прежним накалом, но в самолете сделалось уютнее. Он обживался, обрастал нашими вещами - тапками, книжками, спортивными штанами, теплыми кофточками и недопитыми бутылками.

* * *

Аэродром в Колорадо-Спрингс был заставлен самолетами и самолетиками стран НАТО, на которых прилетели сюда министры обороны. Разглядывая их, мы не без гордости отметили, что наш `Ил-62` с красно-синей полосой по борту выглядит самым крупным и убедительным.
По прилете министр Иванов отправился осматривать штаб объединенного американо-канадского командования воздушно-космической обороны североамериканского континента - секретный объект, куда иностранных журналистов пускать не принято. Мы тем временем исследовали Колорадо-Спрингс самостоятельно, в результате чего две наши дамы оказались в кутузке. Бдительная таксистка, узнав, что они из России, на всякий случай отвезла подозрительных гражданок в полицию, откуда их сопроводили в пресс-центр саммита, размещенного в отеле `Бродмур`, чтоб они получили аккредитационные карточки и подтвердили тем самым законность своего пребывания в Колорадо-Спрингс.
`Беспрецедентные меры безопасности предприняты в американском Колорадо-Спрингс`, - такими словами начали на следующий день свои репортажи все телевизионщики. Или почти все. На самом деле, кроме как о мерах, рассказывать было не о чем. Вся встреча министров обороны проходила за закрытыми дверями - сначала на авиабазе `Шривер`, потом в гостинице `Бродмур`, и журналистов к ним не подпускали ближе чем на полкилометра. Известно было только, что двусторонние встречи Сергей Иванов проведет с генсеком НАТО и министрами обороны США и ФРГ.
Вечер министры планировали провести в местном центре родео, и американские папарацци потирали руки, надеясь, что удастся сделать снимки министров в ковбойских шляпах и клетчатых рубашках. Сергей Иванов почему-то представлялся им особо интересной натурой, однако он от вечернего родео отказался и улетел из Колорадо-Спрингс сразу после своей пресс-конференции, на которой сказал журналистам, что и у НАТО, и у российских военных проблемы, в общем, схожие. Личного состава много, а боеготовых подразделений, которые могут в любой момент переместиться в любую точку земного шара, - мало.
Иностранных журналистов интересовало, действительно ли Россия пересмотрела свою военную доктрину и отныне оставляет за собой право использовать ядерное оружие первой - в превентивных целях. Сергей Иванов объяснил, что все не так. Да, по новой доктрине мы можем первыми использовать военную силу. Но не ядерную.
- А США могут ядерную, - поднялся американский корреспондент в очках и `бабочке`. - По-вашему, это справедливо?
- Это не ко мне, - сказал Иванов. - Это к Рамсфельду.
Иностранные журналисты продолжали сомневаться в миролюбивости наших намерений, и министру пришлось объяснять, что если мы и решим первыми двинуть войска, то только в страны СНГ - и то только в том случае, если там возникнет угроза антидемократического переворота либо будут нарушены права русскоязычного населения, по отношению к которому наша страна несет определенную ответственность. `Кроме того, мы поставляем в эти страны энергию по ценам, сильно отличающимся от мировых`, - напомнил Иванов. По всей видимости, это должно было означать следующее: `Кто девушку ужинает, тот ее и танцует, поэтому в случае какой-то заварушки порядок будем наводить мы, а вы туда не суйтесь`.
Помимо разъяснения новой военной доктрины Иванов использовал встречу с натовцами, чтоб заявить еще раз о необходимости отказа от двойных стандартов в области: а) нераспространения ядерных технологий (имелся в виду легководный реактор в Бушере, за который нас обвиняют во всех грехах, хотя некая голландская фирма, по нашим данным, поставила в Пакистан газовые центрифуги, которые для производства ядерного оружия еще полезнее, чем реакторы); б) борьбы с международным терроризмом (имелась в виду Турция, где продолжает скрываться Мовлади Удугов, несмотря на то, что наши спецслужбы уже передали турецким коллегам данные на добрый десяток его паспортов).

* * *

Из Колорадо-Спрингс мы вылетели в Новый Орлеан (три с половиной часа), где необходимо было дозаправиться перед дальним перелетом в столицу Бразилии. Мне к тому времени стало казаться, что самолет наш взлетает уже практически без разбега.
В аэропорту Нового Орлеана предполагалось провести два с половиной часа, но местные службы подогнали к самолету две пожарные машины, объяснив, что у нас перегрелись тормоза во время посадки и по правилам их сначала надо охладить, а потом уже заправляться.
По нашим правилам заправляться можно было одновременно. Возникли разногласия. Против американских техников наша делегация выставила американского офицера, сопровождавшего нас от самого Торонто, и он каким-то образом снял вопрос.
В Бразилию мы вылетели в час ночи по местному времени. В Москве в это время было девять утра. Или восемь. Или семь. Честно сказать, абсолютно все равно было, где сейчас сколько времени. К тому моменту мы уже путались не только во временах и датах, но и в городах. Кто-то пытался называть Колорадо-Спрингс Солт-Лейк-Сити, кому-то Рио-де-Жанейро казался Буэнос-Айресом...
Второй девятичасовой перелет, как ни странно, показался более легким. Видимо, у нас начали вырабатываться навыки, позволяющие человеку жить не на земле, а в воздухе...
В столице Бразилии Бразилиа прием министру Иванову был устроен не в пример более пышный, чем в Канаде: роскошный парад на площади перед министерством обороны Бразилии, несколько сотен гвардейцев в шлемах с перьями, одетые в красные и синие мундиры, напоминающие моду времен Бородинской битвы, парадный оркестр, конница, приветственный салют из пушек.
В Бразилиа министр обороны решал в основном задачи продвижения нашего оружия на мировой рынок и обсуждал перспективы экономического сотрудничества.
Пару лет назад правительство Бразилии собралось закупить истребители и объявило тендер, в котором решили принять участие наши `Су-35`, `МиГ-29`, американские `F-16`, `Грипены` (Швеция и Великобритания) и французские `Миражи`. Бразилия хочет закупить 12 машин - это хороший контракт, к которому наверняка потребуется продолжение: машины нужно будет обслуживать, модернизировать. Продав один раз дюжину самолетов, Россия надолго займет `бразильскую` нишу, поэтому сейчас нужно постараться пролоббировать контракт. Тем более что у `сушек` неплохие шансы. Чтоб наши предложения имели больший вес, `Рособоронэкспорт` выбрал бразильского партнера - предприятие `Авибраз`, головной офис которого находится в пригороде Сан-Паулу - местечке Сан Жозе дос Кампос. Туда мы и вылетели на следующий день из Бразилиа (час лету).
Здесь шел тропический дождь - проливной, унылый и бесконечный. Вероятно, поэтому экскурсия по `Авибразу` показалась столь же унылой. Нам продемонстрировали старый рекламный ролик и макеты ракет, которые вроде бы выпускает предприятие, но настоящего, действующего производства мы так и не увидели, и чистенький пустой заводик произвел впечатление чего-то отжившего, уходящего в небытие.

* * *

Из Сан-Жозе в Рио-де-Жанейро лететь сорок минут, мы даже не успели просохнуть, хотя сохнуть не было смысла: в Рио шел тот же проливный дождь. Но удивительно: Рио-де-Жанейро все равно производил впечатление города-праздника. На залитых дождем футбольных площадках дети и взрослые играли в футбол, бездомные `генералы песчаных карьеров` весело втюхивали туристам футбольные майки на знаменитой набережной Копакабана, и город клубился, кишел приветливыми людьми всех оттенков - от африканского черного до европейского чуть загорелого.
Курс на Марокко наш самолет взял на следующий день в одиннадцать вечера (десять часов лету). Салон, где размещались журналисты, к этому моменту окончательно приобрел вид цыганской кибитки. Было уютно, как дома. За восемь безумных дней все успели поругаться, помириться и съесть пуд соли, и трудно было представить обстоятельства, которые могли бы нас серьезно напрячь. Мы так здорово закалились, что могли теперь летать еще хоть целый месяц. Есть когда дают, а не когда хочется, немедленно засыпать в первом попавшемся кресле и пользоваться туалетом, только если разрешит бортовой техник.
До Марокко долетели легко и непринужденно, почти не ощущая усталости. Но то ли времени там было мало, то ли чувства уже притупились - Касабланка не произвела сильного впечатления. Типичный мусульманский город, совсем неромантичный. Огромная мечеть, недавно построенная почему-то на месте бассейна (хотя на месте бассейна прежде мечети не было). Когда-то белые, а нынче пыльные стены домов. Мужчина в голубой рубашке, совершающий намаз прямо на пляже, на грязном песке.
...И снова аэродром. Последний рывок - до Москвы. `Не последний, а крайний`, - поправили летчики. Оказывается, из восьми (или девяти?) суток мы в общей сложности провели в воздухе сорок восемь часов. В борьбе за национальную безопасность незаметно облетели пол земного шара.
Хорошо все-таки, что Земля у нас не очень большая. Скромных размеров. Иначе отстаивание государственных интересов было бы под силу только космонавтам.


Московский Комсомолец
от 17.10.2003
Юлия Калининаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 195105
Опублик.: 17.10.03
Число обращений: 140


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``