В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сопротивление административной реформе будет расти, даже, несмотря на поддержку Президента Путина Назад
Сопротивление административной реформе будет расти, даже, несмотря на поддержку Президента Путина
На мой взгляд, основа административной реформы - это снижение государственного менеджмента во всех сферах жизнедеятельности, но, прежде всего, в экономической сфере. В этой связи оптимизируется деятельность государственных ведомств, выделяются функции, какие необходимо выполнять государству, и уже под эти функции формируются соответствующие органы. Безусловно, создать идеальную модель заново, с чистого листа - невозможно, в сегодняшних условиях. Но, тем не менее, реформирование уже идет полным ходом. Оцениваются существующие функции у министерств и ведомств и выделяются из них те избыточные, которые, безусловно, тормозят развитие экономики, и они исключаются, а, может быть, даже будут перераспределяться между ведомствами, вплоть до исключения отдельных из них в качестве неэффективных инструментов как уже исчерпавших себя и не соответствующих задачам сегодняшнего дня. В частности, одним из ключевых моментов становится малый и средний бизнес. Например, по словам вице-премьера Алешина, который курирует административную реформу, нужна та ниша, с которой начнется эффективное реформирование государственного аппарата, и это сфера малого бизнеса. Уже сейчас в подготовке к заседанию правительства 16 октября, которое будет посвящено административной реформе, рассматривается множество вопросов, связанных с пересмотром ряда государственных функций.

Приведу в пример ФКЦБ и ее деятельность в сфере регулирования деятельности регистраторов реестров акционеров - юридических лиц, акционерных обществ. Казалось бы, орган призван обеспечивать законность и защиту прав собственников, акционеров. На самом деле происходит сейчас следующее: начиная с 2001 года, выходят в свет постановления, которые вносят количественное ограничение, обязательное для регистраторов, которое является необходимым условием для получения лицензии. И их такое множество, что если будут выполняться эти условия, останется один-два предприятия, которые работают в этой сфере, потому что все остальные либо разорятся, либо будут проданы. Вот это пример самого неэффективного администрирования со стороны государства и бизнеса. Сокращая количество контролируемых субъектов, они пытаются обеспечить законность совершенно в другой сфере. Работают, не теми инструментами вместо того, чтобы разработать механизм отслеживания злоупотреблений и лишения лицензий нарушителей пытаются лишить этой возможности даже тех, кто исправно себя вел и зарекомендовал как эффективный в этой сфере предприниматель. То есть, эта функция, на наш взгляд, должна обязательно быть исключена из ведения этого ведомства. А если мы посмотрим еще ряд других направлений деятельности ФКЦБ, мы придем к выводу, что, может быть, его и вовсе нужно сократить.

Я думаю, что любая реформа, тем паче административная реформа - это очень непростой процесс. Тот, кто будет ей руководить, должен быть готов стать жестким, так как `резать` нужно будет по живому. Здесь еще и роль личного фактора очень велика. Если с тем подходом, с которым Алешин взялся за дело, он будет идти до конца, то это можно сделать в ближайшие три года, я думаю, это реальные сроки. Хотя, может быть, ему кто-нибудь и скажет: `мы уже попробовали реформировать, ничего не получилось, надо оставить все по-старому`. Например, посмотрим на Соединенные Штаты, они тоже с этой проблемой столкнулись в свое время, и у них там введен аудитор. Это избираемая должность, аудитор существует постоянно, он мониторит все функции госслужбы, оценивает их эффективность и вносит коррективы, предложения и даже запреты. Аудитор в США в праве приостановить деятельность ведомств, которые не соответствуют общим задачам органа власти и конституции Соединенных Штатов. То есть, не сама власть себя реформирует, а есть специальный орган. У нас же получается, что сам орган должен себя реформировать. Ну, кто себя будет сокращать? Провести реформу в наших условиях очень непросто, особенно с учетом нашего российского менталитета. Однако, если будет продемонстрирована политическая воля, мы быстро перестроимся.

В административной реформе, безусловно, заинтересован так называемый формирующийся средний класс - те, которые делают ставку на самозанятость, на развитие инициатив, собственного дела, то есть, это будущие или настоящие собственники. Они знают чего хотят, видят основной ресурс в своих идеях, в реализации своих профессиональных навыков, и они заинтересованы, чтобы их дело встречало поддержку со стороны власти, потому что это рабочие места, налоги и самозанятость. Средний класс предпочитает видеть в лице государства орган, который станет защитником их интересов внутри страны, и в том числе, за рубежом. Молодые бизнесмены в России, предприниматели малого и среднего звена, хотят осваивать новые рынки, и готовы платить за это налоги. Убеждена - это основной заинтересованный участник реструктуризации государственной службы, и в этой связи, вполне может стать консолидирующим началом. Обычно уровень консолидации предпринимательского сообщества довольно низок, к сожалению. Хотя есть очень инициативные бизнесмены, как те, которые уже показали себя и объединились, например, у нас в `ОПОРЕ`. Я не просто хвалю `ОПОРУ`, но это действительно предприниматели, которые сами объединились, чтобы решить общую проблему. Но, тем не менее, их опыт и идеи пока не находят массовой поддержки, потому что общий менталитет еще пока превалирует.

Второй сторонник административной реформы - это Президент. Он заинтересован в том, чтобы его деятельность дала ощутимые результаты. Время слов давно прошло, нужны конкретные дела, нужны плоды. Но сопротивление реформе будет расти, даже несмотря на поддержку Путина. Ее мы находим уже сейчас. В первую очередь, сопротивление реформе будет расти среди тех министерств и ведомств, которые теряют сферы своего влияния.

Безусловно, административная реформа не имеет сторонников среди оппозиционных политических партий по отношению к Президенту, прежде всего, это КПРФ, потому что им наоборот выгодна министерская волокита и плохой менеджмент. Чем больше протестный электорат, чем негативнее настроения, тем больше они получают преимуществ, на предстоящих выборах, в том числе. Мы однозначно встречаем сопротивление даже на уровне общего подхода к оценке надобности реформы, освещения в СМИ, это тоже немаловажно. От информационных источников зависит настрой людей. Наверное, серьезный оппозиционер административной реформе сидит в наших собственных мозгах. Пока мы все еще полагаемся на государство, и думаем, что кто-то за нас должен что-то сделать, и никак не можем осознать, что кроме нас это никто не будет ничего делать, и если мы останемся в стороне - опять получим то, что имеем.

У Бориса Алешина сейчас очень сложная ситуация. Многие вопросы уже находят свое решение. Яркий пример - закон о техническом регулировании был принят в короткие сроки. Собственно, само предпринимательское сообщество оценивает его, и даже самые `колючие` из них говорят, что закон `очень неплохой` - это высокая оценка. Уже есть конкретные результаты. Но то, что деятельность комиссии, рабочей группы держится на общественных началах и наряду с общественными организациями, с экспертами, включает в себя самих чиновников - это плохо. Они же бьются за каждую функцию, доказывая ее необходимость. И то, что деятельность этих рабочих групп не финансируется дополнительно, то есть, экспертов приходится подключать, объединяясь, самому предпринимательскому сообществу, это в принципе неправильно. И недостаток этого ресурса может сказаться на сроках и на качестве работы. В любом случае, внутри самой государственной машины, которую мы реформируем, в этом вопросе никогда не будет согласия. Реформаторов, как вы знаете, очень не любят в России. Это может косвенно повлиять на Алешина, и ему придется самому отстаивать свою точку зрения. Внутри аппарата союзников у него вряд ли будет много. Остается только волевое решение при качественных экспертных оценках.

Позитивный опыт налаживания эффективной работы отдельных ведомств в отдельных региональных администрациях существует. Чувашия, безусловно, может быть здесь даже лидером. У Федорова подавляющее большинство министров - это женщины. И он этому только рад. Или, например, Воронеж, где изменены механизмы кредитования малого бизнеса. Казалось бы, Сбербанк, самый регламентированный банк и самый недоступный для малого бизнеса. Воронеж показывает нам обратное, там именно Сбербанк становится стержнем поддержки всего малого бизнеса, сам поддерживает общественные организации малого бизнеса, создаются совместные структуры по помощи предпринимателям в создании технико-экономических заданий для того, чтобы можно было уже с банком работать. Создается модель, которую можно было бы уже даже в рамках существующего законодательства использовать в других регионах, но, тем не менее, этим опытом еще не воспользовались.

Яркий пример - Нижний Новгород, где был создан Центр развития предпринимательства, где все структур поддержки предпринимательства объединились под одной крышей: и общественные, и `ОПОРА России`, и Фонд поддержки предпринимательства, и Департамент поддержки администрации, каждый свой вклад внес в эту деятельность. Кто-то предоставил бесплатных юристов, кто-то финансовые ресурсы. Предприниматели уже начинают ощущать заботу о них. Еще пример - Приволжский федеральный округ, где уже в который раз на базе ПФО проводятся ярмарки социальных проектов, например, Тольяттинский диалог. И Российский форум пройдет в Нижнем Новгороде. В этот раз форум примет государственный масштаб, это свидетельство того, что есть какой опыт нам перенимать. Создаются площадки для действительно продуктивного диалога: власти различных уровней, общественные организации, эксперты.

В Нижнем Новгороде создаются различные советы при губернаторе. В ряде других регионов есть губернаторские советы по поддержке предпринимательства, где любые решения, которые администрация, исполнительная власть принимает, она выносит на этот совет. Во всяком случае, мнение предпринимателя учитывается, не всегда является определяющим, но учитывается, и предпринимательское сообщество об этом знает. Но, к большому сожалению, это является волеизъявлением власти, как правило, все равно предприниматель остается просителем у парадного подъезда. И все равно этот механизм, где ответственность со стороны власти еще была бы, в такой ситуации вряд ли можно сделать. Они, как правило, будут разбиваться ввиду отсутствия правовой базы для этого диалога. В частности, например, до сих пор не принят закон о защите третьих лиц, право за общественными организациями обращаться в суд по защите прав третьих лиц. Каждый предприниматель, решив свою проблему, не заинтересован решать за кого-то другого, да и не может, он лишен этого права юридически.

Позиция РСПП несколько спорна. Да, они внесли свою концепцию, создали собственный совет. Сейчас созданы условия для взаимодействия с властью, внесения внутрь принимаемых решений, а значит, доведения до конца своих предложений. Моя позиция и позиция `ОПОРЫ` состоит в том, чтобы в эффективном диалоге, не выпячивая свой бренд, а добиваться результатов. Только тогда можно было бы заявлять о том, что мы тут действительно защитили и отстояли. А какую бы они концепцию ни разработали на стороне, не учитывая реальное состояние законодательства, реальную необходимость соблюдать те регламенты и законы, которые у нас сегодня существуют, ничего не сделаешь, как бы красиво это ни было. То есть, это остается демагогией и виртуальной реальностью.

Безусловно, хороших идей у РСПП очень много. Например, проблема, которая рассматривалась на конференции по субконтрактации. Действительно, огромная ниша для развития малого бизнеса - это субконтрактация с крупными предприятиями. То есть, повышение эффективности крупных предприятий идет за счет выделения в отдельное предприятие или передачи на существующее предприятие целых фрагментов производств, непрофильных производств. И это уже давно просчитывалось. Именно взаимодействуя с крупным бизнесом, представителем которого является РСПП, взаимодействуя с властью, с представителями малого бизнеса, можно создать действительно эффективную систему, среду, где бы выиграли все участники - малый бизнес нашел для себя дело, крупный повысил эффективность своего производства, а власть, естественно, получила бы дополнительные налоги в бюджет. Но, к сожалению, пока все остается на уровне идей. У представителей крупного бизнеса собственная программа по поддержке малого бизнеса, есть социальные программы, правительство тоже сейчас создает свои программы и выделяет из бюджета ресурсы - почему не объединить идеи уже сейчас? Почему не объединить ресурсы, почему не поделиться опытом? Я думаю, что все-таки должно пройти какое-то время, чтобы мы осознали, что цена тебе как политика, как лидера организации будет определяться не тем, насколько хорошие ты программы выдвигаешь, а какие ты результаты достигаешь.


Как мне кажется, пока еще ни одна партия готова объявить своим лозунгом административную реформу. Сейчас еще отсутствует зрелое гражданское общество, а политические партии в основном строят свои кампании на популистских, краткосрочных ожиданиях людей. На заведомо сложной, может быть, даже проигрышной теме им сложно будет строить свою кампанию. Пока проект административной реформы полностью не проработан и не прозрачен, то любая партия, сделав реформу своим лозунгом, может потерпеть фиаско. В предвыборный период тактические задачи становятся во главу угла, а реформа - задача стратегического значения.

Зрелость гражданского общества - это изменение сознания общества путем естественной эволюции. На мой взгляд, здесь не надо поспешать, это момент, когда мы должны вызреть. Общество должно принять реформу не на уровне теорий, а на уровне понимания. Это первично. Вторично - повторюсь, должна быть четко разработана система и ее цель. Какое государство, для чего, собственно, реформа, какие приоритеты выставлены, где свобода граждан, в какой мере участвует государство в жизни граждан, какие функции оно осуществляет - только когда мы ответим на эти вопросы обществу, найдутся лидеры, которые, объединившись, смогут довести реформу до конца. Хотя, следует отметить, что уже сейчас есть инициативные люди, которые работают над проектом, как эксперты.

Сначала нужно достичь единства среди лидеров, которые только появляются. РR административной реформы - это верхушка айсберга, а должна сформироваться система. А пока у Правительства нет даже программы административной реформы. Есть некоторые отдельные элементы - реформирование гражданской службы, снятие административных ограничений в экономике и прочее, это всего лишь элементы, но единой концепции не существует. Пока мы даже не задумывались над тем, что будет с аппаратом, и с теми ведомствами, которые существуют. На сегодняшний день задачи решаются так, как решались при Иване Грозном и Петре Первом. Как они были заложены, так они и сегодня выполняются. Настолько сегодня сам аппарат самодостаточен, что он сем себя воссоздает, сам себя обслуживает, потому что цели, которые были заданы, были продиктованы не современными требованиями демократического государства. Этот допотопный механизм еще никто не ломал. Так что, я думаю, мы еще как следует `набьем шишек`.http://nvolgatrade.ru/

Док. 195021
Опублик.: 14.10.03
Число обращений: 159


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``