В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ракетная прыть Назад
Ракетная прыть
`Ассиметричным ответом` назвал министр обороны Сергей Иванов решение о корректировке программы развития стратегических ядерных сил (СЯС) России, озвученное президентом Владимиром Путиным на совещании высшего военного состава Минобороны. Одним из первых шагов в этом направлении должна стать постановка на вооружение Ракетных войск стратегического назначения 32 стратегических ракет УР-100 НУТТХ (по натовской классификации - SS-19 Stillеtо).

Ассиметрично, но вполне логично

РВСН являются главной ударной силой российских войск и надежным сдерживающим фактором от любой агрессии против России. При этом они составляют чуть меньше 10 процентов от численности армии и флота. Тем не менее, на них приходится три четверти ядерного тоннажа сил сдерживания и две трети всех стратегических ядерных ракет России, стоящих на боевом дежурстве.

На 1 января 2003 года РВСН включали в себя четыре ракетные армии (сейчас их три - 53-я ракетная армия со штабом в Чите расформирована) и 18 ракетных дивизий (сейчас 16), на вооружении которых находилось 735 баллистических ракет с 3159 ядерными боеголовками. Среди них 150 ракет шахтного базирования РС-36МУТТХ и Р-36М2 `Воевода` с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения (на Западе их называют SS-18 Sаtаn), 150 ракет шахтного базирования УР-100НУТТХ с РГЧ ИН (всего 900 боезарядов), которые на Западе числятся под индексом SS-19 Stilеttо, 36 ракет РТ-23УТТХ `Молодец` с РГЧ ИН (360 зарядов, размещенных на 10 боевых железнодорожных комплексах (на Западе их называют SS-24 Sсаlреl) - в ближайшие годы эти комплексы подлежат ликвидации, а также 360 мобильных грунтовых комплексов РТ-2ПМ `Тополь` с моноблочной головной частью (SS-25 Siсklе) и 39 моноблочных шахтных комплексов РТ-2ПМ2 `Тополь-М` (SS-27 Тороl-М2), которые приходят на смену устаревшим ракетам.

По Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанному президентами России и США в мае 2002 года и через год ратифицированному Госудумой России, к 2012 году, как на российских, так и на американских стратегических ракетах наземного, морского базирования и на крылатых ракетах воздушного базирования должно остаться 1700-2200 ядерных боеголовок. Причем этот договор, в отличие от своего предшественника -СНВ-1, не регламентирует, на каких именно носителях и сколько, должно быть ядерных блоков.

`Я не вижу, каких-либо проблем, - заявил недавно посетивший Москву помощник госсекретаря США Рудмекер, - каждой из сторон легко выполнять условия договора, так как они вписываются в их планы развития собственных стратегических сил сдерживания (СЯС)`. `Сегодня мы уже не боимся, что какая-то из сторон нанесет превентивный ядерный удар. У нас есть обоюдная потребность в сокращении своих ядерных потенциалов`, - говорит представитель Белого дома.

Однако, несмотря на столь оптимистичную оценку состояния российско-американских отношений в сфере сокращения ядерных потенциалов, в словах господина Рудмекера читается крайняя заинтересованность, если не озабоченность, вопросом того, как Россия распределит разрешенные ей договором о сокращении наступательных потенциалов боеголовками. Дело в том, что, согласно действующему российско-американскому договору СНВ-1, или так и не ратифицированному американским Конгрессом СНВ-2, стороны имели право иметь на определенном типе носителей определенное количество боеголовок. Кроме того, стороны имели право на проведение внезапных проверок, в ходе которых можно было бы убедиться в том, что условия соглашения соблюдаются. Однако подписанный президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем в мае 2002 года, договор СНП фактически отменил эти положения, ограничив лишь количество развернутых на носителях ядерных блоков. И стороны теперь имели право сами решать, где и сколько их будет стоять. Именно этим условием и воспользовалась Москва, когда возникла необходимость `адекватно`, но `ассиметрично` напомнить Вашингтону о своем статусе великой ядерной державы.

Вдруг, откуда ни возьмись ...

В 2002 году подобного развития ситуации в США явно не предвидели. В Белом доме откровенно говорили о том, что Москва по экономическим соображениям будет не в состоянии сохранить хотя бы то, что и так разрешено, что дорогостоящий и сложный по методике проведения контроль Америке просто не потребуется. В этом году картина, хоть и не радикально, но изменилась. Москва не только смогла сохранить темп постановки на боевое дежурство новых комплексов баллистического оружия `Тополь-М`, не только договорилась с Киевом о продлении гарантийных сроков эксплуатации тяжелых ракет SS-18 `Сатана`, не только начала испытания новой морской стратегической системы, но и `вдруг` достала из `рукава` сразу 32 новенькие межконтинентальные стратегические ракеты, на каждой из которых может быть размещено 6 ядерных блоков индивидуального наведения.

В ситуации, когда гособоронзаказ постоянно подвергается секвестру, а вместо 10 положенных в год государство закупает всего 6 новых комплексов `Тополь-М`, появление 3 десятков баллистических ракет не просто аргумент, а скорее вызов. Тем более серьезный, что никаких механизмов контроля за этими ракетами у Вашингтона нет. В то же время Москва приобретает возможность иметь более жесткую позицию в практически любых переговорах по контролю и сокращению вооружений.

Правда, сам Владимир Путин объясняет появление новых ракет `отсрочкой`, позволяющей компенсировать быстрое старение группировки стоящих на вооружении РВСН стратегических ракет, большинство из которых несут боевое дежурство уже более 20 лет и возможностью за это время создать новые системы стратегического оружия. Действительно, УР-100 НУТТХ, хоть и пролежали на сладе около 20 лет, все равно остаются `новыми` машинами. Дело в том, что находящаяся в шахте ракета постоянно находится в рабочем состоянии - изнашиваются ее узлы и механизмы. У хранящегося на складе изделии идет исключительно старение материала, из которого она изготовлена. В результате, после небольшого технического освидетельствования, замены резиновых и прочих полимерных уплотнителей и соединителей, заправки топливом машина оказывается полностью боеготова. По словам замначальника генерального штаба ВС РФ генерал-полковника Юрия Балуевского, после модернизации эти ракеты будут в состоянии решать задачи РВСН до середины 30-годов нынешнего столетия. Чего собственно и добивалась Москва, выстраивая паритет с Вашингтоном в области стратегических вооружений.

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 194977
Опублик.: 13.10.03
Число обращений: 160


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``