В четверг на заседании правительства решено отменить 84 избыточных функции различных министерств и ведомств, а еще 24 признать дублирующими. Пока реформа идет по наиболее простому варианту, отсекая очевидные излишества бюрократии. Но уже в начале следующего года вице-премьеру Борису Алешину придется переходить к решительным действиям по перестройке государственного аппарата.
Несмотря на большое количество отмененных избыточных функций, эта часть административной реформы является наиболее простой и понятной. Базовую часть работы до комиссии Алешина сделало Министерство экономического развития и торговли, обнаружив порядка 500 `лишних функций`. Столь высокая избыточность связана с тем, что этими функциями ведомства обросли еще с советских времен (такими, например, как обязательная регистрация в МВД цветных ксероксов), сейчас они потеряли свою актуальность и могут быть отменены абсолютно безболезненно. Разумеется, кое с чем чиновникам расставаться очень не хочется, например, с проведением технического осмотра автомобилей, что вполне можно считать функцией, приносящей коммерческие дивиденды. Но при том административном и политическом весе, которыми обладает комиссия Алешина, задача ликвидации чиновничьих излишеств выглядит как мелкая проблема.
А вот следующая часть работы будет гораздо труднее. Во- первых, необходимо определить, что должна представлять собой новая система государственного управления, подстроенная под стратегические задачи. А во-вторых, перестроить существующий государственный аппарат в соответствии с этим определением. В общих чертах направление задано президентом Путиным - необходимо разделить функции надзора и контроля, максимально ослабить государственное вмешательство в экономику. По сути, речь идет об изменении всей философии государственной власти и сути деятельности чиновников. Ведь сейчас и ведомства, и представляющие их чиновники рассматривают себя в качестве `орудия` контроля и регулирования рынка. И потому претендуют на владение соответствующими инструментами регулирования, которые позволяют им получать свою `административную ренту`.
Согласно реформе, органы власти должны, наоборот, обслуживать бизнес. Кстати, и финансирование этих органов предполагается поставить в зависимость от размера и качества предоставляемых услуг. Если учесть, что половину государственного аппарата составляют чиновники чуть ли не брежневских времен, такая задача кажется нереальной. Но некоторую надежду внушает то, что в течение 10-15 лет эти `старые кадры` должны выйти на пенсию.
Пока комиссия вице-премьера Алешина находится только на подступах к реализации основной части административной реформы, но движется в этом направлении она очень последовательно. К февралю следующего года будет закончен анализ функций всех министерств, что даст возможность сформировать картину современного состояния государственной власти. А далее начнется уже сама перестройка, которую Борис Алешин осторожно называет `процессом оптимизации`. Однако, если административная реформа вопреки тихому саботажу чиновников выдержит заданный президентом курс, то ее впору будет называть административной революцией, которая совсем необязательно будет проходить по `бархатному` варианту.