В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новый Таможенный кодекс стал кодексом преткновения Назад
Новый Таможенный кодекс стал кодексом преткновения

Новый Таможенный кодекс стал кодексом преткновенияНовый Таможенный кодекс РФ, вступающий в силу с 1 января 2004 г., все еще вызывает сомнения у некоторых чиновников. В разрабатывавшемся более трех лет нормативном акте, соответствующем международным принципам и серьезно упрощающем правила внешнеэкономической деятельности, эксперты Минэкономразвития обнаружили `существенные изъяны` и `концептуальные пробелы`. И хотя на состоявшемся 2 октября заседании правительства руководители экономического ведомства отыграли назад, заявив, что `не выступали против вступления в силу Таможенного кодекса`, первый замминистра Максим Медведков напомнил о существовании `технических вопросов к документу`.

Вкратце суть претензий Минэкономразвития состоит в следующем. Отсутствие в кодексе перечня и ставок таможенных сборов лишит бюджет-2004 10 млрд руб. доходов. Присутствие льгот по уплате таможенных пошлин при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи отнимет у него еще 4,5 - 6,2 млрд руб. Наконец, смещение сроков уплаты заставит недосчитаться 6,3 - 8,7 млрд руб. в год. Отметим, что таможня приносит в бюджет более 60 млрд руб. ежемесячно, а на 2004 г. объем его доходной базы запланирован в размере 2,7 трлн руб. Даже Максим Медведков признал в итоге, что вступление кодекса в силу не нанесет серьезного ущерба бюджету страны.

Существует также мнение, что новый Таможенный кодекс в ряде случаев не улучшает систему таможенного администрирования, осложняет жизнь таможенных брокеров, перевозчиков, владельцев складов временного хранения. Некоторых экспертов не устраивают, в частности, правила, по которым лицензирование околотаможенной деятельности заменяется вполне понятными, хотя и серьезными экономическими требованиями. Кроме того, экономическое министерство выступает против льгот на ввоз товаров физическими лицами.

В том, что и Минэкономразвития, и Минфином, и ГТК просчитываются все экономические последствия вступления нового Таможенного кодекса в силу, нет ничего необычного. Важно лишь, чтобы подсчетывелись верно. И чтобы результирующая сумма содержала все слагаемые, учитывала не только минусы, но и плюсы.

Например, предъявлять к Таможенному кодексу претензии по поводу отсутствия перечня и ставок таможенных сборов некорректно. Это не предмет таможенного законодательства. Это сфера действия Налогового кодекса или закона о госпошлине. И такая практика соответствует общемировой.

`Требования Генерального соглашения по тарифам и торговле заключаются в том, что размеры таможенных сборов должны быть приблизительно равны стоимости оказанных услуг, - поясняет начальник правового управления ГТК Галина Баландина. - Если мы вступаем в ВТО, то и нам надо переходить на цивилизованную форму их определения. В течение 2004 г. соответствующее решение - в форме ли поправок к Таможенному кодексу, в виде ли особой главы Налогового кодекса или вообще отдельного закона - будет принято. Однако на 2004 г. будет сохранено действующее положение, для этого достаточно закона о бюджете`.

На сегодняшний день внешнеторговый товарообмен России составляет более 50% ВВП. Его рост хотя бы на 1% в годовом исчислении увеличивает доходы бюджета на 0,2% ВВП. В ценах 2004 г. это 25-30 млрд руб. В том, что упрощение таможенных процедур приведет к активизации экспортно-импортной деятельности, не сомневается ни один эксперт. Даже из Минэкономразвития. По самым оптимистическим прогнозам, новый Таможенный кодекс позволит увеличить объемы экспорта и импорта на 3-5%. Дополнительные доходы бюджета подсчитать нетрудно.

Столь же интересным при ближайшем рассмотрении оказывается и другой `технический вопрос` - о таможенных брокерах и иных посредниках. В экономическом ведомстве полагают, что включение их в реестр является скрытым лицензированием и приведет к монополизации сферы околотаможенных услуг. И министерство, ратующее за сокращение лицензируемых видов деятельности и дерегулирование экономики, предлагает существующую систему выдачи лицензий сохранить!

На деле же лицензирование деятельности околотаможенных посредников привело к тому, что появились фирмы, работающие `за печатью клиента`. Реально они действуют от имени импортера или экспортера, но в декларации о себе не заявляют. То есть у них нет ответственности, рисков, затрат, связанных с созданием фирмы. Легальные таможенные брокеры, заметим, идут на значительные расходы ради получения лицензии. При этом они несут серьезную юридическую ответственность и за уплату таможенных платежей, и за свои действия при совершении таможенных операций.

Новые правила помещают всех посредников в единое правовое поле. Страховой депозит - реальный экономический механизм, гарантирующий платежеспособность посредника на случай наступления его возможной ответственности перед клиентом или таможней. При этом Таможенный кодекс не предъявляет запредельных требований: не обязательно изымать, допустим, 50 млн руб. из оборота и класть их на депозит. Возможны варианты - банковская гарантия, залог имущества, поручительство. С тем, что это вполне приемлемо, соглашаются и сами участники околотаможенной деятельности.

`Нормальный таможенный брокер обслуживает кучу фирм, - говорит сотрудник одной из компаний, работающих в Москве. - Для него 50 млн руб. - не проблема абсолютно. Сейчас преодоление разных `сложностей` с прохождением крупной партии товара может стоить дороже. Введение новой практики регистрации для самих таможенных брокеров ничего по сути не изменит`.

В то же время для участников внешнеэкономической деятельности несомненным достоинством является то, что новый Таможенный кодекс - документ прямого действия. В отличие от старого. Ведь в развитие одобренного 10 лет назад закона было принято более 3,5 тыс. подзаконных актов. В результате получилась крайне сложная система.

`Сейчас Таможенный кодекс минимально прямого действия, - подчеркивает Наталья Бочкова, менеджер по таможенной деятельности в странах СНГ и Прибалтики компании DНL. - Большинство его положений применяются через ряд подзаконных актов, писем, разъяснений и т. д. Это приводит к разной трактовке на местах и затрудняет понимание участниками ВЭД определенных норм и правил, усложняет понимание самими таможенными органами того или иного положения`.

Примеров того, как по-разному могут трактоваться нормы старого Таможенного кодекса, любой участник внешнеэкономической деятельности может привести множество. В результате же страдает торговый оборот. Срываются сроки поставок, задерживаются товары, теряются деньги.

`Ныне действующий Таможенный кодекс создает проблемы не столько объективного, сколько субъективного свойства, - считает Нариман Кутлубаев, менеджер таможенной практики РriсеwаtеrhоusеСоореrs. - Например, в соответствии с ним таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов, где находятся получатели товаров. Вроде все нормально. Но постепенно таможенники стали понимать слово `нахождение` получателя как место его государственной регистрации в качестве юридического лица. И теперь московской компании, для того чтобы оформить товар в Санкт-Петербурге, нужно получать специальные разрешения у начальника одной из московских таможен. Добиться этого оперативно - что-то из области фантастики`.

Новый Таможенный кодекс подобных неоднозначностей не допускает. На пути от его первого чтения в Госдуме ко второму исчезли обороты типа `по усмотрению таможенного органа`, `при наличии иных оснований`. В итоге появился документ максимально прямого действия, соответствующий общепринятым нормам и открывающий новые возможности не только перед участниками внешнеэкономической деятельности, но и перед всей страной.

Прежде всего, меняется подход к таможне. Таможенные органы - это уже не столько главные наполнители казны (что, заметим, противоестественно с точки зрения мировой практики), не столько барьеры на границе, сколько мосты между странами, помощники экспортерам и импортерам. Так, новый кодекс предусматривает обязанность таможенных органов консультировать участников внешнеэкономической деятельности. Причем таможенники обязаны давать разъяснения бесплатно, в срок не более месяца с момента запроса.

И это не все. К добросовестным экспортерам и импортерам новый Таможенный кодекс позволит применять принцип `зеленого коридора`. Те, кто не нарушает таможенное законодательство и занимается внешней торговлей не менее трех лет, могут рассчитывать на существенные послабления. Например, они получат право подавать `периодические` декларации. Если фирма регулярно ввозит одни и те же товары, ей достаточно подать одну декларацию на их ввоз за определенный срок.

`Есть определенные законодательные нормы, заложенные в новом кодексе, которые позволяют оформлять наши грузы в упрощенном, приоритетном порядке, - отмечает Наталья Бочкова. - Мы рассчитываем с 1 января 2004 г. начать применять различные упрощенные схемы и положения`.

`Для нас очень важно, что в соответствии с новым Таможенным кодексом можно делать предварительное декларирование, - добавляет Ирина Бородина, менеджер по логистике NСR. - Это, безусловно, ускоряет процесс таможенной очистки. Когда груз уже приезжает на место, не нужно терять время. А если есть какие-либо вопросы, их можно решить, пока груз движется к Москве`.

Словом, те, кто связан с экспортно-импортными операциями, новым кодексом довольны. Их смущает лишь неопределенность вокруг документа. Вроде бы о задержке его вступления в силу речь уже не идет, но сохраняется возможность `технических` поправок, способных ухудшить таможенный режим. Ведь именно против разного рода льгот выступает Минэкономразвития.

`Мы пока не делали оценок, во что может обойтись доработка нового Таможенного кодекса, - признается Ирина Бородина. - Но в любом случае можно чисто арифметически подсчитать: если машина стоит на таможне 4 или 5 дней, то мы вынуждены платить и за простой машины, и за хранение товара. Если же мы будем точно знать, что у нас все будет идти без задержек и без проблем (а это и обещает Таможенный кодекс), то мы сможем планировать и срок доставки, и наши отношения с клиентами. Это также позволит сократить наши расходы на содержание складов, поскольку сейчас мы вынуждены подстраховываться и держать некоторое количество товара на складе, чтобы в любом случае можно было клиенту предоставить его без задержек`.

Есть у проблемы и макроэкономический аспект. Суета вокруг Таможенного кодекса негативно воспринимается и ВТО, и основными торговыми партнерами России. Процесс присоединения к Всемирной торговой организации может застопориться. Меж тем, по расчетам РСПП, членство в ВТО позволит нашей стране увеличить темпы экономического роста как минимум на один процентный пункт в год. Словом, в задаче удвоения ВВП новому Таможенному кодексу принадлежит далеко не последняя роль.


Владимир Федорцовhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 194862
Опублик.: 08.10.03
Число обращений: 140


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``