В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Организация государственного финансового контроля на уровне субъекта российской федерации (на примере Тульской области) Назад
Организация государственного финансового контроля на уровне субъекта российской федерации (на примере Тульской области)
Председатель Контрольной комиссии Тульской областной Думы Кирина Анна Александровна

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Тульской области)

1. Организационно-правовые основы государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль - является одной из важнейших функций управления.
Проверка законности, правильности и целесообразности расходования государственных средств, эффективности их использования - одна из первостепенных задач любого цивилизованного государства.
Финансовый контроль следует рассматривать не как узко счетно-проверочную деятельность, а как функцию управления и важный инструмент экономической политики государства. Это понимание финансового контроля неуклонно проводил в жизни Арсений Григорьевич Зверев, возглавлявший с 1948 по 1960 годы Министерство финансов СССР. Именно ин стал основоположником создания и становления контрольно-ревизионных органов Минфина.
Контроль как функция управления в технологическом аспекте безразличен к общественному строю государства.
Значение и сущность контроля выражается в следующей триаде:
1. Выявление ошибок и злоупотреблений;
2. Обеспечение их устранения;
3. Анализ факторов их возникновения и разработка мер по устранению и предотвращению перспективы нарушений финансовой дисциплины.
В советские времена, когда бюджетная система унитарного государства была единой, таковой была и система финансового контроля, обеспечиваемая в основном финансовыми органами.
Проведение в Российской Федерации реформы, принятие в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и создание трехуровневой бюджетной системы потребовали изменения всей системы бюджетирования, в том числе и системы государственного финансового контроля.
Однако следует отметить, что на сегодня система государственного финансового контроля отсутствует. Контроль за соблюдением финансово-хозяйственного, налогового и бюджетного законодательства осуществляется на федеральном уровне Счетной палатой РФ, Минфином РФ (Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением), органами государственного налоговой службы РФ, Главным контрольным управлением Президента, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, а также иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
На уровне субъектов государственный финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными органами) субъекта РФ, представительными органами местного самоуправления и соответствующими органами исполнительной власти в пределах установленных действующим законодательством полномочий.
Однако реально системы взаимодействия между органами, имеющими право осуществлять государственный финансовый контроль, обеспечить не удается, несмотря на отдельные попытки заключить договора о взаимном сотрудничестве.
Главной причиной сложившегося положения является то, что в Российской Федерации до настоящего времени нет не только должной законодательной базы, но и концепции государственного финансового контроля. Попытки выработать эту концепцию предпринятые в принятом 31.07.1998 г. и вступившем в действие 01.01.2000 г. Бюджетном кодексе Российской Федерации на наш взгляд не увенчались успехом.
В главе 26 указанного документа определены основы государственного и муниципального финансового контроля.
Статьей 265 определены формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления.
Установлено, что:
1. Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:
) предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
) текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
) последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
2. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:
) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;
) создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.
3. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 266 обозначен финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, согласно которой:
1. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
2. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Бюджетным кодексом основы государственного финансового контроля определены только концептуально.
Частью 2 ст.265 Бюджетного кодекса определено только право законодательных (представительных) органов субъекта РФ и представительных органов местного самоуправления создания собственных контрольных органов. Необязательность этого посыла привела к тому, что до настоящего времени в значительной части регионов контрольно-счетные органы законодательных органов субъектов РФ не созданы, а те, что созданы и функционируют, имеют разные полномочия и правовой статус. Численность большинства из них не соответствует требованиям обеспечения системного финансового контроля.
Что касается местного самоуправления, то контрольные органы представительных органов власти этого уровня практически отсутствуют даже в крупных городах. Так попытка создать контрольный орган в таком крупном регионе как г. Тула с бюджетом в сумме 2 027 980,4 тыс. рублей не увенчалась успехом. Руководители представительных органов местного самоуправления являясь одновременно и руководителями исполнительных органов не заинтересованы в создании таких профессиональных `возмутителей спокойствия` как контрольно-счетный орган.
Если советская система государственного финансового контроля предполагала через органы КРУ Минфина РФ плановость и периодичность контрольных проверок и ревизий всех получателей бюджетных средств и бюджетов всех муниципальных образований, то в настоящее время контрольная работа этими органами проводится хаотично, бессистемно и, как правило, по заданиям правоохранительных органов.
Такая ситуация порождает случая неэффективного использования бюджетных средств, безответственности за нарушение законов о бюджете и как следствие разного рода злоупотребления и нарушения финансовой дисциплины.
О необходимости воссоздания системы государственного финансового контроля было официально заявлено в 1996 году (Указ Президента РФ от 25.07.19996 Nо 1095 `О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации`). Пунктом 5 вышеназванного документа поручалось Правительству РФ в месячный срок подготовить и представить для внесения в Государственную Думу Федерального собрания РФ проект федерального закона `О государственном финансовом контроле в Российской Федерации`. Однако указанное поручение не было исполнено, а Указом Президента РФ от 18.07.2001 Nо 872 это поручение (пункт 5) было признано утратившим силу.
Это позволяет сделать горький вывод о том, что в государстве имеются влиятельные силы не заинтересованные в становлении систематического контроля за финансовыми потоками и обеспечении эффективного и целевого использования бюджетных, а следовательно, народных средств

2. Парламентский финансовый контроль в условиях Тульской области
В целях обеспечения контроля за исполнением бюджета области, контроля за эффективностью и целесообразностью использования бюджетных средств и использования государственной собственности в июне 1997 года Тульской областной Думой принят Закон Тульской области `О контрольной комиссии Тульской областной Думы`.
В соответствии с вышеназванным законом контрольная комиссия Тульской областной Думы является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Тульской областной Думой и подотчетным ей
Полномочия контрольной комиссии распространяются на все государственные органы и учреждения в Тульской области, финансируемые из областного бюджета, на областные внебюджетные и валютные фонды и их аппараты, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово - кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности в части использования средств областного бюджета, областных внебюджетных фондов, областной собственности, льгот по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам, предоставленных Тульской областной Думой.
Свою работу контрольная комиссия Тульской областной Думы строит на основе планов работы, которые утверждаются Думой.
Комплексные и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются контрольной комиссией в соответствии с планом работы.
В ходе проведения проверок на основе документального подтверждения достоверности финансовой отчетности, анализа финансового состояния определяются своевременность и полнота взаимных расчетов проверяемого объекта и областного бюджета, законность, целесообразность и эффективность расходования полученных из областного бюджета средств, использования областной собственности, обоснованности получения налоговых и других льгот и преимуществ.
По итогам проведения проверки составляется акт (заключение), за достоверности которого соответствующие должностные лица контрольной комиссии несут персональную ответственность.
О результатах проведенных проверок контрольная комиссия информирует Тульскую областную Думу.
В случаях выявления при проведении проверок и обследований фактов хищения государственных денежных и материальных средств, иных злоупотреблений контрольная комиссия по решению Тульской областной Думы передает материалы проверок и обследований в правоохранительные органы, которые обязаны уведомить контрольную комиссию о результатах производства по данному делу.
В рамках своих полномочий контрольная комиссия проводит экспертизу и дает заключения по:
- проекту областного бюджета и вносимым в него изменениям и дополнениям (к сведению: по итогам экспертизы, проведенной контрольной комиссией Тульской областной Думы, проект бюджета Тульской области на 2003 год на заседании Тульской областной Думы 31.10.2002 не принят в первом чтении и отправлен на доработку);
- проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам бюджетно - финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Тульской области, вносимым на рассмотрение Тульской областной Думе;
- проектам бюджетов областных внебюджетных и валютных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- проектам программ, на финансирование которых используются средства областного бюджета;
- проектам договоров (соглашений) области, предусматривающих использование средств из областного бюджета.
За период своей деятельности контрольной комиссией подготовлено более 100 заключений по различным законопроектам.
Председатель контрольной комиссии назначается на должность постановлением Тульской областной Думы на срок ее полномочий. Постановление о назначении председателя контрольной комиссии принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов Тульской областной Думы. Правом выдвижения кандидатуры на должность председателя контрольной комиссии обладает председатель Тульской областной Думы по согласованию с заместителями председателя Тульской областной Думы и комитетами Тульской областной Думы.
Председатель контрольной комиссии по вопросам ее деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций Тульской области.
В составе контрольной комиссии согласно штатному расписанию работают 10 человек, в том числе: председатель контрольной комиссии, заместитель председателя и 8 инспекторов.
Ко всем ответственным работникам контрольной комиссии законодательно определены требования профессионализма и наличия опыта работы в области государственного финансового контроля. Эти требования позволяют сформировать компетентный коллектив контрольного органа.
2.1. Практика проведения контрольных мероприятий, осуществленная органом финансового контроля субъекта Российской Федерации. Результативность финансового контроля, осуществленного представительным органом власти
За период своей деятельности контрольной комиссией проведено 95 тематических проверок.
В ходе проводимых контрольной комиссией мероприятий были выявлены серьезные нарушения в использовании бюджетных средств.
В ходе проведения проверки финансово - хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия `Тульская областная государственная агропромышленная продовольственно-финансовая корпорация` контрольной комиссией было установлено:
1. Постановление губернатора Тульской области N 513 от 17.10.1995 г.`О создании Тульской продовольственной корпорации` было принято с грубыми нарушениями ГК РФ.
2. Средства областного бюджета, выделенные в уставный фонд Тульской продовольственной корпорации в размере 1 млн. рублей необоснованно были перечислены финансовым управлением администрации Тульской области на расчетный счет Агентства ФПК и незаконно использовались последним в течение года.
3. Тульская продовольственная корпорация осуществляла закупку, поставку, хранение, переработку, реализацию зерна и продуктов переработки для государственных нужд без лицензии.
4. Бухгалтерский учет и отчетность в корпорации осуществлялись с грубыми нарушениями Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ от 21.11.1996 г., Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ N 170 от 26.12.1994 г., плана счетов и инструкции по его применению. Учет основных средств, материалов и МБП находился в неудовлетворительном состоянии. Дорогостоящие материальные ценности передавались другим организациям без документального оформления.
5. Расчеты с товаропроизводителями находились в неудовлетворительном состоянии. Дотации сельскохозяйственным предприятиям выплачивались несвоевременно и не в полном объеме. По ряду договоров корпорацией необоснованно были начислены товаропроизводителям штрафные санкции в размере 1,6 млн. руб. Проверкой установлено, что при реализации товаропроизводителям ГСМ допускалось завышение цен на сумму начислений на содержание аппарата управления сверх предусмотренных Уставом 3% всего на сумму 281,4 тыс. рублей.
6. Отсутствовал контроль за выданными подотчетными суммами. Возмещались расходы по загранкомандировкам физическим лицам, не состоящим в штате корпорации. Допускалась скрытая форма выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск.
7. Необоснованно перечислены финансовые средства страховой компании `Тула - Поддержка` (80 тыс. руб.) и АК `Молодой коммунар` (60 тыс. руб.).
8. Себестоимость производства была завышена на сумму 10278,9 тыс. рублей, что повлекло за собой искажение налогооблагаемой базы.
9. Проверкой установлена нецелесообразность создания дочерних предприятий корпорации.
В результате рассмотрения указанного вопроса областной Думой материалы проверки были направлены губернатору области и в государственную налоговую инспекцию по Тульской области для принятия мер.
Прокуратурой области проводилась дополнительная проверка по фактам, изложенным в материалах контрольной комиссии, и по результатам ее в адрес администрации области была направлена 14.07.1998 г. Nо 7/3-38 информация `О выявленных нарушениях законов государственным унитарным предприятием `Тульская областная государственная агропромышленная продовольственно-финансовая корпорация` и обстоятельствах, способствующих этому`, которая подтвердила выводы контрольной комиссии.
При последующем контроле было отмечено, что администрацией области были приняты меры реагирования и отмеченные в акте контрольной комиссии недостатки были в основном устранены. Отдельные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности кооперативно-государственного объединения `Тулаагроинформ` по реализации проекта АРИС в Тульской области установлены факты нецелевого расходования бюджетных средств, а также злоупотребления служебными полномочиями со стороны отдельных должностных лиц.
Акт проверки был направлен в прокуратуру области.
По материалам проверки контрольной комиссии в адрес председателя КГО `Тулаагроинформ` прокуратурой области внесено представление с требованием принять меры к восстановлению областных бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, за счет собственных средств объединения (информация прокурора области от 15.07.1998 г. исх. Nо7-3/40).
В 1999 году контрольной комиссией проведена повторная проверка в КГО `Тулагроинформ` по устранению вскрытых нарушений.
В результате установлено, что администрацией области и КГО `Тулаагроинформ` приняты меры по устранению недостатков:
- возмещены необоснованно полученные командировочные и другие расходы;
- КГО `Тулаагроинформ` реорганизовано в ГУП `Информационно-консультационный центр `Тулаагроинформ`;
- разработаны и приведены в соответствие с действующим законодательством, документы по использованию средств областного бюджета на реализацию проекта АРИС;
- сокращена численность работников с 36 до 14 единиц.
В ходе проведенных контрольной комиссией проверок были вскрыты факты серьезных нарушений функционирования ряда внебюджетных фондов.
Так, в ходе проверки целевого использования средств специального фонда регионального обеспечения реализации экологических программ были установлены:
- факты нецелевого использования средств на сумму 3053,1 тыс. руб.;
- не был приведен в соответствие с действующим законодательством порядок деятельности экологических фондов области и взимания платы за загрязнение окружающей среды.
Администрацией области (30.11.1999 г.) представлены мероприятия по устранению нарушений, вскрытых контрольной комиссией в ходе проверки и возврату средств, использованных не по целевому назначению. (АО `Тульский комбайновый завод` из 2000 тыс. руб. на 01.01.2000 г. возвратил 400 тыс. руб.). 10000 ртутных ламп длительное время хранившихся в подвале здания администрации области и представлявших экологическую опасность были вывезены для утилизации.
В ходе проверки использования средств внебюджетного фонда администрации области установлено, что внебюджетный фонд администрации области был образован и функционировал с нарушениями действующего федерального и регионального законодательства.
Сметы расходов фонда не составлялись и не утверждались.
Источники формирования доходов внебюджетного фонда были определены с нарушением действующего законодательства.
По результатам проверки контрольной комиссии и во исполнение представления прокуратуры по данному вопросу губернатором области принято постановление от 06.03.2000 г. Nо83 `О перечислении штрафов, налагаемых за административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством Российской Федерации`, согласно которому штрафы, взыскиваемые управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Тульской области, зачисляются теперь на счет областного бюджета.
По результатам повторной проверки формирования и движения денежных средств внебюджетного фонда администрации области, проведенной в 2001 году было отмечено, что администрацией области частично были приняты меры по устранению недостатков отмеченных контрольной комиссией в ходе предыдущей проверки. Принято постановление губернатора области от 06.03.2000 г. Nо 83 `О перечислении штрафов, налагаемых за административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством РФ`, согласно которому штрафы за нарушение правил дорожного движения включены в бюджет области.
В то же время установлено, что:
- в 1999 году в фонд поступило 1961,2 тыс. руб. для поддержки социальной сферы, из них 1163,6 тыс. руб., или 59,3 процента, использовано не по целевому назначению;
- в 2000 году поступило для оказания помощи семьям военнослужащих 993,8 тыс. рублей. Установлено, что 727,7 тыс. руб. из них, или 73,2 процента, израсходовано на другие цели.
В связи с тем, что внебюджетный фонд администрации области изначально был образован с нарушением законодательства и своевременно (до 01.01.2000 г. - даты введения в действие Бюджетного кодекса РФ) его статус не был приведен в соответствие с действовавшим законодательством, было внесено предложение об упразднении фонда.
После рассмотрения материалов проверки на заседаниях комитетов Тульской областной Думы по бюджету и финансам и по экономической политике, налогам и собственности губернатором области 28.09.2001 г. было принято постановление Nо 340 `О ликвидации внебюджетного фонда администрации Тульской области`.
В ходе проверки целевого использования средств областным фондом социальной поддержки населения были вскрыты серьезные нарушения в деятельности фонда.
Деятельность фонда не в полной мере соответствовала своему целевому назначению, до 87,7% средств расходовалось на содержание исполнительной дирекции фонда. Установлены факты неэффективного вложения временно свободных средств в уставные капиталы предприятий, неправомерного предоставления кредитов и не обеспечения их возврата.
Администрацией области были приняты меры по устранению нарушений, отмеченных в акте проверки контрольной комиссии:
- утвержден новый состав правления фонда;
- пересмотрен Устав некоммерческой организации `Тульской областной фонд социальной поддержки населения`;
- разработано и утверждено Положение о ревизионной комиссии Фонда, утвержден ее персональный состав;
- произведен возврат средств на счет Фонда в сумме 478,34 тыс. рублей, ранее вложенных в уставной капитал АОЗТ `Молоко`, ГП `Миссия`, ТОО `Стройсервис`, а также средств, перечисленных на приобретение акций `Лада-банк` (Тульский региональный банк);
- решением правления Фонда от 16.12.1998 г. Nо5 186,89 тыс. рублей направлены на поддержку малоимущих слоев населения области;
- пересмотрено штатное расписание исполнительной дирекции Фонда, установлен контроль за использованием средств, выделенных на содержание исполнительной дирекции Фонда.
За допущенные нарушения в деятельности областного Фонда социальной поддержки населения исполнительный директор Пичугин В.Д. и бухгалтер фонда Бондарь В.А. получили строгое предупреждение от губернатора области.
В результате проверки деятельности государственного унитарного предприятия `Тульский торгово-промышленный инвестиционный дом`` были выявлены следующие нарушения:
- администрацией области обоснованно принимались меры по защите потребителей области от подделок спиртных напитков, поступающих в розничную продажу, однако, конкретная реализация их проводилась с нарушениями действующего законодательства, что и повлекло за собой отмену в судебном порядке постановлений губернатора от 22.07.98 Nо 304 и от 17.09.98 Nо 395;
- деятельность унитарного предприятия `Тулаторгпроминвест`, в том числе по идентификации алкогольной продукции в Тульской области проводилась с серьезными нарушениями действующего законодательства и без принципиального контроля со стороны учредителя;
- необоснованное завышение стоимости услуг по идентификации и маркировке алкогольной продукции привело к тому, что ГУП `Тулаторгпроминвест` имело значительные объемы неконтролируемых финансовых ресурсов, которые произвольно расходовались по усмотрению руководства унитарного предприятия;
По решению областной Думы заключение контрольной комиссии было направлено губернатору области, прокурору области и в управление федеральной службы налоговой полиции РФ по Тульской области для принятия мер.
Губернатором области сообщено, что директор ГУП ТО `Тулаторгпроминвест` Кавыршин В.Г. за допущенные нарушения освобожден от занимаемой должности (письмо от 30.05.2000 г. Nо 5-к-31/2183).
В ходе проверки реализации Закона Тульской области от 06.07.2000 г. Nо199-ЗТО `Об областной комплексной программе социальной и медицинской реабилитации воинов-интернационалистов, участников боевых действий и членов их семей, а так же граждан, получивших увечья, ранения, травмы в период прохождения военной службы на 2001 год` установлены факты нарушения требований ст.ст.9, 10, 12 Федерального закона от 21.11.1996 г. Nо 129-ФЗ `О бухгалтерском учете`.
Установлена недостача бюджетных средств по кассе в сумме 120,6 тыс. руб., кроме того, не по целевому назначению Фондом израсходованы средства областного бюджета в сумме 160,4 тыс. руб.
Материалы проверки направлены в правоохранительные органы для расследования на предмет хищения бюджетных средств и правовой оценки действий виновных лиц.
На основании замечаний и предложений контрольной комиссии 17.10.2002 г. принят Закон Тульской области Nо 339-ЗТО `О внесении изменений и дополнений в Закон тульской области `Об Областной программе социальной и медицинской реабилитации воинов-интернационалистов, участников других боевых действий и членов их семей, а также граждан, получивших увечья, ранения, травмы в период прохождения военной службы, на 2002-2004 годы`, согласно которому изменяется направление финансирования потоков при реализации указанной Программы.
В ходе проверки использования средств областного бюджета, направленных на выполнение обязательств по гарантиям и поручительствам в 2000 году и I полугодии 2001 года установлены серьёзные нарушения действующего законодательства при предоставлении администрацией области поручительств юридическим лицам. Потери областного бюджета в 2000-2001 годах в связи с неплатежеспособностью отдельных юридических лиц, получивших поручительства администрации области по кредитам коммерческих банков составили 27217,0 тыс. рублей. Отмечено, что в финансовом управлении администрации области анализ бюджетной эффективности и целевого использования средств, полученных под поручительства областного бюджета, не проводится.
В соответствии с решением комитета по экономической политике, налогам и собственности заключение контрольной комиссии направлено губернатору области. Поступила информация о мерах, принимаемых администрацией области по возврату бюджетных средств, направленных на исполнение обязательств по предоставленным гарантиям (письмо от 03.12.2001 г. Nо 50-к-33/5726).
Как результат работы контрольной комиссии, в проекте закона Тульской области `О бюджете Тульской области на 2003 год` средства на эти цели не предусматриваются.
При проверке использования средств областного бюджета в департаменте культуры, искусства и кинематографии в 2000 году и I полугодии 2001 года выявлены нарушения бюджетного законодательства, а именно:
- недоиспользование выделенных бюджетных средств в сумме 916,0 тыс. руб. в результате неравномерного доведения объёмов финансирования до учреждений и неоперативного выполнения заявок, предоставляемых подведомственными учреждениями;
- допущено списание бюджетных средств на расходы без оправдательных документов в размере 19,5 тыс. руб.;
- установлен необоснованный расход бюджетных средств по статье `аренда помещения` в 2000 году на сумму 51,8 тыс. руб.;
- проводились выплаты командировочных расходов по авансовым отчетам, оформленным с нарушением действующего законодательства в 2000 году на сумму 3,6 тыс. руб.;
- допускается неравномерное финансирование подведомственных учреждений.
Следует отметить, что уже в ходе проверки департаментом культуры были приняты меры по устранению отдельных нарушений.
Материалы рассмотрены на комитете по науке, образованию, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту.
В ходе проведения проверки использования средств областного бюджета направленных на финансирование расходов по подразделу функциональной классификации расходов `Физическая культура и спорт` в 2000 году и I полугодии 2001 года установлены нарушения Федерального закона `О бухгалтерском учете` и Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Установлены необоснованные выплаты за проверяемый период подотчетным лицам всего в сумме 6,0 тыс. руб., в ходе проверки внесено в кассу 3,3 тыс. руб.
Вскрыты факты выплаты по фиктивным документам наличных денежных средств из кассы Облспорткомитета в сумме 14,8 тыс. руб.
При проведении встречной проверки в комитете по молодежной политике, физической культуре и спорту муниципального образования `город Алексин и Алексинский район` Тульской области по вопросу использования бюджетных средств в сумме 200,0 тыс. руб., направленных на проведение Всероссийского турнира юных футболистов `Кожаный мяч`, установлены факты использования бюджетных средств не по целевому назначению на сумму 40,8 тыс. руб. и выплаты наличных денежных средств по фиктивным документам на сумму 41,8 тыс. руб.
Материалы проверки переданы в правоохранительные органы для правовой оценки действий виновных лиц. Идет расследование.
В ходе проведения проверки целевого использования средств, полученных в виде коммерческих кредитов в 2000 году ОАО СП `Тульская нефтеперерабатывающая компания `Тула-Джей Редд` под гарантии областного бюджета установлено, что ОАО СП `Тула-Джей Редд` 04.09.2000 г. получен кредит на сумму 10000 тыс. руб. в АКБ `Росбанк` под 28 % годовых под гарантию областного бюджета для приобретения газового конденсата.
25 декабря 2000 года в связи с неплатежеспособностью заёмщика обязательства перед банком по договору поручительства в сумме 2076,4 тыс. руб. исполнены за счет областного бюджета. Указанные средства не возвращены в бюджет до настоящего времени из-за неплатежеспособности ОАО СП `Тула-Джей Редд`.
Кроме того, контрольной комиссией установлен факт незаконного занижения доли участия Тульской области в уставном капитале СП на сумму 53956,9 тыс. руб.
В заключении было отмечено, что руководство ОАО СП `Тула-Джей Редд` препятствовало выполнению работниками контрольной комиссии своих служебных обязанностей, выражавшееся в отказе представления для проверки документации в полном объёме, т.е. было допущено нарушение прав представительного органа власти (Тульской областной Думы) на осуществление контрольных функций, определенных Уставом (Основным законом) Тульской области.
Заключение контрольной комиссии было направлено для рассмотрения в Тульскую областную Думу 30.05.2001 г. (исх.Nо72-к).
22 февраля 2002 года в Тульскую областную Думу поступил ответ губернатора о мерах принимаемых администрацией области по возврату бюджетных средств. Задолженность по основному долгу отнесена к 5-ой очередности платежей и будет погашаться равными долями по 20 процентов от суммы долга ежеквартально в течение 2-х лет, начиная со 2-го квартала 2002 года.
Согласно информации губернатора доля собственности в уставном капитале ОАО СП `Тула-Джей Редд` зарегистрирована в объёме 74,9 процента, а часть имущества области, ранее переданного на баланс совместного предприятия, возвращена на баланс хозяйственного управления администрации области по акту от 02.11.2001 г.
В результате проведенной проверки использования бюджетных средств, выделенных муниципальному образованию `город Кимовск и Кимовский район Тульской области` на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности установлена недостача имущества на сумму 728,0 тыс. руб. Завышение объёмов выполненных работ за 1999-2000 годы в сумме 361,0 тыс. руб. При использовании средств государственной поддержки не были выдержаны условия организации рабочих мест, не достигнута планируемая в инвестиционных проектах производственная мощность вновь вводимых производств. Администрацией района и исполнителями проектов не использовано преимущественное право по трудоустройству на созданные рабочие места бывших работников угольной промышленности, высвобождаемых с предприятий в связи с ликвидацией, сокращением штатов и численности.
Проверка проводилась совместно с сотрудниками Управления федерального казначейства по Тульской области и КРУ Минфина РФ. По результатам проверки возбуждено уголовное дело (письмо УВД Тульской области от 22.11.2001 г. Nо 2/2-2059), которое в настоящее время находится на рассмотрении Кимовского районного суда Тульской области.
Много нарушений финансовой дисциплины вскрыты контрольной комиссией и в ходе других проверок, что подтверждает наше заключение о необходимости усиления контроля за использованием бюджетных средств и создания во исполнение этой задачи необходимых условий, как в организационном, так и на законодательном уровне.

* * *

Проработка вопросов состояния государственного финансового контроля в России, изучение постановки его в зарубежных странах, а также опыт работы в органе государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации позволяют сделать следующие выводы:
1. Государственный финансовый контроль в России рассредоточен в различных органах государственной власти. Анализ действующей системы финансового контроля на современном уровне позволяет сделать вывод о ее несовершенстве. Отсутствие должного взаимодействия органов, обладающих правом финансового контроля, приводят к его бессистемности и недостаточной результативности. В связи с этим необходимо совершенствовать действующее законодательство в части организации финансового контроля.
2. Необходимо принятие федерального закона `О государственном финансовом контроле в Российской Федерации`, где определить единый статус контрольных органов законодательных органов субъектов Российской Федерации, как органов независимого финансового контроля.
3. Единственным конституционным органом государственного контроля в настоящее время является Счетная Палата Российской Федерации. Она и должна стать высшим постоянно действующим органом государственного финансового контроля, что также необходимо определить законодательно.http://nvolgatrade.ru/

Док. 194838
Опублик.: 07.10.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``