В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Лосюков: отношения России и Китая достигли высокой степени доверия и взаимопонимания Назад
Александр Лосюков: отношения России и Китая достигли высокой степени доверия и взаимопонимания
Заместитель министра иностранных дел России в интервью агентству `Интерфакс - Китай` рассказывает о ключевых аспектах российско-китайских отношений

Как в Москве оценивают динамику двух стран в этом году, насколько активно они развиваются в политическом плане после обновления китайского руководства?

Отношения между нашими двумя странами сегодня напоминают большой и сложный механизм, составляющими которого служат непрерывно расширяющиеся контакты, обмены, связи в самых различных областях. Этот механизм уверенно и динамично набирает обороты.

Одним из главных достижений двусторонних отношений за последние годы назвал бы высокую степень взаимного доверия и взаимопонимания. Выходу на такой уровень общения способствовали известные объективные условия и, прежде всего, - совпадение коренных национальных интересов России и Китая. Однако особо стоит отметить, что уровень нашего сегодняшнего партнерства - это и результат неустанных усилий руководителей Российской Федерации и Китайской Народной Республики по расширению и углублению российско-китайских отношений, в основе которых лежит традиционная дружба двух народов.

Визит президента России В.В.Путина в Китай в декабре 2002 года проходил сразу после завершения XVI съезда Компартии Китая и избрания нового партийного руководства. А визит Председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию в мае сего года был первой зарубежной поездкой нового китайского лидера. Таким образом, два последних российско-китайских саммита имели этапное значение с точки зрения закрепления преемственности линии на развитие отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем. К концу года планируется еще одна встреча руководителей двух стран в рамках саммита АТЭС в Таиланде. На этой встрече состоится итоговый в нынешнем году обмен мнениями по всем актуальным двусторонним и международным вопросам.

Динамично развивающиеся политические отношения между Россией и Китаем обретают все более прочную и надежную торгово-экономическую основу. Предстоящий в сентябре сего года визит Председателя Правительства России М.М.Касьянова и предшествующие ему заседания отраслевых подкомиссий и Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств двух стран позволят всесторонне проанализировать экономические итоги года и договориться о путях и направлениях дальнейшего развития связей в различных областях.

Какие вопросы торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и КНР являются сферой приоритетного внимания МИД России?

Всемерное укрепление материальной базы российско-китайского партнерства и стратегического взаимодействия является одной из ключевых задач политики нашей страны на китайском направлении. В этом контексте МИД России придает исключительно важное значение расширению двустороннего торгово-экономического сотрудничества и особенно повышению его качественного уровня.

В последние несколько лет товарооборот между Россией и Китаем растет неплохими темпами. В 1999-2002 гг. он вырос более чем в два раза и достиг почти $12 млрд. Эта позитивная тенденция продолжается и в 2003 году. За семь месяцев взаимная торговля увеличилась на 22,7% и составила $8,12 млрд. Таким образом, в нынешнем году она вполне может перевалить за $13 млрд.

На фоне столь динамичного роста количественных показателей товарооборота особенно отчетливо проявляются качественные проблемы российско-китайских экономических связей. Нас не устраивает тот факт, что в товарной структуре российского экспорта продолжают доминировать товары сырьевой группы (нефть, необработанная древесина) и первичного передела (черные и цветные металлы, химические товары). Мы стремимся к существенному повышению в нашем экспорте машинно-технической и высокотехнологичной продукции. Речь прежде всего идет об оборудовании для классической и атомной энергетики, гражданской авиатехнике и другой сложной продукции.

Необходимо кардинально расширить взаимодействие в области инвестиций и производственной кооперации, где количество проектов на сегодняшний день, прямо скажем, мизерно.

По мере роста торговли все большее значение приобретает эффективное решение вопросов, связанных с взаимным доступом товаров на рынки наших стран. Следует оперативно и с учетом интересов друг друга урегулировать проблемы антидемпинговых расследований, квот и т.д.

Мы по достоинству оцениваем позитивный настрой китайской стороны на двусторонних переговорах по присоединению России к ВТО. Надеемся, что этот настрой найдет выражение в практических подвижках в ходе переговорного процесса.

Какое значение придает Россия сотрудничеству с Китаем в энергетической сфере и в этой связи как обстоят дела с проектом строительства нефтепровода Ангарск-Дацин? Заинтересована ли Россия в возможности китайских инвестиций в другие энергетические проекты в России?

Как известно, в настоящее время завершается работа над Энергетической стратегией Российской Федерации до 2020 года, составной частью которой являются планы развития нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эти планы предусматривают широкое и многопрофильное взаимодействие с другими странами, среди которых Китай, несомненно, относится к числу приоритетных партнеров. Такое взаимодействие может включать сооружение нефте- и газопроводов (их конкретные маршруты прорабатываются), поставки нефти по железной дороге и т.д. Хотелось бы также отметить, что, на наш взгляд, сотрудничество в энергетической сфере не следует ограничивать поставками в КНР российского углеводородного сырья. Его важным компонентом должно стать расширение поставок российского энергетического оборудования в Китай, а также налаживание совместного производства этого вида машиностроительной продукции.

Планируется ли в текущем году по итогам двусторонних встреч на высоком уровне подписание новых договоров и соглашений между Россией и КНР?

Сейчас `в работе` находится целый ряд проектов межправительственных, межведомственных и других соглашений, уровень готовности которых различен. Подготовка любого соглашения - дело весьма сложное и кропотливое, поэтому очень трудно точно определить, когда тот или иной документ созреет для подписания.

За последнее десятилетие нами заключено около сотни российско-китайских межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, включая исторический Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года. Отношения между нашими странами развиваются весьма динамично, укрепляется взаимное доверие и взаимопонимание. Это требует внесения соответствующих реалиям сегодняшнего дня корректив в договорно-правовую базу. Некоторые соглашения нуждаются в модернизации, поскольку жизнь идет вперед, появляются новые задачи, и такая работа уже ведется. В сентябре, например, в Москве пройдет очередной раунд межправительственных переговоров по внесению изменений и дополнений в межправительственное соглашение о режиме государственной границы от 27 мая 1994 года. До конца года рассчитываем начать с китайскими партнерами консультации по совершенствованию соглашения о безвизовых групповых туристических поездках граждан. По нашему мнению, есть необходимость разработки договоренностей об охране окружающей среды в районе границы, в том числе о недопущении загрязнения пограничных рек. Можно было бы подумать о разработке на базе имеющихся межведомственных договоренностей проекта межправительственного соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области здравоохранения, санэпидемнадзора и медицинской науки. Впереди работа по согласованию текста соглашений о взаимном открытии культурных центров, о создании двусторонней рабочей группы по вопросам миграции и ряда других.

Каковы перспективы и пути решения вопросов, касающихся спорных участков прохождения российско-китайской границы? Возможна ли, в частности, с точки зрения Москвы, такая форма, как совместное хозяйственное пользование спорных островов на российском Дальнем Востоке?

Хочу сразу оговориться: у нас с Китаем нет спорных участков прохождения российско-китайской границы. В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 16 июля 2001 года впервые в истории двусторонних отношений констатируется отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Что касается двух несогласованных участков границы, составляющих менее 2% от общей ее протяженности, то обе стороны нацелены на выработку оптимального, взаимоприемлемого варианта разграничения в этих районах. Эта тонкость имеет принципиальное значение.

Одно из важнейших достижений российско-китайских отношений последнего десятилетия - решение в основном пограничного вопроса и проведение демаркации границы практически на всем ее протяжении. Ситуация на нашей границе с Китаем, а это более 4 тысяч километров, благодаря совместным целенаправленным усилиям стабильная и спокойная, созданы благоприятные условия для экономических, культурных и других обменов.

Одним из существенных итогов визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию (26-28 мая 2003 года) была подтвержденная лидерами двух стран позиция, согласно которой скорейшее урегулирование остающегося от истории вопроса прохождения линии государственной границы на двух ее остающихся несогласованными участках вполне возможно на основе принципов справедливости и равенства, взаимного понимания и взаимной уступчивости, в целях дальнейшего укрепления спокойствия и стабильности в районе российско-китайской границы и обеспечения экономических интересов населения приграничных регионов обеих стран.

Окончательное урегулирование указанного вопроса, по мнению руководителей России и Китая, будет иметь историческое значение для взаимоотношений обоих государств на стратегическую перспективу.

Говорить о совместном хозяйственном использовании островов можно лишь после определения линии прохождения границы в этом районе. У нас с Китаем в этих вопросах наработан уникальный опыт. Уже 4 года успешно реализуется не имеющий прецедентов в мировой договорной практике документ - межправительственное соглашение о совместном хозяйственном использовании островов и прилегающих акваторий на пограничных реках. Как известно, по итогам демаркации часть островов перешла под юрисдикцию России, часть - под китайскую юрисдикцию. Для справки поясню: до этого принадлежность островов на пограничных с Китаем реках никогда не определялась в соответствии с международным правом. Естественно, возникшие после демаркации у населения по обе стороны границы недовольство и напряженность благодаря этому соглашению были полностью сняты.

Каковы приоритетные направления внешнеполитического взаимодействия Москвы и Пекина на региональном уровне и международной арене в целом, в том числе в сферах нераспространения и борьбы с терроризмом?

Взаимодействие между Россией и Китаем на международной арене является одним из важнейших проявлений стратегического партнерства, базирующегося на положениях Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года.

Сегодня тематика диалога с Китаем охватывает практически все вопросы современной международной повестки дня, в него вовлечены все основные подразделения внешнеполитических ведомств двух стран. Но, что еще более важно, за последние годы произошло качественное изменение характера нашего внешнеполитического взаимодействия. Теперь это уже не `ритуальный` обмен мнениями, а во многих случаях тесная координация дипломатических шагов в целях отстаивания общих интересов в мировых и региональных делах.

Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. Только что в Пекине завершился первый раунд шестисторонних переговоров по корейской проблематике. Мы рассматриваем сам факт проведения пекинских переговоров как наш общий успех, который стал возможен не в последнюю очередь благодаря скоординированным шагам России и Китая. В январе этого года спецпредставитель президента России побывал в Пхеньяне, в апреле `эстафету` приняли китайские коллеги, организовавшие в Пекине встречу с участием США, КНДР и КНР. Все это время мы плотно координировали наши действия по корейским делам и намерены делать это и впредь.

В своем вопросе Вы упомянули такие проблемы, как нераспространение и борьба с терроризмом. Взаимодействие с Китаем на этих направлениях налажено у нас уже достаточно давно, поставлено на прочную организационную основу и не только приносит практические результаты обеим сторонам, но и способствует укреплению международной безопасности и стабильности.

У нас с Китаем имеется механизм регулярных консультаций по стратегической стабильности на уровне заместителей министров иностранных дел, ведется двусторонний диалог по вопросам экспортного контроля и нераспространения. С удовлетворением отмечаем растущий интерес КНР к участию в международных режимах нераспространения и готовы продолжать делиться с китайскими коллегами информацией и опытом работы в Группе ядерных поставщиков, РКРТ, других режимах.

Российско-китайское сотрудничество в области нераспространения имеет еще одну важную грань - усилия по предотвращению милитаризации космоса. На Конференции по разоружению Россия и Китай во взаимодействии со своими единомышленниками активно продвигают совместную инициативу о подготовке всеобъемлющей договоренности о неразмещении в космическом пространстве любого вида оружия. В целях разблокирования нынешнего тупика в работе Конференции некоторое время назад делегации России и Китая пошли на серьезные подвижки в своих позициях и заявили о готовности поддержать консенсус по программе ее работы.

Проблематика противодействия терроризму обсуждается в рамках двусторонней рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел с участием представителей правоохранительных органов и спецслужб. Важную роль играет также российско-китайское взаимодействие по борьбе с терроризмом на многосторонних форумах, прежде всего в рамках Шанхайской организации сотрудничества. С 6 по 12 августа с.г. на территории Казахстана и Китая успешно прошло первое совместное антитеррористическое учение по линии министерств обороны государств-членов ШОС `Взаимодействие-2003`. Широкие возможности открывает создающаяся сейчас Региональная антитеррористическая структура ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте.

Резюмируя, хотел бы подчеркнуть, что мы удовлетворены уровнем и динамикой взаимодействия с Китаем в мировых делах. Общность подходов России и Китая к концептуальным вопросам мироустройства и узловым международным проблемам служит весомым фактором, оказывающим позитивное влияние на развитие современной международной обстановки.

Стоит ли в повестке дня российско-китайских отношений вопрос о либерализации визового режима между двумя странами, если не в целом, то по отдельным категориям граждан, в частности, предпринимателей, рабочей силы и жителей сопредельных регионов?

В настоящее время визовой режим между нашими двумя странами регулируется межправительственными Соглашением о безвизовых групповых туристических поездках и Соглашением о взаимных поездках граждан, подписанных 29 февраля 2000 года. В целом эти договоренности действуют достаточно эффективно, что подтверждается и постоянным ростом взаимных обменов за последние годы. Основную проблему в этой сфере видим не в нынешнем визовом режиме, а в том, чтобы истинная цель поездок соответствовала заявляемой, то есть в освобождении туризма от его использования в качестве канала для перевозки товаров челноками.

Что же касается вопроса о незаконной миграции, то обе стороны держат его под постоянным контролем. Сейчас мы создаем совместную рабочую группу по проблемам миграции, которая в ближайшее время должна приступить к работе.

Как в России оценивают позицию Пекина на переговорах по вступлению России в ВТО? Насколько справедливы предложения, что Пекин обуславливает свою поддержку вступления РФ в ВТО либерализации в России законов о миграции иностранной рабочей силы?

Китайская сторона неоднократно заявляла, что она поддерживает вступление России в ВТО. В последнее время в ходе работы по подготовке восьмой регулярной встречи глав правительств России и Китая мы вновь получили твердые заверения в такой поддержке. Вскоре состоится очередной раунд двусторонних переговоров по этой тематике. Рассчитываем на конструктивный диалог и существенное сближение позиций по всему спектру вопросов повестки дня.

`Интерфакс - Китай`http://nvolgatrade.ru/

Док. 194828
Опублик.: 07.10.03
Число обращений: 3


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``