В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шаталов: Бюджет будет получать до $5 млрд. ежегодно от введения спецсчетов по НДС Назад
Сергей Шаталов: Бюджет будет получать до $5 млрд. ежегодно от введения спецсчетов по НДС
Правительство РФ на заседании в четверг, 2 октября, обсудит разработанные Минфином меры по улучшению налогового администрирования, и в частности планы по введению специальных счетов для расчетов по налогу на добавленную стоимость (НДС). О том, что именно предлагает Минфин, специальному корреспонденту `Интерфакс-АФИ` Ольге Хлебновой рассказал статс-секретарь, первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

Сергей Дмитриевич, зачем потребовалась разработка дополнительных мер по администрированию НДС?

Сегодня можно констатировать, что существует некий системный кризис в налоге на добавленную стоимость (НДС). Кризис этот не только российский, с такой проблемой сталкиваются практически все государства, в которых есть этот налог.

Механизм введения спецсчетов по НДС направлен на то, чтобы противодействовать злоупотреблениям, которые существуют сегодня из-за того, что налоговое законодательство позволяет минимизировать, в том числе и криминальными способами, уплачиваемые налоги.

Наиболее популярным сейчас является использование так называемых фирм-однодневок, через которые проводятся большие операции, у которых появляются обязательства по уплате целого набора налогов, включая НДС. Эти фирмы исчезают, не уплатив налоги. Соответственно, НДС не поступает в федеральный бюджет, но, тем не менее, покупатели, приобретающие товары или услуги у этих фирм-однодневок, предъявляют к возмещению суммы НДС, уплаченные этим фирмам, и получают эти деньги из бюджета.

Каков ущерб от подобных схем?

Поскольку теневая экономика перед нами не отчитывается, и фирмы, которые применяют эти методы, тоже не дают нам информацию, можно говорить только об экспертной оценке этих потерь. Эксперты называют разные суммы, которые варьируются в пределах от 100 млрд. до 300 млрд. рублей. Цифры выглядят правдоподобными, хотя диапазон очень широкий.

Тот механизм, который мы предлагаем, не исключает полностью использования тех схем, которые существуют сегодня, потому что кроме экономии на налоге на добавленную стоимость те же самые фирмы-однодневки позволяют экономить на других налогах. Но, по крайней мере, часть средств будет выведена на специальные счета, и это гарантирует с большой долей вероятности, что государство через какой-то промежуток времени будет иметь доступ к этим средствам, и эти средства поступят в бюджет.

Механизм спецсчетов, хотя и не отменяет полностью, но резко снижает привлекательность таких схем хотя бы из-за того, что они становятся значительно более дорогими и менее эффективными. Поэтому, я думаю, дополнительный эффект от введения этих мер все-таки будет где-то в районе 100-150 млрд. в годовом исчислении. Уже начиная с 2005 года мы можем рассчитывать на эти суммы.

Какой объем дополнительных средств от спецсчетов НДС предусмотрен в бюджете-2004?

В бюджете 2004 года эффект от этих мер уже учтен: 30 млрд. рублей запланировано как дополнительный источник доходной части федерального бюджета.

Расскажите, пожалуйста, о сути предлагаемого режима спецсчетов для расчетов по НДС.

Наряду с расчетными счетами, которые налогоплательщик может открывать в любых банках и иметь любое количество, должен быть дополнительно открыт, по крайней мере, один счет, который используется специально для расчетов по НДС. Он открывается только в том банке, где есть расчетный счет налогоплательщика, но вовсе не обязательно, чтобы каждый расчетный счет сопровождался таким дополнительным НДС-счетом. Этот счет используется только для того, чтобы осуществлять расчеты по НДС с поставщиками и с покупателями, а также для расчетов с бюджетом.

То есть фактически это означает следующее: если я должен провести какую-то сделку, то я вместо одного счета-фактуры и вместо одного платежного поручения банку оформляю два таких документа - один по основной части сделки без НДС и другой - по НДС. Соответственно, одна проплата идет с одного расчетного счета, другая - со специального счета.

Понятно, что на специальном счете у меня для этого должны быть деньги. За счет чего они формируются? Мои покупатели тоже переводят средства, когда рассчитываются со мной, на мой специальный счет, и это тот резерв, за счет которого я осуществляю эти расчеты.

В нормально функционирующем предприятии, по крайней мере, после того, как эта система устоится, сумма входящего налога должна быть меньше суммы выходящего налога. И, соответственно, разница между этими суммами должна уплачиваться в бюджет. Таким образом, в устоявшейся системе у налогоплательщика всегда есть средства на счете НДС, из них он рассчитывается с покупателями, отсюда же он уплачивает и НДС.

Понятно, что возможны различные отклонения от такой идиллической ситуации. Может случиться, что в результате каких-то кассовых разрывов сумма, которую следует уплатить в бюджет, отсутствует на счете НДС в полном объеме. Тогда счет НДС можно пополнять за счет перевода денег с расчетного счета. Обратное движение запрещено: с НДС-счета на расчетный переводить нельзя.

Этот режим не имеет никакого отношения к определению налогового обязательства, к определению той суммы, которую следует уплатить в бюджет. Он лишь регулирует правила движения денежных средств. Это обычный банковский счет - НДС-счет с некоторыми дополнительными ограничениями, но обычный в том плане, что налогоплательщики будут получать обычные банковские проценты по остаткам средств.

И все, кто платит НДС, должны такие счета открыть?

Да. Кроме того, специально проговаривается, что те лица, которые не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, тоже должны открыть свои НДС-счета, но только для того, чтобы через них осуществлять платежи своим поставщикам, иначе возникает серьезная проблема. Потому что если вводятся такие счета, то к вычету могут приниматься только те суммы, которые прошли через НДС-счета. Простейшая ситуация: малый бизнес, например, приобретает какие-то товары или услуги с налогом на добавленную стоимость, расчеты ведет через НДС-счет. Точно так же для сельского хозяйства, для тех налогоплательщиков, которые осуществляют операции, не подлежащие налогообложению НДС.

А как будут обстоять дела с уплатой НДС при оплате покупок наличными?

В этом случае, конечно же, нужно предусмотреть (этого пока нет в законопроектах, но мы, по-видимому, будем на этом настаивать), чтобы был установлен некоторый порог, в пределах которого расчеты за наличный расчет могут осуществляться без НДС-счета. В противном случае серьезные проблемы могут возникнуть у малого бизнеса, даже у среднего бизнеса, который осуществляет такие наличные сделки.

Какой размер этого `порога` предлагает Минфин?

Я сейчас не готов называть эту цифру. Но если посмотреть, например, на Болгарию, которая уже с 1 июля 2002 года экспериментирует с таким механизмом, то они ввели порог на уровне 500 евро. Причем они это сделали, может быть, не слишком удобно для своих налогоплательщиков: у них любые операции - наличные и безналичные - на суммы, меньшие чем 500 евро, осуществляются без проведения по этим НДС-счетам, без специальных платежных поручений и, соответственно, с другой отчетностью перед налоговыми органами. Это не всегда удобно.

Как будет осуществляться контроль за движением средств по НДС-счетам?

На банки возлагается дополнительная обязанность ежемесячно представлять в налоговые органы информацию о движении денежных средств по НДС-счетам. Да, это дополнительное обременение для банков, это, наверное, им не очень понравится, но, с другой стороны, у банков появляется дополнительный финансовый ресурс, и это обстоятельство их не может не радовать. Поэтому здесь есть дополнительные плюсы и для банковский системы.

Поскольку введение спецсчетов - это все-таки серьезное обременение для налогоплательщиков, мы полагаем, что оно может быть компенсировано за счет того, что по НДС могут быть приняты встречные решения, которые улучшают положение налогоплательщиков. Могут быть решены те проблемы, которые ставятся уже на протяжении долгого времени, но которые до сих пор решения еще не нашли.

Это - ускорение возмещения НДС экспортерам и ускорение возмещения НДС при капитальном строительстве. Наконец, обсуждается вопрос о том, чтобы освободить от уплаты НДС с авансов по экспортным поставкам. Если этот комплекс вопросов будет решен, то налогоплательщики, напротив, получат дополнительные преимущества на сумму примерно 110-130 млрд. рублей.

Когда предполагается введение всех этих мер?

Пока эти предложения рассматриваются как рабочий вариант, который, может быть, будет уточнен еще на заседании правительства или после него. Предусматривается, что спецсчета по НДС будут введены с 1 июля 2004 года.

Ускоренное возмещение НДС экспортерам предполагается с 1 января 2005 года. Причем здесь должны произойти очень серьезные изменения, состоящие в том, что налогоплательщик, который осуществляет как экспортные, так и внутренние операции, получит возможность представлять вместо двух налоговых деклараций одну декларацию - и по внешним, и по внутренним операциям. Это принципиально важно, потому что это фактически означает, что по экспортным операциям мы от разрешительного порядка возмещения переходим к заявительному порядку. Налогоплательщик, представив декларацию, сразу же получает право на этот вычет. И это работает в автоматическом режиме.

Конечно же, это не означает, что ему не нужно иметь все документы, которые подтверждают экспорт. Такие документы должны у него быть, и по первому требованию налогового органа они должны быть представлены для того, чтобы обосновать право на экспорт.

С 1 января 2005 года либо, может быть, с оттяжкой до 1 июля 2005 года, возможно, начнет работать следующее решение - возмещение НДС по капитальному строительству. Менее принципиальным может быть вопрос по экспортным авансам, это будет, скорее всего, 1 января 2005 года. Каждая из этих мер соответственно приводит к тому, что в ускоренном порядке налогоплательщик получает свои средства, и это частично компенсирует те неудобства, которые связаны с введением спецсчетов.

Эти предложения представлены в правительство как поправки к Налоговому кодексу?

Это большой блок поправок прежде всего к Налоговому кодексу, но там есть и поправки и в гражданское законодательство, и в банковское законодательство. Но это еще не те документы, которые будут внесены в правительство окончательно, пока это не более чем некая иллюстрация. У нас есть поручение правительства эти документы подготовить к 1 декабря, и окончательно они должны быть отшлифованы к этому времени. В любом случае, это пойдет уже на весеннюю сессию, нынешняя Дума не успеет рассмотреть этот законопроект.

Но ведь ранее, помимо спецсчетов для расчетов по НДС, говорилось о возможности введения специальных счетов-фактур для контроля за уплатой этого налога.

Речь идет о реестрах электронных счетов-фактур. Мы предполагаем, что начиная с 2005 года - это не задача 2004 года - внедрить систему, в соответствии с которой налогоплательщики должны будут представлять в налоговое органы на регулярной основе реестры входящих и выходящих счетов-фактур. Это важно для контрольных мероприятий, потому что, имея этот порядочный массив информации, налоговые органы смогут сравнивать входящие и выходящие счета-фактуры.

Естественно, если они совпадают, `схлопываются` - это одна ситуация, но если эти счета расходятся, например, по суммам, которые там фигурируют, либо какие-то счета-фактуры не находят себе пары, а это сегодня случается достаточно часто, потому что фальсифицированные счета-фактуры тоже используются для минимизации налоговых обязательств незаконным способом, то в этом случае такая информация достаточно быстро появляется в налоговых органах и позволяет им целенаправленно осуществлять контрольные мероприятия, то есть осуществлять налоговую проверку (либо документальную, либо просто направлять группу быстрого реагирования) для того, чтобы посмотреть, что же происходит там. Новый механизм направлен исключительно на налоговый контроль.

И эта система заработает в 2005 году?

Это предполагается внедрить в течение 2005 года, может быть, даже с июля 2005 года. Вопрос срока заслуживает специального рассмотрения, потому что для того, чтобы внедрить эту систему, к ней нужно очень серьезно подготовиться. Предполагается, что эта информация пойдет непосредственно в МНС на территориальном уровне, она будет потом уже консолидироваться, обрабатываться через МНС. Предстоит вложить большие деньги в развитие налоговых органов, поставить суперкомпьютеры, которые способны обрабатывать огромное количество информации, завершить подготовку программного обеспечения, которое еще не готово.

Эти предложения в целом позитивно воспринимаются правительством?

Все перечисленные вопросы будут обсуждаться 2 октября на заседании правительства, и мы полагаем, что предлагаемые решения будут принципиально одобрены, после чего уже, собственно, и развернется работа. Мы полагаем, что, несмотря на достаточно серьезную проработку нами проблем, связанных с НДС-счетами, там еще есть вопросы, на которые мы не до конца нашли ответы.

В частности, нам, видимо, придется проводить очень серьезные переговоры с Белоруссией, потому что если они не введут у себя НДС-счета, то на поставки товаров из Белоруссии фактически будет объявлено эмбарго. Потому что белорусский НДС не будет приниматься к вычету, что российским предприятиям и покупателям будет крайне невыгодно.
`Интерфакс-АФИ`http://nvolgatrade.ru/

Док. 194825
Опублик.: 07.10.03
Число обращений: 857

  • Шаталов Сергей Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``