В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Форум `Дети в чрезвычайных ситуациях`: тезисы доклада `Системообразующие факторы в организации оказания помощи детя Назад
Форум `Дети в чрезвычайных ситуациях`: тезисы доклада `Системообразующие факторы в организации оказания помощи детя
Форум `Дети в чрезвычайных ситуациях`: тезисы доклада `Системообразующие факторы в организации оказания помощи детям в чрезвычайных ситуациях и при осуществлении профилактики таких ситуаций: опыт регионов РФ`

Отрадно, что организаторы Форума достаточно широко обозначили его приоритеты, включив в понятие `чрезвычайная ситуация` также и весь спектр `бытовых` экстремальных ситуаций, зачастую не менее страшных, чем землетрясения и наводнения, а также вопросы профилактики таких ситуаций. При всей кажущейся при такой постановке вопроса необъятности темы, есть одна чрезвычайно острая, всё и вся объединяющая проблема создания эффективной системы организации социальной помощи, обеспечивающей оперативную межведомственную координацию и включающей организационные механизмы привлечения общественных инициатив при оказании помощи детям в чрезвычайных ситуациях. Цель моего доклада - рассказать о возможных путях и подходах к ее решению. Эти предложения суммируют успешный опыт ряда российских регионов и муниципалитетов, учитывают международный опыт, представленный, в частности, в известных рекомендациях России Комитета ООН по правам ребенка, они выработаны также на основании многочисленных консультаций с коллегами правозащитниками, в том числе - членами Комиссии по правам человека при Президенте РФ, с ответственными сотрудниками Минтруда и Минобразования и со многими другими заинтересованными лицами. Таким образом, представленное здесь Ноу-Хау - плод коллективного творчества и мы всем, всем выражаем благодарность.

Из всего объема информации мы постарались выделить наиболее, с нашей точки зрения, важные `управленческие` организационные идеи и подходы, `запускающие` эффективную работу системы оказания социальной помощи детям на региональном и муниципальном уровнях. Говоря заведомо упрощенно, эти меры (некоторые из них могут быть реализованы без изменения действующего законодательства, т.е. практически `мгновенными` административными решениями) сводятся к следующим нескольким тезисам:

1) Усиление властного функционала и укрепление штатными специалистами регионального и муниципальных системообразующих органов - межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, МКДН, призванных координировать работу всех ведомств и учреждений по оказанию необходимой `скорой помощи` и по реализации комплексных индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в кризисной ситуации или в социально опасном положении.

2) Учреждение ведомственными приказами должностей районного координатора социальной работы в органах здравоохранения, образования и др., введение должностей специалистов по социальной работе во всех учреждениях `территории детства и семьи` - за счет перераспределения функциональных обязанностей сотрудников и их переобучения.

3) Привлечение общественных инициатив. На уровне максимально приближенном к населению - при сельских, поселковых администрациях, в городских микрорайонах... создание постановлением Главы органа местного самоуправления Общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые участвуют в выявлении кризисных ситуаций, способствуют развитию общественного наставничества в отношении кризисных семей с детьми и несовершеннолетних социального риска и т.п. Создание аналогичных комиссий на производстве (крайне желательно закрепить это отдельной строкой в законе о профсоюзах).

4) Развитие инфраструктуры семейного устройства, в том числе законодательное учреждение (в субъектах федерации и на федеральном уровне) патронатного воспитания и семейной воспитательной группы, как формы семейного устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (ребенок, постоянно живущий в учреждении, объективно является терпящим бедствие, и его следует спасать всеми доступными законными способами). Предлагаемая мера позволит перевести на семейное воспитание почти всех из примерно 200 тысяч воспитанников детских учреждений России, что связано и с огромной экономией бюджетных средств.

5) Законодательное учреждение системы юстиции для несовершеннолетних в качестве мощного системообразующего фактора в организации деятельности по оказанию помощи детям. (Эту, одну из базовых рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка, впервые сформулированную в 1993 г. и затем повторенную в 1999 г., Россия до сих пор не выполнила).

6) Для осуществления дополнительного независимого контроля за соблюдением прав детей и за надлежащим выполнением государственными органами и учреждениями своих функциональных обязанностей по оказанию помощи детям в чрезвычайных ситуациях учредить законодательно должности федерального и региональных (во всех регионах) уполномоченных по правам ребенка и систему Общественного наблюдения за соблюдением прав детей.




Альтшулер Борис Львович,

Региональная общественная организация (РОО) `Право ребенка`,

Москва, 119019, ул. Новый Арбат, дом 11, оф. 19-18, 19-20.

Тел.: (095) 291-5872, тел./факс: 291-9176

Эл. Почта: right-сhild@mtu-nеt.ru & аltshulеr@mtu-nеt.ru

Веб-страница: www.рrаvоrеbеnkа.nаrоd.ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 194620
Опублик.: 30.09.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``