В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Экономические аспекты и концепции перехода к профессиональным Вооружённым Силам России Назад
Экономические аспекты и концепции перехода к профессиональным Вооружённым Силам России
Эффективное решение военных задач в современных условиях требует соответствующих знаний и навыков, которыми могут владеть только профессионалы. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем военного строительства в современной России является проблема перехода её военной организации на профессиональную основу.

Ниже кратко излагаются результаты экономического анализа некоторых вариантов реформирования системы комплектования военной организации РФ. Наиболее популярными являются следующие три варианта:

вариант 1 - с отсрочкой перехода к профессиональной армии за 2004 год;

вариант 2 - с немедленным отказом от какого-либо призыва на военную службу, начиная с 2002 года;

вариант 3 - со специально подобранными военно-экономическими характеристиками принципиально нового смешанного комплектования военной организации.

В этом, третьем по перечислению, варианте, который был предложен специалистами ИЭПП ещё год назад, сохранён смешанный принцип комплектования, но в существенно изменённом виде. Регулярные войска и силы флота, обеспечивающие военную безопасность страны, комплектуются только на профессиональной основе; призыв, продолжительность которого составит 6-8 месяцев, используется только для подготовки военно-обученного резерва, в том числе для комплектования регулярных войск профессионалами на принципах добровольности. Естественно, переход на профессиональную основу при экономических ограничениях на военные расходы требует значительного сокращения численности военной организации. Решение о таком сокращении уже принято.

Практическая и в некотором смысле научная проблема заключается в выборе рациональной программы перехода от одного принципа комплектования к другому, причём реализовываться она должна в соответствии с принятым графиком сокращения общей численности.

Для сопоставления вариантов по экономическим показателям и оптимизации программы переходак новому принципу комплектования в ИЭПП выполнены соответствующие расчёты военных расходов. При этом учитывались дополнительные выплаты рядовому и младшему командному составу, проходящему военную службу по контракту и завершающему до 2003 года военную службу по призыву при существующих нормах (2 года).

Расчёты дали следующие результаты.

Вариант 1 требует минимальных расходов, но не решает задачу перехода на профессиональную армию.

Вариант 2 требует максимальных расходов и не решает задачу подготовки военно-обученного мобилизационного резерва требуемой численности.

Вариант 3 (предлагаемый), при несущественном увеличении расходов по сравнению с первым вариантом, обеспечивает решение обеих задач военного строительства. Более того, появляется возможность сделать премиальные выплаты тем военнослужащим срочной службы, которые своей службой по призыву обеспечат переход к новой системе комплектования ВС РФ.

Оценка основных видов и общих расходов на осуществление предложенной концепции приведена ниже в трёх таблицах и пояснена текстовым материалом.

Сопоставление расходов, требуемых на осуществление реформы в соответствии с предложенной концепцией, с нынешним уровнем расходов на национальную оборону, показало, что ежегодный рост суммарных расходов не превысит 4 % от этого уровня.

С учётом того, что ожидается рост ВВП порядка 4% в год, можно констатировать важнейшее обстоятельство: дополнительных ассигнований (в ценах 2001 года) на осуществление предложенной концепции не потребуется, естественно, при сохранении прежней доли военных расходов в федеральном бюджете.

Упорядочение нефинансовых показателей вариантов реформирования выявило, что рекомендуемый вариант обладает несомненными преимуществами по большинству аспектов и только одним недостатком: он сложнее в организационном отношении. Потребуется организация одновременной службы военнослужащих по призыву со сроками службы 24 месяца (эти военнослужащие будут дослуживать в переходный период) и 6-8 месяцев (эти военнослужащие будут призываться с 2002 года в центры подготовки резерва), развёртывание сети центров подготовки военно-обученного резерва, приоритетная подготовка сержантов, служащих по контракту.

Сводная программа изменения численности и состава ВС РФ, а также прямых расходов на осуществление предлагаемой концепции представлена в таблице.



Параметры / годы
2001
2002
2003
2004

Расходы на содержание лиц рядового и младшего командного состава,

проходящих службу по призыву

1.1. Расходы на военнослужащих, которые будут служить 2 года

Количество военнослужащих, тысяч человек
650
480
325
0

Средние расходы на содержание каждого военнослужащего в период службы, рублей в год
16800
16800
16800
-

Расходы на содержание, млн. рублей
10920
8064
5460
0

Средние дополнительные выплаты при увольнении из рядов ВС РФ (в первом / во втором полугодии), рубли
0
3180 / 6360
12540 /18720
0

Выплаты при увольнении, млн. рублей
0
1550
5080
0

Динамика общих расходов на военнослужащих, которые прослужат 2 года, с учётом выплат при увольнении, млн. рублей
10920
9614
10540
0

1.2. Расходы на военнослужащих, которые будут призваны на 6 месяцев

Количество военнослужащих, тысяч человек
0
100
150
200

Средние расходы на содержание военнослужащих за два призыва по 6 месяцев каждый, рублей в год
-
16800
16800
16800

Расходы на содержание, млн. рублей
0
1680
2520
3360

Динамика общих расходов на военнослужащих, призванных на военную службу, (без учёта выплат при увольнении / с учётом выплат), млн. рублей
10920
9744 / 11294
7980 / 13060
3360

2. Расходы на содержание лиц рядового и младшего командного состава,

служащих добровольно по контракту

Количество военнослужащих, тысяч человек
150
150
185
400

Средние расходы на каждого военнослужащего, проходящего службу по контракту, рублей в год
40400
46800
52800
60000

Динамика общих расходов на военнослужащих, которые будут служить по контракту, млн. рублей
6060
7020
9768
24000

3. Общие расходы на содержание всех военнослужащих рядового и младшего командного состава

Динамика общих расходов на содержание лиц рядового и младшего командного состава (без учёта выплат при увольнении / с учётом выплат), млн. рублей
16980
16764 / 18314
17748 / 22828
27360

Изменение расходов на содержание лиц рядового и младшего командного состава по отношению к расходам 2001 года (без учёта выплат при увольнении / с учётом выплат), млн. рублей
0
- 216 / 1334
768 / 5848
10380


Примечание: две оценки некоторых данных (без учёта выплат при увольнении / с учётом выплат) обусловлено тем обстоятельством, что для таких выплат нет формальных оснований, однако с морально-этической точки зрения лица, которые своей службой по призыву обеспечат осуществление военной реформы и переход к добровольному принципу комплектования, должны быть поощрены.



Принятие предлагаемого варианта осложняется тем, что одновременно будет выполняться решение Совета безопасности РФ от 11 мая 2001 года, предусматривающее существенное повышение денежного довольствия офицеров, прапорщиков, мичманов, рядового и младшего командного состава, проходящего военную службу по контракту, а также военных пенсий. При этом ежемесячное денежное содержание младшего офицерского состава будет увеличено почти в два раза, а старшего и высшего соответственно в 1,7 и 1,4 раза. Для выполнения этого решения потребуется дополнительно выделить из федерального бюджета в 2002 году - 21,8 млрд. рублей, в 2003 году - 45 млрд. рублей, в 2004 году - 55,8 млрд. рублей. Всего за три года на эти цели будет израсходовано 122,6 млрд. рублей.

Для осуществления предлагаемого изменения системы комплектования рядовым и младшим командным составом в 2002 году не потребуется дополнительных расходов из федерального бюджета, в 2003 году затраты необходимо увеличить всего на 0,8 млрд. рублей и только в 2004 году на эти цели необходимо затратить значимую для федерального бюджета сумму, равную 10,4 млрд. рублей (таблица 1). Всего за эти же три года для реализации рассматриваемого предложения потребуется выделить 11,2 млрд. рублей или 9,1 % от суммарных расходов на повышение денежного довольствия военнослужащих.

При ожидаемом ежегодном росте ВВП в предстоящие годы на 4 % можно полагать, что расходы федерального бюджета в 2004 году возрастут по сравнению с 2001 годом на 125 - 130 млрд. рублей. В этом случае на изменение системы комплектования ВС РФ рядовым и младшим командным составом необходимо будет израсходовать лишь 8,2 % от этой суммы.

Выделив на предлагаемое изменение системы комплектования ВС РФ дополнительно 0,8 млрд. рублей в 2003 году и 10,4 млрд. рублей в 2004 году, можно комплексно провести военную реформу, значительно повысить в короткие сроки боеспособность рядового и младшего командного состава, а, следовательно, и ВС РФ, снять напряжение в обществе из-за существующих тяжёлых, опасных и в ряде случаев унижающих человеческое достоинство условий военной службы по призыву.

Расходы на обеспечение бытовых условий. В начальный период реформирования достаточно переоборудовать казарменный фонд в общежития для одиноких и малосемейных военнослужащих, проходящих службу по контракту. Это может быть сделано отчасти так называемым `хозспособом`, отчасти за счёт средств, которые будут получены от высвобождаемого военного имущества, в том числе недвижимости.

В период после 2004 года будет развёрнуто строительство служебного жилья и соответствующей инфраструктуры. Одновременно для тех военнослужащих, которые изъявят желание связать свою судьбу с военной организацией РФ на долгие годы и будут соответствующим образом аттестованы их непосредственными начальниками, целесообразно открытие накопительных счётов, рассчитанных на приобретение квартиры в средней полосе России за 20 лет аккумуляции соответствующих средств. С учётом капитализации накоплений в начальный период объём поступлений на эти счета может составить до 50% от объёма поступлений в конечный период. Это смягчит финансовую нагрузку на бюджет в начальный период действия этих счетов.

В дальнейшем при стабильном темпе выпуска из военных училищ до 20 тысяч офицеров в год и таком же, ориентировочно, количестве других военнослужащих, которым будут открываться накопительные счета, нагрузка на бюджет составит оценочно до 5 миллиардов рублей в год, что представляется не слишком обременительным. Заметим, что в настоящее время из бюджета на строительство жилья для военнослужащих расходуется около 8 миллиардов рублей в год. В связи с этим возможно перераспределение расходов (сокращение непосредственного строительства жилья, предоставляемого военнослужащим, увеличение фонда служебного жилья и увеличение объёма выдачи накопленных средств для приобретения жилья), что позволит сделать решение жилищной проблемы военнослужащих естественным процессом.

Немаловажным станет после 2005 года то обстоятельство, что ожидается значительное сокращение количества военных пенсионеров. Это объясняется тем, что большинство нынешних военных пенсионеров ушли из рядов ВС РФ в период их постепенного, но неизменного сокращения. Их динамика отражает с запаздыванием динамику перехода от непомерно высокого количества военнослужащих, характерного для советской военной организации, к существенно меньшей численности военнослужащих в военной организации РФ.

Предоставление льгот для продолжения образования. Предоставление льгот для поступления в военные высшие и средние учебные заведения военнослужащим, прошедшим обучение в центрах подготовки военно-обученного резерва, а тем более прослужившим определённое количество лет по контракту, представляется естественным процессом переходов военнослужащих внутри военной организации РФ, не требующим новых расходов.

Несколько сложнее обстоит дело при осуществлении желания военнослужащего после демобилизации поступить в гражданский государственный вуз. Проблема может решаться путём установления определённого `премиального` балла, прибавляемого к оценке, указанной в аттестате об окончании средней школы, либо к оценке, полученной на вступительных экзаменах в вуз.

Ещё сложнее обстоит дело с поступлением в негосударственный вуз, обучение в котором является платным. Представляется, что до 2005 года эта проблема является не решаемой. После 2005 года можно будет рассмотреть вариант решения этой проблемы, например, следующим образом. Военнослужащий, прослуживший 3 года, заявляет о своём намерении поступать в платный вуз, после чего, если его служба в военной организации признаётся командованием целесообразной, на его имя открывается накопительный счёт, аналогичный накопительному счёту для получения жилья, но имеющий иную цель - получение платного образования. Продолжительность службы определяется в этом случае военнослужащим по согласованию с командованием. Для реализации такого предложения ежегодно при составлении федерального бюджета должна устанавливаться предельная сумма отчислений в накопительные счета, в пределах которой разрешается открытие новых счетов.

Расходы на оборудование центров подготовки военно-обученного резерва. В период до 2005 года можно будет обойтись без дополнительных расходов, рационально используя сеть существующих учебных воинских частей и соединений, а также переориентировав некоторое количество военных училищ на решение этой задачи. При этом, естественно, нельзя допустить какого-либо ущемления денежного довольствия, штатных категорий и иных параметров прохождения службы постоянным составом этих училищ.

После 2005 года должен быть спланирован процесс совершенствования тренажёрной базы, учебных пособий и других современных средств обучения во всей сети центров подготовки резерва. Объём необходимых для этого средств мало зависит от концепции комплектования военной организации РФ. Совершенствование средств и методов обучения обусловлено научно-техническим прогрессом и, в частности, развитием вооружения и военной техники.http://nvolgatrade.ru/

Док. 194501
Опублик.: 24.09.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``