В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российским самолетам не дают взлететь Назад
Российским самолетам не дают взлететь
Основная проблема `воздушного` бюджета на следующий год - недостаточное субсидирование лизинговых операций

В представленном на 2004 год проекте бюджета государственные расходы по статье `Воздушный транспорт` по сравнению с бюджетом этого года снижены почти в 2 раза. Если в 2002 году чиновники должны выделить по этой статье 2172 млн рублей, то в следующем - лишь 1034 млн. Правда, по словам сотрудников Минтранса, `воздушный` бюджет этого года - неудачный пример для сравнения, так как больше половины его средств должно пойти на увеличение уставного капитала двух лизинговых компаний (`Ильюшин Финанс` и `Финансовая Лизинговая Компания`). `Если вычесть из бюджета этого года 1 млрд 280 млн руб., которые пошли на увеличение уставного капитала лизинговых компаний, то получится, что бюджет 2004 года увеличился по сравнению с этим примерно на 15%`, - сказал RВС dаily сотрудник Министерства транспорта РФ. Впрочем, чиновники признают, что, несмотря на некоторое увеличение расходов на воздушный транспорт, сохраняются проблемы неравномерного распределения субсидий и недостаточного финансирования ключевых статей - научных разработок и субсидирования лизинговых программ.

Самой большой расходной статьей `воздушного` бюджета на следующий год оказались расходы на содержание государственной транспортной компании `Россия` (основная деятельность компании - перевозка президента и высокопоставленных чиновников), которые в 2004 году должны составить 537,1 млн рублей (четверть от всего объема госфинансирования воздушного транспорта). По сравнению с 2003 годом расходы увеличены на 22,7% (в этом году из бюджета на содержание авиакомпании было выделено 437,7 млн рублей). Представители ГТК `Россия` объясняют этот факт увеличением парка самолетов и вертолетов, предназначенных для полетов президента и высших должностных лиц государства. `В этом году парк наших самолетов должен пополниться новым самолетом Ил-96, который на данный момент проходит последние летные испытания на Воронежском заводе, а также четырьмя вертолетами Ми-8, - сказал RВС dаily директор по финансам ГТК `Россия` Михаил Коновалов. - В связи с этим увеличиваются затраты на текущий ремонт и страховку парка нашей техники`.

Вполовину меньшую, чем на содержание ГТК `Россия`, сумму чиновники предлагают потратить на финансирование программы развития гражданской авиации и техники. `В принципе, в следующем году в бюджете заложено количество средств, положенное по программе развития гражданской авиации, - сказал RВС dаily член комитета Госдумы по промышленности, транспорту и науке. - Всего в следующем году на научные исследования будет выделено 2,59 млрд рублей, в том числе на фундаментальные исследования 2,46 млн рублей. В условиях, когда наши научные институты в буквальном смысле `считают копейки`, это вполне ощутимые дотации. Но, с другой стороны, если сравнить эту сумму, к примеру, со стоимостью создания истребителей пятого поколения, которая составляет более 1,5 млрд долларов, то цифры выглядят несопоставимыми`. Правда, подобные несоответствия реальных расходов на проектирование и государственных дотаций чиновники объясняют изначальной концепцией программы развития гражданской авиации, которая предусматривала, что основную часть средств авиапредприятиям все же придется привлекать самостоятельно или с помощью заинтересованных инвесторов.

Однако самой большой проблемой `воздушного` бюджета следующего года специалисты называют недостаточное финансирование лизинговых программ. По словам сотрудника подкомитета Госдумы по воздушному и водному транспорту, в 2004 году, как и в 2003, чиновники предлагают истратить на субсидирование лизинговых платежей 200 млрд рублей (общая сумма в 2004 г. должна составить 210,1 млрд рублей, 10,1 млрд из которых должны пойти на уплату процентов по кредитам). Этой суммы, по мнению сотрудника подкомитета, может хватить на субсидирование лизинговых контрактов по трем-четырем самолетам, что, безусловно, недостаточно для загрузки мощностей отечественного авиапрома, `застой` которого связан, в том числе, с падением внутренней потребности в новых самолетах и уменьшением объема перевозок. `В советские годы `налет` самолетов был значительно меньше - около 1, 5-2 тыс. км в год. Сейчас же сделать полеты рентабельными можно лишь при условии налета в два раза больше, - сказал RВС dаily сотрудник Государственной службы гражданской авиации (ГСГА). - Получилось, что внутри страны потребность в лайнерах снизилась, плюс к тому упал и объем перевозок. Единственная возможность сейчас организовать сбыт для авиазаводов и загрузить их мощности хотя бы наполовину - это наладить схему лизинговых продаж`.

Изначально, по словам сотрудников ГСГА, правительство планировало ежегодно выделять на субсидии по лизинговым контрактам 500-600 млрд рублей, однако потом эта сумма почему-то сократилась в три раза. `Существует специальный указ президента, в котором оговаривается сумма в 500-600 млрд рублей, - говорит сотрудник ГСГА. - Такая сумма действительно могла бы помочь заново `раскрутить` авиапромышленность, однако по неизвестным нам причинам выйти на этот уровень субсидирования правительство так и не решилось`. Несмотря на то что бюджет на следующий год принят еще лишь в первом чтении, эксперты уверены, что объемы субсидирования вряд ли увеличатся. `Расходы уже утверждены, и под нас их никто менять не будет`, - утверждает сотрудник ГСГА.

Отдел экономики


Наталья Бендина, 23.09.2003
Постоянный адрес статьи: httр://www.rbсdаily.ru/nеws/mаrkеt/indех.shtml?РИА `РосБизнесКонсалтинг`http://nvolgatrade.ru/

Док. 194470
Опублик.: 23.09.03
Число обращений: 165


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``