В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трубникова А.В: Оценка обращение областных финансов в части размещения ценных бумаг и их погашения в Оренбургской области Назад
Трубникова А.В: Оценка обращение областных финансов в части размещения ценных бумаг и их погашения в Оренбургской области
Рынок ценных бумаг - явление в России сравнительно новое, для большинства населения малопонятное. И это неудивительно, ведь в то время, когда другие страны накапливали опыт практической работы с ценными бумагами и оттачивали экономические отношения, мы довольствовались только тем, что предлагало нам государство, часто не понимая, для чего вообще могут быть нужны ценные бумаги. Возможно, поэтому ценные бумаги с таким трудом входят сейчас в жизнь общества. Многим нашим соотечественникам не только ценные бумаги, но и кредитные карточки, которые давно стали привычными во всех развитых странах, представляются чем-то ненадежным. Такое восприятие вполне естественно. Государство часто обманывало своих граждан, наполняя рынок облигациями, которые нельзя было ни продать, ни обменять, ни заложить. Преодолению негативного отношения к рынку ценных бумаг не способствуют многолетняя нестабильная экономическая ситуация в стране, частые финансовые `встряски`.
Тем не менее, России как государству, ставшему на путь рыночных отношений, рынок ценных бумаг необходим.
В настоящее время условно можно выделить следующие основные фактора, которые отрицательно влияют на успешное развитие рынка ценных бумаг: исторически сложившаяся ментальность общества, несовершенство действующего законодательства, недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов. Контроль со стороны государства за происходящим на рынке ценных бумаг также нельзя признать удовлетворительным.
Принимая во внимание то, что контроль это одна из функций управления, которая представляет собой систему мониторинга процесса функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений и результаты их выполнения, осуществлять корректировку действий Счетной палатой Оренбургской области проведена оценка обращения областных финансов в части размещения ценных бумаг и их погашения в Оренбургской области.
Правовые основы, регулирующие отношения, возникшие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг в Оренбургской области
Официальным годом рождения фондового рынка в России считается 1990 год, когда появились первые нормативные документы, регулирующие будущую деятельность на этом рынке. Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 г. Nо 39-ФЗ `О рынке ценных бумаг` с изменениями. Нормативно-правовыми актами содержащими условия эмиссии и обращения всех государственных займов области являются проспекты эмиссии, решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Порядок возникновения и исполнения обязательств в результате осуществления эмиссии, процедура эмиссии ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг отражены в Федеральном законе от 29.07.1998 г. Nо 136-ФЗ `Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг`.
Порядок размещения, обслуживания, обращения и погашения Государственных именных облигаций администрации области регулируют Положения о размещении, обслуживании, обращении и погашении выпусков государственных именных облигаций администрации Оренбургской области, утвержденные заместителем главы администрации области. Порядок реструктуризации займов области определен Положением о реструктуризации Государственных именных облигаций. Процедурные документы по каждому участнику рынка ценных бумаг и время их представления, механизм денежных потоков между участниками займа, позволяющий минимизировать время поступления денежных средств на рынок облигаций Займа и устранять проблему территориальной удаленности эмитента - администрации области, время проведения аукционов, вторичных торгов, погашения облигаций отражены в Регламенте участников рынка ОГКО, утвержденном начальником финансового управления администрации области.
Государственные ценные бумаги области преимущественно были распространены среди юридических лиц, представленных банками, коммерческими организациями, инвестиционными компаниями, пенсионными и страховыми фондами. На их долю по состоянию на 01.01.1997 г. приходилось 86,2%. Остальные облигации были распространены среди частных лиц (на вторичных торгах) - 2,45% и частных лиц (приобретение при размещении на первичных торгах) - 11,53%.
Динамика снижения объема государственных ценных бумаг области в структуре государственного внутреннего долга области за 1998- 2000 гг.
Начиная с 1998 года, объем государственного внутреннего долга области имеет тенденцию к снижению.

В 1998 году государственный внутренний долг был представлен только ценными бумагами. На 01.01.2001 г. объем государственных ценных бумаг в составе государственного внутреннего долга области составляет 52,3%, т.е. в 2 раза меньше в сравнении с 1998 годом. Снижению объема государственных ценных бумаг в структуре государственного внутреннего долга области в течение 1999-2001 гг. со 100% до 52,3% способствовало исполнение администрацией области обязательств, возникших в ходе произведенных заимствований. Остаток непогашенной задолженности по долговым обязательствам на 01.01.2001 г. составляет 235,9 млн. рублей.
Проблема погашения государственного долга актуальна для области. Государственный долг области по выпущенным займам по состоянию на 01.01.2001 - 235,9 млн. рублей. Долг по погашению облигаций составляет 52,3% величины внутреннего долга (без выданных поручительств).

Решение о выпуске государственных ценных бумаг. Цели займов (в рамках каждого вида и выпуска ценных бумаг области)
Государственные именные облигации администрации Оренбургской области (1 займ)
В целях обеспечения эффективного исполнения областного и консолидированного бюджетов области, а также осуществления мер по развитию финансового рынка в части реализации государственных займов Оренбургской области издано распоряжение главы администрации и утвержден закон, которым принято выпустить в 1997 году Государственный займ Оренбургской области в виде облигаций в размере 1 млрд. рублей на условиях и в порядке, предусмотренных проспектом эмиссии. (Суммы представлены в деноминированных рублях).
Форма исполнения обязательств по облигациям представлена имуществом области, принадлежащим ей на праве собственности, кроме имущества, закрепленного за созданным ею юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, находящегося исключительно в собственности Российской Федерации.
Проспект эмиссии Государственных именных облигаций администрации Оренбургской области зарегистрирован Департаментом ценных бумаг и финансового рынка Министерства финансов Российской Федерации. Государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг - МФ53-3-00148. Эмитентом облигаций является администрации Оренбургской области в лице финансового управления администрации Оренбургской области (далее Эмитент).
Общий объем выпуска Государственных именных облигаций администрации Оренбургской области (далее по тексту - ОГКО - 1 займ) по номинальной стоимости составляет 1 млрд. рублей. Номинальная стоимость одной облигации 100 рублей. Количество выпускаемых облигаций составляет 10 млн. штук. Форма выпуска облигации - именная бездокументарная, в виде записей на счетах депо с централизованным хранением глобальных сертификатов в Депозитарии, уполномоченном Эмитентом на ведение учета прав на облигации. Параметры выпуска займа фиксируются Глобальным сертификатом (дата размещения выпуска, период размещения выпуска, дата погашения выпуска). Доход по облигациям считается как разница между ценой реализации и ценой покупки облигаций.
ОГКО - 1 займ размещались на различные сроки, начиная от 6 месяцев до 24 месяцев. Всего размещено 22 выпуска: от минимального объема 15,0 млн. рублей до максимального объема 120,0 млн.рублей. Фактическими ценами реализации облигаций являются средневзвешенные цены, устанавливаемые на аукционах. Реальные средневзвешенные цены сложились от 59% от номинала до 86,13%. Все ценные бумаги реализованы за рубли.

Государственные именные облигации администрации Оренбургской области (2 займ)
Решение о выпуске Государственных именных облигаций Оренбургской области 2 займа принято законодательно, в целях дальнейшего привлечения средств в бюджет для финансирования социальных программ и инвестиционных проектов, а также для обслуживания внутреннего долга.
Источником обеспечения погашения займа является бюджет области, в том числе налог на добавленную стоимость на услуги, производимые на территории Российской Федерации.
Решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг и проспект эмиссии зарегистрированы Департаментом ценных бумаг и финансового рынка Министерства финансов РФ. Государственный регистрационный номер ценных бумаг МФ53-3-00408 - МФ53-3-00413.
Общий объем выпуска Государственных именных облигаций Оренбургской области (далее по тесту ОГКО - 2 займ) по номинальной стоимости составляет 1 млрд. рублей. Номинальная стоимость одной облигации 100 рублей. Количество выпускаемых облигаций составляет 10 млн. штук. Форма выпуска облигаций - именная бездокументарная, в виде записей на счетах депо с централизованным хранением Глобальных сертификатов и учетом прав на облигации в Депозитарии, уполномоченном Эмитентом.
В отличие от предыдущего займа в рамках этого выпуска Эмитент размещает облигации сериями (траншами). Параметры очередной серии (государственный регистрационный номер выпуска, дата размещения, дата погашения и др.), размещаемой в рамках выпуска, фиксируются Глобальным сертификатом. Размещение облигаций происходит в форме аукциона, вторичных торгов. Доразмещение серий облигаций до объема, установленного Глобальным сертификатом может осуществляться на вторичных торгах по цене спроса-предложения. Погашение серий облигаций осуществляется как путем досрочного выкупа облигаций по цене, установившейся на вторичных торгах или на специальных аукционах по досрочному выкупу, так и в объявленный день погашения путем выкупа облигаций по номинальной стоимости и выплатой купонного дохода.
Объем фактически реализованных ценных бумаг на 01.01.2001 - 750,0 млн. рублей. Облигации размещались на различные сроки (от 4 до 22 месяцев). Всего размещено 21 выпуск от минимального объема 15 млн. рублей до 60 млн.рублей. Реальные средневзвешенные цены сложились от 43% до 84% от номинала. Все ценные бумаги реализованы за рубли. Погашено на 01.01.2001 - 708,2 млн. рублей. Остаток суммы к погашению - 41,8 млн. рублей.

Характеристика фондового рынка
Анализируя информационные сообщения инвестиционной компании `Александр В. Костиков и партнеры` можно сделать вывод, что в 1997 начале 1998 гг. на рынке ОГКО Оренбургской области ситуация достаточна стабильна. Эмитентом своевременно и полностью погашаются серии ОГКО. Доходность Оренбургских ОГКО варьируется в диапазоне 46-85% годовых. Администрация области подтвердила статус надежного заемщика.
Однако в середине 1998 года экономическая ситуация в стране резко ухудшилась, возникли проблемы с обслуживанием государственного долга, в частности своевременным гашением займов. Отсутствие каких-либо положительных новостей, паника, начавшаяся на фондовом рынке, и рост курса доллара ведут к снижению цен госбумаг, существенному росту доходности. На протяжении августа происходило постоянное снижение цен Оренбургских ОГКО, спрос на ОГКО практически отсутствовал. На фоне резкого снижения оборота торгов ежедневный прирост доходности составлял 40-80% годовых. Политическая нестабильность в стране и экономическая безвыходность привели к дальнейшему снижению ликвидности на рынке субфедеральных облигаций. Обороты торгов находятся на почти нулевом уровне из-за полного отсутствия спроса.
Возникла критическая ситуация с обслуживанием долга в Оренбургской области. Оценивая сложившееся положение в экономике области администрация признала ситуацию форс-мажорной и был дан приказ генеральному директору ЗАО `Санкт-Петербургский Расчетно-Депозитарный Центр` и заместителю генерального директора Инвестиционной компании `Александр В.Костиков и партнеры` о временной приостановке проведения вторичных торгов по всем сериям займов Оренбургской области и блокировке всех счетов дилеров и инвесторов в депозитарии.
Сообщением участникам рынка ОГКО администрация области объявила о реструктуризации задолженности по ОГКО со сроками погашения после 08.10.1998. Кроме того, официальным сообщением для сведения инвесторов администрацией области предложены варианты реструктуризации:
1.Обмен именных облигаций администрации Оренбургской области на более долгосрочные (1,5 - 2 года).
2. Погашение задолженности по ОГКО путем зачета по платежам в областной бюджет (возможна переуступка третьим лицам) К зачету принимаются следующие виды платежей: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, плата за землю.
3. Замена именных облигаций администрации Оренбургской области на акции предприятий принадлежащих администрации области на праве собственности и другие варианты.
Государственные именные облигации администрации Оренбургской области (3 займ-реструктуризация)
В соответствии с требованиями Закона РФ от 29.07.98 Nо136-ФЗ `Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг` распоряжением главы администрации области были утверждены генеральные условия эмиссии, которые зарегистрированы Департаментом управления государственным внутренним долгом Министерства финансов.
Номинальная стоимость одной облигации в рамках каждого выпуска устанавливается в размере 100 рублей. Облигации выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо с учетом прав на облигации в депозитарии. Объем и срок обращения Государственных именных облигаций администрации области (далее по тексту ОГКО - реструктуризация) устанавливается в решении об отдельном выпуске облигаций, утверждаемом начальником финансового управления администрации Оренбургской области. Минимальный срок обращения облигаций 12 месяцев, максимальный - 36 месяцев.
По виду получаемого дохода, порядку осуществления прав владельцами облигации и условиями размещения и обращения облигации являются дисконтными. Обязательства по облигациям могут быть исполнены как денежными средствами, так и иным имущественным эквивалентом (товары, производимые на территории области, акции предприятий, находящиеся в областной собственности, облигации администрации области новых выпусков).
Фактически реализовано ценных бумаг на сумму 160,0 млн. рублей. Размещение займа осуществлялось путем проведения аукционов и вторичных торгов. Размещение займа производилось путем обмена ОГКО 1 и 2 займов на другой вид бумаг NоАОR. Денежных средств от данного размещения не поступало. По состоянию на 01.01.2001 реструктуризировано 77,8 млн. рублей прошлых займов. Остаток суммы к погашению на 01.01.01 - 126,8 млн. рублей.
Агрооблигации
Постановлением правительства РФ от 26.02.97 Nо224 `Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса в РФ в 1997 году` Правительство РФ постановило Министерству финансов РФ не погашенную до 20 марта 1997 года задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетной ссуде, предоставленной в 1996 году субъектам Российской Федерации в виде товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов и комбикормов, переоформить с их согласия в ценные бумаги субъектов РФ для последующей реализации их по рыночной стоимости.
Указанные ценные бумаги субъектов Российской Федерации после надлежащего оформления передаются Министерству финансов Российской Федерации в счет погашения задолженности субъектов Российской Федерации по товарному кредиту. Средства, вырученные от продажи ценных бумаг, поступают в специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.
Решением Законодательного Собрания области принят закон, в соответствии с которым источником расходов по обслуживанию облигаций, выпускаемых для погашения задолженности федеральному бюджету по товарному кредиту, является бюджет Оренбургской области на 1998, 1999, 2000 финансовые годы.
Соглашением `о погашении задолженности субъектов Российской Федерации федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 года облигациями субъектов РФ` и протоколом `определения и согласования суммы задолженности федеральному бюджету по бюджетной ссуде, предоставленной в 1996 году в виде кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельхозтоваропроизводителям и мазута сахарным заводам с Оренбургской областью` определена сумма задолженности в размере 189,23 млн.рублей.
Распоряжением главы администрации области дано указание финансовому управлению администрации области осуществлять эмиссию облигаций от имени Оренбургской области в сумме 189,23 млн. рублей не превышающую верхнего предела заимствований, устанавливаемого в бюджетах на 1998-2000 финансовые годы.
В рамках выпуска эмитент размещает облигации сериями (траншами). Облигации выпускаются в бездокументарной форме. Номинальная стоимость облигации 10 тыс. рублей. Фактическими ценами реализации облигаций являются номинальная стоимость и купон.
Погашено с учетом установленного купонного дохода с начала выпуска от общего объема поступления от реализации 221,24 млн. рублей. Остаток суммы к погашению на 01.01.01 - 6,16 млн. рублей.

Раскрытие информации о ценных бумагах
Федеральные законы `О рынке ценных бумаг` от 22.04.96 Nо39-ФЗ, `Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг` от 29.07.98 Nо136-ФЗ определяют порядок раскрытия информации о ценных бумагах. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам, независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Размещение ценных бумаг происходит на фондовом рынке г. Санкт-Петербурга. Финансовое управление не располагает материалами о раскрытии информации в средствах печати Санкт-Петербурга. Представлены только пресс-релизы, распространяемые среди участников фондового рынка. Информация, связанная с решением о выпуске, условия эмиссии и обращения государственных именных облигаций Оренбургской области опубликовывалась в средствах массовой информации Оренбургской области.

Управление ценными бумагами от имени области. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Сделка с ценными бумагами, как с любым другим товаром, совершается в несколько этапов. Основные этапы проведения сделки на фондовом рынке таковы: заключение сделки; сверка параметров заключенной сделки; клиринг; исполнение сделки, то есть осуществление денежного платежа и встречной передачи ценных бумаг.
Институты, обеспечивающие функционирование профессионального рынка ценных бумаг, организуют постоянное унифицированное прохождение сделок через все этапы. Основными организациями, `поддерживающими` инфраструктуру фондового рынка, являются фондовые биржи, клиринговые организации и депозитарии. Конкретное `распределение обязанностей` по выполнению отдельных этапов сделок различными организациями зависит от особенностей фондового рынка той или иной страны.

Генеральный агент по ОГКО 1, 2 займов и реструктуризации
Размещением и обслуживанием на вторичном рынке выпусков ОГКО Оренбургской области по предписаниям эмитента занимается генеральный агент - ЗАО `Инвестиционная компания АВК`. (Далее по тексту - генеральный агент). Назначение генерального агента администрации области по организации выпуска, размещению и обращению определено распоряжением администрацией области `О выпуске облигаций администрации Оренбургской области`. Выход региона на финансовый рынок Санкт-Петербурга и выбор генеральным агентом ЗАО `Инвестиционная компания АВК` без проведения конкурса объясняется профессиональностью участников рынка ценных бумаг, положительным опытом размещения займов других регионов.
Генеральный агент имеет лицензию на осуществление дилерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, бумагами субъектов РФ и муниципальных образований и лицензию на осуществление брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований, выданными Федеральной комиссией ценных бумаг России.    Отношения, складывающиеся в процессе разработки, внедрения и обслуживания ОГКО 1 займа определены Генеральным агентским соглашением между администрацией области и генеральным агентом и действующим до окончания срока эмиссии по займу.
Генеральное агентское соглашение является основным и единственным документом, регулирующим отношения сторон с момента подписания соглашения по настоящее время по всем выпускам облигаций Оренбургской области. Дополнениями к соглашению о распространении функций этого соглашения на другие выпуски ОГКО Эмитент не располагает. Генеральное агентское соглашение предусматривает комиссионное вознаграждение генеральному агенту и составляет 3% от фактического объема первичного размещения на аукционе и 0,5% от объема сделок генерального агента на вторичном рынке по поручению эмитента. При выборочном анализе большого круга обязанностей данных Генеральным агентским соглашением генеральному агенту установлено, что эмитент не располагает рядом договоров, определяющими действия генерального агента по выполнению своих функций (отсутствуют договоры с торговыми системами, с дилерами и т.д.). Кроме Генерального агентского соглашения генеральному агенту передан ряд других прав, а именно:
- осуществлять функции попечителя счета депо финуправления, открытого в депозитарии. Генеральный агент действует по доверенности. Срок действия доверенности не указан;
- открывать счета финуправлению в ЗАО `Петербургский расчетный центр`, совершать операции по открытым счетам, получать выписки и справки по счетам, использовать собственную печать для оформления платежных документов при совершении операций. Генеральный агент уполномочен на право первой и второй подписи платежных документов по счетам финансового управления. Срок предъявленной доверенности истек.
Отсутствие, договоров, определяющих вопросы выпуска, размещения и погашения ОГКО указывает на несовершенный контроль со стороны Эмитента за действиями генерального агента по вопросам обслуживания ОГКО.
Депозитарий
Лицом, уполномоченным для ведения централизованной регистрации владельцев именных облигаций и депозитарием, принявшим на хранение и учет глобальный сертификат является ЗАО `Санкт-Петербургский расчетно-депозитарный центр`, действующий в качестве депозитарной организации на основании лицензии, выданной федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, (далее по тексту - депозитарий). Отношения сторон, возникающие в процессе первичного размещения обращения и погашения закреплены договорами на обслуживание государственных именных облигаций администрации области с депозитарием, которые предусматривает вознаграждение в размере 0,1% (одна десятая процента от фактического объема первичного размещения на аукционе ОГКО). Выплата производится через Генерального агента из его комиссионного вознаграждения.
Торговая система
Торговые сессии размещения ОГКО производились на биржах г. Санкт-Петербурга. Организацией торговли на рынке ценных бумаг, а именно, предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами области, между участниками рынка ценных бумаг занимались в основном ЗАО Санкт-Петербургская валютная биржа и некоммерческое партнерство `Фондовая биржа Санкт-Петербург`. Генеральному агенту от своего имени поручено подписывать договоры. Договорами Эмитент не располагает.
Платежный агент
В целях обеспечения процедуры погашения и поддержания ликвидности вторичного рынка ОГКО Эмитент заключает договор с кредитной организацией, именуемой в проспектах эмиссии и Положении платежным агентом. Согласно проспекта эмиссии Платежным агентом является ЗАО `Петербургский расчетный центр`, который имеет лицензию на осуществление банковских операций, выданную Центральным банком РФ.
Небанковская кредитная организация ЗАО `Петербургский расчетный центр` действует на основании и в соответствии с договором на расчетное обслуживание на организованном рынке ценных бумаг и дополнительным соглашением к договору на расчетное обслуживание на организационном рынке ценных бумаг. Срок действия представленных договоров закончился. Договорами на последующие годы или дополнениями о продлении срока действия Эмитент не располагает.
Кроме того, 28 декабря 1997 года зарегистрировано `Изменение в решении о выпуске ценных бумаг` где указано, что платежным агентом является АКБ `Сберегательный банк РФ`. В нарушение указанных изменений ЗАО `Петербургский расчетный центр` продолжает выполнять функции расчетного центра организованного рынка ценных бумаг.
Дилеры
Большую группу профессиональных участников рынка ценных бумаг представляют инвестиционные институты - дилеры, которые должны действовать на основании договоров и иметь лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности, выданных ФКЦБ России. Число официальных дилеров ОГКО на 26.03.2000 г. - 24. Договорами эмитент не располагает.
Профессиональные участники рынка по Агрооблигациям
Облигации передаются в недельный срок после регистрации эмиссии в собственность РФ в лице Министерства финансов РФ, что подтверждается выпиской со счетов-депо в уполномоченном депозитарии. На основании конкурсного отбора, осуществленного Министерством финансов РФ, Платежным агентом по обслуживанию выплат денежных средств по обязательствам облигаций признан АКБ `Международная Финансовая Компания`, действующий на основании агентского соглашения об обслуживании облигаций. Услуги по хранению облигаций области и учету прав на них, предоставлены АКБ `Объединенный Экспортно-Импортный Банк` (ОНЭКСИМ Банк), имеющий лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ на право осуществления депозитарно-хранительской и депозитарно-попечительской деятельности и свидетельства о регистрации в качестве депозитария. Проведение аукционов и вторичных торгов организует `Московская международная Валютная биржа`.
Движение денежных средств по счетам, открытым при выпуске, обращении и погашении государственного займа области
Для осуществления расчетов при выпуске, обращении и погашении облигаций ОГКО области небанковская кредитная организация закрытое акционерное общество `Петербургский Расчетный Центр` открывает финансовому управлению администрации Оренбургской области лицевые счета:
- бюджетный - для зачисления средств, полученных от размещения ОГКО для последующего направления в областной бюджет или на транзитный счет, в резервный фонд и выплату комиссионных вознаграждений.
- торговые: по операциям, проводимым на ЗАО Санкт-Петербургской Валютной Бирже; по операциям, проводимым на Бирже `Санкт-Петербург`; по операциям, проводимым на Фондовой Бирже Санкт-Петербург.
- основной: для обслуживания денежных потоков эмитента, возникающих в связи с выпуском, обращением и погашением облигаций, торгов.
Специальный транзитный счет в Оренбургском банке Сбербанка РФ, служит для аккумуляции платежей, поступающих с бюджетного счета ЗАО `ПРЦ`. Операции по вышеназванным счетам производятся на основании приказов и распоряжений финансового управления генеральному агенту на продажу и покупку (досрочный выкуп) ОГКО.
На основном счете мобилизуются средства, полученные от размещения займов и не перечисленные в бюджет. На этот счет поступают средства из областного бюджета для погашения займов, но не напрямую, а через счет генерального агента. Срок нахождения этих средств на счете у генерального агента по соглашению не более 10 дней. Свободные остатки средств на счете колебались от 2,7 млн. рублей до 16,2 млн. рублей.
С основного счета средства переводятся на: торговые счета - с назначением платежа `для участия в торгах на Оренбургском рынке ценных бумаг`. Неиспользованные средства в конце дня возвращаются обратно; бюджетный счет - как `выручка от продажи ОГКО`.
С бюджетного счета средства перечисляются:
- на счет областного бюджета;
- на специальный транзитный счет;
- в ЗАО `АВК` с назначением платежа `комиссионное вознаграждение по итогам торгов ОГКО`. Комиссионные вознаграждения предусмотрены Генеральным агентским соглашением и составили 5,5 млн. рублей;
- в ЗАО `АВК` с назначением платежа `Средства резервного фонда согласно соглашению, (на тот же счет, что и комиссионное вознаграждение). Отдельно рассмотрено движение средств Резервного фонда.
Для поддержания ликвидности облигаций Эмитент формирует Резервный фонд поддержания ликвидности вторичного рынка. Положения о формировании и расходовании резервного фонда нет. Со средствами Резервного фонда осуществляет сделки ООО `АВК - Ценные бумаги`, с которым Эмитент заключил клиентское соглашение, на основании которого ЗАО `АВК - Ценные бумаги` предоставляется право управлять средствами резервного фонда. В соответствии с дополнительным соглашением ЗАО `АВК - ценные бумаги` имеет право формировать `портфель` со следующей структурой: ГГКО - 70%, ГКО - 20%, акций приватизированных предприятий - 10%. Нормативных документов, предусматривающих право финуправления использовать средства областного бюджета на приобретение акций и облигаций других компаний, т.е. выступать инвестором нет.
С августа 1997 года средства с назначением платежа `Средства Резервного фонда по соглашению с бюджетного счета перечисляются напрямую на текущий счет ЗАО `АВК` и в ЗАО `АВК - Ценные бумаги` для формирования `портфеля` ценных бумаг. Средневзвешенная стоимость `портфеля` составила 2,2 млн. рублей. Средства в размере 38,0 млн. рублей в течение 1997-1998 годах были направлены из торговой системы на формирование `портфеля` ценных бумаг. Всего за 1997-2000 гг. в Резервный фонд направлено 38,0 млн. рублей. Перечислено на погашение облигаций - 33,6 млн. рублей. Остаток на 01.01.2001 года - 2,4 млн. рублей. Расчета эффективности использования средств Резервного фонда не велось. Из анализа стоимости `портфеля` в 1999 году можно сделать вывод, что стоимость `портфеля` падала с 5,8 до 3,8 млн. рублей. Учет суммы выплаченных компенсационных вознаграждений по вышеназванным договорам финуправлением не ведется.

Итоги эмиссии ценных бумаг. Исполнение обязательств, возникших в результате эмиссии ценных бумаг
Выход региона на рынок ценных бумаг в 1997 году был призван обеспечить эффективное исполнение областного и консолидированного бюджетов области, а также для осуществления мер по развитию финансового рынка в части реализации государственных займов области. Из 1 млрд. рублей размещенного займа в 1997 году выручено 778,52 млн. рублей. В областной бюджет поступило 558,8 млн. рублей, т.е. 71,8% от вырученных средств.
Поступление средств от размещения ОГКО - 1 займа позволило снять в определенном объеме социальную напряженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
В конце 1997 года зарегистрирован новый проспект эмиссии в целях дальнейшего привлечения средств в бюджет для финансирования социальных программ и инвестиционных проектов, а также для обслуживания внутреннего долга. На размещенные ниже номинала 750,0 млн. руб. выручено 470,02 млн. руб. Однако в бюджет поступило всего 72,0 млн. рублей. Таким образом, лишь 15,3% вырученных средств направлено в бюджет, которые направлены на финансирование разделов областного бюджета и на дотации районов.
Оставшиеся от размещения ОГКО 1,2 займов 598,5 млн. рублей (за минусом затрат, связанных с размещением ценных бумаг по двум займам 19,2 млн. рублей) в течение года концентрировались на основном счете финуправления в ЗАО `ПРЦ` для вторичных торгов и досрочного выкупа облигаций.
Средства Резервного фонда в размере 38,0 млн. рублей в течение 1997-1998 годах были отвлечены из торговой системы на формирование `портфеля` ценных бумаг. Расчета эффективности использования средств Резервного фонда не велось. Из анализа стоимости `портфеля` в 1999 году можно сделать вывод, что она упала с 5,8 до 3,8 млн. рублей.
Эмиссию ОГКО можно оценивать в различных аспектах:
1. Со стороны эмитента:
Размещение облигаций позволило привлечь в областной бюджет дополнительные средства под проценты ниже банковских. Выпуск займа позволил снять в определенном объеме социальную напряженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
Проведенная реструктуризация позволила отодвинуть погашение долга на 2000 - 2001 годы, в результате долговая нагрузка на областной бюджет значительно сократилась. Произведенный займ по погашению товарного кредита позволил прекратить рост долга перед МФ РФ на который оказывали влияние штрафные санкции, начисленные МФ РФ в связи с невозвратом товарного кредита.
2. Со стороны фондового рынка:
События августа 1998, приведшие к финансовому кризису сказались на экономическом положении области и не позволили сконцентрировать необходимые ресурсы. Область оказалась неспособной вовремя рассчитаться по взятым обязательствам, что могло вызвать дестабилизацию целого сегмента финансового рынка - рынка заимствований субъектов РФ.
3. Со стороны инвесторов:
Несвоевременное выполнение обязательств по облигациям может негативно сказаться на инвестиционном имидже региона и на возможности области выступать в качестве заемщика в дальнейшем.
Приватизация, акционирование, банкротства, стремительное биржевое движение - все это проявления века `акций, рент и облигаций`, прерванного в 1917 г. и возрождающегося вновь. Необходимо как можно скорее решить триединую задачу: укрепить доверие к государству, отладить законодательный механизм, повысить эффективность функционирования правоохранительных и контролирующих и органов. И от того, как государство сумеет справиться с ней, во многом зависит будущее рынка ценных бумаг.

Заместитель Председателя
Счетной палаты Оренбургской области Трубникова А.В.http://nvolgatrade.ru/

22 сен 2003
Оренбургская область

Док. 194459
Опублик.: 22.09.03
Число обращений: 189


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``