В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Пензе обсуждают проблемы социальной поддержки несовершеннолетних осужденных Назад
В Пензе обсуждают проблемы социальной поддержки несовершеннолетних осужденных
16 сентября в Пензе на базе отдыха `Чистые пруды` открылся межрегиональный Круглый стол `Защита прав детей: создание системы непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы`. При поддержке правительства Пензенской области инициаторами мероприятия выступили неправительственные московские организации Центр содействия реформе уголовного правосудия и Международная тюремная реформа.

Двухдневная программа `круглого стола` предусматривает обсуждение широко круга профильных проблем с участием представителей правительства, правоохранительных и судебных органов, организаций, занятых в работе с несовершеннолетними от Пензенской области, руководителей воспитательных колоний из Воронежской и Белгородской областей, ряда неправительственных организаций из других регионов России. В работе `круглого стола` принимают участие прибывшие из Москвы директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, член комиссии по правам человека при президенте РФ Валерий Абрамкин, координатор программы Центра Наталья Дзядко, представитель НПО `Международная тюремная реформа` Алла Покрас. Как сообщили в интервью корреспонденту ИА REGNUM представители Центра Валерий Абрамкин и Наталья Дзядко, в Пензенской области сконцентрированы типичные для всей России проблемы подростковой преступности и содержания несовершеннолетних осужденных вдали от мест проживания. В то же время есть понимание руководства необходимости решения этих проблем. Подростки, совершившие правонарушение и осужденные в Пензенской области, отбывают наказание далеко за ее пределами, но перед этим испытывают все `прелести` прохождения по этапу, неоднократно меняя пересылочные камеры, теплушки, СИЗО и иные места временного содержания, добираясь, порой, от 2-х недель до 2-х месяцев, до мест отбытия наказания.

Потрясающая статистика: в стране всего 4 воспитательные колонии для девочек, и в 35 российских регионах, в том числе и в Пензе, нет пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних подростков. Но, как отметил Валерий Абрамкин, это только одна сторона проблемы. Регионы, правительства и неправительственные организации, после осуждения их несовершеннолетних жителей, практически перестают заботиться об их судьбе. Все тяготы ложатся на воспитательные колонии, где пытаются спасти оступившихся детей. Далеко не всегда это получается, среди несовершеннолетних высока доля рецидивной преступности. Именно поэтому одна из важнейших проблем - в какую среду попадет подросток, вернувшись после отбытия наказания. Кто и как встретит его на воле. Какую позицию займут государственные органы, как проявят себя негосударственные организации.

Общество сегодня декларативную часть понятной всем задачи - помочь своим детям, оказавшимся в неволе, вернуться к нормальной жизни - должно обратить в практическую плоскость. Об этом и вели разговор за `круглым столом` в Пензе. Работники воспитательных колоний убеждены, что одним из самых актуальных вопросов является реабилитация малолетних заключенных. В этом плане российская практика, как заметил Валерий Абрамкин в беседе с корреспондентом ИА REGNUM, еще далека от канадской или французской. В Версале, в исправительном учреждении полузакрытого типа для подростков могут себе позволить штат из 20 сотрудников на 13 воспитанников. И условия содержания, несопоставимые с нашими, отечественными. Для примера, в Новооскольской (Белгородская область) воспитательной колонии (ВК) для девочек установленный штат сотрудников - 215, работает - 212 человек или 77 на сто воспитанниц (тот же показатель при полной наполняемости ВК - 42). Другой пример - Брянская ВК. В феврале 2003 года здесь отбывало наказание 77 мальчиков, еще 57 человек содержалось в корпусе для подследственных и подсудимых. Практически, все воспитанники из Брянска (50%) или области. Численность населения Брянской области 1 млн. 424 тыс. На миллион жителей приходится (на начало 2003 г.) 70 несовершеннолетних заключенных (вместе с СИЗО). Это значительно ниже общероссийского показателя (130). В колонии работает 5 психологов и социальных работников, 9 воспитателей, 9 учителей. Установленный штат сотрудников - 186, работает - 186 человек, или 139 на сто воспитанников. Тот же показатель при полной наполняемости ВК - 27.

На заседании `круглого стола` пришли к определенному выводу, что решить проблему социальной интеграции малолетних осужденных невозможно силами только сотрудников воспитательных колоний (ВК). В реабилитационную работу в ВК (и в СИЗО) должны быть включены соответствующие гражданские службы и учреждения по месту расположения ВК, прежнего проживания подростка или месту его будущего проживания, а также неправительственные организации. В этом плане хороший опыт работы межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних накоплен в Саратовской области, о чем рассказал присутствующим ее представитель Владимир Чернобровкин.

Проблемы, которые рассматриваются на `круглом столе` в Пензе, многоаспектны и не имеют готовых решений. Для взрослых, серьезных, ответственных людей они представляют комплекс мер `обеспечения непрерывности социального сопровождения несовершеннолетних осужденных`. Уже ясно, что это задача межведомственная и требует решения вопросов, связанных с координацией деятельности различных служб и структур, информационного сопровождения несовершеннолетних и сотрудников, которые занимаются их проблемами, на всех этапах реабилитационного процесса.

А для мальчишек, волею судьбы оказавшихся оторванными от нормальной жизни, смысл их бытия выразил 16-летний воспитанник одной из колоний в письме домой, строчки из которого прозвучали в одном из выступлений: `Мысль о доме, о родных не покидает меня. И эта мысль подтолкнула к твердому решению - никогда сюда не попадать...`.

Такая `простая` резолюция на всю многогранную проблематику `круглого стола` и такая огромная задача-проблема для миллионов россиян.

В РАЗВИТИЕ ТЕМЫ
В России в первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45% бывших воспитанников ВК. Четвертая часть особо опасных рецидивистов и 17% пожизненников - бывшие воспитанники ВК.

В начале 2003 г. в 64 ВК содержалось 11 тыс. человек, в СИЗО - около 8 тысяч. Общее количество несовершеннолетних заключенных в России в прошлом году сократилось в два раза. Это явилось результатом амнистий и законодательных изменений УПК РФ и УК РФ 2000-2002 гг. Но и после такого радикального сокращения детской части тюремного населения, Россия остается одним из лидеров по относительному количеству несовершеннолетних заключенных - более 13 на 100 000 населения.

По оценкам экспертов в 2003 г., численность несовершеннолетних заключенных будет увеличиваться на 2-3% ежемесячно. В случае принятия президентского законопроекта о внесении изменений в УК РФ, можно ожидать сокращения количества несовершеннолетних заключенных и стабилизации его в течение следующих 2-3 лет на уровне 10-12 тысяч человек (7-8 на 100 000 населения). Но смягчение уголовной политики государства может привести к долговременным положительным изменением в области преступности только при сокращении численности групп тюремного риска. Работа по социальной интеграции несовершеннолетних правонарушителей - одно из важнейших условий такого сокращения.

Подавляющая часть несовершеннолетних осужденных нуждается в особой социальной поддержке. Более половины несовершеннолетних осужденных, поступающих в ВК, до ареста не учились и не работали, 25% имеют образование в пределах начального, каждый десятый - сирота или остался без попечения родителей, более 7% страдают алкоголизмом или наркоманией.

Воспитанников старше 18 лет (до 21 года) сейчас от 25 до 40%, они выпадают из поля зрения социальных служб, которые занимались ими до 18 лет.http://nvolgatrade.ru/

22 сен 2003
Пензенская область

Док. 194444
Опублик.: 22.09.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``