В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элла памфилова: Чеченцы должны иметь свободу выбора Назад
Элла памфилова: Чеченцы должны иметь свободу выбора
Совершенный в пятницу теракт в военном госпитале в Моздоке стал еще одной попыткой сорвать мирное урегулирование в Чечне. По всей видимости, за ним стоят бандиты, орудующие в республике. Они пытаются воспрепятствовать предстоящим президентским и парламентским выборам в Чечне, сорвать мирное урегулирование. Организаторы теракта в Моздоке пытаются строить из себя освободителей, а на самом деле наживаются на смертях, их ничего не останавливает, им наплевать на жизни и судьбы людей. Но ни эти, ни другие, к сожалению, возможные, злодеяния не должны и не смогут обрушить процесс мирного урегулирования в Чечне, дестабилизировать ситуацию в России.

На 5 октября назначены выборы президента Чеченской республики. Интересы мирного урегулирования ситуации требуют, чтобы они не превратились в выборы единственного, безальтернативного претендента. У жителей Чечни должна быть свобода выбора, поэтому желательно, чтобы они могли голосовать, выбирая между максимальным числом кандидатов. Чем полнее будет представлен в когорте претендентов весь политический спектр нынешней Чечни, тем выше вероятность того, что население республики признает выборы законными и не будет оспаривать их итоги с оружием в руках.

Важно, чтобы и в парламенте республики, выборы которого должны пройти после определения имени президента, были представлены интересы всех групп населения республики, а не только одного чеченского клана или тейпа.

В выборах могли бы принять участие и лидеры чеченской оппозиции, такие, например, как бывший президент Чечни Аслан Масхадов, который сегодня вынужден скрываться. На мой взгляд, это нужно для установления мира и согласия в республике.

В отличие от таких полевых командиров, как Басаев, который хвалится терактами, Масхадов выступает против террора. Поэтому он мог бы попасть под проводящуюся сейчас амнистию, а это сняло бы препятствия для его участия в президентских выборах.

Правда, эта точка зрения - не официальная. Многие в Кремле ее не разделяют. Это лишь моя личная позиция, позиция моих коллег-правозащитников. Наш главный посыл: если есть хотя бы малейшая возможность снизить вероятность терактов, то властям целесообразно идти на нестандартные политические шаги.

Но с вооруженными экстремистами, выступающими под знаменем террора, переговоров вести нельзя. Их банды надо уничтожать. Причем работать на опережение, с помощью спецслужб. Но если тот же Масхадов намерен выйти из противостояния, если он действительно отвергает терроризм, почему бы не дать шанс ему и его сторонникам, не замешанным в подготовке терактов, быть амнистированными? Ведь если умеренное крыло чеченской оппозиции вернется к нормальной гражданской жизни, то уже никто, ни на Западе, ни в России, больше не сможет называть `сепаратистами` или `повстанцами` отъявленных убийц-террористов, а арабским наемникам, находящимся в Чечне, будет труднее вербовать чеченских женщин в ряды шахидок-самоубийц.

Многие считают, что нынешний, назначенный Кремлем глава администрации Чечни Ахмад Кадыров, вне зависимости от конкуренции на выборах, все равно победит на них и станет президентом республики. Мне часто задают вопрос: какие вообще могут быть альтернативные выборы и политическая демократия в Чечне, воюющей уже больше десяти лет?

Убеждена, что люди, задающие подобные вопросы, недооценивают чеченцев. У этого народа очень высок уровень гражданской активности. И это лишь одно из его многих положительных качеств, сохранившихся еще с советских времен. Чеченцы открыты к демократическим преобразованиям, признают выборы как способ выражения гражданской позиции. По опросам, большинство чеченских избирателей пойдет на президентские выборы. Кстати, в марте текущего года подавляющее большинство чеченцев уже подтвердило подобные оценки, приняв участие в голосовании в ходе конституционного референдума.

Особенно политически активны чеченские женщины. Они чтут восточные традиции, но они вовсе не безмолвны и не покорны чужой воле. При необходимости они умеют отстоять собственную точку зрения. И именно чеченские женщины сегодня больше других заинтересованы в решении проблем республики мирным путем. Появление среди них террористок-смертниц - это страшное и ненормальное исключение из общего правила.

Сейчас самое главное - чтобы те реальные кандидаты, которые уже заявили о своем участии в выборах, проявили мужество и прошли избирательную кампанию до конца. Пусть победит Кадыров - но силы, представляющие других авторитетных лидеров чеченского народа, обязательно должны быть представлены и в исполнительной, и в законодательной власти республики. Ведь если одна группа будет подавлять все остальные, то мира в Чечне никогда не будет.

В конце концов, выборы - не самоцель. Самая большая часть работы по установлению мира и согласия в республике начнется только после них.

Ко мне уже обращаются представители московской чеченской диаспоры, а также жители Чечни, желающие создать наблюдательные советы для контроля над проведением выборов. Стараюсь поддержать всех. Считаю, что, чем больше будет общественная активность, в том числе и правозащитников, и международных организаций, в деле контроля за ходом выборов в Чечне, тем лучше.

Опубликовано: Zueddeutsche Zeitunghttp://nvolgatrade.ru/

15 сен 2003
Республика Чечня

Док. 194286
Опублик.: 15.09.03
Число обращений: 155


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``