В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тамара Морщакова: `Конституцию надо объяснять` Назад
Тамара Морщакова: `Конституцию надо объяснять`
В российских школах в скором времени появится новый предмет - `Конституция России и основы права`. Правда, пока преподавать его будут факультативно. Сейчас идет работа над учебником, который будет готов к декабрю. Повод - 10-летие российской Конституции. `Известиям` удалось первыми ознакомиться с некоторыми главами из учебника. О том, как будут преподавать новый предмет, советник Конституционного суда и один из авторов учебника Тамара МОРЩАКОВА рассказала корреспонденту `Известий` Наталье КОНЫГИНОЙ.

- Тамара Георгиевна, как появилась идея преподавать Конституцию в школе?

- Идея введения такого курса давно витала в воздухе. Конечно, можно было подождать, когда Министерство образования разработает стандарты правового образования в школах, официально внедрит их, и только тогда начать писать учебник. Но нас вдохновляло то, что российская Конституция в этом году подошла к десятилетнему юбилею. Ясно, что какой-то специальный учебный материал надо было готовить независимо от того, станет это потом общим стандартом или нет.

- Когда появится учебник?

- Выпустить учебник планируется к 1 декабря, когда страна будет готова праздновать 10-летие Конституции.

- Значит, курс начнется в школах не с сентября?

- Дело в том, что он не входит в обязательную школьную программу и может преподаваться в любой части учебного года. Мы не хотели бы навязывать жесткую схему преподавания. Мы хотим дать основу, которую и учитель, и школьник могли бы принять как базу для своего собственного творчества. В курсе предполагается достаточно новая методика обучения. Учитель, объявляя тему следующего урока, будет рекомендовать школьникам прочитать из учебника какой-то параграф, чтобы в начале урока они могли задать ему вопросы, которые для них оказались неясны. Затем учитель перейдет к дискуссии с учениками.

- Кто разрабатывал методику преподавания?

- Психологи-методисты. При подготовке этого курса мы создали достаточно удачный союз тех, кто является носителем педагогических знаний, и тех, кто является носителем знаний юридических. К научной экспертизе проекта были привлечены председатель совета при президенте России по вопросам совершенствования правосудия Владимир Туманов, заместитель председателя Конституционного суда Владимир Стрекозов, заместитель председателя Верховного суда Виктор Жуйков, заместитель председателя Высшего арбитражного суда Александр Арифулин, вице-президент РАН академик Кудрявцев, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, председатель комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников и заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак.

- Вы думаете, что сами дети и учителя обрадуются этому курсу? Ведь для них это лишняя нагрузка.

- Я думаю, им будет интересно. Я участвовала в собеседовании с абитуриентами одного из юридических вузов. Мы спрашивали у них: почему вы хотите идти учиться в юридический вуз? Ответ был одинаковый: я хочу защищать свои права и права других. Если уже школьники ощущают потребность в этом, выбирая это для себя в качестве профессии на всю жизнь, ясно, что им интересно знать, какие же у них есть права.

- А нужно ли было писать для этого целый учебник? Не проще было бы напечатать дополнительный тираж Конституции?

- Я считаю, нужно, потому что Конституция оперирует понятиями, относящимися к высокой степени абстракции. Их надо объяснять. Конечно, можно вообще не издавать никаких учебников, если полагаться на учителей и на то, что они могут все объяснить сами. Но тогда каждый учитель должен сотворить для себя пусть устный, но учебник.

- Основы права - понятие более широкое, чем Конституция.

- Да, этот учебник - не постатейный комментарий к Конституции. Он рассказывает о том, что такое право вообще, какие права есть у человека и как их защищать. Например, школьники смогут прочитать там о том, что законное лишение свободы бывает трех видов: задержание, временное содержание под стражей и содержание под стражей с целью исполнения наказания и что задержание возможно не более, чем на 48 часов.

- Юридические профессии сейчас очень популярны. Этот учебник может помочь при поступлении в вуз?

- При поступлении - нет. А вот для того чтобы заинтересовать специальностью юриста, - безусловно.

В Америке законопроекты школьникам не преподают, а поют

В США изучение конституции является обязательным. В общих чертах ее обычно проходят в курсе американской истории в средней школе. В старших классах к ней возвращаются либо снова на истории, либо в курсе, посвященном американской политической системе. Однако последний не во всех школах является обязательным.

- В 7-м или 8-м классе мы учили наизусть преамбулу, - вспоминает Любовь Шварцман, окончившая американскую школу. - Также изучали историю конституции, отдельные главы и поправки. Изучению было посвящено не больше четырех недель. В 11-м классе был курс американской истории университетского уровня, там опять несколько недель были посвящены конституции.

- Знaние конституции подрaзумевaлось кaк обязaтельное для обрaзовaнного человекa, - рассказывает Людмила Любашева, окончившая школу в Сан-Диего. - Мы обсуждaли отдельные главы конституции, рaзбирaли кaждую попрaвку, зaучивaли особо вaжные судебные делa. Мы рaзбирaли, кaк суды истолковывали определенные понятия, обсуждaли, кaк трактовали бы их мы. Устраивали дебaты - делились нa группы, зaщищaли позиции. Нa экзaмене в обязaтельном порядке нaдо было знaть эти сaмые вaжные делa. Зa пaру лет до этого по истории иногдa устрaивaли исторические дебaты, например, Линкольн против южaн - с докaзaтельствaми и обрaщениями к истории и конституции.

Конституцию американские школьники изучают не только по учебникам, но и по специальным мультфильмам, где герои поют песенки про ключевые положения американской политической системы.

Я просто законопроект, Да, всего лишь законопроект. Я сижу на Капитолийском холме. Путь в столицу очень долог, Мне приходится долго ждать в комитете, Но я знаю, когда-нибудь я стану законом... По крайней мере я надеюсь и молюсь, что стану, А пока я только законопроект, - поет грустный сверток бумаги с надписью `билль` про то, как законопроекты становятся законами.

Читали ли вы российскую Конституцию и нужно ли, на ваш взгляд, изучать ее в школе?

Андрей ШУРУХИН, 10-й класс:

- Мы конституцию в школе на обществоведении в прошлом году проходили. Мы делали таблицы и выписывали из нее заголовки статей. У тех, кто сдавал после 9-го класса обществоведение, Конституция была включена в экзаменационные билеты. Мне не понравилось, скучно было.

Константин ЛЕБЕДЕВ, пресс-секретарь движения `Идущие вместе`:

- Разумеется, я Конституцию читал - по собственной инициативе. Она у меня даже тут где-то в кабинете лежит. Помню ли что-то? Процитировать, естественно, не могу. Учить Конституцию наизусть, как стихи, нельзя. Самое главное - объяснения. Преподавать нормы права -- это правильно, потому что самостоятельно у нас молодежь Конституцию вряд ли будет читать. Члены нашей организации Конституцию читать не обязаны, но если читают, мы это поощряем.

Георгий ЛЕВИН, студент мехмата МГУ:

- Я Конституцию не просто в руках держал, я ее даже читал - в школе на обществознании. Ее не было в программе, учительница сама решила нас с ней ознакомить. Например, когда мы проходили права человека, смотрели, что написано по этому поводу в российской Конституции. Честно говоря, я не думаю, что новый предмет нужен. Все будут сидеть и вести пустые разговоры, и в дальнейшем это ни к чему не приведет: как все было по-дурацки, так и останется.

Григорий ОСТЕР, детский писатель:

- Ввести предмет по Конституции - это хорошая идея. Мне очень нравится наша Конституция. Я ее сам только недавно прочитал и нашел там массу интересных вещей. Например, оказывается, что один человек важнее всего государства. Я бы обязательно преподавал Конституцию в школе. Я бы рассказывал о том, что Конституция не только дает нам права, но и ограничивает их. Эти уроки я бы проводил в форме игры, потому что детей вообще надо учить играя. Я говорю о детях 9-13 лет, потому что именно в этом возрасте начинается социализация ребенка. Человек осознает себя гражданином государства. Или, наоборот, вступает с ним в конфронтацию и в дальнейшем совершает преступления. И самое главное, дети должны видеть, что законы исполняются, иначе все это бесполезно.

ИСТОЧНИК: | Известия.RUhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 194169
Опублик.: 01.09.03
Число обращений: 367

  • Морщакова Тамара Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``