В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Необходимо качественное изменение системы защиты прав человека Назад
Необходимо качественное изменение системы защиты прав человека
Интервью с Председателем Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации

Памфиловой Эллой Александровной

-Очень интересно знать цели и задачи комиссии, основные направления, на которых Вы сосредотачиваете свои усилия, и, самый главный вопрос: на что конкретно ориентировал Вас Президент?

-Начну с главного. Президент ориентировал на то, чтобы мы внесли свою существенную лепту в качественное изменение системы защиты прав человека. И это главное. Система защиты прав человека должна стать современной, эффективной, дееспособной, отвечать потребностям общества.

А наша задача в первую очередь состоит в том, чтобы на основе потребностей общества , людей, а не на основе интересов ведомств, сформировать конкретные системообразующие предложения для того, чтобы на их основе создать базу для этой качественной, современной, мобильной и работоспособной системы защиты прав человека. И еще я хочу добавить о кредо нашей комиссии. Мы выполняем роль моста, точнее, одного из каналов связи Президента с гражданским обществом , который мы ни в коем случае не монополизируем, мы один из каналов и независимый источник информации, который зачастую очень отличается от ведомственных источников информации.

-Система защиты прав человека на какой основе будет строиться: на государственной или общественной? И что она будет представлять из себя в целом?

Хочу подчеркнуть, что комиссия наша общественная и наша задача - выражать интересы общества. Если помечтать о будущем, то страна, и я не перестану об этом говорить, страна может считаться нормальной и жить нормально, когда в ней будут соблюдены интересы личности, общества и государства, когда будет существовать баланс, а не тогда, когда интересы одного направления решаются за счет другого .
И чтобы достичь этого баланса, конечно надо уделять внимание ситуации с правами человека, как одной из основополагающих. У нас существует три основных составляющих защиты прав человека. Первая составляющая - это судебная защита прав человека, вторая - несудебная защита прав человека. К ней относятся все остальные уровни власти. Это прокуратуры, система правоохранительных органов, министерства, ведомства, федеральные, региональные и местные уровни исполнительной власти и так далее. К ней в том числе, относится и государственный институт защиты прав человека. И третья составляющая, одна из важнейших - это общественная, созданная на основе развития гражданского общества, гражданских институтов, общественных организаций, в том числе правозащитных.

И мы говорим о развитии всех составляющих. Если одна составляющая будет превалировать над другой, то система будет ущербной и она не будет защищать человека.

Самая главная и самая важная часть, без которой вообще нельзя говорить о правах человека - это судебная защита прав человека. Поэтому комиссия не может стоять в стороне от судебной реформы.

Очень много зависит от того, какого качества будут у нас суды. То, что сейчас происходит - это ниже всякой критики, этот произвол судебный, эта штамповка приговоров... Понимаете, это вне всякой критики. У нас много обращений, много жалоб на несправедливость приговоров. В отличие от других стран, где судебная система с одной стороны совершенно независимая, самостоятельная, а с другой - абсолютно прозрачная для общества, для общественного контроля, у нас она зачастую административно зависима от произвола чиновников и страшно закрыта корпоративно, неподконтрольна обществу.

И это создает глубочайшую систему несправедливости в том институте, который обязан обеспечить эту справедливость.


-В судебной системе Европы есть суд по правам человека. Когда у нас что-то не стыкуется с точки зрения судебной системы, то мы - туда, искать правду. А нет ли у Вас ощущения, что и нам надо создавать свой суд по правам человека?

-Мне кажется, что сейчас надо придерживаться определенной последовательности. Без изменения качества суда в целом, говорить о суде прав человека сейчас - базы нет. И вообще. Если укреплять, реформировать судебную систему, то и второй составляющей, несудебной надо поднимать статус, к примеру, повышать значимость института уполномоченного по правам человека, расширять его функции, чтобы он мог влиять на процесс реформирования судебной системы.


-В адрес института уполномоченного по правам человека прозвучали нарекания, в частности, о плохом взаимодействии с другими правозащитными организациями. Московская Хельсинская группа, `Мемориал`, Уполномоченный по правам человека - все действуют как-то отдельно. В плане консолидации общественных организаций что-то происходит?

-Дело в том, что консолидация консолидации рознь. Организации очень разные, очень независимые. Их нельзя построить, нельзя собрать ни по горизонтали, ни по вертикали. Все будут недовольны. Но определенная координация и взаимодействие уже налаживаются. При всей слабости находящегося в младенческом возрасте института уполномоченных, все-таки надо отдать ему должное - все правозащитные организации предприняли определенные усилия, они сотрудничают, они входят в совет... Кроме того представители всех ведущих организаций вошли в состав Комиссии по правам человека и по ключевым вопросам они уже координируют свою деятельность. И это получается.

Нам удалось консолидировать позицию многих правозащитных организаций по проблемам гражданства. Во многом благодаря роли Комиссии и деятельности Комиссии Президент изменил свою точку зрения... Сейчас готовим в недрах Администрации изменения в Закон о гражданстве. Вот Вам консолидированная, профессиональная работа общественных организаций через канал Комиссии. То же самое - по проблемам детей. Разрабатываем совместно концепцию в отношении семейной политики, поддержки семьи, детей, то есть, вообще, как мы видим национальный план действий, что должны сделать государственные органы, что должно сделать общество. И на основе этого выделили ключевые проблемы, по которым мы договорились действовать консолидированно. Комиссия совместно с заместителем Главы Администрации Президента Козаком подготовила комплексный пакет по созданию системообразующей базы решения проблем детей. Комплекс мер, который будет работать на результат.

Сейчас по 12-15 вопросам идет работа: по малому бизнесу, по экологии, по реформе правоохранительной системы... Это очень острая проблема, потому что правоохранительная система очень часто превращается в очень мощный источник опасности для человека. Надо четко разграничить роль ее компетенции, создать перекрестный контроль...


-Перекрестный контроль стыкуется с очень серьезной информационно-аналитической работой. Следует заметить, что в прошлом году вышли совершенно разные доклады-мониторинги правозащитных организаций, Уполномоченного по правам человека по вопросу нарушения прав человека в Российской Федерации. Очевидно, одна из проблем - это информационная закрытость государства. Государство скрывает очень много. Будет ли Ваша Комиссия работать в этом направлении?

-Комиссия работает в этом направлении. Вы правы, это очень важно. В недрах Администрации Президента готовится Закон об информационной открытости ведомств. Очень эффективная была встреча комиссии с Президентом, после которой Президент настоятельно рекомендовал руководителям силовых ведомств почаще встречаться с правозащитными организациями.

Мы сейчас дорабатываем Федеральную концепцию прав человека. Понимаете, сейчас стоит задача сформировать, как бы это сказать, матрицу системной работы . В стране нет органаА, который бы осуществлял в этом направлении методологическую, аналитическую работу, нет такого мониторинга, который бы прогнозировал ситуацию, отслеживал тенденцию, определял бы самые острые, системные проблемы. Это огромный труд. И еще очень важно. Нельзя заявлять цели красивые, но недостижимые. Надо всегда учитывать соотношение проблемы и возможностей, ресурсов ее решения.

- Вы затронули очень глубокий вопрос. Он касается формулирования прав человека и, соответственно, должны быть сформулированы в связке возможности государства и обязанности самого человека.

- Обязательно - и права, и обязанности. Чем более у нас правовое государство, тем более должна быть высокая культура самоограничения. Высшее проявление демократии - это культура самоограничения, это умение считаться с интересами других.

Кроме того, требуется изменить государство, общество. Это долгий процесс, и в два счета ничего изменить невозможно, потому что это веками нарабатывалось. Государственные интересы довлели над человеком, над личностью. На всех уровнях тотальное неуважение к личности, произвол чиновников. Из прошлого у нас сложился стереотип - права человека ассоциируются с узким кругом правозащитников - диссидентов.

Я уверена, наша страна очень динамично развивается, народ грамотный, и уже выросло поколение людей, которое не жило в `той` жизни. И я думаю, у нас быстро будут идти изменения в сторону понимания прав человека. В широком понимании права человека предопределяют качество жизни в будущем. Вот такая философская задача.

- Вы работаете с обращениями граждан, сколько писем приходят в Вашу Комиссию?

-В сферу компетенции Комиссии не входят рассмотрения обращений граждан. Это - совещательно-консультативный орган при Президенте, который должен анализировать ситуацию, давать предложения...

Но, конечно, вопреки всему, чтобы мы не объясняли, люди все равно обращаются к нам. Пишут много. Объем работы по письмам нашей Комиссии, у которой нет ни штата, ни аппарата, стал сопоставим с объемом работы Уполномоченного по правам человека. Мы получаем почти 6000 писем в месяц и тщательно работаем с ними. Комиссия добровольно взяла на себя то, что не должна, но это ценой огромных усилий. Я не знаю, как наши люди выдерживают.

А вопросы помилования входят в Вашу компетенцию?
- Нет. Теперь это решают в регионах.

-Как Вы смотрите на работу Комиссии в перспективе?

-Круг задач Комиссии очерчен. Они глобальные, они на порядок выше того, что от нас требуется. Мы сами взвалим на себя этот груз и намерены работать. Планы достаточно большие, и все, что от нас зависит, будем делать.

Материалы опубликованные в No 200 газеты ` РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ`http://nvolgatrade.ru/

Док. 194108
Опублик.: 26.08.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``