В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максимальный результат: Отечественный авиапром скорее жив, чем мертв Назад
Максимальный результат: Отечественный авиапром скорее жив, чем мертв
Вчера закончился очередной Московский авиакосмический салон (МАКС). Помимо полетов пилотажных групп из разных стран (особо запомнились французы, которые `нарисовали` в небе сердце, пронзенное стрелой), упавших аэростатов, американского бомбардировщика Б-52 и других радостей для публики, у салона были и весьма серьезные, материальные результаты - МАКС-2003 собрал неплохой урожай контрактов. Авиакомпания `Трансаэро` решилась на приобретение 4 самолетов Ту-204-300 на сумму около 100 млн. долл. и заключила опцион еще на 6 судов. 4 самолета Ту-214 заказала фирма `Омскавиа`. Еще 3 таких самолета `Финансово-лизинговая компания` (ФЛК) сдала в лизинг хабаровскому объединению `Дальавиа`. `Карпатские международные авиалинии` взяли у ФЛК 3 самолета Ан-38-120, для которых силовую установку делают американцы. Два самолета Ан-140 (стоимость около 17 млн. долл.) приобрела авиакомпания `Самара` у Харьковского авиазавода и российского завода `Авиакор`. Были и неудачи - лизинговая компания `Ильюшин-финанс` не смогла уговорить `Аэрофлот` купить 6 самолетов ИЛ-96.

`В отрасли явно намечается оживление, и об этом свидетельствует интерес, который вызывает авиатехника (причем именно отечественная) со стороны авиакомпаний. Этому во многом способствуют идущие в отрасли процессы интеграции - при этом идущие не по указанию правительства, а снизу`, - считает заместитель председателя Международного союза авиапромышленности Константин Крохин.

Однако МАКС принес не только радостные `контрактные` моменты. Он четко выявил и неприятную тенденцию. На фоне постоянных разговоров о необходимости интеграции и появлении в России единой национальной авиастроительной корпорации (НАК) практически все крупные авиазаводы, КБ, авиаперевозчики, банки и госчиновники занимаются тем, что тянут одеяло на себя. Как заявил журналистам глава авиационного комплекса `Ильюшин` Виктор Ливанов, `драка идет по-черному`. При этом кризис развивается сразу в нескольких направлениях.

Российские авиаперевозчики настаивают на том, чтобы правительство сняло барьеры на приобретение ими иностранной авиатехники (`НГ` подробно писала об этом в номере от 19.08.03). `Авиапром дискредитировал себя в отношениях с эксплуатантами`, - считает генеральный директор авиакомпании `ЮТэйр` Андрей Мартиросов. Понять перевозчиков можно - например, тот же `Ильюшин` лишь сейчас всерьез озаботился проблемой создания собственного сервисного центра. Производители же обвиняют перевозчиков в лоббировании интересов иностранных компаний.

В среде авиастроителей идет жесткая борьба за право стать ядром предполагаемой НАК. Наиболее активен в этом плане АВПК `Сухой`. Национальный резервный банк, имеющий доли в капитале `Аэрофлота` и `Ильюшин-финанс`, видимо, будут пытаться создавать свой холдинг, куда войдет объединение `Ильюшин` и альянс ОАО `Иркут`-ОКБ `Яковлев`.

О конкуренции между этими группами свидетельствует тот факт, что `Ильюшин` практически вышел из совместного с `Сухим` и `Боингом` проекта гражданского регионального самолета RRJ. Между тем, по словам представителя `Финансово-лизинговой компании` Андрея Полетаева, ФЛК подписала с компанией `Сухой` опцион на приобретение 30 самолетов RRJ. Говоря о конкуренции в отрасли, Андрей Полетаев сказал корреспонденту `НГ`, что `нет смысла объединять всех. Именно конкуренция между различными КБ должна вытолкнуть на рынок наиболее экономную, эффективную машину. Ситуация, когда слепо финансируется один тип самолета, что часто бывало в прошлом, ненормальна`. В то же время, по словам гендиректора ФЛК Евгения Зарицкого, `создать некий единый элемент необходимо, все остальное - это разбрасывание государственных денег`.

Сегодняшние процессы в авиапроме напоминают то, что происходило в других секторах экономики несколько лет назад. Та же борьба за влияние, активы, средства госбюджета, процессы консолидации... Но то, что на МАКСе было заключено достаточно много соглашений, говорит о небезнадежности больного, или, как образно выразился Андрей Полетаев из ФЛК, `авиация из пике вышла на бреющий полет`.

Петр Орехин, Константин Фрумкин

материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 194086
Опублик.: 25.08.03
Число обращений: 178


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``