В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В России насчитывается 170 тысяч бесквартирных военнослужащих Назад
В России насчитывается 170 тысяч бесквартирных военнослужащих
В воскресенье российские строители, и военные в том числе, отмечали свой профессиональный праздник. Но если `гражданские` создатели недвижимости практически повсеместно переживают бум, то военные думают о том, как обеспечить жильем своих подопечных - сотни тысяч бесквартирных российских офицеров. Мысль их работает напряженно, но результаты пока, увы, плачевны.

Попытки встретиться с заместителем министра обороны, курирующим одно из самых животрепещущих направлений для российских офицеров, - строительство и расквартирование, успехом не увенчались: генерал готовился к профессиональному празднику. Хотя Анатолия Гребенюка, переживающего за вверенный ему участок, причисляют к эффективным членам министерской команды.

Переживания отразились и на бумаге, в предложениях, которые военные подготовили правительству, собственному начальству и тысячам бесквартирных офицеров по всей стране.

По данным Минобороны, в войсках сейчас служат 170 тысяч бесквартирных офицеров. В 2003 году МО должно получить 25 тыс. квартир.

Суть сводится к следующему: действовавшая до сих пор система государственных жилищных сертификатов (ГЖС) не соответствует объемам потребностей и порой не учитывает специфику регионов, хотя во многом и снизила остроту проблемы.

Замначальника главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны Вадим Никольский говорит, что система ГЖС работает:

- Не имея на руках денег, их не отдашь проходимцам или фирмам- однодневкам, как раньше, когда под строительство жилья военнослужащим выдавались ссуды. Алгоритм реализации ГЖС предполагает, что купившая или построившая жилье фирма получит сертификатные деньги лишь после оформления квартиры в собственность обладателя ГЖС, что исключает мошенничества.

Уровень реализации ГЖС составляет сегодня почти 95% (раньше - не более 50%). Правда, как признают в МО, в таких регионах, как Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Самара, Калининград, из-за разницы рыночной и сертификатной цены кв. метра жилья реализовать ГЖС непросто. Весной цена 1 кв. метра жилья в Москве по сертификату составляла 17 тыс. рублей, а реальная стоимость не опускалась ниже 20-25 тыс. рублей. Зато в отличие от столицы, где на сертификат, выданный на приобретение 3-комнатной квартиры, военнослужащий мог в лучшем случае купить `двушку` в `хрущевке`, в Смоленске, Белгороде, Курске или Иванове на ГЖС можно купить `трешку` улучшенной планировки.

Квартирная проблема требует нового подхода. С будущего года Минобороны планирует начать применять разные взаимоувязанные механизмы: адресные целевые субсидии; ГЖС; ипотеку на внебюджетные средства и, наконец, покупку жилья за счет средств, накапливаемых в течение военной службы.

Вопрос с накопительной системой был одобрен еще год назад (8 августа, аккурат под День строителя правительство одобрило `План подготовки нормативных правовых актов и проведения мероприятий по переходу, начиная с 2004 года, к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей`.)

Система предполагает 2 этапа: первые 15 лет военные копят на квартиру, на втором этапе ее получают. Каждый год из федерального бюджета на специальные целевые счета (в идеале такой счет должен быть у каждого военного) переводятся некоторые средства, которые за время службы военного Родине растут и прирастают. Когда он увольняется из Вооруженных сил (через 15-20-30 лет), то в соответствии с выслугой и накопленными суммой деньгами получает деньги и приобретает квартиру.

Военные описывают схему так: офицер после 15 лет службы может получить 2-комнатную квартиру, после 20 лет - 3-комнатную, а после30 лет - рассчитывать на отдельный коттедж. Если военнослужащий погибнет при исполнении служебного долга или станет инвалидом, жилье ему или его родственникам все равно будет предоставлено.

Пока же военный служит, он должен жить в служебном жилье, если своего нет. В связи с этим своей второй задачей Минобороны ставит формирование фонда служебного жилья за счет строительства, а главное - отселение людей из военгородков. Бич многих городков в том, что в них живут сотни людей, формально уже никак не связанных с Вооруженными силами, но не имеющих и никакого другого жилья, куда можно перебраться. В общем, им будут искать жилье, а в военные городки селить все же действующих военных.

На словах концепция выглядит стройно и экономически оправданно. Нечто аналогичное сейчас предпринимается по всей стране в рамках пенсионной системы: работающие сами копят себе на старость, а до ее наступления деньги работают на рынке - ими управляют специальные компании. (В ближайшие недели как раз пройдет конкурс по отбору таких компаний.)

Военные предлагают использовать в жилищной сфере в целом ту же схему. Однако погружение в подготовленные ими материалы вызывает больше недоумения и вопросов, нежели ответов.

`В настоящее время подготовлен проект концепции федерального закона о переходе к накопительной системе... проект технического задания на его разработку, а также проект плана мероприятий по его разработке и дальнейшей реализации, которые одобрены правительством РФ`, - гласит справочный материал `по вопросу перехода к накопительной системе`. Отсюда сразу возникает вопрос: система должна внедряться с 2004 года, верстка федерального бюджета (из которого будут производиться выплаты) идет сейчас. Что успеют сделать военные за оставшиеся 4 месяца, особенно с учетом того, что декабрь Дума посвятит выборам? И что может значить фраза `план мероприятий` по разработке закона...

Далее. `Для управления накопительной системой планируется создать государственный фонд`. Что это за фонд, кто войдет в его наблюдательные органы, кто им будет руководить и на основе какой правовой базы действовать, непонятно.

Отдельная тема - военные городки. Отселение из военгородков граждан, `утративших связь с Министерством обороны РФ`, гласят материалы, позволит обеспечить служебными квартирами 5 тысяч семей военных, `в основном молодых офицеров, проходящих службу по контракту`.

По данным МО, из военных городков нужно отселить 58 тысяч офицерских семей.

Даже сами военные признаются: выселение людей - крайне тяжелая штука. Многие городки находятся в безлюдных местах, ближайший райцентр - в 50-100 километрах, а в нем - разруха и запустение. Даже если военные возведут дом, он может очень скоро превратиться в барак, потому что окружать его будут текущие трубы и дряхлые котельные. Или же людям нужно выделять дополнительные средства на переезд и обустройство в более благополучном регионе.

Справедливости ради нужно сказать, что последние годы военные действительно строят и сдают немало квадратных метров жилья. Однако кардинально проблема военгородков этим не решается.

По подсчетам ГлавКЭУ, служебный жилой фонд МО должен составлять не менее 480 тыс. квартир. Сегодня - 120 тыс. Формирование фонда должно быть закончено к 2010 году. Недостающую жилплощадь предполагается получить за счет восстановления уже имеющихся военных городков, где строить ничего не нужно, а требуется ремонт и последующее поддержание в нормальном состоянии.

Военные в общих чертах прописали экономический алгоритм функционирования накопительной жилищной системы. По их мнению, средства, которые поступают в госкомпанию на целевые счета, должны дальше передаваться `управляющим компаниям для инвестирования`. Все правильно. Однако следующая фраза выглядит так: `Доходность размещения накапливаемых средств должна быть не ниже уровня роста цен на рынке недвижимости и уровня инфляции`. С инфляцией понятно. Но рынок недвижимости в последние 3 года растет как на дрожжах. Даже если оставить за скобками Москву с ее непомерными ценами и огромным количеством денег, и в других крупных российских городах, региональных центрах, т.е. там, где есть платежеспособный спрос, цены на жилье намного опережают инфляцию и среднюю доходность ценных бумаг, в которые можно было бы инвестировать `квартирные` деньги военных.

Рост цен на жилье в среднем по России в 2002 году риэлторы оценили в 25-30%. В этом году прогнозируют на уровне 15%, а по ряду регионов - на 20-40%. Естественно, эти цифры колеблются по городам, районам и типам домов. Можно предположить, что через 15 лет, когда военные начнут получать свои выплаты, произойдет некоторое насыщение жильем, и цены будут расти гораздо медленнее, а то и вовсе падать, но пока этого нет. Инфляционные прогнозы тоже, кстати, не вызывают особого оптимизма, во всяком случае по факту инфляция оказывается на 2-3% выше запланированного.

Военные, видимо, понимая эту проблему, обозначили необходимость `внебюджетного финансирования`, в том числе за счет средств военных, если они захотят дополнительно что-то откладывать себе на будущую квартиру. Однако деталями схемы не поделились. Имеются ли в виду различные фонды, привлечение к механизму накопления и кредитования банков или местные бюджеты? Неизвестно.

Конечно, было бы странно обвинять в непроработанности вопроса с экономической точки зрения военных. Для этого есть другие ведомства, которые в состоянии и произвести расчеты, и предложить цивилизованные механизмы инвестирования и накопления средств. Но не стоит забывать, что именно военные ответственны за своих офицеров. И именно с них будут спрашивать за просчеты и ненадлежащее исполнение обязательств.

Долг Родине

40-летний подполковник юстиции Владимир Лавров служит начальником отделения следственного управления при Щекинском РУВД. `Один из лучших специалистов по расследованию ДТП, - говорят о нем коллеги, - толковый, грамотный`.

У Лаврова двое детей: 10-летняя Ирина учится в школе, 19-летний Руслан - в военном училище. Сам окончив военное училище, Лавров 12 лет отслужил в Средней Азии и в звании капитана попал под сокращение. В 1993 году вернулся в родное Щекино, прописался в общежитии, устроился на работу в милицию.Увольняясь из армии, спокойно освободил служебную квартиру: ведь по закону `О статусе военнослужащего` местные власти обязаны предоставить отставнику жилье `в трехмесячный срок со дня подачи заявления` или выделить средства `для строительства или приобретения жилья`.

Заявление Лавров подал в феврале 1994 года. Жилья, как выяснилось, у щекинской администрации нет, поэтому глава района в конце 1995-го вынужден был подписать постановление: выделить семье заявителя 36 тыс. рублей на покупку жилья. С тех пор Лавров и выбивает деньги.

В 1996-м он подал иск в Щекинский райсуд. Видя, что дело идет к победе, администрация Щекино предложила истцу мировую, тот согласился, и судья утвердил мировое соглашение. А спустя 3 месяца Лавров получил от главы администрации ответ, в котором он порекомендовал отставнику решать квартирный вопрос с МВД.

Лавров вновь пошел по судам. В 1998 году Щекинский райсуд принял решение (которое затем подтвердил областной суд) `взыскать с администрации Тульской области в пользу Лаврова ...143 100 рублей за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство для этой категории граждан`.

- Мы с двумя детьми мыкались по общежитиям и квартирам 6 лет, - рассказывает Лавров. - Получив судебный вердикт, решили, что субсидия у нас в кармане. Назанимали денег и купили квартиру. Оказывается, поспешили. Нас больше года гоняли от областной администрации к судебным исполнителям, от исполнителей в казначейство, потом опять в администрацию и т.д. Наконец, и.о. главного судебного пристава Тульской области Татьяна Трусова сообщила, что в областном бюджете `средства на эти цели отсутствуют`, и направила меня в Минфин. А недавно пришел ответ из Минфина. `Российская Федерация, - сообщает замначальника Главного управления федерального казначейства г-н Букин, - не несет ответственности по обязательствам субъекта`, т.е. исполнять решение суда должна тульская администрация `за счет средств бюджета области`. Спрашивать больше не с кого. Как расплачиваться с кредиторами, я не знаю...

Сергей ЖДАКАЕВ, Тульская область

Вот уедет президент...

Балтийск - город, который является главной базой одноименного флота, построен преимущественно военными строителями. Характерными чертами творчества являются кривые стены и текущие панельные швы. Самым смелым экспериментом можно считать установку лифта `вверх тормашками` в одном из возведенных домов. До сих пор на этот венец творения военных строителей приходят поглазеть посещающие город туристы. Многие из построенных несколько лет назад домов из-за серьезных недостатков до сих пор не сданы муниципалитету.

...Капитан 2 ранга Андрей Марценюк стал обладателем благоустроенной квартиры в новостройке на 4-м этаже. Дом современного проекта являлся предметом гордости военных строителей, поэтому всех высоких гостей, инспектирующих Балтийский флот, привозили на стройплощадку, где кипела работа. В мае 1999 года строительство завершилось, новоселы заселились.

Жена и два сына офицера были на седьмом небе от счастья. Но их радость длилась недолго. Через три недели пошли дожди, а вместе с ними потекли панельные швы и подоконники. В одночасье, как театральные декорации, в обеих комнатах свернулись и упали обои. В квартире воцарился запах сырости, на стенах начал расти грибок.

- Я аллергик, - рассказывает Марина Марценюк. - Мириться с этим безобразием мы не могли. Выяснилось, что брак в строительстве допущен по всему подъезду. Более того, видимо, чтобы сэкономить на стеклах, строители умудрились вставить в оконные проемы зауженные рамы, а образовавшиеся зазоры прикрыть декоративными реечками. Мы собрали подписи, обратились в отдел морской инженерной службы - организацию, принявшую дом на баланс до сдачи его муниципалитету. Пришла комиссия, подтвердила брак, но устранять его никто не торопился. Наоборот, стали работать с каждой семьей, чтобы убедить отказаться от претензий. В общем, нас, несгибаемых, только трое. С тех пор ходим по инстанциям.

В ноябре прошлого года Балтийск посетил премьер Михаил Касьянов. Марина передала премьеру письменную жалобу. Реакция из аппарата правительства не заставила себя ждать.

- Уже через три недели из Москвы пришел ответ, - продолжает жена офицера, - что мое заявление находится на рассмотрении у министра обороны. Из военного ведомства письмо пришло тоже оперативно. Ответил начальник строительства, инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ г-н Айнбунд. Из ответа я узнала, что все недостатки по дому будут устранены не позднее мая 2003 года, включая... замену стеклопакетов. Не знала, что у меня в квартире стоят не хлипкие деревянные рамы, а стеклопакеты, которые нуждаются в замене.

Ни в мае, ни в июне никто ремонтировать швы и менять стеклопакеты не прибыл. А перед визитом в Калининградскую область Владимира Путина появился старший офицер строительного управления, который заверил: ждать осталось недолго, вот уедет президент... Президент уехал. В дом к офицерам никто так и не пришел...

Илья СТУЛОВ, Калининград

От койко-места до коттеджа

Если военнослужащий армии США живет не в казарме, он имеет право получать денежную компенсацию за снимаемое жилье. Размер компенсации зависит от воинского звания, наличия иждивенцев (но не их числа) и уровня арендной платы в районе военного объекта.

Например, базовый размер ежемесячной субсидии для рядовых, капралов и сержантов, обремененных семьями, - от $447 до 816. Семейные унтер-офицеры могут рассчитывать на сумму от $620 до 928, офицеры - от $607 (второй лейтенант) до 1256 (генерал или адмирал). Одиноким офицерам полагается от $448 до 1020.

Время от времени компенсация повышается, чтобы учесть рост арендной платы. В бюджете на 2002 год конгресс США выделил $400 млн `на повышение качества жилья для военнослужащих и их семей, включая выплаты компенсаций, реконструкцию имеющегося жилья и строительство нового`.

До 2000 года размер компенсаций устанавливался на основе усредненных фактических расходов. Это приводило к тому, что субсидии наименее обеспеченным военным или тем, кто пытался сэкономить на жилье, снижались, и с учетом роста цен образовывался заколдованный круг. То же, но с обратным знаком, происходило среди наиболее обеспеченных офицеров и унтер-офицеров, что вело к перерасходу средств. Теперь размер компенсаций определяется по районам расположения военных объектов раз в год путем изучения реального рынка жилья. Анализируются цены на квартиры (коттеджи, таунхаусы), расположенные не далее 20 миль или 1 часа езды (в час пик) от места службы, в микрорайонах, где проживают люди соответствующего достатка. Например, для определения размера компенсации офицерам и старшим унтер-офицерам изучаются цены на 4-5-комнатные квартиры (коттеджи, таунхаусы) в районах со средним доходом населения $60-100 тысяч в год. А для вычисления субсидии молодым бессемейным военнослужащим берутся 2-хкомнатные квартиры в районах со средним достатком $20-30 тысяч.

Вооруженные силы Соединенного Королевства осуществляют программу улучшения жилищных условий британских бессемейных военнослужащих на 10 лет (до 2010 года). Программа предусматривает выделение 1 млрд фунтов (около $1,4 млрд), не считая 23 млн фунтов (около $31 млн), направленных в 2002-2003 годах на повышение качества наименее благоустроенных казарм.

Согласно программе в первые 5 лет должно быть благоустроено или вновь построено свыше 16 тысяч койко-мест. Стандартные условия проживания неженатых (незамужних) военных предусматривают отдельные спальни при совместных местах общего пользования, приготовления пищи, комнатах для ухода за бельем и проведения досуга. Для офицеров и старших офицеров условия более комфортны.

Военнослужащие Ее Королевского Величества пользуются жильем, предоставляемым государством, а также снимают его в частном секторе. Однако согласно докладу Минобороны страны за 2002 год о состоянии вверенной ему недвижимости единые стандарты и требования относительно жилищных условий для военнослужащих в Вооруженных силах Великобритании, расквартированных в различных частях страны и за рубежом, до сих пор отсутствуют.



Источник:http://www.izvestia.ru/army/article37065http://nvolgatrade.ru/

Док. 194013
Опублик.: 21.08.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``