В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Водительскому удостоверению исполнилось 110 лет Назад
Водительскому удостоверению исполнилось 110 лет
В четверг прогрессивная автомобильная общественность отмечала 110-летие вручения первого водительского удостоверения. Произошло это, как и положено всем новомодным делам конца позапрошлого века, в Париже. В связи со знаменательной датой представители российской ГИБДД рассказали, как изменялись водительские права с течением времени.

В России первое удостоверение на право управления автомобилем было вручено в 1900 году, всего на семь лет позже, чем в Париже. По этому поводу градоначальник Санкт-Петербурга выпустил специальное распоряжение `О порядке пассажирского движения на автомобиле`. К этому времени уже лет пять по российским дорогам носились импортные чудеса техники, внося полную сумятицу в движение на городских магистралях: лошади шарахались, а извозчики крестились или матерились. Через четыре года езду на авто упорядочили и в Москве.

Никаких экзаменов для получения удостоверения шофера (слово `водитель` тогда было не в ходу) не требовалось. Написал заявление в городскую управу, прокатился перед градоначальником - и готово. К слову, у извозчиков экзамен был куда серьезней: там еще требовалось и знание города показать. Впрочем, вскоре знание городской географии стали требовать и от шоферов. В 1909 году Россия присоединилась к Международной конвенции о передвижении автомобилей, и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

Первое российское свидетельство на право управления авто, сохранившееся в архивах ГИБДД, датируется 1908 годом. Весьма серьезный документ: на типографском бланке имперский герб, подпись владельца и даже его фотография. С бордового изрядно потертого листа с оборванными краями на корреспондента `Известий` серьезно смотрит обладатель свидетельства - вылитый Адам Казимирович Козлевич, водитель знаменитой `Антилопы-Гну` из `Золотого теленка`. Только этого зовут Илья, а вот фамилия - кроме заглавной `Б` ничего не разобрать. Зато типографский шрифт вполне различим. `Постановления о порядке движения по Москве автоматических экипажей мне известны, и я обязуюсь исполнять как эти обязательныя постановления, так и впредь могущия быть изданными обязательныя постановления и правительственныя распоряжения по сему предмету`, - обещал почти век назад наш земляк тогдашнему градоначальнику Москвы.

После установления советской власти началось расслоение водительского сообщества. В 1923 году Совнарком утвердил новое свидетельство - на право управления экипажем, которое имело три категории. Высшая, например, предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Единообразие пришло в 1936 году, после того, как выдачу водительских документов стали контролировать органы внутренних дел. Документ стал называться `удостоверение шофера`.

Очередные нововведения пришли в 1952 году. Теперь водителей разделили на профессионалов трех классных уровней и любителей. Тогда же были введены и знаменитые талоны предупреждений. Выдавали три штуки и после каждого нарушения один отбирали. Лишился двух талонов - пожалуйста на переэкзаменовку. Спустя семь лет решили ограничиться одним талоном, его можно было `компостировать` до 5 раз. Тогда и появились в водительском фольклоре байки о шутниках, которые, переодевшись в милицейскую форму, тормозили водителей и протыкали им талоны гвоздиком.

Водительское удостоверение, казалось бы, узкое и сугубо техническое дело. Однако полистаешь спецальбом ГИБДД с удостоверениями различных лет (там им дорожат, как фанат-филателист клястером с редчайшими марками), и станет ясно: куда страна, туда и права. Начало 60-х ознаменовалось присоединением CCCР к Женевской конвенции об автомобильном движении. С тех пор на наших правах появились иностранные слова, и они стали `конвертируемыми` за рубежом.

`Российские внутренние права признаются сейчас во всех странах, кроме Японии, - говорит заместитель начальника управления надзора ГУ ГИБДД РФ Юрий Шакиров. - Иногда в США возникают проблемы. Выдают у нас и водительские удостоверения международного образца - это книжечка на нескольких языках, примерно полтора десятка страничек. Ее получают те, кто выезжает на постоянное место жительства в другие страны`.

` Иностранцы со своими водительскими удостоверениями тоже могут без проблем ездить по российским дорогам, в том числе и жители ближнего зарубежья, - дополняет начальник отделения регистрационно-экзаменационной работы ГУ ГИБДД РФ Евгений Ерещенко. - А когда человек переезжает в Россию на ПМЖ, то национальные `права` у него действительны только 60 дней. Это время дается на то, чтобы получить российское удостоверение`.

Сегодня в России примерно 35 миллионов владельцев водительских удостоверений, 10 тысяч из них ежегодно теряют свои документы. Это и немудрено. Их сейчас в ходу два образца и оба маленькие - заламинированный листок и пластиковая карточка, обронить легко. Зато, чем немало гордятся в ГИБДД, у документов аж семь степеней защиты, чем они приближаются к ценным бумагам. С серьезными подделками пока не сталкивались.

Нынешние удостоверения, как водится, планируется несколько изменить, правда, не раньше 2005 года. Скорее всего перейдут на единый образец по типу `пластиковой карточки`, как в большинстве стран. Добавится и категорий. В частности, будут отдельно выделены `Газели`, а грузовики грузоподъемностью свыше 3,5 т разделят на малотоннажные и крупнотоннажные. Статуса удостоверения личности водительским правам предоставлять в обозримом будущем не планируется.


http://www.izvestia.ru/community/article37250


Владимир ПЕРЕКРЕСТhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 193946
Опублик.: 15.08.03
Число обращений: 170


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``