В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лысенко о законодательстве Назад
Владимир Лысенко о законодательстве
В 2002-2003 годах произошло системное обновление российского избирательного законодательства. Считается, что таким образом наша страна стала ближе к стандартам западной демократии. Комментирует член ЦИК РФ Владимир Лысенко.
Владимир Иванович, как соотносится российское избирательное законодательство РФ с международными стандартами проведения демократических выборов?


Наше избирательное законодательство полностью соответствует действующим международным избирательным стандартам. Как известно, к ним относятся всеобщность, равенство избирательного права, тайное голосование, проведение прямых выборов, периодичный характер проведения выборов. Несмотря на молодость российской демократии, сегодня можно говорить о том, что в нашей стране сложилась полноценная демократическая избирательная система.


Однако по ряду позиций некоторые страны нас опережают. Например, по созданию различных форм участия в выборах удобных для избирателей. Так, в ряде стран практикуется голосование через интернет. У нас такой формы голосования пока нет.


Все же в России тоже появляются новые виды голосования. 7 августа на заседании ЦИКа был принят `Временный порядок голосования по почте`.


Да. В новом Федеральном законе `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации`, принятом в июне прошлого года, предусмотрена такая процедура. В России голосование по почте пока будет применяться на региональных и местных выборах, на федеральном уровне оно пока законодательно не предусмотрено. Между тем, в ряде стан голосование по почте имеет длительную историю, и нам нужно стремиться к тому, чтобы перенять все то лучшее, что характерно для избирательного процесса за рубежом. Естественно, учитывая российские традиции, национальный опыт и структуру нашего федеративного государства. В США, например, регистрация избирателей добровольная. У нас же система регистрации государственная, более того - автоматизированная и обеспечивает надежную защиту реализации избирательных прав. В ряде стран мира - в Австралии, например - голосование является обязательным. За неучастие в выборах по неуважительной причине на гражданина может быть наложен штраф, в некоторых государствах предусмотрено даже тюремное заключение, ограничение в каких-то гражданских правах. У нас же участие в выборах - дело добровольное.


А если попытаться соотнести по явке избирателей?


Если сопоставить данные по явке на национальные выборы за 1992-2003 гг. в Великобритании, России и Италии, то окажется, что самый высокий процент явки был в Италии в 1992 году (87,4%). Итальянцы всегда активно участвуют в выборах. Даже спустя 10 лет, в 2001 году явка составила 81,4%. Организация публичной жизни у них исторически основана на коммунах, а коммуна предполагает коллективизм. В Великобритании явка продолжает падать. Международных наблюдателей на выборах английское законодательство не предусматривает, а в Россию, начиная с 1993 года, регулярно приезжает более 1000 иностранных наблюдателей на разные федеральные выборы. Явка на выборах депутатов Госдумы 1993 года у нас была 50%, 1995-го года - 64,5%, а на последних выборах 1999-го года показатели явки снова `выправились` до 60%.


Какие нововведения в российском избирательном законодательстве представляют, на Ваш взгляд, наибольший интерес для избирателей?


Избирательные комиссии не могут отменить свое решение о регистрации кандидата. Раньше это было возможно, а теперь находится полностью в компетенции суда. Избирательные комиссии могут лишь довести до сведения граждан, что кандидат предоставил неверные сведения о себе.


Одним из важнейших нововведений является государственная автоматизированная система РФ `Выборы`. Если раньше не было закона, регулирующего ее работу (система функционировала на основании президентских указов), то 10 января 2003 года был принят Федеральный закон `О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации `Выборы`. В документе прописаны статус системы, ее возможности, в том числе получение юридически значимых документов. Далее существенно повысилась ответственность СМИ: теперь, если в течение одной избирательной кампании СМИ более двух раз получит административные взыскания, налагаемые в судебном порядке, то на третий раз Министерство печати в праве через суд приостановить действие лицензии неаккуратного СМИ. В Уголовном кодексе появились две новые статьи, предусматривающие ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения (блока) - ст.141, а также за фальсификацию итогов голосования - ст. 142. В Кодекс об административных правонарушениях введены новые статьи, предусматривающие ответственность, в частности, за злоупотребление служебным положением, проведение агитации в местах, где это запрещено, за финансовые злоупотребления, подделку подписей. То есть, созданы преграды на пути злоупотребления административным ресурсом, а насколько они эффективны, покажет предстоящая избирательная кампания.


Что делает Центральная избирательная комиссия для того, чтобы не только политики и политические партии, но и избиратели были в курсе перечисленных нововведений? Другими словами, повышает ли ЦИК правовую культуру граждан?


ЦИКом утвержден план информационно-разъяснительной деятельности, который направлен на то, чтобы как можно более оперативно и в полном объеме доводить до сведения избирателей всю значимую информацию. Кроме того, подготовлен Научно-практический комментарий к Федеральному закону `Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации`. В помощь членам избирательных комиссий - окружных, территориальных, участковых - выходят три пособия. Издан также справочник для наблюдателей. Готовится серия предвыборных видеороликов и документальный фильм, который должен привлечь внимание избирателей, дать им возможность осознать, почему важно принять участие в голосовании, почему нельзя игнорировать выборы.


Как Вы оцениваете уровень подготовки региональных избирательных комиссий в тех регионах, которые Вы как член ЦИК курируете?


В курируемом мной Сибирском федеральном округе 16 субъектов РФ и, соответственное число избирательных комиссий этого уровня. В связи с истечением срока полномочий, двенадцать комиссий уже сформированы в новом составе, включая избирательную комиссию Красноярского края в связи с ее расформированием за неисполнение решений суда. Сменились только пять председателей из двенадцати, остальные все прежние, имеющие солидный опыт работы. Надо сказать, что в целом уровень профессиональной подготовки избирательных комиссий повысился.


В связи с внесением изменений в Федеральный закон `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ`, какова сейчас норма представительства на один избирательный округ, и сколько в России будет одномандатных округов?


Норма представительства на один избирательный округ сейчас установлена в 478 тыс. 458 избирателей. По действующему закону `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ`, на территории субъектов РФ, где численность избирателей ниже этой нормы, в обязательном порядке формируется один одномандатный округ. Таких субъектов РФ, где всего один одномандатный округ, двадцать один: республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия - Алания, Тыва, Хакасия, а также Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская АО, Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий АО.


Всего образовано 225 округов, как и предусмотрено Федеральным законом `О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации`. Выборы в соответствии с данным Федеральным законом должны проводиться в первое воскресенье декабря, т.е. 7 декабря 2003 года.http://nvolgatrade.ru/

Док. 193928
Опублик.: 14.08.03
Число обращений: 458

  • Лысенко Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``